ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А79-4391/2018 от 24.07.2018 АС Чувашской Республики

61/2018-147810(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ

Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Чебоксары Дело № А79-4391/2018  24 июля 2018 года 

Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии в составе  председательствующего судьи Краснова А.М., 

судей Борисова Д.В., Щетинкина А.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Ефимовой А.И., рассмотрев в открытом заседании суда дело по иску 

общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии», ОГРН  <***>, ИНН <***>, 428024, г. Чебоксары, Чувашская Республика,  Гаражный проезд, д.6/40 

к публично-правовому образованию «Чувашская Республика» в лице  Министерства финансов Чувашской Республики, ОГРН <***>, ИНН  <***>, 428004, г. Чебоксары, Чувашская Республика, пл. Республики, д. 2 

о взыскании 8 501 461 руб. 90 коп.,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета  спора, Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике  и тарифам, 

при участии:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 23.07.2017 № 110 (сроком на 1  год), ФИО2 по доверенности от 09.01.2018 № 5 (сроком по 31.12.2018), 

от Минфина Чувашии – ФИО3 по доверенности от 09.01.2018 (сроком  на 1 год), 

от третьего лица – ФИО4 по доверенности от 22.01.2018 (сроком до  31.12.2018), ФИО5 по доверенности от 12.01.2018 (сроком до  31.12.2018), 

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» (далее –  истец, ООО «Коммунальные технологии», Общество) обратилось в арбитражный  суд с иском к публично-правовому образованию «Чувашская Республика» в лице  Министерства финансов Чувашской Республики (далее – ответчик, Минфин  Чувашии) о взыскании 8 501 461 руб. 90 коп. убытков. 

Заявленные требования мотивированы тем, что Госслужба по тарифам  установила для Общества соответствующие тарифы на долгосрочный период  регулирования 2015 -2017 годы, в том числе на тепловую энергию (мощность), 


теплоноситель, что подтверждается постановлением Государственной службы  Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 16.12.2014 № 48- 13-21/т «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность),  теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям,  тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской  Республике на 2015 - 2017 годы». 

В последующем Общество 28.04.2016 года обратилось в Госслужбу по  тарифам с заявлением о корректировке долгосрочных тарифов на 2017 год на  теплоноситель, поставляемый Обществом потребителям г. Чебоксары от источника  тепловой энергии ООО «Коммунальные технологии». 

Постановлением Госслужбы по тарифам от 12.12.2016 № 68-13-22/т внесены  изменения в постановление Госслужбы по тарифам по конкурентной политике и  тарифам от 16.12.2014 № 48-13-21/т. 

Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 16.11.2017 Обществу  отказано в удовлетворении административного искового заявления о признании  частично недействующим постановления Государственной службы Чувашской  Республики по конкурентной политике и тарифам от 16.12.2014 № 48-13-21/т «Об  установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель,  поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на  услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на  2015 - 2017 годы» в редакции постановления Государственной службы Чувашской  Республики по конкурентной политике и тарифам от 12.12.2016 № 68-13-22/т «О  внесении изменений в постановление Государственной службы Чувашской  Республики по конкурентной политике и тарифам от 16.12.2014 № 48-13-21/т»,  признании частично недействующим постановления Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам от 16.12.2014 № 51- 21/гв «Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую обществом с  ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» потребителям,  другим теплоснабжающим организациям с использованием открытой системы  теплоснабжения (горячего водоснабжения) в Чувашской Республике, на 2015 -  2017 годы» в редакции постановления Государственной службы Чувашской  Республики по конкурентной политике и тарифам от 12.12.2016 № 71-22/гв «О  внесении изменения в постановление Государственной службы Чувашской  Республики по конкурентной политике и тарифам от 16 декабря 2014 г. № 51- 21/гв». 

Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от  01.03.2018 по делу № 31-АПП8-2 решение суда первой инстанции отменено, по  делу принято новое решение об удовлетворении административного искового  заявления Общества. 

Апелляционной инстанцией признаны необоснованно исключенными  экономически обоснованные расходы Общества в части индексации размера  корректировки необходимой валовой выручки за 2015 г. в 2017 г.; применения  индекса потребительских цен за 2015 г.; расходов на топливо за 2015 г.; расходов  на электроэнергию за 2015 г.; нормативного уровня прибыли за 2015 г.; товарная  выручка на 2015 г. 

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2018  установлена противоправность действий Госслужбы по тарифам в части  установления для Общества экономически необоснованного тарифа 


(корректировка долгосрочного тарифа) на теплоноситель, поставляемый  потребителям г. Чебоксары от источников тепловой энергии ООО «Коммунальные  технологии». 

