ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А79-1817/07 от 17.05.2007 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Чебоксары

Дело № А79-1817/2007

мая 2007 года

Арбитражный суд в составе судьи Афанасьева А.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в заседании суда дело по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1, <...>

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, <...>

о признании частично недействительным решения № 17-09/18 от 27.02.2007.

при участии:

от заявителя – ФИО2 по доверенности № 21-01/142147 от 28.03.2007 (паспорт серии <...>, выдан Чебоксарским РОВД, Чувашской Республики, 13.07.2002),

от Инспекции – специалиста первого разряда юридического отдела ФИО3 по доверенности № 05-22/10 от 09.01.2007, главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок № 6 ФИО4 по доверенности № 05-22/145 от 10.04.2007 (удостоверение УР № 187342 от 23.08.2006),

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Чебоксары (далее – Инспекция или налоговый орган) о признании недействительным решения  № 17-09/18 от 27.02.2007 в части привлечения индивидуального предпринимателя ФИО1 к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налогов в результате занижения налогооблагаемой базы в виде штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога в размере 13 505 руб. 00 коп., в том числе по НДФЛ за 2003-2005 года в размере 4 337 руб. 00 коп., по НДС за 1 квартал 2004 года – 4 квартал 2005 года в размере 5 089 руб. 00 коп., по ЕСН за 2003-2005 года в размере 4 079 руб. 00 коп., по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговых деклараций в виде штрафа в размере 137 318 руб. 00 коп., в том числе по НДФЛ за 2003-2005 года в размере 39 444 руб. 00 коп., по НДС за 1 квартал 2004 года – 4 квартал 2005 года в размере 59 123 руб. 00 коп., по ЕСН за 2003-2005 года в размере 38 751 руб. 00 коп., доначисления налогов в сумме 42 079 руб. 00 коп., в том числе НДФЛ за 2003-2005 года в сумме 21 683 руб. 00 коп., ЕСН за 2003-2005 года в сумме 20 396 руб. 00 коп.

В обоснование заявленных требований указано, что 27.02.2007 решением Инспекции № 17-09/18 предприниматель была привлечена к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 150 823 руб. 00 коп., в том числе по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 13 505 руб. 00 коп., по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 137 318 руб. 00 коп. Основанием для привлечения к налоговой ответственности и доначисления налогов и пени послужило то обстоятельство, что предпринимателем в 2003, 2004, 2005 годах совершены сделки по передачи товаров организациям, оплата за которых поступило на расчетный счет предпринимателя всего на сумму 197 314 руб. 00 коп., в том числе НДС 30 529 руб. 00 коп.

На основании выписки с расчетного счета Инспекцией определены доход и налоговая база по реализованной продукции по НДС, ЕСН, НДФЛ. Порядок определения дохода Инспекцией за 2003, 2004, 2005 года предпринимателем не оспаривается.

Предпринимателем оспаривается определение налоговой базы, начисление налогов, пени и штрафов по НДФЛ, ЕСН за 2003, 2004, 2005 года, по НДС начисление штрафов.

В соответствии со статьей 100 Налогового кодекса Российской Федерации предпринимателем 16.02.2007 представлено возражение к акту выездной налоговой проверки от 26.01.2007 № 17-21/8.

Инспекция не известила предпринимателя о времени и места рассмотрения указанного возражения.

Решение принято в отсутствии предпринимателя и без рассмотрения представленных документов с возражением.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета является основанием для применения к нему ответственности в соответствии со статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен главой 26.3. «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».

Предприниматель с 01.01.2003 применяла систему налогообложения в виде ЕНВД.

В пункте 4 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и ЕСН (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Таким образом, в спорный период предприниматель не являлся плательщиком НДС и, следовательно, несмотря на неисполнение предпринимателем обязанности по представлению налоговой декларации в соответствии с пунктом 5 статьи 173, пунктами 5, 6 статьи 174, статьи 229, пункта 7 статьи 244 Налогового кодекса Российской Федерации, к нему не может быть применена ответственность по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации, установленная только в отношении налогоплательщиков.

Предприниматель считает необоснованным привлечение к ответственности за неуплату НДС, НДФЛ, ЕСН за проверяемый период в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации по вышеуказанным мотивам.

