АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | ||
Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000 | ||
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ||
г. Чебоксары | Дело № А79-6681/2007 | |
октября 2007 года |
Арбитражный суд в составе:
судьи Кузьминой О.С.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Кузьминой О.С.
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению
НГОУ НПО "Чебоксарский АСК РОСТО", 428000, <...>
к Инспекции Федеральной налоговой службы по <...>, <...>
о признании недействительным решения № 20-26/363/3259/326 от 15.05.2007
при участии:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 29.12.2006
от Инспекции ФНС по г. Чебоксары: специалист юридического отдела ФИО2 по доверенности № 05-22/16 от 09.01.2007
установил:
Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Чебоксарский авиационно-спортивный клуб им. А.В. Ляпидевского Совета Чувашской Республиканской организации Общероссийской общественной организации «Российской оборонной спортивной технической организации» (НГОУ НПО "Чебоксарский АСК РОСТО"), г. Чебоксары обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения № 20-26/363/3259/3260 от 15.05.2007 Инспекции федеральной налоговой службы по г. Чебоксары о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового Кодекса РФ в виде штрафа в размере 357097 руб. 20 коп. за неуплату земельного налога за 2006 год, начисления к уплате земельного налога за 9 месяцев 2006 года в размере 1785486 руб., земельного налога за 2006 год в размере 1785486 руб., пени в сумме 176167 руб. 95 коп. по земельному налогу.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования по доводам, изложенным в заявлении. Пояснил, что согласно государственного акта № ЧР-01-000219, выданного постановлением Главы администрации г. Чебоксары от 02.08.1994 за № 704/1 заявитель получил в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 111,82 га (1118200 кв.м.) для исполнения уставной деятельности - военно-патриотического воспитания молодежи.
Земельный Кодекс РФ рассматривает землю не только как важнейший природный объект, но и как недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав, и основаниям возникновения прав на землю важное место отведено тем, которые установлены гражданским законодательством. Все основания возникновения прав на землю будут иметь место лишь в случаях их надлежащего оформления, поскольку в соответствии со статьями 25 Земельного Кодекса РФ, пунктом 2 статьи 8, статьей 131 Гражданского Кодекса РФ, статьями 2, 4 Федерального закона от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на земельные участки подлежат обязательной государственной регистрации посредством которой государство специальным юридическим актом признает и подтверждает возникновение прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Таким образом, обязанность по уплате земельного налога возникает с момента государственной регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения на земельный участок. Письмом ФНС РФ от 29.04.2005 № 21-4-04/154@ также сообщает, что обязанность по уплате земельного налога возникает момента государственной регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного пользования) и права пожизненного наследуемого владения на земельный участок.
Под земельным участком как объектом налогообложения главой 31 Налогового Кодекса РФ понимается часть поверхности земли (в том числе поверхностный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Исходным материалом для выявления границ земельной участка являются: землеустроительная документация; материалы межевания объекта землеустройства, карты (планы) объекта землеустройства, утвержденный внутрихозяйственный землеустроительный проект. Географическое описание и юридико-техническое удостоверение земельного участка более полно, развернуто закреплены в документах государственного земельного кадастра. В Едином государственном реестре земель содержатся, в частности, следующие сведения о земельном участке: кадастровый номер; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельного участка; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики; качественные характеристики; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками. Именно такое описание, надлежащее документирование и последующая регистрация земельного участка могут оптимально выражать юридическое понятие земельного участка.
Статья 390 Налогового Кодекса РФ предусматривает единый порядок определения налоговой базы в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков, то есть налоговой базой
признается кадастровая стоимость земельного участка. Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра регулируются Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре". Государственный земельный кадастр представляет собой единую систему, включающую Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы), а также составленные на их основе реестры и базы земельно-кадастровых данных субъектов Российской Федерации и Российской Федерации, он создается и ведется в целях государственного учета земель, контроля за их использованием и охраной, планирования и регулирования использования земельных ресурсов, оценки земель и установления обоснованной платы за землю, обеспечения защиты прав на землю организаций и физических лиц, информационного обеспечения гражданского оборота земли. При этом задачей государственного земельного кадастра является обеспечение всех заинтересованных лиц достоверными сведениями о характеристиках объектов учета и местоположения. В кадастровых делах содержаться сведения заинтересованного лица или его уполномоченного представителя о формировании объекта и его последующем государственном кадастровом учете, решения органов государственной власти и местного самоуправления, судебных органов, копии постановлений и иных решений органов, осуществляющих государственный контроль за состоянием и названием земель, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выписки из документов технического, государственного, ведомственного и иного учета отдельных видов недвижимого имущества, протокол согласования земельного участка и иные документы.
Основанием для государственного кадастрового учета являются заявление, подаваемое заинтересованным лицом (собственником или обладателем прав, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления) или его уполномоченным представителем в комитете по земельным ресурсам и землеустройству с приложением документов по формированию объекта кадастрового учета. Учетные действия начинаются с момента приема документов для государственного кадастрового учета. Объект считается учтенным со дня внесения записей об объекте в Единый государственный реестр земель.
В процессе государственного кадастрового учета производится формирование кадастрового дела объекта, нанесение объекта на дежурную карту (план), изготовление кадастровой карты (плана) объекта учета, присвоение объекту кадастрового номера и занесение сведений об объекте в Единый государственный реестр земель. Таким образом, государственная кадастровая оценка земель производится преимущественно для целей налогообложения, для реализации положений Главы 31 Налогового Кодекса РФ, предусматривающей исчисление налоговой базы на основании кадастровой стоимости земельного участка.
