Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Чебоксары
Дело № А79-15451/2018
29 апреля 2019 года
Резолютивная часть определения объявлена 29 апреля 2019 года. Полный текст определения изготовлен 29 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии в составе судьи Афанасьева А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Майоровой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Дормаш» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к администрации Ленинского района города Чебоксары, административной комиссии при администрации Ленинского района города Чебоксары
о признании незаконным и отмене постановления от 18.12.2018 №30501 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 5 статьи 10.3 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 №22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. 00 коп.,
при участии:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 26.12.2018,
от администрации Ленинского района г. Чебоксары – ФИО2 по доверенности от 09.01.2019 № 05/14-3,
от соответчика – административной комиссии при администрации Ленинского района города Чебоксары - ФИО2 по доверенности от 09.01.2019 № 05/14-8,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Дормаш» (далее – ООО «Дормаш», Общество или заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации Ленинского района г. Чебоксары (далее – администрация Ленинского района г. Чебоксары), административной комиссии при администрации Ленинского района города Чебоксары (далее – административная комиссия при администрации Ленинского района г. Чебоксары) о признании незаконным и отмене постановления от 18.12.2018 №30501 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 5 статьи 10.3 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 №22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. 00 коп.
Определением суда от 28.02.2019 к участию в деле №А79-15451/2018 в качестве соответчика привлечена административная комиссия при администрации Ленинского района города Чебоксары.
10 апреля 2019 года в арбитражный суд от ООО «Дормаш» поступили письменные возражения.
Представитель ООО «Дормаш» в судебном заседании 23.04.2019 просил суд признать незаконным и отменить постановление от 18.12.2018 №30501 по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель администрации Ленинского района г. Чебоксары и административной комиссии при администрации Ленинского района г. Чебоксары в судебном заседании 23.04.2019 просила суд прекратить производство по делу №А79-15451/2018 по доводам, указанным в письменных возражениях от 12.04.2019.
Судом на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было вынесено протокольное определение об объявлении перерыва в судебном заседании до 16 часов 00 минут 25 апреля 2019 года.
Представитель ООО «Дормаш» в судебном заседании 25.04.2019 просил суд признать незаконным и отменить постановление от 18.12.2018 №30501 по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель администрации Ленинского района г. Чебоксары и административной комиссии при администрации Ленинского района г. Чебоксары в судебное заседание 25.04.2019 не явился.
Судом в порядке части 3 статьи 168 и части 2 статьи 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было вынесено протокольное определение о возобновлении судебного разбирательства по настоящему делу.
Судом на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было вынесено протокольное определение об объявлении перерыва в судебном заседании до 13 часов 00 минут 29 апреля 2019 года.
Представители лиц, участвующие в деле, в судебном заседании 29.04.2019 поддержали ранее изложенные доводы.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 30.11.2018 главным специалистом экспертом отдела ЖКХ и благоустройства администрации Ленинского района г. Чебоксары при обследовании территории, прилегающей к зданию №2 по пр. И.Я. Яковлева установлено, что ООО «Дормаш» не выполнило обязанности собственника нежилого здания по удалению надписи с фасада нежилого помещения, находящегося в его собственности.
По данному факту 30.11.2018 в отношении ООО «Дормаш» был составлен протокол об административном правонарушении №82 по части 5 статьи 10.3 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 №22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» - невыполнение обязанностей собственниками нежилых зданий, строений и сооружений по удалению с нежилых зданий, строений и сооружений размещаемых объявлений, листовок, надписей, иных информационных материалов, не содержащих информацию рекламного характера (л.д. 32). О времени и месте составления протокола об административном правонарушении ООО «Дормаш» было извещено согласно уведомлению от 29.11.2018 № 78 (л.д. 31).
03 декабря 2018 года в адрес ООО «Дормаш» было направлено уведомление о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, которое получено Обществом 11.12.2018.
Постановлением административной комиссии при администрации Ленинского района г. Чебоксары от 18.12.2018 №30501 ООО «Дормаш» привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 10.3 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 №22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. 00 коп.
