ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А79-410/17 от 23.04.2019 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Чебоксары

Дело № А79-410/2017

30 апреля 2019 года

Резолютивная часть определения объявлена 23 апреля 2019 года.

Арбитражный суд в составе судьи Пальчиковой Г.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковлевой Н.В.,

рассмотрев в заседании суда заявление конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Байкал" Смирнова Алексея Константиновича, г. Чебоксары, к Иванову Владимиру Ильичу, г. Чебоксары, о взыскании убытков в размере 214849 руб. 01 коп.,

при участии:

от конкурсного управляющего - Анисимовой И.А. по доверенности от 05.02.2018,

Иванова В.И.,

от кредитора ПАО "Сбербанк" - Орешниковой Е.Е. по доверенности от 07.06.2017,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Байкал" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании себя несостоятельным (банкротом).

Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.03.2017 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Байкал" введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Смирнов Алексей Константинович.

Решением суда от 26.01.2018 в отношении ООО "Байкал" введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден Смирнов Алексей Константинович.

Определениями суда от 11.09.2018, от 21.01.2019 срок конкурсного производства в отношении ООО "БАЙКАЛ" продлен до 26.03.2019.

29.12.2018 в суд поступило заявление конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Байкал" Смирнова Алексея Константиновича к Иванову Владимиру Ильичу о взыскании убытков в размере 214849 руб. 01 коп.

Заявление мотивировано следующим: согласно сведениям, полученным 20.10.2018 МРЭО ГИБДД МВД по Чувашской Республике, 21.10.2016 ООО "БАЙКАЛ" были утилизированы следующие транспортные средства: Камаз 5320, государственный знак А869РС21, 1990 года выпуска, VIN XTC532000L0369286, цвет серый; ЗИЛ 433362, государственный знак А630ОО21, 2003 года выпуска, VIN Х9Н47411030000048, цвет белый; ГАЗ-3307, государственный знак У255ВУ21, 1992 года выпуска, VIN XTH330700N1460454, цвет голубой; ЗИЛ-431412, государственный знак A104AT21, 1991 года выпуска, цвет синий.

Согласно актам о списании автотранспортных средств ООО "БАЙКАЛ" №1 от 21.10.2016, №2 от 21.10.2016, №3 от 21.10.2016, №4 от 21.10.2016 стоимость автотранспортных средств на дату списания с бухгалтерского учета

- Камаз 5320, государственный знак А869РС21, 1990 года выпуска, VIN XTC532000L0369286, цвет серый, составляла 90445,76 руб.

- ЗИЛ 433362, государственный знак А630ОО21, 2003 года выпуска, VIN Х9Н47411030000048, цвет белый, составляла 47033,90 руб.

- ГАЗ-3307, государственный знак У255ВУ21, 1992 года выпуска, VIN XTH330700N1460454, цвет голубой, составляла 29661,02 руб.

- ЗИЛ-431412, государственный знак A104AT21, 1991 года выпуска, цвет синий, составляла 47708,33 руб., всего 214849,01 руб.

В связи с чем, конкурсный управляющий считает, что в результате действий по утилизации вышеуказанных транспортных средств в период исполнения обязанностей руководителя общества Иванов В.И. причинил убытки обществу в размере 214849,01 руб.

В судебном заседании представитель конкурсного управляющего поддержала заявление по изложенным в нем основаниям.

Иванов В.И. заявленные требования не признал, суду пояснил, что он работал в должности директора и был учредителем ООО "Байкал" с 14.01.2000 по 25.01.2018. В течение всего периода работы Иванов В.И. только и занимался, чтобы приносить доход своей организации, а не убыток. Автомобили в количестве 4-х единиц 21.10.2016 были сняты с учета в МРЭО ГИБДД МВД по ЧР для утилизации из-за невозможности их эксплуатации в течении многих лет до этого. Эти автомобили 1990, 1991, 1992 и 2003 года выпуска последние годы простаивали на базе по адресу проезд Соляное д. 5, т.к. их поддержание в рабочем состоянии, ремонт для использования в нашей деятельности - развоз продуктов питания по магазинам Чувашской Республики и оптовикам соседних регионов очень дорого обходилось бы предприятию. Иванов В.И. держал эти автомобили на учете в ГИБДД чтобы их использовать для "грузовой утилизации", обещанной ранее правительством по подобию программы утилизации легковых автомобилей 2010 г. Но программу не запустили. В 2009-2010 гг. ООО "Байкал" использовал 26 автомобилей, к концу 2012 г. только 20 автомобилей, а на 2015 г.- 16 автомобилей, на 2016 г. - 13 автомобилей.

В 2014-2015 годах росли цены на всё: ГСМ, дизтопливо, бензин, запчасти для автомобилей, аренда складов и офисов и все виды услуг. В ноябре 2015 года начала действовать система сбора с проезда транспорта по дорогам России - «Платон» и транспорт общей массой свыше 12 тонн нельзя использовать. Также ограничилось использование транспорта общей массой более 7 тонн из-за штрафов за закон «режим сна и отдыха водителей».

