ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А79-14152/12 от 28.02.2013 АС Чувашской Республики

62/2013-15989(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ
Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Чебоксары

Дело № А79-14152/2012

28 февраля 2013 года

Арбитражный суд в составе: судьи Яковлевой Г.Н.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Петровой Е.Л.,

рассмотрев в заседании суда дело по иску

общества с ограниченной ответственностью "Чебоксарская строительная компания"

к Федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород - Уфа Федерального дорожного агентства"

о признании недействительными решений аукционной комиссии, размещенного заказа №0315100000312000145 на выполнение работ и заключенный между Федеральным казенным учреждением "Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород - Уфа Федерального дорожного агентства" и ООО «Воддорстрой» государственный контракт №282/12 от 12 ноября 2012 года,

с участием в деле в качестве третьего лица: общества с ограниченной отвественностью «Воддорстрой»,

при участии:

от истца – представитель не явился,

от ответчика – представитель не явился,

от третьего лица – ФИО1 по доверенности от 30 декабря 2012 года, ФИО2 по доверенности от 27 февраля 2013 года,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Чебоксарская строительная компания" (истец) обратилось к Федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород - Уфа Федерального дорожного агентства" (ответчик) о признании недействительными решений аукционной комиссии, размещенного заказа №0315100000312000145 на выполнение работ и заключенного между Федеральным казенным учреждением "Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород - Уфа Федерального


дорожного агентства" и ООО «Воддорстрой» государственного контракта №282/12 от 12 ноября 2012 года.

Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 15 января 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Воддорстрой».

Исковые требования мотивированы следующим.

03 октября 2012 года ответчиком на официальном сайте www.http://zakupki.gov.ru. размещено извещение № 0315100000312000145 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключить государственный контракт на выполнение работ "Содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на 2013 г. - 1 полугодие 2018 г. Оказание услуг по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения М-7 «Волга» Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 573+785 - км 746+985, новое направление а/д М-7 "Волга" км 730+000 - км 735+200 со съездами к ст. Тюрлема и к с. Янгильдино, западный подъезд к г. Чебоксары км 0+000 - км 11+112, восточный подъезд к г. Чебоксары км 0+000 - км 3+300, А- 151 Цивильск - Ульяновск км 0+000 - км 199+000,Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар-Ола - ФИО3 - Сыктывкар км 8+080 - км 19+294 в Чувашской Республике, Республике Татарстан и Ульяновской области.

Согласно протоколу подведения итогов открытого аукциона в электронной форме от 30 октября 2012 года № З аукцион был признан аукционной комиссией ответчика несостоявшимся и победителем аукциона было признано ООО "Воддорстрой», с которым ответчик заключил государственный контракт от 12 ноября 2012 года № 282/12.

Согласно документации аукциона ответчиком были установлены следующие основные требования: а) в предмет аукциона включено выполнение победителем аукциона следующих работ:

- постоянно выполняемые услуги по нормативному содержанию дорог,

- нанесение горизонтальной дорожной разметки,

- содержание линий электроосвещения,

- содержание светофорных объектов,

- содержание пунктов учета движением,

- содержание центров управления производством,

- содержание средств видео и метеообеспечения, информационных табло.

Срок выполнения работ по государственному контракту: начало работ01 января 2013 года, окончание работ - 30 июня 2018 года, начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 261 345 821 руб., размер обеспечения заявки на участие в аукционе составляет 113 067 291 руб. 05 коп., что составляет 5% от начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно части 2 статьи 17 Закона «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов


Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд

Работы по содержанию дорог и искусственных сооружений, указанные в пункте «а» настоящего заявления, не являются технологически связанными, должны выполняться в различных регионах, не являются единым циклом производства в течение 5,5 лет, т.к. представляют отдельные операции с непродолжительным циклом.

Перечень видов работ, объединенных в один лот указанного аукциона, содержится в прилагаемом к исковому заявлению календарном графике производства и финансирования работ. Указанные работы могут быть выполнены при выделении в отдельные лоты, что подтверждается ранее заключенными ответчиком в течение 2011-2012 годов отдельными государственными контрактами на виды работ, которые объединены в один лот аукциона. Информация о таких контрактах содержится в прилагаемых к исковому заявлению Сведениях о контрактах ответчика.

