ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А79-3276/17 от 05.04.2017 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об обеспечении иска

г. Чебоксары

Дело № А79-3276/2017

Судья Кузьмина О.С.,

рассмотрев заявление муниципального унитарного предприятия «Чебоксарское троллейбусное управление» муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики г. Чебоксары о принятии мер по обеспечению иска по делу № А79-3276/2017 по иску муниципального унитарного предприятия «Чебоксарское троллейбусное управление» муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики г. Чебоксары к акционерному обществу «Чувашская энергосбытовая компания», Россия, 428020, г.  Чебоксары, Чувашская Республика, ул. Ф. Гладкова, д. 13 А о признании не подлежащим исполнению уведомления АО «Чувашская энергосбытовая компания» от 21.03.2017 №06/01-1280 о планируемом введении ограничения режима потребления элек­трической энергии в отношении потребителя МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики,

установил:

муниципальное унитарное предприятие «Чебоксарское троллейбусное управление» муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики г. Чебоксары обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к акционерному обществу «Чувашская энергосбытовая компания» о признании не подлежащими исполнению уведомления АО «Чувашская энергосбытовая компания» от 21.03.2017 №06/01-1280 о планируемом введении ограничения режима потребления элек­трической энергии в отношении потребителя МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики.

Одновременно истец обратился с заявлением о принятии обеспечительных мер в виде приостановления введения АО «Чувашская энергосбытовая компания» ограничения режима потребления электрической энергии МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики по точкам поставки электрической энергии потребителя, указанным в уведомлении от 21.03.2017 №06/01-1280 до вступления решения по настоящему делу в законную силу.

Заявленное ходатайство мотивировано возможностью наступления крайне неблагоприятных последствий для предприятия и третьих лиц в случае введения АО «Чувашская энергосбытовая компания» полного ограничения подачи электроэнергии на объектах ДЕПО №1 МУП «Чебоксарское троллейбусное управление», по точкам поставки, указанным в спорном уведомлении.

ДЕПО №1 МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» представляет собой комплекс зданий и сооружений, эксплуатация которых невозможна без снабжения указанных объектов электрической энергией. Ограничение электроснабжения ДЕПО №1 приведет к дестабилизации производственной деятельности МУП «Чебоксарское троллейбусное управление». В частности, ограничение потребления электрической энергии по точкам поставки, указанным в уведомлении от 21.03.2017 №06/01-1280, сделает невозможным проведение следующих мероприятий: ежедневное техническое обслуживание троллейбусов перед выпуском их на линию; техническое обслуживание №1 (ТО 1) подвижного состава; техническое обслуживание №2 (ТО 2) подвижного состава; внеплановый (заявочный) ремонт троллейбусов; текущий ремонт троллейбусов; капитальный ремонт подвижного состава.

Проведение ежедневного технического обслуживания троллейбусов является обязательным условием для выпуска подвижного состава на линию для перевозки пассажиров. Ежедневное техническое обслуживание подвижного состава предусматривает проведение комплекса работ, обеспечивающих бесперебойную безопасную работу троллейбуса на линии в течение рабочей смены. Ежедневный осмотр включает в себя: контроль величины тока утечки на корпус троллейбуса, механическая и ручная мойка и уборка, проверка и регулировка тормозной системы, рулевого управления,  электрического оборудования, элементов обслуживания кузова, смазка узлов и агрегатов троллейбуса,  экипировка и повторный контроль тока утечки.

Нормы действующего законодательства, в частности,  статьи 18.1, 20.1, 20.4 Федерального закона от 10.12.1995 № 196 «Обезопасности дорожного движения» предписывают обеспечение предрейсового контроля технического состояния транспортных средств в целях обеспечения безопасности дорожного движения и запрещают эксплуатацию  троллейбусов без проведения мероприятий по проведению ежедневного технического обслуживания троллейбусов. Аналогичные требования по запрету выпуска на линию транспортных средств не прошедших предрейсовый контроль технического состояния изложены в статье 28 «Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных  приказом Министерства транспорта России от 15.01.2017 №7.

Кроме того, троллейбус считается действующей электроустановкой до             1000 В (электрооборудовании троллейбуса и напряжение контактной сети до            750 В) и является источником потенциальной опасности для перевозимых пассажиров (поражение электрическим током при занижении изоляции высоковольтных цепей электрооборудования троллейбуса, при прикосновении к корпусу) и в соответствии со статьей 3.3.2 «Правил технической эксплуатации троллейбуса» запрещается эксплуатация троллейбуса на лини, имеющего ток утечки превышающей 3 мА, при этом контроль изоляции предписано проводить при осуществлении  всех видов технического обслуживания и ремонта, а в статье 2.1.2. «Типовой инструкции по обеспечению электробезопасности троллейбусов» Р-29384702-0363-96, утвержденной 16.01.2006 Федеральной автодорожной службой России Министерства транспорта Российской Федерации, запрещается проводить работы по контролю тока утечки без освещения.

Отсутствие возможности проведения ежедневного технического осмотра троллейбусов (ЕО) на базе ДЕПО №1 сделает невозможным эксплуатацию троллейбусов на линию по маршрутам №№1, 11, 16, 19, 20. При этом, полностью будет отсутствовать троллейбусное сообщение юго-западного района города Чебоксары с центром и иными административным районами города.

Фактически остановка троллейбусного движения, приведет к отсутствию возможности жителей и гостей столицы Чувашской Республики к нормальному передвижению на общественном транспорте, что особенно негативно  отразиться на наиболее незащищенных  слоях населения, в частности, на гражданах, которые воспользовались своим правом на приобретение льготных проездных билетов в целях осуществления  поездок на территории города Чебоксары, в том числе и на городском электрическом транспорте.