Представитель индивидуального предпринимателя ФИО1 в судебном заседании заявил ходатайство об уточнении заявленных требований и просил суд признать недействительным решение Инспекции   № 17-09/18 от 27.02.2007 в части доначисления по НДФЛ в сумме 17 403 руб. 00 коп., в том числе налоги в сумме 14 262 руб. 00 коп., пени в размере 3 141 руб. 00 коп., в том числе:

- за 2003 год налоги в сумме 2 289 руб. 00 коп. и пени в размере 897 руб. 00 коп.;

- за 2004 год налоги в сумме 8 195 руб. 00 коп. и пени в размере 1 925 руб. 00 коп.;

- за 2005 год налоги в сумме 3 778 руб. 00 коп. и пени в размере 319 руб. 00 коп.;

в части доначисления по ЕСН в сумме 16 662 руб. 00 коп., в том числе налоги в сумме 13 551 руб. 00 коп., пени в размере 3 111 руб. 00 коп., в том числе:

- за 2003 год: в федеральный бюджет налоги в сумме 1 690 руб. 00 коп., пени в размере 662 руб. 00 коп.; в ТФОМС налоги в сумме 599 руб. 00 коп., пени в размере 235 руб. 00 коп.; в ФФОМС налоги в сумме 35 руб. 00 коп., пени в размере 14 руб. 00 коп.;

- за 2004 год: в федеральный бюджет налоги в сумме 6 052 руб. 00 коп., пени в размере 1 421 руб. 00 коп.; в ТФОМС налоги в сумме 2 144 руб. 00 коп., пени в размере 504 руб. 00 коп.; в ФФОМС налоги в сумме 125 руб. 00 коп., пени в размере 29 руб. 00 коп.;

- за 2005 год в федеральный бюджет налоги в сумме 2 121 руб. 00 коп., пени в размере 179 руб. 00 коп.; в ТФОМС налоги в сумме 552 руб. 00 коп., пени в размере 47 руб. 00 коп.; в ФФОМС налоги в сумме 233 руб. 00 коп., пени в размере 20 руб. 00 коп.;

в части начисления штрафов по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 137 318 руб. 00 коп., в том числе: по НДФЛ в размере 39 444 руб. 00 коп., по ЕСН в размере 38 751 руб. 00 коп., по НДС в размере 59 123 руб. 00 коп.;

в части начисления штрафов по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 13 505 руб. 00 коп., в том числе: по НДФЛ в размере 4 337 руб. 00 коп., по ЕСН в размере 4 079 руб. 00 коп., по НДС в размере 5 089 руб. 00 коп.

Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает уточнения к заявленным требованиям.

Представитель индивидуального предпринимателя ФИО1 в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в заявлении, в полном объеме, пояснив, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 16.02.2007 представлено возражение к акту выездной налоговой проверки   № 17-21/8 от 26.01.2007 с приложением 25 документов в обоснование произведенных расходов за проверяемый период. Инспекцией представленные документы не рассмотрены. Согласно представленным документам произведенные расходы за 2003 год составили 17 607 руб. 00 коп., за 2004 год составили 63 041 руб. 00 коп., за 2005 год составили 29 060 руб. 00 коп. В результате Инспекцией завышена налоговая база для исчисления НДФЛ и ЕСН за 2003 год в сумме 17 607 руб. 00 коп., за 2004 год в сумме 63 041 руб. 00 коп., за 2005 год в сумме 29 060 руб. 00 коп.

Представитель индивидуального предпринимателя ФИО1 в судебном заседании также заявил ходатайство об уменьшении налоговых санкций, в связи с тем, что предприниматель впервые привлекается к налоговой ответственности, добровольной уплатой НДС в сумме 30 529 руб. 00 коп., является опекуном двух несовершеннолетних детей согласно постановлению главы администрации Московского района г. Чебоксары      № 926 от 16.05.2002 и оперирована 08.05.2007 в Республиканской клинической офтальмологической больнице.

Представители Инспекции в заседании суда заявленные требования не признали в полном объеме, пояснив, что на основании решения заместителя руководителя Инспекции от 12.12.2006 № 17-20/209 проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя ФИО1 по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2003 по 30.09.2006, в том числе по НДФЛ, по НДС, по ЕСН, по ЕНВД.

По результатам проверки составлен акт № 17-21/8 от 26.01.2007, вынесено решение № 17-09/18 от 27.02.2007 о привлечении индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 в проверяемый период осуществляла торгово-закупочную деятельность автомобильными запасными частями.

В соответствии с главой 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации и со статьей 39 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 № 38 «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности, вводится в действие на территории Чувашской Республики в соответствии с настоящим Законом и применяется наряду с общей системой налогообложения предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель ФИО1 является плательщиком ЕНВД для определенных видов деятельности от осуществления торгово-закупочной деятельности автомобильными запасными частями за наличный расчет.

Наряду с деятельностью, облагаемой ЕНВД, индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществляла реализацию вышеуказанного товара в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на расчетный счет № <***> в Чувашском ОСБ № 8613.

Налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю товарами и оказание услуг покупателям, как за наличный, так и по безналичному расчету, привлекаются к уплате ЕНВД только в отношении результатов розничной торговли за наличный расчет. Доходы, полученные такими налогоплательщиками от осуществления розничной торговли по безналичному расчету, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке на основе данных раздельного учета доходов и расходов (в редакции, действовавшей на проверяемый период).

