ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А79-1682/08 от 10.07.2008 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Чебоксары

Дело № А79-1682/2008

Арбитражный суд Чувашской Республики в составе:

судьи Манеевой О.В. 

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в заседании суда дело по иску

товарищества собственников жилья «Стрелка»

к администрации города Чебоксары Чувашской Республики и

Финансовому управлению администрации г.Чебоксары

третьи лица:

ФИО1,

ФИО2,

ФИО2,

ФИО3,

ФИО4,

ФИО4,

Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, 

о взыскании 20466 руб.,

при участии: от истца –  руководителя ФИО5,

от ответчика администрации – ФИО6 по доверенности от 15.05.2008,

от третьего лица – ФИО7 по доверенности от 09.10.2007,

установил:

товарищество собственников жилья «Стрелка» обратилось в арбитражный суд с иском к администрации города Чебоксары о взыскании задолженности по содержанию и ремонту жилья, коммунальным услугам за период с 01.01.2005 по 13.03.2007 в сумме 20 466 руб. 34 коп., в связи с эксплуатацией квартиры №65 в доме № 35 по ул. Гагарина г. Чебоксары.

Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 26.05.2008 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Финансовое управление администрации г.Чебоксары.

Определениями от 30.04.2008, 02.07.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены ФИО1, ФИО2, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО4, проживающие по адресу <...> а также Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики 

В судебном заседании представитель истца уменьшил размер исковых требований до 20 094 руб. 92 коп., просил суд взыскать с ответчиков администрации г. Чебоксары и Финансового управления г.Чебоксары 20 094 руб. 92 коп. расходов по содержанию, ремонту жилья и коммунальным услугам квартиры № 65 в доме № 35 по улице Гагарина за период с 01.01.2005 по 13.03.2007.

В обоснование заявленных требований истец указал, что 18.12.2003 распоряжением главы Администрации г.Чебоксары утвержден акт Государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством дома № 35 по ул. Гагарина г.Чебоксары.

По акту приема-передачи социального жилья, построенного в соответствии с государственным контрактом № 20 от 02.02.2001 Администрация г.Чебоксары приняла от застройщика ООО «Стрелка» после завершения строительства квартиру № 65 по ул. Гагарина,35 г. Чебоксары.

По акту приема-передачи № 05-09/6 от 13.03.2007 Администрация Калининского района г. Чебоксары передала указанную квартиру ФИО1, ФИО2, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО4 в общую собственность в равных долях каждому.

С момента приемки жилого дома № 35 по ул. Гагарина в эксплуатацию 18.12.2003 (Распоряжение Государственной комиссии № 3732-р от 18.12. 2003) до передачи в установленном порядке квартиры № 65 в указанном доме семьям А-вых и Н-вых 13.03.2007, Администрация г.Чебоксары являлась владельцем указанной квартиры.

До заселения жилых помещений государственного и муниципальных жилых фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления (пункт 3  статьи  153 ЖК РФ).

Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (п.11 ст.155 ЖК РФ)

Кроме того, Калининский районный суд в мотивировочной части решения от 30.11.2007 по взысканию задолженности с семей А-вых и Н-вых указал, что до заселения жилых помещений государственного и муниципальных жилых фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу ТСЖ «Стрелка» в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления подлежит возмещению за счет казны муниципального образования. На основании статьи 1071 Кодекса в случаях, когда в соответствии с настоящим кодексом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны муниципального образования, то в данном случае от имени казны выступает финансовое управление администрации г. Чебоксары ЧР.

ТСЖ «Стрелка» осуществляло свою деятельность по содержанию, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилого дома № 35 по ул. Гагарина с 1 января 2005 года. На основании вышеизложенного за Администрацией города Чебоксары и Финансовым управлением г. Чебоксары образовалась задолженность перед ТСЖ Стрелка» по оплате содержания, ремонта жилья и отоплению за период с 01.01.2005 по 13.03.2007 в сумме 20094 рублей 92 копеек.

