АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | ||
Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000 | ||
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ||
г. Чебоксары | Дело № А79-3209/2009 | |
июля 2009 года |
Арбитражный суд в составе председательствующего судьи Степановой В.М.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Степановой В.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Стройсфера» г. Чебоксары
к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике г. Чебоксары
и третьему лицу (взыскателю) – обществу с ограниченной ответственностью «Ассоциация «Автострада» г. Екатеринбург
о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя от 19.03.2009 о принятии результатов оценки имущества должника по исполнительному производству № 21/2/1393/33/2008
при участии:
от заявителя- не явился
от ССП- ФИО1 (копия доверенности в деле)
от третьего лица- не явился
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Стройсфера» г. Чебоксары (далее – заявитель, должник) обратилось в арбитражный суд с заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике г. Чебоксары (далее – судебный пристав-исполнитель, ССП) и третьему лицу – обществу с ограниченной ответственностью «Ассоциация «Автострада» г. Екатеринбург (далее – взыскатель) о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя от 19.03.2009 о принятии результатов оценки имущества должника по исполнительному производству № 21/2/1393/33/2008 (далее – оспариваемое постановление).
Заявление мотивировано тем, что в производстве судебного пристава-исполнителя ФИО2 находится на исполнении исполнительное производство № 21/2/1393/33/2008 от 19.11.2008, возбужденное на основании исполнительного листа № 025299, выданного 27.10.2008 Арбитражным судом Свердловской области.
Должник не согласен с данным постановлением и указывает, что 15.01.2009 по акту описи (ареста) и изъятия имущества судебным приставом-исполнителем ФИО2 был наложен арест на объекты долевого строительства, а именно:
№ 24 (двухкомнатная квартира, расположенная в 1 подъезде на 7 этаже, общей площадью по проекту 64,06 кв.м.) по договору участия в долевом строительстве № 11б-024 от 02.12.08;
№ 126 (однокомнатная квартира, расположенная в 4 подъезде на 6 этаже, общей площадью по проекту 42,90 кв.м.) по договору участия в долевом строительстве № 11б-126 от 02.12.08;
№ 162 (однокомнатная квартира, расположенная в 5 подъезде на 6 этаже, общей, площадью по проекту 42,90 кв.м.) по договору участия в долевом строительстве № 11б-162 от 02.12.08;
№ 163 (однокомнатная квартира, расположенная в 5 подъезде на 6 этаже, общей площадью по проекту 42,90 кв.м.) по договору участия в долевом строительстве № 11б-163 от 02.12.08;
На общую сумму 5 718 740 рублей.
Перечисленные договоры участия в долевом строительстве зарегистрированы в УФРС по ЧР в установленном законом порядке. Оплата по договорам долевого участия произведена полностью, что подтверждается справками № 203, 204, 205, 206 от 08.12.08.
Постановлением ССП о привлечении специалиста по оценке исх. № 21/62-25/994 от 02.02.2009 была поручена оценка арестованного имущества специалисту-оценщику ООО «Независимые оценщики недвижимости».
Согласно отчету № 12/н-02/09 об оценке рыночной стоимости объектов долевого строительства, расположенных по адресу: <...> поз. 11б, составленному 25.02.2009, была определена:
рыночная стоимость объекта оценки, которая составила 5 763 100 руб.;
ликвидационная стоимость объекта оценки, которая составила 2 535 780 руб.
Судебный пристав-исполнитель в оспариваемом постановлении указал ликвидационную стоимость объекта оценки, а не рыночную, как того требует Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». При этом в тексте постановления указано, что оснований сомневаться в достоверности определения рыночной стоимости имущества у судебного пристава-исполнителя не имеется. То есть, по смыслу текста постановления должна быть определена рыночная стоимость имущества.
Приложением № 48 к Приказу ФССП России от 30.01.2008 № 26 установлена форма постановления об оценки вещи или имущественного права, из текста которой следует, что должна определяться рыночная стоимость имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве» оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством
Российской Федерации, но никак не ликвидационным.
В связи с чем заявитель считает, что оспариваемое постановление не соответствует перечисленным нормативным актам и нарушает его права и законные интересы, поскольку оценка имущества, указанная в постановлении не отражает реальную рыночную стоимость этого имущества.
Поэтому просит постановление судебного пристава-исполнителя от 19.03.2009 о принятии результатов оценки имущества должника по исполнительному производству № 21/2/1393/33/2008 признать недействительным.