На базе проезд Соляное, 5 стояло без работы много автомобилей принадлежащих ООО "Байкал", также и арендуемые ООО "Байкал" у Иванова В.И. На складе по проезду Складской, 6 использовали только часть автомобилей для развоза товаров и водители работали не полный день (их вызывали при появлении рейса). Простаивающий транспорт и разукомплектованные автомобили числились и очень дорого обходились ежегодным содержанием и обслуживанием: затраты на техобслуживание, страховка ОСАГО (4000-16000 рублей) и КАСКО, бензин и дизтопливо, ГСМ, стоянка с охраной, запчасти, авторезина, ремонт автомобилей силами наших сотрудников: моториста-агрегатчика, слесаря-сварщика, механика с ежемесячной оплатой их труда, требованием закона установки дорогостоящих тахографов (41000 рублей) на авто для контроля "сна и отдыха водителей" с приобретением для них персональных пластиковых карт (3000 рублей на человека), системы сбора платы за проезд по дорогам России-"Платон" (3,63 рубля за 1 км, за неоплату-штраф 450000 - 1000000 рублей, позднее штраф понизили до 5000-10000 рублей)), транспортный налог (4800-15600 рублей за авто), штрафы на ООО "Байкал". Выгоднее и эффективнее для ООО "Байкал" нанимать автомобили по заявкам склада с почасовой оплатой за работу. Ранее такая практика была, когда не справлялся свой транспорт с доставкой.

С падением экономической ситуации и малой загруженностью своих водителей и автомобилей Иванов В.И. решил оптимизировать затраты на логистику в сторону экономии денег для ООО "Байкал". Поэтому 21.10.2016 были списаны с бухгалтерского учета по актам о списании автотранспортных средств. По этим актам видно, что разделе 1 - сведения о техническом состоянии вводится автомобиль с даты приобретения. В разделе 2 - сведения о стоимости авто на дату списания с бухгалтерского учета: в колонке 1- стоимость на момент приобретения и принятия к бухгалтерскому учету, колонка 2 - сумма начисленной амортизации и в колонке 3 - остаточная стоимость автомобиля после амортизации за весь период эксплуатации на момент списания в связи с продажей или утилизацией с основных средств по форме № ОС-4а. Сумма убытка предъявляется по колонке 1 раздела 2 акта списания автотранспортных средств без учета амортизации за весь период эксплуатации автомобилей в ООО "БАЙКАЛ", что Иванов В.И. считает неправильным.

По данным карточек счета 02 (амортизация основных средств) из оборотно-сальдовой ведомости ООО "Байкал" видно, что основное средство:

- ЗИЛ-431-412 № А104AT самортизировано до 21.10.2016 - полностью на сумму 47708,33 рубля и текущее сальдо на 31.10.2016 равняется 0 рублей;

- ЗИЛ-433362333468536 № А630 ОО самортизировано до 21.10.2016 -полностью на сумму 47033,90 рубля и текущее сальдо на 31.10.2016 равняется 0 рублей;

- ГАЗ-3307 самортизировано до 21.10.2016 - полностью на сумму 29661,02 рубля и текущее сальдо на 31.10.2016 равняется 0 рублей;

- Камаз 5320 от 25.11.2009 самортизировано до 21.10.2016 - на сумму 84061,53 рубля и текущее сальдо на 31.10.2016. равняется 6384,23 рублей.

По данным карточек счета 01 (приход основных средств по первоначальной стоимости ввода в эксплуатацию) из оборотно-сальдовой ведомости ООО "Байкал" видно, что по основным средствам:

- ЗИЛ-431-412 № А104AT списана балансовая стоимость до 21.10.2016 - полностью на сумму 47708,33 рубля и текущее сальдо на 31.10.2016 равняется 0 рублей;

- ЗИЛ-433362333468536 № А630 ОО списана балансовая стоимость до 21.10.2016 - полностью на сумму 47033,90 рубля и текущее сальдо на 31.10.2016 равняется 0 рублей;

- ГАЗ-3307 списана балансовая стоимость до 21.10.2016 - полностью на сумму 29661,02 рубля и текущее сальдо на 31.10.2016 равняется 0 рублей;

- Камаз 5320 от 25.11.2009 списана балансовая стоимость до 21.10.2016 - полностью на сумму 90445,78 рубля и текущее сальдо на 31.10.2016 равняется 0 рублей. Остаточная стоимость после амортизации в размере 6384,23 рубля списана "за непригодностью" в размере 6384,23 рубля.

В соответствии с отчетом №951 по оценке рыночной стоимости транспортного средства ЗИЛ 474110 от 29.04.2008, сделанным для определения цены договора купли-продажи, его стоимость составила 55700 рублей по состоянию на 2008 г. Данный автомобиль в нерабочем состоянии находится по проезду Соляное 5. Запчасти данного типа автомобиля не подходили ни к одному автомобилю, поэтому он более-менее сохранился на 28.12.2018.

