ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А79-3917/2023 от 09.02.2024 АС Чувашской Республики

9/2024-21835(1)



АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Чебоксары Дело № А79-3917/2023  16 февраля 2024 года 

Резолютивная часть определения объявлена 09.02.2024.  Полный текст определения изготовлен 16.02.2024. 

Арбитражный суд в составе: судьи Юрусовой Н.В.,  при ведении протокола судебного заседания секретарем Шавгаевой С.В., 

рассмотрев в заседании суда дело по иску

общества с ограниченной ответственностью "Государева Гора", ОГРН:  1212100006964, ИНН: 2130227817, 428022, г. Чебоксары, Чувашская Республика -  Чувашия, ул. Ивана Франко д. 7, пом./каб. 3/13; 

общества с ограниченной ответственностью "НПО "Экология", ИНН: 2127024359,  ОГРН: 1052128093698, 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары,  Марпосадское шоссе, д. 28, оф. 107, 

к Администрации города Чебоксары, ОГРН: 1022101150037, 428032, Чувашская  Республика, г. Чебоксары, ул. К. Маркса д. 36, 

обществу с ограниченной ответственностью "Чувашский республиканский  крематорий", ОГРН: 1222100000132, ИНН: 2130229740, 428003, Чувашская  Республика, г. Чебоксары, ул. Ленинградская д. 24, пом. 5, 

о признании недействительными договора аренды земельного участка от  06.05.2022 № 29/6444-м и разрешения на строительство от 23.03.2023 № 21-01-152023, 

третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета  спора: 

Кабинет Министров Чувашской Республики,

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и  благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии, 

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства  Чувашской Республики, 

Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, 

Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Чебоксары  Чувашской Республики 

Ксенофонтова Елена Витальевна, г. Чебоксары
Кузин Владимир Михайлович, г. Чебоксары,

Администрация Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики, 


при участии: 

от истца ООО "Государева Гора" – Яхатина С.А. по доверенности от 01.01.2024,  Красновой М.П. по доверенности от 01.01.2024, Смирнова А.Е. по доверенности от  01.01.2024, Сымова Э.Г. по доверенности от 01.01.2024, 

от истца ООО "НПО "Экология" – Яхатина С.А. по доверенности от 11.10.2023,  Красновой М.П. по доверенности от 11.10.2023, Смирнова А.Е. по доверенности от  11.10.2023, Сымова Э.Г. по доверенности от 11.10.2023, 

от ответчика – Администрации города Чебоксары – Николаева Д.В. по  доверенности от 09.01.2024 № 29/01-1, Маркова А.С. по доверенности от 11.01.2024   № 29/01-163, 

от ответчика ООО "Чувашский республиканский крематорий" – генерального  директора Хруцкого А.А., Микерова С.В. по доверенности от 10.07.2023 № 01/С, 

от третьего лица – Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике –  Дурнаевой Н.В. по доверенности от 01.02.2023, Викторовой Е.Г. по доверенности  08.08.2023 № 20, 

от третьего лица – Кабинета Министров Чувашской Республики – Марковой Е.В.  по доверенности от 24.08.2023 № 34, 

прокурора Федорова М.В. (по служебному удостоверению),
установил:

 общество с ограниченной ответственностью "Государева гора" обратилось в  суд иском к Администрации города Чебоксары Чувашской Республики и обществу  с ограниченной ответственностью "Чувашский республиканский крематорий" о  признании недействительным договора аренды земельного участка от 06.05.2022   № 29/6444-м; признании недействительным разрешения на строительство от  23.03.2023 № 21-01-15-2023 на объект капитального строительства "Крематорий в  Чебоксарском городском округе", адрес строительства: Чувашская Республика- Чувашия, городской округ город Чебоксары, на земельном участке с кадастровым  номером 21:21:090801:170. 

 В обоснование иска истец указал, что является собственником земельных  участков с кадастровыми номерами 21:21:091001:190, 21:21:091001:240,  21:21:091001:242, 21:21:091001:272, 21:21:091001:403 с видом разрешенного  использования – для целей комплексного малоэтажного жилищного строительства.  Строительство крематория в непосредственной близости с земельными участками  истца нарушает его права и интересы как собственника земельных участков,  приобретенных для строительства жилья, поскольку земельные участки  расположены в ориентировочной 1000-метровой санитарно-защитной зоне. В  соответствии с пунктом 5.1 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне  не допускается размещать среди прочего жилую застройку, включая отдельные  жилые дома. Истец лишается возможности использовать земельные участки по их  целевому назначению. 

