ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А79-3573/07 от 18.07.2007 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Чебоксары

Дело № А79-3573/2007

июля 2007 года

Арбитражный суд в составе судьи Афанасьева А.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в заседании суда дело по заявлению

государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашавтодор» Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры <...>

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, <...>

о признании частично незаконным решения № 13-10/131 от 04.05.2007,

при участии:

от заявителя – юрисконсульта ФИО1 по доверенности № 5 от 09.01.2007 (паспорт серии <...>, выдан Новочебоксарским ГОВД ЧР, 11.09.2002), заместителя главного бухгалтера ФИО2 по доверенности № 51 от 12.07.2007 (паспорт серии <...>, выдан Новочебоксарским ГОВД ЧР, 04.01.2003),

от Инспекции – специалиста первого разряда юридического отдела ФИО3 по доверенности № 05-22/10 от 09.01.2007,

установил:

государственное унитарное предприятие Чувашской Республики «Чувашавтодор» Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (далее – ГУП Чувашской Республики «Чувашавтодор» Минстроя Чувашии или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее – Инспекция или налоговый орган) о признании незаконным решения             № 13-10/131 от 04.05.2007 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату (неполную уплату) налогов в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налогов или других неправомерных действий (бездействия) в виде штрафа в размере 20 % от суммы неуплаченных налогов, в том числе по налогу на прибыль по платежам в бюджет субъекта Российской Федерации за 2005 год в размере 93 517 руб. 00 коп., по ЕНВД по Вурнарскому ДРСУ «Чувашавтодор» в размере 1 299 руб. 00 коп., в том числе за 1 квартал 2005 года в размере 755 руб. 00 коп., за 2 квартал 2005 года в размере 544 руб. 00 коп., доначисления налога на прибыль за 2005 год в сумме 545 429 руб. 00 коп., ЕНВД по Вурнарскому ДРСУ «Чувашавтодор» сумме 6 493 руб. 00 коп., в том числе за 1 квартал 2005 года в сумме 3 774 руб. 00 коп., за 2 квартал 2005 года в сумме 2 719 руб. 00 коп., пени за несвоевременную уплату налога на прибыль по платежам в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 3 392 руб. 00 коп. и пени за несвоевременную уплату ЕНВД по Вурнарскому ДРСУ «Чувашавтодор» в размере 1 797 руб. 00 коп.

В обоснование заявленных требований указано, что ГУП ЧР «Чувашавтодор» Минстроя Чувашии считает решение Инспекции                       № 13-10/131 от 04.05.2007 незаконным частично по следующим основаниям.

В отношении налога на прибыль по головному предприятию.

В пункте 1.4. решения № 13-10/131 от 04.05.2007 указывается, что в нарушении пункта 4 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации в состав внереализационных доходов не включена сумма неиспользованного резерва по сомнительным долгам на 01.01.2006 и тем самым занижена налогооблагаемая база по налогу на прибыль.

ГУП ЧР «Чувашавтодор» Минстроя Чувашии не согласно с данным доводом налогового органа по следующим основаниям.

Согласно пункту 5 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в текущем отчетном (налоговом) периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период, что и было сделано. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде. Сумма резерва по результатам инвентаризации за 2006 год намного больше и составляет 19 868 800 руб. 00 коп.

Также указано, что согласно пункту 3 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе создавать резерв по сомнительным долгам при условии, если это предусмотрено учетной политикой.

Однако, как считает заявитель ни в тексте данной статьи, ни в каких-либо ссылках на другие статьи Налогового кодекса Российской Федерации об этом не упоминается. Понятие «учетная политика для целей налогообложения» дополнено только Федеральным законом от 27.07.2006            N 137-ФЗ, в пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, вступающие в силу с 01.01.2007. До вступления в силу данного положения ссылки на документы, регламентирующие порядок ведения бухгалтерского учета, неправильны.

Таким образом, заявитель приходит к выводу о неправомерном доначислении Инспекцией налога на прибыль на сумму 545 429 руб. 00 коп. и соответствующих пеней в размере 3 392 руб. 00 коп., а также привлечение к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 93 517 руб. 00 коп.

В отношении ЕНВД по Вурнарскому ДРСУ.

В пункте 3.1. решения Инспекции № 13-10/131 от 04.05.2007 указывается на нарушение главы 23.3 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 2 главы 9 Закона Чувашской Республики № 38                       «О вопросах налогового урегулирования в Чувашской Республике» и неуплату ЕНВД от розничной торговли, осуществляемой через магазины площадью торгового зала не более 150 кв. метров.