Представитель кредитора ПАО "Сбербанк России" заявление конкурсного управляющего поддержала.

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Согласно пункту 3 статьи 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий вправе подавать в суд от имени должника иски о взыскании убытков, причиненных действиями (бездействием) руководителя должника.

В соответствии с пунктом 53 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" с даты введения первой процедуры банкротства и далее в ходе любой процедуры банкротства требования должника, его участников и кредиторов о возмещении убытков, причиненных арбитражным управляющим (пункт 4 статьи 20.4 Закона о банкротстве), а также о возмещении убытков, причиненных должнику - юридическому лицу его органами (пункт 3 статьи 53 ГК РФ, статья 71 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", статья 44 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и т.д.), могут быть предъявлены и рассмотрены только в рамках дела о банкротстве.

Ответственность руководителя должника является гражданско-правовой, поэтому убытки подлежат взысканию по правилам статьи 15 Гражданского кодекса РФ. Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

Элементами гражданско-правовой ответственности являются противоправный характер поведения (бездействия) лица, причинившего убытки, наличие убытков и их размер, причинная связь между противоправным поведением правонарушителя и наступившими последствиями.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает возможность применения ответственности в виде убытков.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица", требование о возмещении убытков (в виде прямого ущерба и (или) упущенной выгоды), причиненных действиями (бездействием) директора юридического лица, подлежит рассмотрению в соответствии с положениями п. 3 ст. 53 Гражданского кодекса РФ.

Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 62 "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица", добросовестность и разумность при исполнении возложенных на директора обязанностей заключаются в принятии им необходимых и достаточных мер для достижения целей деятельности, ради которых создано юридическое лицо, в том числе в надлежащем исполнении публично-правовых обязанностей, возлагаемых на юридическое лицо действующим законодательством.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15201/10, при обращении с иском о взыскании убытков, причиненных противоправными действиями единоличного исполнительного органа, истец обязан доказать сам факт причинения ему убытков и наличие причинной связи между действиями причинителя вреда и наступившими последствиями, в то время как обязанность по доказыванию отсутствия вины в причинении убытков лежит на привлекаемом к гражданско-правовой ответственности единоличном исполнительном органе.

Конкурсный управляющий в обоснование заявленных требований ссылается на то, что бывшим руководителем должника Ивановым В.И. были утилизированы транспортные средства: Камаз 5320, государственный знак А869РС21, 1990 года выпуска, VIN XTC532000L0369286, цвет серый; ЗИЛ 433362, государственный знак А630ОО21, 2003 года выпуска, VIN Х9Н47411030000048, цвет белый; ГАЗ-3307, государственный знак У255ВУ21, 1992 года выпуска, VIN XTH330700N1460454, цвет голубой; ЗИЛ-431412, государственный знак A104AT21, 1991 года выпуска, цвет синий, в связи, с чем он нанес ущерб ООО "Байкал".

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается в обоснование своих требований и возражений.

Из представленных конкурсным управляющим актов о списании транспортных средств №№ 1-4 от 21.10.2016 следует, что остаточная стоимость списываемых транспортных средств составила:

Камаз 5320, государственный знак А869РС21, 1990 года выпуска, VIN XTC532000L0369286, цвет серый, - 6384,23 коп., а не 90445,76 руб., как указывает конкурсный управляющий;

- ЗИЛ 433362, государственный знак А630ОО21, 2003 года выпуска, VIN Х9Н47411030000048, цвет белый, - о руб., а не 47033,90 руб., как указывает конкурсный управляющий;

- ГАЗ-3307, государственный знак У255ВУ21, 1992 года выпуска, VIN XTH330700N1460454, цвет голубой, - 0 руб., а не 29661,02 руб., как указывает конкурсный управляющий;

- ГАЗ-3307, государственный знак A104AT21, 1991 года выпуска, цвет синий, - 0 руб., а не 47708,33 руб., как указывает конкурсный управляющим.

Из карточек счетов 01, 02 бухгалтерского учета должника следует, что стоимость транспортных средств ЗИЛ 433362, ГАЗ-3307, ГАЗ-3307 по состоянию на 21.10.2016 полностью самотризирована, стоимость Камаза 5320 самортизирована до 6384,23 руб. и списана остаточная стоимость за непригодностью данного транспортного средства.

Доказательства того, что Иванов В.И. при списании данных транспортных средств действовал с целью причинить вред имущественным правам кредиторов, то есть в его действиях имелся противоправный характер поведения, в материалы дела не представлены, недобросовестность действий Иванова В.И. не доказана.

При указанных обстоятельствах суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявления конкурсного управляющего о взыскании убытков в размере 214849 руб. 01 коп. с бывшего руководителя должника Иванова В.И.

Руководствуясь статьей 60 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

в удовлетворении заявления отказать.

Определение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики.

Судья Г.В. Пальчикова