При проведении указанного аукциона ответчиком не выполнено требование статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой государственные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Из документации об аукционе следует, что ответчик установил максимально возможный размер обеспечения заявки. У ответчика была возможность установить размер обеспечения заявки менее максимального, однако ответчик не воспользовался указанной возможностью, чем ограничил возможность конкуренции на товарном рынке содержания автомобильных дорог.

В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах

Ответчиком не выполнено при проведении указанного аукциона требование Градостроительного Кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьей 52 которого виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные СРО Свидетельства о допуске к таким видам работ. Перечень таких видов работ утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624. Исходя из смысла указанных норм, если условия аукциона предусматривают проведение работ, которые содержатся в Перечне, то участник аукциона должен предоставить свидетельство о допуске к названным работам. Согласно документации указанного аукциона в перечень работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог входят строительные работы, требующие наличие Свидетельства о допуске к таким работам, выданного СРО. Перечень таких работ содержится в прилагаемой к исковому заявлению информационной справке о видах работ, включенных ответчиком в предмет


аукциона и требующих наличия у участника размещения заказа Свидетельства о допуске к работам, выданное СРО.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона о размещении заказов единый порядок размещения заказов устанавливается им в целях расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов и иных целях.

Ответчик, объединив в один лот не связанные технологически работы и установив срок выполнения работ в 5,5 лет, нарушил права и интересы истца, имевшего намерение выполнять указанные виды работ, но не имеющего финансовой возможности предоставить обеспечение заявки на участие в аукционе в размере 113 067 291 руб. 05 коп.

Статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Таким образом, истец просит признать недействительным решение аукционной комиссии ФКУ Упрдор «Волга» о признании несостоявшимся открытого аукциона в электронной форме "Содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на 2013 г. - 1 полугодие 2018 г., признать недействительным размещенный заказ № 0315100000312000145 на выполнение работ "Содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на 2013 г. - 1 полугодие 2018 г. и признать недействительным заключенный ФКУ Упрдор «Волга» с ООО «Воддорстрой» государственный контракт от 12 ноября 2012 года № 282/12.

В судебное заседание стороны по спору представителей не направили, ходатайством №155 от 28 февраля 2013 года истец просит отложить судебное разбирательство в связи с невозможностью явки представителя по уважительной причине.

Также суду представлен отзыв на иск №07/384 от 31 января 2013 года, которым ответчик пояснил суду следующее.

В соответствие со статьей 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильной дороги - это комплекс услуг (работ) по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Нормами статьи 17 Закона о дорогах предусмотрено: 1. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством


поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. 2. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. 3. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Классификация устанавливает состав и виды дорожных работ (капитальный ремонт, ремонт и содержание), которым следует руководствоваться при планировании объемов работ.

Приказом Минтранса РФ от 12 ноября 2007 г. № 160 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» определен состав дорожных работ, в том числе классификация работ по содержанию автомобильных дорог - глава IV, которая предусматривает объем работ по содержанию автомобильных дорог - п. 12 определены виды работ на весенний, летний и осенний периоды, п. 13 - работы по зимнему содержанию дорог, п. 14 - работы по озеленению, п. 15 - прочие работы и п. 16 - работы по установке элементов обустройства дороги.

Все виды услуг (работ) между собой взаимосвязаны и призваны обеспечить заданный уровень содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения для безопасного, круглогодичного и бесперебойного движения, а также выполнению комплекса работ для обеспечения безопасного движения транспортных средств, снижения уровня дорожно-транспортных происшествий на участке автомобильной дороги общего пользования федерального значения.