Представитель юридического лица ООО «Дормаш» на заседание комиссии явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Из объяснений ООО «Дормаш» следует, что балансодержатель здания обанкротился, хозяйствующая деятельность по содержанию здания не ведется (здание находится в собственности более 8 лиц). Своими силами пытались закрасить надписи на фасаде, но краска на поверхность фасада не села из-за климатических условий (минусовая температура воздуха).
Не согласившись с постановлением от 18.12.2018 №30501 ООО «Дормаш» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Порядок рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности регулируется § 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу действия части 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
Таким образом, из системного толкования приведенных норм следует, что арбитражному суду подведомственны дела по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности.
Дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны суду общей юрисдикции.
Следовательно, при определении подведомственности дел по жалобам в соответствии с частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует учитывать не только субъектный состав участников правонарушения, но и характер административного правонарушения.
Согласно части 5 статьи 10.3 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 №22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» невыполнение обязанностей собственниками нежилых зданий, строений и сооружений по удалению с нежилых зданий, строений и сооружений размещаемых объявлений, листовок, надписей, иных информационных материалов, не содержащих информацию рекламного характера, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот рублей до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Указанная статья относиться к главе 3 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 №22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» административные правонарушения, посягающие на права граждан, их здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, и не имеет отношения к предпринимательской и иной экономической деятельности заявителя.
Объективная сторона выявленного административного правонарушения выражается в действиях (бездействиях), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в области благоустройства.
Оснований полагать, что указанное административное правонарушение было совершено юридическим лицом в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, не имеется.
В пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных
с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что подведомственность арбитражным судам дел об оспаривании решений административных органов о привлечении
к административной ответственности определена частью 3 статьи 30.1 КоАП, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. При этом указанные постановления могут быть обжалованы в арбитражный суд в случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем совершено административное правонарушение, связанное
с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что порядок обжалования и вступления в законную силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях зависит от того, каким органом рассматривалось дело.
Если дело рассматривалось органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях,
то его постановление может быть обжаловано в районный суд, а военнослужащими - в гарнизонный военный суд (пункты 2 и 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ). Решение судьи районного суда или гарнизонного военного суда, принятое по жалобе
на такое постановление, может быть обжаловано в соответствии с частями 1 и 2 статьи 30.9 КоАП РФ в вышестоящий суд. Постановление по делу
об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или арбитражным судом, согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ может быть обжаловано
в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и статьями 10, 26, 36 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вынесенное судьей суда общей юрисдикции, может быть обжаловано в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ
в вышестоящий суд общей юрисдикции. При этом необходимо учитывать, что жалобы указанных лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных
на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
Таким образом, независимо от субъектного состава спора, дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, в частности, в связи с нарушением правил в области благоустройства.
При таких обстоятельствах, спор не имеет экономического характера, не связан с предпринимательской деятельностью и не относится к специальной подведомственности, предусмотренной статьей 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Неподведомственность спора арбитражному суду является основанием для прекращения производства по делу, за исключением случая, когда производство по делу уже было прекращено судом общей юрисдикции в связи с неподведомственностью, поскольку в противном случае лицо будет лишено права на судебную защиту своих законных интересов.
Поскольку спора о подведомственности между судом общей юрисдикции и арбитражным судом не возникло, Общество не лишено возможности реализовать право на судебную защиту, гарантированное статьей 46 Конституции Российской Федерации, с соблюдением правил подведомственности спора.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
прекратить производство по делу № А79-15451/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Дормаш» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к администрации Ленинского района города Чебоксары, административной комиссии при администрации Ленинского района города Чебоксары о признании незаконным и отмене постановления от 18.12.2018 №30501 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 5 статьи 10.3 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 №22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. 00 коп.
Определение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии в течение месяца с момента его вынесения.
В таком же порядке определение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий месяца со дня вступления в законную силу постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Судья А.А. Афанасьев