Верховным Судом Российской Федерации подтверждено, что органу  тарифного регулирования при расчете тарифов необходимо было применить  индекс потребительских цен в среднем за 2015 год в размере 115,5% в  соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской  Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации также установила, что в нарушение требований пункта 51  Методических указаний орган регулирования не произвел индексацию размера  корректировки необходимой валовой выручки на 2017 год на основе данных о  фактических значениях параметров расчета тарифов в 2015 году с учетом индексов  потребительских цен 2016 и 2017 годов (кумулятивный индекс потребительских  цен) в соответствии с формулой 21, которая такие индексы содержит, что привело  к занижению расходов по статьям затрат: товарная выручка, операционные  расходы, расходы на приобретение энергетических ресурсов (топлива),  электрическая энергия, нормативный уровень прибыли. 

Кроме того, апелляционным определением Верховного суда Российской  Федерации от 01.03.2018 № 31-АПГ18-2 подтверждена необходимость включения  заявленных Обществом затрат на топливо для котельной 4-С и расходов на  электрическую энергию, которые фактически были понесены Обществом в 2015 г.  в необходимую валовую выручку для расчета тарифа на теплоноситель. А также  установлено, что, производя расчет товарной выручки без учета представленных  документов и без обоснования расчета нормами законодательства, орган тарифного  регулирования нарушил пункты 51 и 52 Методических указаний. Статья  нормативная прибыль является расчетной, поэтому расчет указанной прибыли  также не соответствует законодательству о тарифном регулировании. 

С учетом признанной судом необходимости применения индексации размера  корректировки необходимой валовой выручки в 2017 г. с учетом ИПЦ 2016 и 2017  гг., применения ИГЩ за 2015 г. в размере 115,5%, включения затрат на топливо,  расходов на электроэнергию за 2015 г., пересчета нормативной прибыли за 2015 г.,  а также необходимости учета фактической товарной выручки за 2015 г., тариф на  теплоноситель с 1 июля по 31 декабря 2017 года должен был составить 65,97 руб.  за куб.м. без учета НДС. 

Объем количества отпущенной Обществом тепловой энергии за 2017 год  определяется согласно условиям заключенных между ООО «Коммунальные  технологии» и потребителями договоров теплоснабжения и горячего  водоснабжения. 

Согласно бухгалтерской (оборотно-сальдовые ведомости по счетам 90.01 и  90.03) и статистической (форма 46-ТЭ) отчетности за 2017 год сумма выручки от  деятельности по отпуску тепловой энергии от собственных источников ООО  «Коммунальные технологии» составила 35 473 804,64 руб. (без НДС), в т.ч. по  полугодиям: 

- 1 полугодие 2017 г. - 14 096 874 руб. 62 коп. (519 030,7221 куб.м. по тарифу  27,16 руб./куб.м.); 

- 2 полугодие 2017 г. - 21 376 930 руб. 02.коп.(452 908,7757 куб.м. по тарифу  47,21 руб. /куб.м). 


В случае установления Госслужбой экономически обоснованного тарифа на  теплоноситель на 2017 год размер денежных средств, которые Общество могло  получить составило бы 43 975 266,55 руб., из расчета: 

- факт за 1 полугодие 2017 г. - 14 096 874 руб. 62 коп. (519 030,7221 куб.м. по  тарифу 27,16 руб./куб.м.); 

- расчетно за 2 полугодие 2017 г. - 29 878 391 руб. 93 коп. (452 908,7757  куб.м. но тарифу 65,97 руб./куб.м.). 

Таким образом, размер убытков Общества за 2017 год в связи с  установлением Госслужбой по тарифам экономически необоснованного тарифа на  теплоноситель, поставляемый потребителям г. Чебоксары от источников тепловой  энергии ООО «Коммунальные технологии» составил 8 501 461 руб. 90 коп. (43 975  266,55 - 35 473 804,64). 

Определением суда от 28.04.2018 к участию в деле в качестве третьего лица,  не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора,  привлечена Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной  политике и тарифам. 

В судебном заседании представители истца поддержали заявленные  требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении дополнительном  пояснении от 20.06.2018. 

Представитель Минфина Чувашии заявленные требования не признал по  доводам, изложенным в отзыве от 23.07.2018, указав, что Обществом не доказано в  порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  наличие всей совокупности условий, необходимых для констатации возникновения  ущерба на стороне Общества от неправомерных действий Госслужбы по тарифам,  а также не обоснован заявленный размер убытков в результате издания  признанного недействующим постановления об установлении тарифов, поскольку  учитывая, что потребителям тепловая энергия оплачивается по цене, которая  регулируется уполномоченным органом, возможность ее реализации по цене, не  установленной государственным органом, у истца отсутствовала. 