Определениями суда от 23.05.2023, от 16.06.2023, от 03.08.2023 к участию в  деле привлечен Прокурор Чувашской Республики; к участию в деле в качестве  третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета  спора, привлечены: Кабинет Министров Чувашской Республики, Управление  Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и  благополучия человека по Чувашской Республике – Чувашии, Министерство  строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской 


Республики, Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской  Республики, Управление архитектуры и градостроительства Администрации  города Чебоксары Чувашской Республики. 

Протокольным определением суда от 07.09.2023 к участию в деле в качестве  третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета  спора, привлечены Ксенофонтова Елена Витальевна, Кузин Владимир  Михайлович. 

В ходе рассмотрения дела представители истца – ООО "Государева гора"  заявили о фальсификации протокола заседания Совета по инвестиционной  политике от 14.03.2022 № 4 (т.11 л.д.84-103). 

Определением суда от 13.10.2023 ООО "НПО "Экология" привлечено к  участию в деле в качестве соистца. 

 Протокольным определением суда от 10.11.2023 в удовлетворении заявления  о фальсификации протокола заседания Совета по инвестиционной политике от  14.03.2022 № 4 отказано. 

 В ходе рассмотрения истец–ООО "Государева гора" представил письменные  пояснения и дополнение к иску (т.11 л.д.84-103, т.12 л.д.107-110, т.14 л.д.75-80),  указав следующее. Распоряжение Главы Чувашской Республики от 21.04.2022   № 221-рг о передаче земельного участка обществу с ограниченной  ответственностью "Чувашский республиканский крематорий" в целях реализации  масштабного инвестиционного проекта "Организация крематория в городе  Чебоксары" в аренду без проведения торгов противоречит пункту 3 части 2 статьи  39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, Законам Чувашской Республики  от 25.05.2004 № 8, 22.06.2015 № 32, постановлениям Кабинета Министров  Чувашской Республики от 13.01.2005 № 3, от 24.11.2006 № 293, от 29.06.2007 № 160,  имеющим высшую юридическую силу. Полагает, что при разрешении настоящего  спора следует применить положения абзаца 13 статьи 12 Гражданского кодекса  Российской Федерации о неприменении судом акта государственного органа или  органа местного самоуправления, противоречащего закону. Считает, что протокол  Совета по инвестиционной политике от 14.03.2022 № 4 не мог являться основанием  для принятия Распоряжения Главы Чувашской Республики от 21.04.2022 № 221-рг,  поскольку решение Совета по инвестиционной политике от 14.03.2022 принято в  отсутствие кворума и с нарушением порядка проведения заседания Совета. На  момент подписания Распоряжения Главы Чувашской Республики от 21.04.2022   № 221-рг распоряжение Кабинета Министров Чувашской Республики от 01.04.2022   № 319-р не вступило в законную силу в связи с неопубликованием полного текста, а  сам инвестиционный проект "Организация крематория в городе Чебоксары" не был 