ГУП ЧР «Чувашавтодор» Минстроя Чувашии не согласно с данным доводом налогового органа по следующим основаниям.

В 2005 году согласно письму МНС РФ от 01.08.2003 N 22-2-14/1757-АБ026 «О порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности индивидуальными предпринимателями» в соответствии со                               статьей 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации к таким видам предпринимательской деятельности относится и розничная торговля, осуществляемая организациями и индивидуальными предпринимателями через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади, а также оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров.

Исчисление налогоплательщиками ЕНВД по указанным видам предпринимательской деятельности осуществляется с использованием физического показателя базовой доходности - площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) (в квадратных метрах).

При этом в целях применения ЕНВД площадь торгового зала и открытых площадок одного объекта организации торговли (общественного питания) не должна превышать 150 квадратных метров.

Налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли (общественного питания), превысившие данное ограничение хотя бы по одному объекту организации торговли (общественного питания), не подлежат переводу на уплату ЕНВД по указанным видам деятельности.

ГУП ЧР «Чувашавтодор» Минстроя Чувашии имеет площади торговли свыше 150 кв. метров.

Ясность в определение применения ЕНВД по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. метров внесено только Федеральным законом от 21.07.2005 № 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

На основании изложенного, заявитель считает неправомерным доначисление налоговым органом ЕНВД в сумме 6 493 руб. руб. 00 коп. и соответствующих пеней в размере 1 797 руб. 00 коп., а также привлечение к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 1 299 руб. 00 коп.

Представители заявителя в судебном заседании от 12.07.2007 поддержали доводы, изложенные в заявлении, в полном объеме и просили суд признать недействительным решение Инспекции № 13-10/131 от 04.05.2007 в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок налоговых деклараций по ЕНВД по Вурнарскому ДРСУ «Чувашавтодор» в размере 13 469 руб. 00 коп., в том числе за 1 квартал 2005 года в размере 8 303 руб. 00 коп., за 2 квартал 2005 года в размере 5 166 руб. 00 коп., по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату (неполную уплату) налогов в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налогов или других неправомерных действий (бездействия) в виде штрафа в размере 20 % от суммы неуплаченных налогов, в том числе по налогу на прибыль по платежам в бюджет субъекта Российской Федерации за 2005 год в размере 93 517 руб. 00 коп., по ЕНВД по Вурнарскому ДРСУ «Чувашавтодор» в размере 1 299 руб. 00 коп., в том числе за 1 квартал 2005 года в размере 755 руб. 00 коп., за 2 квартал 2005 года в размере 544 руб. 00 коп., доначисления налога на прибыль за 2005 год в сумме 545 429 руб. 00 коп., ЕНВД по Вурнарскому ДРСУ «Чувашавтодор» сумме 6 493 руб. 00 коп., в том числе за 1 квартал 2005 года в сумме 3 774 руб. 00 коп., за 2 квартал 2005 года в сумме 2 719 руб. 00 коп., пени за несвоевременную уплату налога на прибыль по платежам в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 3 392 руб. 00 коп. и пени за несвоевременную уплату ЕНВД по Вурнарскому ДРСУ «Чувашавтодор» в размере 1 797 руб. 00 коп. по основаниям, изложенным в заявлении № 03/790 от 16.05.2007.

Суд в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял дополнения ГУП ЧР «Чувашавтодор» Минстроя Чувашии к заявленным требованиям в части признания незаконным привлечения к налоговой ответственности по пункту 2                     статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление в установленный срок налоговых деклараций по ЕНВД по Вурнарскому ДРСУ «Чувашавтодор» в размере 13 469 руб. 00 коп., в том числе за 1 квартал 2005 года в размере 8 303 руб. 00 коп., за 2 квартал 2005 года в размере 5 166 руб. 00 коп.

Представители Инспекции в заседании суда от 12.07.2007 заявленные требования не признали, пояснив, что в нарушение пункта 4 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации сумма неиспользованного на 01.01.2006 резерва по сомнительным долгам в размере 2 272 620 руб. 00 коп. не восстановлена на увеличение внереализационных доходов и не отражена по строке 040 приложения № 6 к листу 02 «Внереализационные доходы» налоговой декларации по налогу на прибыль за 2005 год.