Представитель заявителя в судебных заседаниях, состоявшихся 17 и 21 июля 2009 года, поддержал требования в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ССП требования не признал и пояснил, что на основании исполнительного листа № 025299, выданного 27.10.2008 Арбитражным судом Свердловской области, судебным приставом-исполнителем 19.11.2008 возбуждено исполнительное производство № 21/2/1393/33/2008 о взыскании с ООО «Стройсфера» в пользу ООО «Корпорация «Автострада» 6 655 903 руб. 24 коп.
В соответствии со статьей 64, подпунктами 1, 7 части 2 статьи 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве» 02.02.2009 вынесено постановление о привлечении специалиста по оценке. Производство оценки арестованного имущества поручено специалисту-оценщику ФИО3 ООО «Независимые оценщики недвижимости», перед которым поставлен вопрос: «определить стоимость арестованного имущества в соответствии со статьей 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве» с целью его реализации в ходе принудительного исполнения».
Из представленного оценщиком отчета № 12/н-02/09 от 25.02.2009 следует вывод оценщика о стоимости объекта оценки при существующих ограничениях и допущениях - 2 535 780 руб.
На основании данного отчета судебным приставом-исполнителем и принято оспариваемое постановление.
Указал, что довод заявителя об указании в нарушении части 1 статьи 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в оспариваемом постановлении ликвидационной стоимости, а не рыночной стоимости арестованного имущества, установленной оценщиком, считает несостоятельным.
Согласно Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» рыночная стоимость объекта может быть определена в случае, когда на величине сделки с объектом оценки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в части 1 статьи 90 указано, что реализация арестованного недвижимого имущества производится в двух месячный срок, то есть объект должен быть продан в несколько раз быстрее чем, происходит реализация подобных объектов на открытом рынке.
Следовательно, производится срочная принудительная (вынужденная) реализация имущества должника, независимо от его воли и не в рыночных условиях, а в принудительном порядке в рамках исполнительного производства.
Кроме того, из положений международных стандартов оценки МСО 2003 от 29.05.2003 и Федерального стандарта оценки ФСО № 2, дающим определение ликвидационной стоимости, следует, что при ней учитывается влияние чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих продавца продавать объект оценки на условиях, не соответствующих рыночным
Полагает, что при таких обстоятельствах судебный пристав-исполнитель при принятии результатов оценки арестованного имущества должника правомерно принял во внимание ликвидационную стоимость этого имущества, так как она не является свободной, а предусматривает принудительную реализацию имущества должника.
Далее указывает, что Закон об оценочной деятельности признает отчет оценщика документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете - признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки. Пункт 3 части 4 статьи 85 Закона об исполнительном производстве предусматривает возможность самостоятельного оспаривания сторонами исполнительного производства стоимости объекта оценки, указанной в отчете оценщика. Поэтому, поскольку оценка имущества должника производилась оценщиком, а не судебным приставом-исполнителем, то исходя из подпункта 7 статьи 85 Закона об исполнительном производстве возможность обжалования постановления произведенной оценки, предусмотрена только в отношении оценки, произведенной непосредственно самим судебным приставом-исполнителем, а не привлеченным специалистом-оценщиком. Следовательно, может быть оспорена лишь оценка имущества, указанная в отчете оценщика, а не постановления судебного пристава-исполнителя.
Кроме того, поясняет, что в силу части 3 статьи 87 и части 90 Федерального закона «Об исполнительном производстве» реализация недвижимого имущества осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона, проводимых в двухмесячный срок со дня получения организатором торгов имущества для реализации. В соответствии со статьей 89 данного Федерального закона реализация недвижимого имущества осуществляется с торгов и в условиях покупательского спроса данные объекты могут быть проданы и по более высокой цене.
Таким образом, поскольку у судебного пристава-исполнителя не было повода сомневаться в достоверности проведенной оценки, а оспариваемое постановление соответствует закону и каких-либо нарушений норм действующего законодательства судебным приставом-исполнителем не допущено, поэтому представитель службы судебных приставов просит в удовлетворении заявления общества отказать.
Представитель третьего лица – взыскателя, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил, письменного пояснения по делу не представил.
По делу объявлялись перерывы с 17 по 21 и с 21 по 24 июля 2009 года для уточнения вопроса о введении у заявителя наблюдения.
После перерыва представитель ССП заявил ходатайство о приостановлении производства по делу до решения вопроса о введении наблюдения в ООО «Стройсфера» г. Чебоксары по делу № А79-6688/2009, поскольку дело слушанием отложено на 12 августа 2009 года.
Суд считает необходимым производство по делу приостановить в связи с невозможностью рассмотрения данного дела до принятия соответствующего судебного акта по делу № А79-6688/2009.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 143, статьями 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Производство по делу приостановить до решения вопроса о введении наблюдения в ООО «Стройсфера» г. Чебоксары по делу № А79-6688/2009.
Судья В.М. Степанова