признан масштабным в установленном порядке. Кроме того, в силу положений  статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном  деле" решение о создании места погребения относится к компетенции органов  государственной власти и местного самоуправления. Для предания тел умерших  огню (кремации) с соблюдением того или иного обряда погребения на отведенных  участках земли сооружаются крематории, порядок деятельности которых  определяется органами местного самоуправления (статья 24 Федерального закона  "О погребении и похоронном деле"). Решение о создании места погребения на  спорном земельном участке с кадастровым номером 21:21:090801:170  Администрацией города Чебоксары, а равно Администрацией Чебоксарского  района Чувашской Республики не принималось. В этой связи земельный участок с  кадастровым номером 21:21:090801:170 является незаконным местом погребения.  Кроме того, в силу положений статьи 15 Федерального закона "О погребении и  похоронном деле" места погребения могут находиться исключительно в  государственной или муниципальной собственности. Считает, что передача  земельного участка земельного участка с кадастровым номером 21:21:090801:170  обществу с ограниченной ответственностью "Чувашский республиканский  крематорий" для строительства крематория влечет передачу публичных функций  органа местного самоуправления. Следовательно, передача спорного земельного  участка в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Чувашский  республиканский крематорий" является недопустимой. Указал, что перевод  земельного участка с кадастровым номером 21:21:090801:170 из категории земель  сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики,  транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для  обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли  иного специального назначения с целью последующей передачи в аренду для  строительства крематория осуществлен с существенными нарушениями. По  мнению истца, постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от  11.08.2016 № 327 "О переводе земельных участков из земель  сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики,  транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для  обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли  иного специального назначения", на основании которого изменена категория  земельных участков с кадастровыми номерами 21:21:090801:8, 21:21:090801:11,  21:21:090801:58, является недействительным, так как не содержит указание на  какую-либо исключительность случая перевода данных земельных участков из  земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию. Решение Собрания  депутатов Большекатрасьского сельского поселения Чебоксарского района  Чувашской Республики от 21.04.2021 № 06-01 "О внесении изменений в  генеральный план Большекатрасьского сельского поселения Чебоксарского района  Чувашской Республики" является недействительным. Земельный участок с  кадастровым номером 21:21:090801:170 поставлен на кадастровый учет на  основании недействительного постановления Администрации города Чебоксары от  29.03.2021 № 539, поскольку на момент принятия постановления земельные  участки с кадастровыми номерами 21:21:090801:11, 21:21:090801:58 не входили в  границы Чебоксарского городского округа и Администрация города Чебоксары не  имела полномочий по принятию решений об образовании земельных участков из 


земельных участков, входящих в границы Большекатрасьского сельского  поселения Чебоксарского района Чувашской Республики. 

 В ходе рассмотрения истец–ООО "НПО Экология" представил дополнение к  иску (т.14 л.д.67-73), указав следующее. По результатам торгов между  Администрацией города Чебоксары и ООО "НПО Экология" был заключен договор  от 07.09.2017 аренды земельного участка с кадастровым номером 21:21:090801:58  на срок с 07.09.2017 по 06.05.2020. ООО "НПО Экология" обращалось в  Администрацию города Чебоксары с заявлением от 19.01.2021 № 5 о  предоставлении данного земельного участка в аренду на последующие 49 лет. С  целью строительства крематория. На основании постановления Администрации  города Чебоксары от 29.03.2021 № 539 утверждена схема расположения земельного  участка, которым образован земельный участок с кадастровым номером  21:21:090801:170 путем перераспределения земельных участков с кадастровыми  номерами 21:21:090801:11, 21:21:090801:58. Впоследующем, 10.02.2022  Администрация города Чебоксары объявила об аукционе на право заключения  договора аренды земельного участка с кадастровым номером 21:21:090801:170  площадью 10000 кв.м с разрешенным видом использования ритуальная  деятельность – для строительства крематория. 28.02.2022 Чебоксарским городским  комитетом по управлению имуществом отменен ранее объявленный конкурс с  указанием причины: в извещении о проведении аукциона по вышеуказанному  земельному участку отсутствовала информация о возможности подключения к  газораспределительным сетям. Считает, что при наличии двух претендентов на  спорный земельный участок – ООО "НПО Экология" и ЗАО "Ритуал-Сервис"  предоставление земельного участка в аренду ООО "Чувашский республиканский  крематорий" без торгов является незаконной. ООО "НПО Экология" желало  реализовать проект строительства крематория, однако возможности газификации  объекта отсутствовала. В данном случае ООО "Чувашский республиканский  крематорий" в обход установленной процедуры получения технических условий на  подключение к сетям газоснабжения получили возможность подключения от АО  "Чебоксарское производственное объединение имени В.И.Чапаева". 

 Определением суда от 10.11.2023 к участию в деле в качестве третьего лица,  не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,  привлечена Администрация Чебоксарского муниципального округа Чувашской  Республики. 

 В судебном заседании представители истца-ООО "Государева гора" исковые  требования поддержали. Поддержали ходатайство о назначении по делу судебной  экспертизы. 

 Представитель истца–ООО "НПО "Экология" иск поддержали, ходатайство  ООО "Государства Гора" о назначении по делу судебной экспертизы поддержали. 