В результате чего занижена налогооблагаемая база по налогу на прибыль за 2005 год на сумму 2 272 20 руб. 00 коп., занижен налог на прибыль на сумму 545 429 руб. 00 коп.

Учетной политикой заявителя в целях бухгалтерского и налогового учета ГУП ЧР «Чувашавтодор» Минстроя Чувашии на 2005 год, утвержденной приказом № 02/393 от 31.12.2004, не предусмотрено (пункт 3.6) в целях налогового учета формирование резерва по сомнительным долгам за счет уменьшения налогооблагаемой прибыли.

Тем не менее, ГУП ЧР «Чувашавтодор» Минстроя Чувашии сформирован резерв по сомнительным долгам за 2005 год по головному предприятию в размере 2 272 620 руб. 00 коп.

В соответствии со статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организации признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.

Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (пункт 2 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации).

В подпункте 7 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации объектом указано, что в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности, расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам (в порядке, установленном статьей 266 Налогового кодекса Российской Федерации объектом).

Суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва, приравниваются к внереализационным расходам и учитываются при определении налоговой базы согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации объектом.

Порядок формирования резервов по сомнительным долгам установлен статьей 266 Налогового кодекса Российской Федерации объектом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации объектом сомнительным долгом в целях налогообложения признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией.

Таким образом, для признания долга сомнительным необходимо выполнение двух условий: - возник из договора реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг); - задолженность не погашена в сроки, установленные договором между контрагентами; - задолженность не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией.

Согласно пункту 3 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного (налогового) периода.

В силу пункта 4 названной статьи сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний день отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:

1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) - в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;

3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней - не увеличивает сумму создаваемого резерва.

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со статьей 249 данного Кодекса.

Из положений приведенных норм следует, что организация вправе создать резерв по сомнительным долгам при соблюдении ряда условий, одним из которых является проведение инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного периода.

Поскольку законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не устанавливает особенностей проведения инвентаризации для использования ее данных в целях налогообложения, то на основании статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации в целях формирования резервов по сомнительным долгам должны использоваться данные инвентаризации, проводимой в порядке, установленном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

Согласно пункту 3.48 вышеназванных Методических указаний в процессе инвентаризации дебиторской задолженности проверяется правильность и обоснованность сумм дебиторской задолженности, числящейся на балансе организации.

В соответствии с постановлением Госкомстата России от 18.08.1998    N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» результаты инвентаризации дебиторской задолженности подтверждаются актом по форме N ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» и Приложением к форме N ИНВ-17 «Справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами». Вышеуказанные формы предусматривают отражение в них сумм дебиторской задолженности, как подтвержденной, так и не подтвержденной дебиторами, а также сумм задолженности с истекшим сроком исковой давности.

Таким образом, в расчетах суммы сомнительной задолженности для налогообложения налогоплательщикам следует учитывать все суммы дебиторской задолженности по отгруженным товарам, работам, услугам, признанные подтвержденными результатами инвентаризации. Аналогичная позиция изложена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 26.07.2006 № 03-03-04/1/612.

Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном настоящей статьей (пункт 4 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 5 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными в соответствии с данной статьей, осуществляется за счет суммы созданного резерва.

Следовательно, основания для использования резерва появляются тогда, когда сомнительные долги перейдут в разряд безнадежных.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации (пункт 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, безнадежный долг по документально подтвержденной сумме дебиторской задолженности подлежит списанию за счет резерва по сомнительным долгам в том периоде, в котором истекает срок исковой давности, или по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Из статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации не следует, что свое право на создание резерва по сомнительным долгам налогоплательщик должен обязательно указать в учетной политике для целей налогообложения, но нормы этой статьи нужно рассматривать в системной связи с нормами статьи 313 Налогового кодекса Российской Федерации. В ней говорится об учетной политике, которую должен утвердить налогоплательщик. В учетной политике утверждается порядок ведения налогового учета, без знания о котором внешние пользователи, а к ним относятся и налоговые органы, не смогут иметь информацию о принципах формирования налоговой базы. Более того, в абзаце 8 статьи 313 Налогового кодекса Российской Федерации прямо указано, что данные налогового учета должны отражать порядок формирования сумм резервов. Поскольку положения учетной политики организации влияют на порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, нормы статьи 313 Налогового кодекса Российской Федерации следует считать приоритетными по отношению к положениям статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, с учетом того, что Налоговым кодексом Российской Федерации специально не установлен порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов, имеющийся в материалах выездной проверки налоговый регистр по сомнительным долгам за 2005 год (по головному предприятию) может подтвердить факт наличия задолженности по состоянию на 31.12.2005.