Представитель истца также заявил ходатайство о привлечении администрации Калининского района г. Чебоксары к участию в деле в качестве третьего лица и истребовании учетного дела семьи А-вых и Н-вых, документов, на основании которых данная семья была исключена из списка нуждающихся в жилых помещениях, иных документов, подтверждающих факт передачи квартиры №65 семье А-вых и Н-вых. 

Представитель ответчика в заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, указав, что в соответствии с государственным контрактом № 20 от 02.02.2001 строительной организацией  жилого дома №35 по ул. Гагарина г. Чебоксары являлось общество с ограниченной ответственностью «Стрелка». Данный государственный контракт заключен в пользу третьих лиц. Строительство осуществлялось за счет средств бюджета и собственных средств граждан, вложенных в данное строительство. В связи с этим, издано постановление главы администрации Калининского района города Чебоксары от 12.07.2001 №1252 в соответствии с которым, семье А-вых и Н-вых выделена субсидия на строительство квартиры №65 <...>. Разницу между стоимостью квартиры и выделенной субсидии данная семья оплачивала самостоятельно. После окончания строительства семья вселилась в вышеуказанную квартиру.

Ответчик не согласен с доводом истца о том, что до заселения жилых помещений муниципальных жилых фондов в установленном порядке, расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы местного самоуправления. Ответчик указывает, что пунктом 2 статьи 152 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги с момента возникновения права собственности. Согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации. Квартира № 65 <...> на праве собственности муниципальному образованию города Чебоксары не принадлежала. Данная квартира приобретена семьей А-вых и Н-вых еще до строительства данного жилого дома. Муниципальное образование города Чебоксары лишь предоставило субсидию на строительство данного жилого помещения. После полной оплаты строительства семье А-вых и Н-вых неоднократно предлагалось подписать акт приема-передачи, однако они от этого уклонились. 13 марта 2007 года был подписан акт приема-передачи №05-09/6 и в последующем данная семья зарегистрировала право собственности на вышеуказанную квартиру. Семья заселилась в вышеуказанную квартиру еще до момента подписания акта приема-передачи и пользовалась ей как своей собственной.

Представитель третьего лица – Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики в судебном заседании пояснил, что в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 января 2001 года «О строительстве социального жилья в 2001 году» и государственным контрактом № 20 от 2 февраля 2001 года генеральным подрядчиком ООО «Стрелка» осуществлялось строительство социального жилья в жилом доме поз. 12 во II мкр. района «Грязевская стрелка» г. Чебоксары. Завершенное строительством социальное жилье в жилом доме №35 по ул. Гагарина г. Чебоксары по акту 15 декабря 2003 года передано администрации г.Чебоксары в объеме 2584,43 кв.м. общей площади для предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим на учете по предоставлению жилой площади в органах местного самоуправления.

Третьи лица ФИО1, ФИО2, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО4 в заседание не явились, в отзыве на иск указали, что в силу положений статей 210, 288, 291 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 30, 67 Жилищного кодекса Российской Федерации бремя расходов по содержанию жилья могут нести либо собственники либо наниматели. Ответчикам  спорные помещения  на праве собственности не принадлежали. Основания, предусмотренные статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, отсутствуют.

Финансовое управление администрации города Чебоксары в отзыве на иск указало, что квартира была приобретена гражданами (третьими лицами) по государственным жилищным облигациям. Жилищные облигации являются государственными ценными бумагами Чувашской Республики, удостоверяющими право их собственника на приобретение собственником квартиры при условии приобретения пакета облигаций в порядке и на условиях, установленных Положением о порядке обращения государственных жилищных облигаций Чувашской Республики (Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 октября 1994 года №221).

Семьям А-вых и Н-вых была предоставлена субсидия на строительство квартиры (постановление администрации Калининского района города Чебоксары от 12.07.2001 № 1252). Данная субсидия предоставлена в соответствии с Порядком предоставления безвозмездной субсидии гражданам на строительство или приобретение жилья по программе строительства социального жилья, утвержденном приказом Минстроя Чувашской Республики и Минфина Чувашской Республики от 21 февраля 2000 года №8/02-27.