 Представители ответчика –Администрации города Чебоксары требования не  признали, аргументировав возражения в отзыве (т.4 л.д.63-69). Возражали против  назначения по делу судебной экспертизы по основаниям, изложенным в  письменных возражениях (т.15 л.д.17-20). Указали, что в соответствии со статьей  51 Градостроительного кодекса Российской Федерации при рассмотрении вопроса  о выдаче обществу с ограниченной ответственностью "Чувашский  республиканский крематорий" разрешения на строительство крематория  Администрация города Чебоксары проводила проверку проектной документации  на соответствие требованиям градостроительного плана земельного участка, а 


также на наличие документов, предусмотренных частью 7 статьи 51  Градостроительного кодекса Российской Федерации. При проведении экспертизы  проектной документации проведена проверка соответствия объекта строительства  требованиям санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям в области  окружающей среды. Технические отчеты инженерных изысканий также были  предметом экспертизы при получении Положительного заключения. Проектная  документация содержит экспертное заключение ООО "Центр гигиены и экологии"  от 06.12.2022 № 5133/2022, подготовленное с целью установления соответствия  проектной документации и санитарно-защитной зоны требованиям СанПиН  2.2.1/2.1.1.1200-03, 2.1.3684-21, 2.1.3685-21. На основании вышеуказанного  экспертного заключения в Положительном заключении сделан вывод об  отсутствии необходимости получения заключения Роспотребнадзора. 

 Представители ответчика –ООО "Чувашский республиканский крематорий"  требования не признали, изложив доводы в отзыве (т.15 л.д.33-37). Возражали  против назначения по делу судебной экспертизы, пояснив следующее (т.15 л.д.2-8).  Проектная документация на строительство крематория была разработана  индивидуальным предпринимателем Шаклеиным А.А. в строгом соответствии с  требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в том числе  с учетом положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской  Федерации. Соответствие проектной документации требованиям законодательства  подтверждается заключением негосударственной экспертизы от 17.05.2023 № 21-21-2-026017-2023, проведенной ООО "Национальная экспертная палата"; экспертное  заключение было проведено по двенадцати направлениям и подписано  одиннадцатью независимыми экспертами; экспертное заключение внесено в  Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации  объектов капитального строительства за номером 21-2-1-2-026017-2023. Отметили,  что в Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной  документации объектов капитального строительства заносятся сведения только о  тех экспертизах, которые проведены в соответствии с требованиями действующего  законодательства Российской Федерации и только организациями,  соответствующими требованиям статьи 50 Градостроительного кодекса  Российской Федерации и имеющими необходимую аккредитацию. Проект  санитарно-защитной зоны крематория был рассчитан обществом с ограниченной  ответственностью "Лаборатория 100". В соответствии с выводами данного Проекта  на основании проведенных расчетов рассеивания за контуром объекта (земельного  участка) крематория химического, физического, биологического воздействия,  превышающего санитарно-эпидемиологические требования, не формируется,  следовательно, Проектом подтверждается возможность сокращения санитарно-защитной зоны крематория по границе земельного участка (по контуру объекта).  Обществом с ограниченной ответственностью "Центр гигиены и экологии" выдано  заключение от 13.04.2023 № 1334/2023 о соответствии Проекта санитарно-защитной зоны крематория требованиям санитарно-эпидемиологических правил и  нормативов: СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, 2.1.3684-21, 2.1.3685-21. ООО"Центр  гигиены и экологии" является организацией, аккредитованной Федеральной  службой по аккредитации в качестве органа инспекции, имеющего право на  проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз проектной документации.  Считают, что в рассматриваемом случае отсутствует необходимость в разъяснении  каких-либо вопросов, требующих специальных знаний, так как в материалах дела 


уже имеется заключение эксперта по санитарно-эпидемиологической экспертизе  проектной документации; проведение судебной экспертизы имеющего в деле  экспертного заключения является необоснованным. Считают несостоятельным  довод об отсутствии в Проекте санитарно-защитной зоны крематория расчета  выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, расчета зоны влияния  выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и проч., поскольку  Проект содержит все необходимые расчеты. Ссылаясь на положения части 3 статьи  86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просили  вызвать для дачи пояснений экспертов ООО "Центр гигиены и экологии"  Матюхину Н.В. и Молотихина А.В. 