Убытки, которые могут возникнуть у истца в связи с использованием при  расчетах за поставленный ресурс установленного Госслужбой по тарифам  экономически необоснованного тарифа, могут носить исключительно реальный  характер. 

Довод истца относительно фактически понесенных расходах и фактических  доходах Общества за 2015 год, связанных с производством и реализацией  теплоносителя и подтвержденных бухгалтерской и статистической отчетностью,  примененных им при исчислении размера убытков по настоящему делу, имеет  правовое значение только при установлении соответствующего тарифа, а не при  взыскании убытков, связанных с применением признанного недействующим  тарифа на 2017 год. 

Сам по себе факт отмены тарифа, установленного постановлением  Госслужбы по тарифам, не является безусловным основанием для взыскания с  публично-правового образования - Чувашской Республики убытков, поскольку  требование должно быть документально обоснованно и подтверждено, признание  тарифа не действующим не находится в прямой причинно-следственной связи с  возможными убытками истца. 

Представители Госслужбы по тарифам в удовлетворении иска просили  отказать по доводам, указанным в отзыве, указав, что определением Верховного 


Суда Российской Федерации от 01.03.2018 установлено лишь необоснованность  полного исключения из необходимой валовой выручки расходов на топливо и  электрическую энергию за 2015 год, указал на некорректный расчет товарной  выручки, а также величины нормативной прибыли, являющейся производной от  величины затрат, однако суд не определил экономически обоснованный объем  затрат, необходимый включению в НВВ, а также не установил экономически  обоснованный тариф на теплоноситель на 2017 год. 

Расчет цены иска ООО «Коммунальные технологии» произведен  исключительно как разница между величиной выручки, полученной исходя из  установленных Госслужбой по тарифам, и величиной выручки, которая могла быть  получена по самостоятельно рассчитанному Обществом «экономически  обоснованному» тарифу. 

При этом Обществом не подтверждено данными бухгалтерской отчетности и  первичными бухгалтерскими документами наличие убытков в результате оказания  услуг по производству теплоносителя в 2017 году с применением установленного  тарифа. 

Таким образом, Обществом не доказана совокупность условий,  представляющих Обществу право требовать возмещения убытков, что является  основанием для отказа в удовлетворении требований общества. 

Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд считает  необходимым на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не  заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,  временного управляющего общества с ограниченной ответственностью  «Коммунальные технологии» ФИО6. 

На основании изложенного суд считает необходимым рассмотрение дела  отложить. 

Руководствуясь статьями 51, 158, 184, 185 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

О П Р Е Д Е Л И Л:

привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, временного  управляющего общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные  технологии» ФИО6, 428020, <...>. 

Отложить рассмотрение дела на 16 час. 00 мин. 22 августа 2018 года.

Судебное заседание состоится в помещении суда по адресу: <...>, каб. 405, тел. <***> (помощник судьи), факс <***>. 

Истцу – представить письменные дополнительные пояснения, возражения на  доводы ответчика и третьего лица, документы в обоснование своих доводов. 

Ответчику и третьему лицу – представить возражения на доводы истца,  контррасчет убытков, документы в обоснование своих доводов. 

Временному управляющему ООО «Коммунальные технологии» ФИО6 – представить письменные пояснения по существу заявления. 

Судебные акты, выполненные в форме электронного документа,  направляются лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам 


посредством их размещения на официальном сайте арбитражного суда в  информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного  доступа. 

Для идентификации сторон, в целях доступа к судебным актам в форме  электронных документов, размещенным в Картотеке арбитражных дел  (http://kad.arbitr.ru/), используется цифровой код доступа, указанный в правом  нижнем углу первой страницы судебного акта. 

По ходатайству указанных лиц копии судебных актов на бумажном носителе  могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления  соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с  уведомлением о вручении или вручены им под расписку (статьи 177, 186 АПК РФ). 

Информацию о перерыве в судебном заседании, о движении дела можно  получить на официальном сайте Арбитражного суда Чувашской Республики- Чувашии в сети Интернет по адресу: www.chuvashia.arbitr.ru (картотека  арбитражных дел), на сервисе Верховного Суда Российской Федерации  http://kad.arbitr.ru/, в справочной службе Арбитражного суда Чувашской  Республики-Чувашии по телефонам: <***>, 24-01-80, 24-01-56, 24-01-94  (секретарь судебного заседания Ефимова Анастасия Ильинична), 24-01-78  (помощник судьи Сотникова Надежда Юрьевна). 

Председательствующий судья А.М. Краснов 

Судьи  Д.В. Борисов 

 А.В. Щетинкин