Таким образом, техническая документация на: «Содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на 2013 г. - 1 полугодие 2018 г. Оказание услуг по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения по оказанию услуг по содержанию участка автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 «Волга» Москва -Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа км 573+785 - км 746+985, Новое направление а/д М-7 "Волга" км 730+000 - км 735+200 со съездами к ст. Тюрлема икс. Янгильдино, Западный подъезд к г. Чебоксары км 0+000 - км 11+112, Восточный подъезд к г. Чебоксары км 0+000 - км 3+300, А-151 Цивильск - Ульяновск км 0+000 - км 199+000, Р-176 "Вятка" Чебоксары - Йошкар-Ола - ФИО3 - Сыктывкар км 8+080 - км 19+294 в Чувашской Республике, Республике Татарстан и Ульяновской области разработана в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Кроме того, не установление требований к участникам размещения заказа о наличии допусков к выполнению работ (оказание услуг) по содержанию автомобильных дорог и отдельных видов услуг (работ), входящих в состав


содержания автомобильных дорог, не являются нарушением действующего законодательства и не нарушают права участника размещения заказа.

Главным распорядителем средств федерального бюджета - Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта Российской Федерации до Заказчика доведено задание на выполнение работ (оказание услуг) по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения на 2013-2018 г.г. Услуги (работы) по содержанию автомобильных дорог носят непрерывный систематический характер, поскольку должны обеспечить круглогодичное и бесперебойное движение транспортных средств по федеральным автомобильным дорогам.

Следовательно, установление срока исполнения контракта свыше 1 года не противоречит нормам права и не является нарушением действующего законодательства.

Согласно части 5 статьи 41.1 Федерального закона №94-ФЗ заказчиком, уполномоченным органом должно быть установлено требование обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме. Размер обеспечения заявки на участие в открытом аукционе не может быть менее чем 0,5 процента и не может превышать пять процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) либо в случае размещения заказа в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона не может превышать два процента начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Требование обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в равной мере распространяется на всех участников размещения соответствующего заказа и указывается в документации об открытом аукционе в электронной форме.» Руководствуясь данным положением закона о размещении госзаказов Заказчиком установлено требование обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в размере пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта.

Следовательно, установление размера обеспечения заявки в пределах, определенных законодательством, является правом заказчика и соответствует требованиям законодательства.

Одновременно с этим, сообщаем, что истом ранее была подана жалоба в Управление антимонопольной службы по тем же доводам, что изложены в исковом заявлении истцом. 16 ноября 2012 года жалоба ООО «Чебоксарская строительная компания» Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) рассмотрена, податель жалобы будучи надлежащим образом извещенным на рассмотрение жалобы не явился. Решением ФАС России действия Заказчика (ФКУ Упрдор «Волга») признаны соответствующими закону, а доводы ООО «Чебоксарская строительная компания» не нашли своего подтверждения.

Представители третьего лица иск не признал, просили в его удовлетворении отказать. Суду представили письменный отзыв на иск от 08 февраля 2013 года, который поддержали. Суду пояснили, что аукцион был проведен в соответствии с требованиями законодательства, в настоящее время государственный контракт, заключенный между ФКУ УПРДОР «Волга» и ООО


«Водстрой» по результатам открытого аукциона работает (с 01 января 2013 года), что подтверждается актами оказанных услуг за январь-февраль 2013 года.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей третьего лица, суд откладывает судебное разбирательство по ходатайству истца, а также для предоставления сторонами дополнительных документов в обоснование своих доводов и возражений и для предоставления времени для урегулирования спора мирным путем.

Руководствуясь статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Отложить судебное разбирательство арбитражного суда первой инстанции на 04 апреля 2013 года в 10 час. 00 мин. в помещении суда по адресу 428000, <...>, каб. 313, тел. <***>.

Истцу – представить письменные пояснения по существу спора с учетом возражений ответчика и третьего лица.

Сторонам – обеспечить явку в суд своих представителей с надлежащим образом оформленными доверенностями; принять меры по урегулированию спора мирным путем и обсудить вопрос о заключении мирового соглашения,

Информацию о перерыве в судебном заседании, движении дела можно получить на официальном сайте Арбитражного суда Чувашской Республики в сети Интернет по адресу: www.chuvashia.arbitr.ru, картотеке арбитражный дел, картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по адресу: http://kad.arbitr.ru/, в справочной службе Арбитражного суда Чувашской Республике по телефонам: <***>, 24-01-80, 24-01-56, а также у помощника судьи.

Судья

Г.Н. Яковлева



2 А79-14152/2012

3 А79-14152/2012

4 А79-14152/2012

5 А79-14152/2012

6 А79-14152/2012

7 А79-14152/2012