Представитель третьего лица -Кабинета Министров Чувашской Республики  считает, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется  (т.11 л.д.128-136, т.14 л.д.36-49). Указал, что Распоряжение Кабинета Министров  Чувашской Республики от 01.04.2022 № 319-р "О признании инвестиционного  проекта "организация крематория в города Чебоксары" приоритетным  инвестиционным проектом и оказании обществу с ограниченной ответственностью  "Чувашский республиканский крематорий" нефинансовым мер государственной  поддержки", Распоряжение Главы Чувашской Республики от 21.04.2022 № 221-рг  не оспорены в порядке, предусмотренном Кодексом административного  судопроизводства Российской Федерации. Официальное опубликование данных  правовых актов осуществлено соответственно 01.04.2022 и 21.04.2022.  Представление земельного участка без торгов предусмотрено подпунктом 3 пункта  2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации: в случае предоставления  земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего  должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов  социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации  масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных  объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами  субъектов Российской Федерации. В рассматриваемом случае, предоставление  спорного земельного участка с кадастровым номером 21:21:090801:170 без торгов  обществу с ограниченной ответственностью "Чувашский республиканский  крематорий" осуществлено на основании Распоряжения Главы Чувашской  Республики от 21.04.2022 № 221-рг, то есть в соответствии с подпунктом 3 пункта 2  статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Обществом с  ограниченной ответственностью "Чувашский республиканский крематорий" при  обращении в Администрацию города Чебоксары был предоставлен полный  комплект документов, определенный статьей 51 Градостроительного кодекса  Российской Федерации; основания для отказа в выдаче разрешения на  строительство отсутствовали. Возражал против назначения по делу судебной  экспертизы по основаниям, изложенным в письменных пояснениях (т.16 л.д.18-22). 

Представители третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору  в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской  Республике – Чувашии в ранее представленном отзыве на иск указали, что ООО  "Чувашский республиканский крематорий" трижды обращался в Управление  Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и  благополучия человека по Чувашской Республике с заявлениями о выдаче  санитарно-эпидемиологического заключения по проекту санитарно-защитной зоны  на земельном участке с кадастровым номером 21:21:090801:170, однако, 


Управление отказывало в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения (т.2  л.д.7-8, 9-10, 24, 41-42). Поддержали ходатайство о назначении по делу судебной  экспертизы для разрешения вопросов, связанных с санитарно-защитной зоной. 

Третьи лица - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство природных  ресурсов и экологии Чувашской Республики, Управление архитектуры и  градостроительства Администрации города Чебоксары Чувашской Республики,  Администрация Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики,  надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, явку в суд  представителей не обеспечили. 

Прокурор не возражал против ходатайства о назначении по делу судебной  экспертизы, представил письменные пояснения по ходатайству (т.15 л.д.53-54). 

 В судебном заседании объявлялся перерыв с 26.01.2024 до 09.02.2024.

 Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд установил  следующее. 

 Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2001 N 7-ФЗ "Об  охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную  окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного  хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и  техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей  среды и на возмещение вреда окружающей среде. 

 Статья 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает право граждан на  благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного  воздействия на человека. 

 Предметом рассматриваемого требования является требование о признании  недействительным договора аренды земельного участка от 06.05.2022 № 29/6444-м;  признании недействительным разрешения на строительство от 23.03.2023 № 21-0115-2023 на объект капитального строительства "Крематорий в Чебоксарском  городском округе". 

 Заявляя о признании недействительным разрешения на строительство от  23.03.2023 № 21-01-15-2023, общество с ограниченной ответственностью  "Государева гора" указало на отсутствие положительного заключения  экологической и санитарно-гигиенической экспертизы, наличие которого  необходимо в соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона "О  погребении и похоронном деле". Порядок установления санитарно-защитных зон  определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018   № 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и  использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон", согласно которым санитарно-защитные зоны устанавливаются в  отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых  объектов капитального строительства, являющихся источником химического,  физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае  формирования за контурами объектов химического, физического и(или)  биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические  требования. Согласно пункту 6 указанных Правил заявление об установлении или  изменении санитарно-защитной зоны подается застройщиком не позднее, чем за 30  дней до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом 


Российской Федерации заявления о выдаче разрешения на строительство. В силу  раздела 12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 ориентировочные размеры санитарно-защитной зоны для крематориев, относящихся в объектам I и II класса опасности в  зависимости от количества печей, составляют: 1000 м – для крематориев при  количестве более одной печи, 500 м – для крематориев с одной однокамерной  печью. ООО "Государева гора" указало на несоответствие проектной документации  на строительство крематория действующим нормативным требованиям,  несоответствие положительного заключения повторной негосударственной  экспертизы требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, несоответствия проекта санитарно-защитной зоны для проектируемого объекта –крематория действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. В обоснование своих доводов в  указанной части ООО "Государства гора" представило заключение специалиста от  24.08.2023 № 45-р, составленное АНО "Новгородский центр судебных экспертиз и  оценки" (т.6 л.д.1-46). 