Таким образом, Инспекция считает, что  заявителем не выполнены все условия для создания резерва по сомнительным долгам.

На основании главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 2 главы 9 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 № 38                       «О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, относимых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации» при оказании услуг розничной торговли, осуществляемой через магазины площадью торгового зала не более 150 кв.м., палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в т.ч. не имеющие стационарной торговой площади, организации должны переходить на уплату единого налога на вмененный доход. Площадь торгового зала буфета, размещенного в проходной Вурнарского ДРСУ «Чувашавтодор» составляет 32 кв.м.

Пунктом 1 статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации система налогообложения в виде ЕНВД может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении следующих видов предпринимательской деятельности: оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 кв.м.

Статьей 40 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 № 38                      «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности» система налогообложения в виде ЕНВД введена в отношении оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей на более 150 кв.м. по каждому объекту организации общественного питания.

Таким образом, применение налогового режима в виде ЕНВД не зависит от желания самой организации, а является обязательным, если какая-либо деятельность подпадает под один из видов, переведенных на ЕНВД по местному законодательству.

Под площадью торгового зала (зала обслуживания посетителей) понимается площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли или организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов (статья 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 7 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению ЕНВД, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.

Действительно, в соответствии с абзацем 7 пункта 2 Методических рекомендаций по применению главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-22/707, следует иметь в виду, что установленное подпунктом 5 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации ограничение по площади зала обслуживания посетителей должно соблюдаться налогоплательщиками по каждому объекту организации общественного питания, используемому ими в предпринимательской деятельности.

Налогоплательщики, превысившие данное ограничение хотя бы по одному объекту организации общественного питания, не подлежат переводу на уплату ЕНВД (абзац 8 пункта 2 Методических рекомендаций).

В связи с изложенным, если площадь зала обслуживания посетителей в одном из объектов превысит 150 кв.м, то организация не вправе была продолжать уплачивать ЕНВД в отношении оказания услуг общественного питания через сеть закусочных.

Минфин России письмом от 21.12.2004 № 03-06-05-02/22, а также ФНС России письмом от 27.12.2004 № 22-0-10/1964@ сочли возможным перевод организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю, в том числе через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 кв.м. на единый налог, начиная с 01.01.2005 производить без перерасчета налоговых обязательств за период применения ими иных режимов налогообложения.

Таким образом, определение зала обслуживания посетителей, которое дается в Налоговом кодексе Российской Федерации, свидетельствует, что лимиты надо «примерять» к каждому конкретному объекту. Статья 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации предписывает определять площадь такого зала на основе правоустанавливающих и инвентаризационных документов, а такие документы выдаются на каждое помещение.

При наличии налоговой базы по ЕНВД Вурнарское ДРСУ не начислял и не уплачивал ЕНВД по оказанию услуг розничной торговли за 1 и 2 кварталы 2005 года. Налоговые декларации по указанным выше периодам в налоговый орган не представлялись.

Выездной налоговой проверкой был доначислен ЕВНД за 1 квартал 2005 года в размере 3 774 руб. 00 коп., за 2 квартал 2005 года в сумме 2 719 руб. 00 коп.

Вурнарское ДРСУ самостоятельно начало исчислять ЕНВД с услуг розничной торговли, только начиная с 01.07.2005.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв                     с 16 часов 30 минут 12.07.2007 до 16 часов 30 минут 18.07.2007.

Представители заявителя в судебном заседании от 18.07.2007 поддержали ранее изложенные доводы в полном объеме, пояснив, что, как указывает Инспекция, ГУП ЧР «Чувашавтодор» Минстроя Чувашии не выполнены все условия для создания резерва по сомнительным долгам. ГУП ЧР «Чувашавтодор» Минстроя Чувашии не согласно с данным выводом налогового органа ввиду следующего.

Согласно пункту 5 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в текущем отчетном (налоговом) периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период, что и было сделано. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде. Сумма резерва по результатам инвентаризации за 2006 год намного больше и составляет 19 868 800 руб. 00 коп.

Инспекцией указано, что согласно пункту 3 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик вправе создавать резерв по сомнительным долгам при условии, если это предусмотрено учетной политикой.

