ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А79-6544/20 от 21.07.2020 АС Чувашской Республики

1075/2020-69839(3)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ 

Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении заявления

г. Чебоксары Дело № А79-6544/2020  21 июля 2020 года 

Судья Павлова О.Л., рассмотрев заявление

индивидуального предпринимателя Хлебниковой Любови Геннадьевны,  г. Новочебоксарск, Чувашская Республика, ОГРНИП 312212415200010, ИНН  212407686974 

к Государственной инспекции труда в Чувашской Республике, 428004,  г. Чебоксары, Чувашская Республика, Президентский бульвар, д. 17 

об отмене постановления от 30.06.2020 № 21/4-484-20-ППР/12-3851-И/47-289 о  назначении административного наказания по части 1 статьи 5.27 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях, 

установил:

При рассмотрении вопроса о принятии данного заявления к производству  суд установил, что оно не подлежит рассмотрению и разрешению в  арбитражном суде на основании следующего. 

В силу части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации арбитражный суд рассматривает дела по экономическим  спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и  иной экономической деятельности. 

Частью 2 указанной статьи установлено, что арбитражные суды  разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием  организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих 


предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и  имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в  установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим  Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации, муниципальных образований,  государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,  должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и  граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя 

В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке  административного судопроизводства возникающие из административных и  иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела,  связанные с осуществлением организациями и гражданами  предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об  административных правонарушениях, если федеральным законом их  рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. 

Согласно части 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации производство по делам об оспаривании решений  административных органов возбуждается на основании заявлений юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной  ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной  экономической деятельности, об оспаривании решений административных  органов о привлечении к административной ответственности, а также на  основании заявлений потерпевших. 

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу  об административном правонарушении, связанном с осуществлением  предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим  лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без  образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии  с арбитражным процессуальным законодательством. 

При этом указанные постановления могут быть обжалованы в  арбитражный суд в случае, если юридическим лицом или индивидуальным  предпринимателем совершено административное правонарушение, связанное с  осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности  (абзац 3 пункта 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с  введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях»). 

Следовательно, отнесение споров к компетенции арбитражных судов  определяется не только статусом юридического лица или индивидуального  предпринимателя, но и наличием непосредственной связи спора с  осуществлением указанным лицом предпринимательской и иной экономической  деятельности. 

В силу пункта 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов  при применении Кодекса Российской Федерации об административных 


правонарушениях» жалобы на постановление о привлечении к  административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в  части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат рассмотрению в  судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный  предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с  осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной  экономической деятельности. Например, когда объективная сторона  совершенного ими административного правонарушения выражается в  действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм  действующего законодательства в сфере санитарно- эпидемиологического  благополучия населения, в области охраны окружающей среды и  природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной  безопасности, законодательства о труде и охране труда. 

Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что постановлением  Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от 30.06.2020   № 21/4-484-20-ППР/12-3851-И/47-289 ИП Хлебникова Л.Г. признана виновной в  совершении административного правонарушения, ответственность за которое  предусмотрена частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ с назначением наказания в виде  административного штрафа в размере 3 000 руб., поскольку ИП Хлебниковой  Л.Г. незаконно применено к работнику Харитоновой А.В. дисциплинарное  взыскание в виде увольнения, не соблюден порядок наложения  дисциплинарного взыскания. 

Частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная  ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не  предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего  Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного  штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;  на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических  лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. 

В рассматриваемом случае привлечение заявителя к административной  ответственности не связанно с осуществлением им предпринимательской  деятельности, поскольку объективную сторону вмененного заявителю  административного правонарушения составляет нарушение законодательства о  труде и охране труда, то есть обязательных правил в сфере трудовых  отношений, в которых субъектом ответственности выступает юридическое лицо  (индивидуальный предприниматель) или должностное лицо, допустившее  правонарушение в сфере трудовых отношений, возникающих между  работником и работодателем на основании трудовых договоров, заключение и  исполнение которых не является для его сторон предпринимательской или иной  экономической деятельностью, а относится к вопросам внутренней организации  трудовых отношений. 

Наличие у заявителя статуса юридического лица (индивидуального  предпринимателя), осуществление им хозяйственной деятельности сами по себе 


не являются достаточными основаниями для безусловного отнесения спора с  его участием к компетенции арбитражного суда. Выполнение лицом требований  в области охраны труда и трудовых отношений не может расцениваться как  предпринимательская или иная экономическая деятельность. 

Таким образом, характер вмененного правонарушения не связан с  осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности,  поэтому такой спор не относится к компетенции арбитражных судов. 

Кроме того, не вступившим в законную силу определением  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 15.07.2020  по делу № А79-6411/2020 заявление ИП Хлебниковой Л.Г. об отмене  постановления Государственной инспекции труда в Чувашской Республике от  30.06.2020 № 21/4-484-20-ППР/12-3851-И/47-289 о назначении  административного наказания по части 1 статьи 5.27 было возвращено  заявителю. 

Доказательств обращения с настоящим заявлением в суд общей  юрисдикции в материалы дела не представлено. 

Следовательно, ИП Хлебникова Л.Г. не лишена возможности реализовать  свое право на судебную защиту в соответствии с правилами подсудности спора. 

В силу пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации арбитражный суд возвращает исковое  заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что  дело неподсудно данному арбитражному суду или подсудно суду общей  юрисдикции. 

Таким образом, подсудность настоящего спора суду общей юрисдикции  является основанием для возвращения заявления. 

Вопрос о распределении государственной пошлины судом не  рассматривался, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании  решения административного органа о привлечении к административной  ответственности государственной пошлиной не облагается. 

Руководствуясь статьями 129, 184, 185 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

О П Р Е Д Е Л И Л:

заявление и приложенные к нему документы возвратить  индивидуальному предпринимателю Хлебниковой Любови Геннадьевне. 

Определение может быть обжаловано в Первый арбитражный  апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в  течение месяца со дня его вынесения. 

Приложение: Заявление и приложенные к нему документы – всего на 12

листах, в том числе копия почтового конверта.

Электронная подпись действительна.

Судья О.Л. Павлова

Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 15.05.2019 12:18:36

 Кому выдана Павлова Ольга Леонидовна