 В материалы дела представлены уведомления Управления Федеральной  службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по  Чувашской Республике от 16.09.2022 № СЭЗ-14/186, от 26.12.2022 № СЭЗ-14/241, от  05.05.2023 № СЭЗ-14/57 об отказе в выдаче санитарно-эпидемиологического  заключения по проекту санитарно-защитной зоны для ООО "Чувашский  республиканский крематорий" на земельном участке с кадастровым номером  21:21:090801:170 (т.2 л.д. 9-10, 24, 41-42). 

 В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела  вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу  по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в  деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или  предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о  фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение  дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить  экспертизу по своей инициативе. 

Согласно части 2 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации круг и содержание вопросов, по которым должна быть  проведена экспертиза, определяются арбитражным судом. 

 Суд считает, что такие обстоятельства по делу, как соответствие проектной  документации по строительству крематория и иных документов, представленных  обществом с ограниченной ответственностью "Чувашский республиканский  крематорий" для получения оспариваемого разрешения на строительство  крематория, требованиям строительных норм и правил, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, экологическим требованиям,  являются юридически значимыми обстоятельствами по настоящему делу. 

 Для выяснения вопроса о соответствии названных документов требованиям  строительных норм и правил, санитарно-эпидемиологическим правилам и  нормативам, экологическим требованиям требуются специальные знания. 

 Разрешение предложенного истцом –ООО "Государства гора" вопроса об  обоснованности расчетов экономической эффективности инвестиционного проекта  по строительству крематория с двумя кремационными печами и инвестиционного  проекта по строительству крематория с одной кремационной печью не требует 


специальных знаний, в связи с чем данный вопрос не подлежит включению в  перечень вопросов судебным экспертам. 

 Оценив представленные экспертными организациями документы  относительно квалификации экспертов и предложенные условия производства  экспертизы в части стоимости и срока ее проведения, суд считает возможным  поручить проведение судебной экспертизы по делу экспертам Автономной  некоммерческой организации дополнительного профессионального образования  "Центр независимой экспертизы" Калугину Валерию Александровичу, Татаренко  Константину Михайловичу, Ефимовой Ларисе Николаевне, Шалаевой Ирине  Константиновне (т.16 л.д.74-82). 

В соответствии со статьей 108 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации расходы по предварительной оплате экспертизы суд  возлагает на ООО "Государева гора", которое оплатило на депозитный счет суда  денежные средства в сумме 200000 руб. по платежному поручению от 11.10.2023  (т.12 л.д.134). 

Назначение по делу экспертизы в силу пункта 1 статьи 144 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации является основанием  приостановления производства по делу. 

 Рассмотрев ходатайство ответчика–ООО "Чувашский республиканский  крематорий" суд не находит оснований для опроса экспертов ООО "Центр гигиены  и экологии" Матюхиной Н.В. и Молотихина А.В. 

Принимая во внимание то обстоятельство, что строительство спорного  крематория осуществляется внутри существующего Чебоксарского городского  кладбищ, суд считает необходимым истребовать от Администрации города  Чебоксары сведения о земельных участках в районе деревни Яуши, на которых  размещено Чебоксарское городское кладбище, сведения об установлении  санитарно-защитной зоны для кладбища, а также копии правовых актов о  размещении кладбища. 

Руководствуясь статьями 66, 82, пунктом 1 статьи 144, статьей 159  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

О П Р Е Д Е Л И Л:

обществу с ограниченной ответственностью "Чувашский республиканский  крематорий" в удовлетворении ходатайства об опросе экспертов ООО "Центр  гигиены и экологии" отказать. 

Ходатайство истца – ООО "Государева Гора" о назначении по делу судебной  экспертизы удовлетворить. 

Назначить по делу судебную экспертизу, проведение которой поручить  экспертам Автономной некоммерческой организации дополнительного  профессионального образования "Центр независимой экспертизы" Калугину  Валерию Александровичу, Татаренко Константину Михайловичу, Ефимовой  Ларисе Николаевне, Шалаевой Ирине Константиновне (адрес: 428003,  г.Чебоксары, Хозяйственный проезд, д.11В, пом. 12; 428003, г.Чебоксары,  Марпосадское шоссе, д.1Б; г.Чебоксары, ул.Калинина, д.109, стр.1, каб. 411б,  ОГРН 1136100050298, ИНН 2130173640, тел. 8-919-662-16-40). 


