ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А79-1600/07 от 07.05.2007 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ленина пр., д.4, Чебоксары, 428000

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела к судебному разбирательству

г. Чебоксары

Дело № А79-1600/2007

мая 2007 года

Арбитражный суд в составе: судьи Голубевой Т.Г.,

рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по иску

ФИО1

<...>

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары

<...>

о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица при создании,

при участии:

от истца: ФИО1 – учредителя,

от ответчика: ФИО2, по доверенности

установил:

ФИО1 обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью «МедИнСрой», регистрации ООО «МедИнСрой».

Исковое заявление мотивировано следующим. 15.12.2006 в Инспекцию ФНС России по г. Чебоксары были предоставлены документы для государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью «МедИнСрой», о чем свидетельствует расписка в получении документов, представленных заявителем налоговому органу.

Решением от 22.12.2006 года в регистрации общества с ограниченной ответственностью «МедИнСрой» было отказано со ссылкой на то, что отсутствует заявление о государственной регистрации юридического лица при создании, в частности, в заявлении по форме Р 11001 не заполнен пункт 1.4 приложения к заявлению (лист Б).

Пункт 1.4 заявления по форме Р 11001 (лист Б) предоставляет сведения о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ, также этот пункт заполняется только при наличии данных, о чем свидетельствует надпись «ИНН (при наличии)» в п. 1.4 заявления по форме Р 11001 (лист Б), то есть данная информация предоставляется налоговому органу только при ее наличии. В данном случае эти сведения не могли быть прописаны в пункте 1.4 заявления по форме Р 11001 (лист Б), поскольку в оригинале свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица (ФИО3) по месту жительства на территории РФ, выданного 29.08.2001 года Межрайонной ИФНС РФ № 6 по Чувашской Республике отсутствует идентификационный номер налогоплательщика (далее ИНН) (свидетельство серии 21 № 001387330).

Поскольку ФИО3 не является индивидуальным предпринимателем, согласно налоговому законодательству РФ ему иметь идентификационный номер налогоплательщика не обязательно, а также, в силу его религиозных убеждений, при написании заявления о выдаче свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ в Межрайонной ИФНС РФ № 6 по Чувашской Республике, просил не присваивать ему идентификационный номер налогоплательщика, что налоговый орган и выполнил в соответствии со ст. 15, 17, 19, 28, п. 1 ст. 45 Конституции РФ, п. 10, 11 ст. 21, п. 2 ст. 23, п. 1, 7 ст. 83, п. 7 ст. 84 Налогового кодекса РФ, ст. 23 Гражданского кодекса РФ.

Вследствие того, что Межрайонная ИФНС РФ № 6 по Чувашской Республике выдала свидетельство ИНН без присвоения ИНН ФИО3, Инспекция ФНС России по г. Чебоксары выдала решение об отказе в государственной  регистрации  юридического лица  при  создании  со ссылкой  на  то,  что отсутствует заявление о государственной регистрации юридического лица при создании, в частности, в заявлении по форме Р 11001 не заполнен пункт 1.4 приложения к заявлению (лист Б).

ФИО3, являющийся одним из учредителей общества с ограниченной ответственностью «МедИнСрой», в государственной регистрации которого было отказано Инспекцией ФНС России по г. Чебоксары, не знал, не предполагал и не мог предвидеть то, какой ему, как выяснилось впоследствии, был присвоен ИНН, поскольку документального подтверждения о том, что ему был присвоен ИНН нет ни у него, ни у налогового органа, также как и не имеется его письменного заявления о присвоении ИНН.

Согласно ст. 51, 52 ГК РФ отказ в регистрации предприятия возможен лишь в случаях создания предприятия с нарушением установленного порядка либо несоответствия учредительных документов требованиям законодательства.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала на момент государственной регистрации; б) решение о создании юридического лица в виде протокола; в) учредительные документы юридического лица (подлинники); г) документ об уплате государственной пошлины.

При подаче заявления для государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью «МедИнСрой» все вышеуказанные требования были выполнены.

В предварительном судебном заседании истец исковые требования поддержал.

Представитель ответчика исковые требования отклонила по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 Требований к оформлению документов, используе­мых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в ка­честве индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439, заявления, уведомления и сообщения, а также приложения к ним заполняются от руки печатными буквами чернилами или ша­риковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным текстом. В случае если какой-либо раздел или пункт раздела заявления не заполняется, в соответствующих гра­фах проставляется прочерк.

Согласно подпункту «д» пункта 1 статьи 5 Закона о регистрации в Едином госу­дарственном реестре юридических лиц должны содержаться, в част­ности, сведения об учредителях (участниках) юридического лица.

Пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимо! имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

В соответствии с пунктом 7 статьи 84 НК РФ каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации ИНН. Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Министерством финансов Российской Федерации (до внесения в НК РФ изменений Федеральным законом от 29.06.2004 № 58-ФЗ - Министерством Российской Федерации по налогам и сборам).

Согласно пункту 2.2.1 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учет юридических и физических лиц ИНН присваивается налоговым органом по месту жительства физического лица при постановке на учет физического лица или учете сведений о физическом лице.

Пунктом 2.2.4 Порядка установлено, что постановка на учет в налоговом органе по месту жительства налогоплательщиков - физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется на основании: 1) сведений, представляе­мых органами, указанными в пунктах 2, 4, 6 статьи 85 НК РФ, с последующей выдачей (направлением по почте с уведомлением о вручении) Уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства по форме № 09-2-3; 2) сведе­ний, представляемых органами, указанными в пунктах 3 и 5 статьи 85 НК РФ, при нали­чии поступившей в налоговый орган от других источников в соответствии с законода­тельством документированной информации, подтверждающей наличие возложенной на физическое лицо обязанности уплачивать налоги и (или) сборы, с последующей выдачей (направлением по почте с уведомлением о вручении) Уведомления о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства по форме № 09-2-3; 3) заяв­ления физического лица о выдаче документа, подтверждающего присвоение ИНН, № 09-2-1 № 09-2-1 с последующей выдачей (направлением по почте с уведомлением о вру­чении) Свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства по форме N 09-2-2 или иного документа, подтверждающего присвое­ние ИНН.

Как следует из материалов дела, в представленном в Инспекцию для государст­венной регистрации Общества заявлении по форме № Р11001, в пункте 1.4 приложения к заявлению (Лист Б), не указан ИНН учредителя Общества ФИО3., и прочерки в соответствующих полях не проставлены.

Данное обстоятельство означает, что в нарушение подпункта «а» статьи 12 Закона о регистрации заявление по форме № Р11001 не соответствует Требованиям к оформле­нию документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439, что исклю­чает возможность признать такое заявление представленным в надлежащем виде.

Следовательно, решение от 22.12.2006 об отказе в государственной регистрации Общества Инспекцией вынесено обоснованно и в строгом соответствии с действующим законодательством.

Таковым, в соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, является ФНС России и ее территориальные органы.

Так как пунктом 2 статьи 8 Закона о регистрации установлено, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего ис­полнительного органа, регистрирующим органом в настоящем случае является Инспек­ция.-

Это означает, что требование заявителя о регистрации Общества, обращенное к Арбитражному суду Чувашской Республики, не осуществляющему полномочия регист­рирующего органа, а не к Инспекции, является необоснованным.

Из текста подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ следует, что государствен­ные органы освобождаются от государственной пошлины при соблюдении 2-х условий: 1. обращение в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законом; 2. обращение в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Пунктом 1 статьи 30 НК РФ определено, что налоговые органы составляют еди­ную централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соот­ветствующий бюджет налогов и сборов.

При этом законодательство, регулирующее деятельность налоговых органов, пре­дусматривает 2 случая участия налоговых органов в рассматриваемых судами налого­вых спорах:

во-первых, в качестве истцов/заявителей в случае предъявления налоговыми ор­ганами исков/заявлений в соответствии со статьей 31 НК РФ и пунктом 11 статьи 7 За­кона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»;

во-вторых, в качестве ответчиков в случае обжалования налогоплательщиками и иными лицами актов налоговых органов, действия и бездействия их должностных лиц в соответствии со статьей 138 НК РФ.

Как следует из материалов дела, в представленном в Инспекцию для государст­венной регистрации Общества заявлении по форме № Р11001, в пункте 1.4 приложения При этом и в первом, и во втором случае именно на налоговые органы возложена обязанность доказывания законности и обоснованности их актов, действий либо бездей­ствия, что осуществляется также в рамках возложенной на налоговые органы функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, пра­вильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, то есть защиты государственных интересов.

В соответствии со статьей 138 НК РФ акты налоговых органов, действия или без­действие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Отсюда следует, что налоговый орган, выступая в арбитражном процессе либо в качестве заявителя, либо в качестве ответчика, осуществляет защиту государственных интересов, защиту интересов бюджета Российской Федерации.

Изложенное показывает, что налоговые органы, выступая в арбитражном процес­се либо в качестве заявителя, либо в качестве ответчика, осуществляя защиту государст­венных интересов, защиту интересов бюджета Российской Федерации, освобождены от уплаты государственной пошлины.

Признав дело подготовленным, суд назначает судебное разбирательство.

Руководствуясь статьей 136, частями 1,2,3 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Назначить дело к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции на июня 2007 года на час. мин. в помещении суда по адресу 428000, г. Чебоксары, пр. Ленина, д.4, каб. , тел. 30-01-09.

Судья                                                                                 Т.Г. Голубева