Принимая во внимание социальную ориентированность МУП «Чебоксарское троллейбусное управление», как перевозчика, действия АО «Чувашская энергосбытовая компания» по ограничению потребления электрической энергии в ДЕПО №1 приведут к неизбежному транспортному и социальному коллапсу в городе Чебоксары, так как движение троллейбусов будет парализовано на значительной части города Чебоксары. При этом будет отсутствовать троллейбусное сообщение юго-западного района города Чебоксары с центром и иными административными районами города.

Введение ограничения режима потребления электрической энергии по точкам поставки, указанным в спорном уведомлении, повлечет за собой неблагоприятные экономические последствия для МУП «Чебоксарское троллейбусное управление». При этом, ориентировочный размер ущерба, причиненного  МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» в связи с введением полного ограничения потребления электрической энергии в отношении ДЕПО №1 составит 1 137 045 руб. 00 коп., ежедневно.

Вместе с тем, остановка троллейбусного движения,  негативно скажется на деловой репутации МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» как перевозчика и приведет к снижению количества реализуемых месячных проездных билетов для граждан, что также повлечет для предприятия дополнительные убытки.

МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» в целях погашения размера задолженности за потребленную электрическую энергию ежедневно осуществляет перечисление денежных средств на расчетный счет АО «Чувашская энергосбытовая компания».

Принимая во внимание то, что основным источником средств, которые МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» получает в настоящее время, являются средства, поступающие от оказания населению транспортных услуг, введение режима полного ограничения электроснабжения по точкам поставок потребителя, указанных в спорном уведомлении, приведет к невозможности осуществления предприятием своей основной деятельности на значительной территории города Чебоксары, вследствие чего предприятие лишится части доходов, которые МУП «ЧТУ» могло бы направить, в том числе, и на покрытие долгов за потребленную электрическую энергию.

 Вместе с тем, МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» считает, что применение обеспечительных мер никак не отразится на интересах АО "Чувашская энергосбытовая компания", не повлечет за собой негативных последствий для гарантирующего поставщика, поскольку АО «Чувашская энергосбытовая компания» вправе обратиться в суд с требованием о взыскании задолженности по оплате электроэнергии. В настоящее время в производстве Арбитражного суда Чувашской Республики находятся исковые заявления АО «Чувашская энергосбытовая компания» о взыскании с МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» задолженности за потребленную электрическую энергию в октябре 2016 года (гр. Дело №А79-12698/2016), ноябре 2016 года (гр. дело №А79-887/2017), декабре 2016 года (гр. дело №А79-1757/2017), январе 2017 года (гр. дело №А79-2742/2017).

  Кроме того, нормы действующего законодательства в сфере электроэнергетики позволяют АО «Чувашская энергосбытовая компания», как гарантирующему поставщику наряду с основной суммой задолженности за потребленную электрическую энергию взыскать с потребителя пени за несвоевременное и (или) не полностью оплаченную электрическую энергию, размер которых равен одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Таким образом, размер пени соответствует ставке 28,07% годовых от суммы долга. То есть размер пени, которые подлежат оплате гарантирующему поставщику потребителем в случае нарушения сроков оплаты по договору энергоснабжения, значительно выше средней ставки по кредитам для юридических лиц, сложившимся в настоящее время на территории Чувашской Республики.

Таким образом, экономические интересы гарантирующего поставщика нарушены не будут и без применения в отношении МУП «ЧТУ» крайних мер в виде полного прекращения электроснабжения по точкам поставки, указанным в уведомлении от 21.03.2017 №06/01-1280.

В обоснование заявленного ходатайства представлен расчет убытков в связи  с отключением электроэнергии по ДЕПО №1.

Суд, рассмотрев   заявление истца о принятии обеспечительных мер, считает, что оно  подлежит удовлетворению исходя из следующего.

В соответствии со статьей 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных названным Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом могут быть приняты обеспечительные меры в виде запрещения ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора.

По смыслу названных норм оценка необходимости применения обеспечительных мер производится судом по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении всех обстоятельств спора, разумности и обоснованности применения обеспечительных мер, а также того, насколько данные обеспечительные меры связаны с предметом заявленного требования, соразмерны ему и каким образом они обеспечат фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, следовательно, для их применения не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Обязательным является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения (пункт 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 №55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер»).

Принимая во внимание предмет иска, а также оценив доводы истца, изложенные в заявлении об обеспечении иска, представленные доказательства, суд пришел к выводу об их достаточности и обоснованности для удовлетворения ходатайства о принятии обеспечительных мер в виде приостановления введения АО «Чувашская энергосбытовая компания» ограничения режима потребления электрической энергии МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики по точкам поставки электрической энергии потребителя, указанных в уведомлении  от 21.03.2017 №06/01-1280.

Указанная  обеспечительная мера соответствуют заявленным требованиям, обеспечивает защиту имущественных интересов истца, не нарушая при этом баланс частных и публичных интересов, в том числе интересов ответчика,  является соразмерной заявленным требованиям.

Руководствуясь статьями 91, 93 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

                                             О П Р Е Д Е Л И Л:

приостановить введение АО «Чувашская энергосбытовая компания» ограничения режима потребления электрической энергии МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики по точкам поставок электрической энергии потребителя, указанным в уведомлении от 21.03.2017 №06/01-1280  до вступления в законную силу судебного акта по делу № А79-3276/2017. 

 На определение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок.

Судья                                                                        О.С. Кузьмина