На разрешение экспертов поставить следующие вопросы:

 Соответствуют ли расчеты приземных концентраций загрязняющих веществ  в атмосфере и расчеты рассеивания загрязняющих веществ, содержащиеся в  проекте санитарно-защитной зоны для проектируемого объекта "Крематорий в  Чебоксарском городском округе", разработанном обществом с ограниченной  ответственностью "Лаборатория 100", требованиям приказа Минприроды России  от 06.06.2017 № 273 "Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов  вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе", приказа Минприроды  России от 01.12.2020 № 999 "Об утверждении требований к материалам оценки  воздействия на окружающую среду", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных  объектов", СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к  содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам,  питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам,  жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений,  организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических)  мероприятий", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к  обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды  обитания" и иным требованиям законодательства, предъявляемым к проведению  таких расчетов? 

 Соответствуют ли акустические расчеты, содержащиеся в проекте  санитарно-защитной зоны для проектируемого объекта "Крематорий в  Чебоксарском городском округе", разработанном обществом с ограниченной  ответственностью "Лаборатория 100", требованиям СНиП 23-03-2003 "Защита от  шума", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная  классификация предприятий, сооружений и иных объектов", СанПиН 2.1.3684-21  "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий  городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и  питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым 


помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений,  организации и проведению санитарно-противоэпидемических  (профилактических) мероприятий", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические  нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности  для человека факторов среды обитания" и иным требованиям  законодательства, предъявляемым к проведению таких расчетов ? 

 Соответствует ли вывод о возможности сокращения санитарно- защитной зоны Крематория по границе земельного участка (по контуру  объекта), содержащийся в проекте санитарно-защитной зоны для  проектируемого объекта "Крематорий в Чебоксарском городском округе",  разработанном обществом с ограниченной ответственностью "Лаборатория 100",  результатам проведенных расчетов приземных концентраций загрязняющих  веществ в атмосфере, расчетов рассеивания загрязняющих веществ и акустических  расчетов, содержащихся в проекте санитарно-защитной зоны для проектируемого  объекта "Крематорий в Чебоксарском городском округе", и требованиям Правил  установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков,  расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222,  требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная  классификация предприятий, сооружений и иных объектов", СанПиН 2.1.3684-21  "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских  и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому  водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям,  эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и  проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических)  мероприятий", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к  обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды  обитания" и иным требованиям законодательства, предъявляемым к проведению  таких расчетов? 


Предупредить экспертов Калугина Валерия Александровича, Татаренко  Константина Михайловича, Ефимову Ларису Николаевну, Шалаеву Ирину  Константиновну об уголовной ответственности, установленной статьей 307  Уголовного кодекса Российской Федерации, за дачу заведомо ложного заключения. 

Установить общий срок проведения экспертизы – 30 рабочих дней. 

Экспертам– заблаговременно ознакомиться с материалами дела, приступить  к производству судебной экспертизы после получения от суда настоящего  определения; экспертный осмотр исследуемого объекта произвести в присутствии  лиц, участвующих в деле, для чего не позднее чем за 8 дней сообщить суду о  времени и месте экспертного осмотра объекта; при необходимости получения  дополнительных документов – обратиться в суд с соответствующим ходатайством. 

Ответчику – ООО"Чувашский республиканский крематорий"– обеспечить  доступ экспертов к спорному объекту с целью экспертного осмотра. 

Ответчику Администрации города Чебоксары – в срок до 19.02.2024  представить в суд письменные пояснения с указанием, на каких земельных  участках в районе деревни Яуши размещено Чебоксарское городское кладбище,  сведения об установлении санитарно-защитной зоны для кладбища, представить  заверенные копии правовых актов о размещении Чебоксарского городского  кладбища. 

Производство по делу приостановить на период проведения экспертизы до  получения судом экспертного заключения. 

Определение в части приостановления производства по делу может быть  обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд  Чувашской Республики-Чувашии в течение месяца с момента его принятия. 

Судья Н.В. Юрусова