Таким образом, указанная предпринимательская деятельность, осуществляемая индивидуальным предпринимателем ФИО1, подпадает под действие общей системы налогообложения, т.е. включает исчисление НДФЛ, ЕСН и НДС. На требование Инспекции от 12.12.2006 о предоставлении первичных бухгалтерских документов, связанных с предпринимательской деятельностью (накладные, реестр документов, подтверждающие расходы) за период с 01.01.2003 по 30.09.2006; книги покупок и книги продаж, счет-фактуры; документов, подтверждающих ведение раздельного учета сумм налога по приобретенным товарам за период с 01.01.2003 по 30.09.2006, индивидуальным предпринимателем ФИО1 представлены не были.

В силу статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации предприниматель является плательщиком НДФЛ.

Согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации. В силу статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации предприниматель является также плательщиком ЕСН.

Согласно пункту 3 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по ЕСН индивидуальных предпринимателей определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 86н и Министерства по налогам и сборам Российской Федерации № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 и в соответствии с пунктом 2 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, согласно которому учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальными предпринимателями путем фиксирования в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом.

В Книге учета отражается имущественное положение индивидуального предпринимателя, а также результаты предпринимательской деятельности за налоговый период.

В ходе проверки предпринимателем не представлены первичные документы, подтверждающие его расходы.

Согласно пункту 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации состав расходов принимаемых к вычету (профессиональные вычеты), определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичному порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций».

Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 процентов общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности.

Налогоплательщики, указанные в настоящей статье, реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи письменного заявления налоговому агенту.

В ходе проверки Инспекцией установлено, что указанное письменное заявление в налоговый орган индивидуальным предпринимателем ФИО1 представлено не было.

В проверяемый период на расчетный счет индивидуального предпринимателя ФИО1 поступили денежные средства (выручка за реализованный товар). Подтверждающие расходные документы на приобретение товара отсутствуют.

Таким образом, суммы НДФЛ и ЕСН индивидуального предпринимателя ФИО1 исчислены Инспекцией правильно.

В силу статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации предприниматель является также плательщиком НДС.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В ходе проверки установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО1 при реализации товаров не выделяла НДС от реализованной стоимости товаров, что подтверждается выпиской банковского счета.

Уведомление об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога в соответствии со статьей 145 Налогового кодекса Российской Федерации, индивидуальным предпринимателем ФИО1 в налоговый орган не направлялось.

В соответствии с пунктом 7 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.

В силу пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (НДФЛ), не включается.

Налоговое законодательство (пункт 7 статьи 346.26 и пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации) прямо предписывает налогоплательщику вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам, используемым как для облагаемых, так и для необлагаемых операций.

При несоблюдении указанных требований уплаченный при приобретении товаров (работ, услуг) НДС не подлежит вычету и не включается в расходы в целях налогообложения прибыли.

Как следует из материалов дела, в проверяемый период индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществляла операции, как облагаемые НДС (реализация товаров, расчеты за которые производились через расчетный счет, то есть безналичный расчет), так и не подлежащие налогообложению (освобожденные от налогообложения) в результате применения наряду с общей системой налогообложения системы налогообложения в виде ЕНВД.

Согласно пункту 7 Порядка учета доходов и расходов учет полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальным предпринимателем в одной книге учета раздельно по каждому из видов осуществляемой предпринимательской деятельности.

Индивидуальным предпринимателем ФИО1 в нарушение вышеуказанных норм в проверяемый период раздельный учет по розничной торговле за наличный расчет и реализации товаров за безналичный расчет не велся.

Предприниматель не представил документы, свидетельствующих о ведении им раздельного учета сумм налога по приобретенным товарам, используемым как для облагаемых, так и для не облагаемых налогом на добавленную стоимость операций.

В ходе проверки Инспекцией установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО1 раздельный учет операций освобождаемых и подлежащих налогообложению налогоплательщиком не велся и налоговые декларации по НДС в Инспекцию не представлялись.

В соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации сумма НДС (при определении налоговой базы в соответствии со статьей 154 указанного Кодекса) исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Таким образом, при отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении НДФЛ, не включается.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает необходимым отложить судебное разбирательство по настоящему делу на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 158, 184 и 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Отложить рассмотрение дела на 29 мая 2007 года на 16 час. 00 мин.

Заявителю представить мотивированные письменные пояснения со ссылкой на первичную бухгалтерскую документацию по оспариваемым налогам, пени и штрафам, указанным в решении Инспекции № 17-09/18 от 27.02.2007.

Явка сторон в судебное заседание обязательна.

Судья                                                                                 А.А. Афанасьев