Размер субсидий исчислялся согласно Таблице для определения размера субсидии, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года №937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья».

Согласно вышеуказанному Порядку администрация города Чебоксары имела право только на подготовку постановления о предоставлении субсидии и выдачу свидетельства на право получения безвозмездной субсидии. При этом в свидетельстве указывался конкретный адрес предоставляемого жилья.

Субсидия для приобретения жилья предоставлялась гражданам при условии оплаты ими части стоимости квартиры в размере, равном разнице между полной стоимостью квартиры и субсидией.

Собственные средства граждан вносились путем приобретения ими жилищных облигаций Минфина Чувашии в уполномоченном банке при предоставлении копии свидетельства на право получения безвозмездной субсидии на приобретение жилья.

Семья А-вых и Н-вых после выкупа жилищных облигаций становились собственниками приобретаемого ими жилья и после завершения строительства дома должны были прийти в районную администрацию города Чебоксары (в данном случае - администрацию Калининского района города Чебоксары) для составления и подписания акта приема-передачи квартиры. Потому что на районные администрации города Чебоксары с целью правового регулирования оформления права собственности очередниками, улучшившими жилищные условия с помощью безвозмездных субсидий по программе строительства социального жилья возлагались следующие полномочия: организация работы по оформлению субсидий среди очередников района, выдача необходимых документов (постановления о предоставлении субсидии на приобретение жилой площади, справки о выкупе жилищных облигаций на приобретение квартиры и акт приема-передачи квартиры).

Однако, А-вы и Н-вы намерено затягивали с оформлением акта приема-передачи и не торопились с оформлением квартиры в собственность.

По государственному контракту № 20 от 02 февраля 2001 года администрация города Чебоксары выступает в качестве участника программы строительства социального жилья. Финансирование программы производилось за счет средств бюджета Чувашской Республики. Строительство социального жилья осуществлялось в пользу третьих лиц.

<...> была приобретена А-выми и Н-выми на личные средства и субсидию (средства, предоставляемые гражданам в качестве помощи для строительства жилья или его покупки - это целевые денежные средства, выделенные им из республиканского бюджета).

Акт приема-передачи от 15.12.2003 не устанавливает на каком праве принимаются администрацией города Чебоксары указанные жилые помещения, построенные по госконтракту. На данные жилые помещения права собственности у муниципалитета не имеется. А это означает, что администрация города Чебоксары не может являться владельцем (собственником) данной квартиры.

Поскольку не установлена принадлежность данной квартиры к государственному или муниципальному жилищному фонду, то и нельзя согласиться с доводом истца о том, что до заселения жилых помещений муниципальных жилых фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы местного самоуправления (пункт 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации). Основания применения пункта 3 статьи 153 ЖК РФ отсутствует.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, суд считает необходимым судебное разбирательство отложить.

Согласно статье 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.

Суд считает необходимым привлечь администрацию Калининского района г.Чебоксары к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, поскольку рассматриваемым делом могут быть затронуты права и обязанности указанного юридического лица.

Руководствуясь статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Судебное разбирательство дела отложить на 21 августа 2008 года в час. мин. Заседание состоится в помещении суда по адресу: г. Чебоксары, проспект Ленина, д. 4, каб. 315, телефон помощника судьи (8352) 240130, факс (8352) 625400.

В случае объявления в ходе заседания перерыва в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, информация о  времени и месте продолжения судебного заседания будет размещена на официальном сайте Арбитражного суда Чувашской Республики в сети Интернет по следующему веб-адресу:  www.chuvashia.arbitr.ru

Привлечь администрацию Калининского района г. Чебоксары к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Администрации Калининского района г. Чебоксары представить учетное дело семьи А-вых и Н-вых, документы, на основании которых данная семья была исключена из списка нуждающихся в жилых помещениях, иные документы, подтверждающие факт передачи квартиры №65 семье А-вых и Н-вых. 

Истцу представить протокол о создании ТСЖ, акт приема-передачи дома от застройщика.

Судья                                                                                                             О.В. Манеева