Однако, как считает заявитель ни в тексте данной статьи, ни в каких-либо ссылках на другие статьи Налогового кодекса Российской Федерации об этом не упоминается. Понятие «учетная политика для целей налогообложения» дополнено только Федеральным законом от 27.07.2006             N 137-ФЗ, в пункт 2 статьи 11 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 01.01.2007. До вступления в силу данного положения ссылки на документы, регламентирующие порядок ведения бухгалтерского учета, неправильны.

Таким образом, неправомерно доначисление Инспекцией заявителю налога на прибыль на сумму 545 429 руб. 00 коп. и соответствующих пеней                          в размере 3 392 руб. 00 коп., а также привлечение его к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 93 517 руб. 00 коп.

В отношении единого налога на вмененный доход по Вурнарскому ДРСУ.

Налоговый орган долгое время занимал принципиальную позицию: если размер хотя бы одного торгового зала организации превышает 150 кв.м., со всей своей деятельности она должна уплачивать общие налоги. Этот вывод был сделан в методических рекомендациях по ЕНВД (приказ МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-22/707) и впоследствии повторялся во всех разъяснениях и ответах на запрос организаций.

Так, в 2005 году согласно письму МНС РФ (который не отменен и не признан незаконным) от 01.08.2003 N 22-2-14/1757-АБ026 «О порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности индивидуальными предпринимателями» в соответствии со статьей 346.26 Кодекса к таким видам предпринимательской деятельности относится и розничная торговля, осуществляемая организациями и индивидуальными предпринимателями через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв.м., палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади, а также оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 кв.м.

Исчисление налогоплательщиками ЕНВД по указанным видам предпринимательской деятельности осуществляется с использованием физического показателя базовой доходности - площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей) (в кв.м.).

При этом в целях применения ЕНВД площадь торгового зала и открытых площадок одного объекта организации торговли (общественного питания) не должна превышать 150 кв.м.

Налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли (общественного питания), превысившие данное ограничение хотя бы по одному объекту организации торговли (общественного питания), не подлежат переводу на уплату ЕНВД по указанным видам деятельности.

ГУП ЧР «Чувашавтодор» Минстроя Чувашии имеет площади торговли свыше 150 кв.м.

Ясность в определение применения ЕНВД по каждому объекту организации торговли не более 150 кв.м. внесено только Федеральным законом от 21.07.2005 № 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Даже если условно предположить правильность доначисления ЕНВД за 1, 2 кварталы 2005 года, то привлечение к налоговой ответственности является неправомерным.

Согласно статье 111 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции.

Как ранее указывалось, ГУП ЧР «Чувашавтодор» Минстроя Чувашии, уплачивая налоги по общему режиму налогообложению, руководствовалось письмом МНС РФ от 01.08.2003 N 22-2-14/1757-АБ026.

Представитель Инспекции в заседании суда от 18.07.2007 поддержала ранее изложенные доводы в полном объеме.

Представители ГУП ЧР «Чувашавтодор» Минстроя Чувашии в судебном заседании от 18.07.2007 заявили ходатайство об отложении судебного разбирательства и продлении срока рассмотрения дела на один месяц для представления дополнительных пояснений по заявленным требованиям по пункту 1.4. и пункту 3.1. решения Инспекции № 13-10/131   от 04.05.2007.

Представитель Инспекции в заседании суда от 18.07.2007 рассмотрение заявленного ходатайства оставила на усмотрение суда.

С учетом заявленного ходатайства представителей ГУП ЧР «Чувашавтодор» Минстроя Чувашии, суд считает возможным отложить судебное разбирательство по делу и в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации продлить срок на его рассмотрение для полного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.

Руководствуясь статьями 158, 184 и 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Удовлетворить ходатайство ГУП ЧР «Чувашавтодор» Минстроя Чувашии об отложении судебного разбирательства по настоящему делу. Продлить на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок рассмотрения дела не более чем на один месяц.

Отложить рассмотрение дела на 14 августа 2007 года на 15 час. 00 мин.

Заявителюпредставить дополнительные пояснения по заявленным требованиям по пункту 1.4 и пункту 3.1 решения Инспекции № 13-10/131 от 04.05.2007, справку с налогового органа о перечне расчетных счетов и иных счетов ГУП ЧР «Чувашавтодор» Минстроя Чувашии и справку (справки) с банка (банков) об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам, а также другие доказательства, которые могут быть признаны судом в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.

Явка сторон в судебное заседание обязательна.

Судья                                                                                       А.А. Афанасьев