Статьей 391 Налогового Кодекса РФ установлен порядок определения налоговой базы по земельному налогу, которая определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Органам, осуществляющим государственную кадастровую оценку земли, остается определить кадастровую стоимость каждого земельного участка в связи с тем, что организации, а также индивидуальные предприниматели (в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности), являющиеся налогоплательщиками нового земельного налога, должны теперь определять налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года должна быть доведена до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления, в срок не позднее 1 марта того же года.
Фактически кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего НГОУ НПО «Чебоксарский АСК РОСТО» на праве постоянного (бессрочного) пользования не была определена на 1 января 2006 года и в срок до 01 марта 2006 года никакого уведомления не было получено. На основании этого бухгалтерией заявителя была направлена в Инспекцию ФНС по г. Чебоксары налоговая декларация за 2006 год с указанием нулевой ставки налога на землю. Расчет по земельному налогу за 9 месяцев 2006 года в Инспекцию ФНС по г. Чебоксары вообще не представлялся, при этом в оспариваемом решении неправомерно указано о его представлении и проведении камеральной налоговой проверки данного расчета.
В оспариваемом решении со ссылкой на МУ «Земельное управление», ставка налога на землю исчислялась на основании «условного» кадастрового номера, кадастровая стоимость земельного участка указана в решении в размере 1428388680 руб. (один миллиард четыреста двадцать восемь миллионов триста восемьдесят восемь тысяч шестьсот восемьдесят рублей). При этом Управление Роснедвижимости по Чувашской Республике предоставило заявителю кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) 26.07.2007 № 01-16/07-06662, согласно которому кадастровая стоимость земли площадью 1118200 кв.м. составляет 142838868 руб. (сто сорок два миллиона восемьсот тридцать восемь тысяч восемьсот шестьдесят восемь) рублей. Таким образом, налоговый орган неправильно рассчитал кадастровую стоимость земельного участка.
Исходя из вышеизложенных указаний законодательства, налоговым органом неправомерно начислен налог на землю за 9 месяцев 2006 года и 2006 год в размере соответственно по 1785486 руб. и пени за просрочку его уплаты в сумме 176167 руб. 95 коп., поскольку у заявителя не возникло обязанности по уплате налога в бюджет, так как отсутствует определенный перечень оснований для его уплаты.
Так, согласно Налоговому Кодексу РФ стоимость земли определяется кадастровой стоимостью, кадастровый номер присвоен только в 2007 году, кадастровая стоимость не соответствуют той, которая определена Инспекцией в решении. Исходя из указаний пункта 3 статьи 391 Налогового Кодекса РФ соответствующие органы представляют сведения о кадастровой стоимости земельного участка в срок до 01.01.2006. Налогоплательщик не был уведомлен о кадастровой стоимости земли с целью рассчитать земельный налог, фактически кадастровый план земельного участка выдан заявителю Управлением Роснедвижимости по Чувашской Республике только 26.07.2007. Свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком выдано только 05.09.2007. Поскольку совокупности этих условий не было, то заявитель не является налогоплательщиком земельного налога за 9 месяцев 2006 года и за 2006 год в свете статьи 388 Налогового Кодекса РФ.
Кроме того, заявитель привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового Кодекса РФ. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ Постановлением по делу № 15162/06 от 08.05.2007 дал разъяснение по данному вопросу. В силу пункта 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при применении статьи 122 Кодекса судам необходимо иметь в виду, что неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия). Между тем учреждение фактически подвергнуто штрафу за непринятие мер, направленных на погашение уже возникшей недоимки, то есть за деяние, не образующее состава правонарушения, предусмотренного статьей 122 Налогового Кодекса РФ. В этом случае для взыскания недоимки налоговый орган мог использовать способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, предусмотренные статьей 72 Кодекса, а также взыскать налог принудительно в соответствии со статьями 46, 47 Кодекса.
На основании изложенного, просил заявление удовлетворить.
Представитель Инспекции федеральной налоговой службы по г. Чебоксары заявление не признал по доводам, изложенным в отзыве. Пояснил, что заявителем в нарушение статьи 397 Налогового кодекса РФ не исчислены и не перечислены суммы авансовых платежей по земельному налогу и налог на сумму 3570972 руб., в том числе за 9 месяцев 2006 года- 1785486 руб., за 2006 года - 1785486 руб.
Согласно пункту 10.4.1. Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 10.06.2004 N 1287 «Об утверждении Положения о вопросах налогового регулирования в городе Чебоксары, отнесенных законодательством Российской федерации о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления» (с изменениями и дополнениями) в течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, по истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ. В соответствии с пунктом 10.4.2 данного Решения налогоплательщики-организации, уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее 5 дней по окончании срока представления налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу, налогоплательщики - организации, уплачивают налог по истечении налогового периода не позднее 10 дней по окончании срока, установленного для представления налоговой декларации по налогу.
В нарушение указанных положений заявителем расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 9 месяцев и налоговой декларации за 2006 год в сроки, установленные Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 10 июня 2004 г. N 1287 представлены 19.01.2007, сумма налога к уплате равна 0.
Камеральная проверка данных документов установила, что в связи с полученным ответом из МУ «Земельное управление» по г. Чебоксары от 07.12.2006 № 4518 кадастровая стоимость земельного участка составляет 1428388680 руб., кадастровая стоимость 1 кв.м. составляет 1 277,40 руб., из чего и был рассчитан налог к уплате.
Земельный участок, предоставленный заявителю в постоянное (бессрочное) пользование для военно-патриотического воспитания молодежи, не относится к земельным участкам, ограниченным в обороте, льготой заявитель не обладает, и, следовательно, участок признается объектом налогообложения по земельному налогу; ставка земельного налога составляет 0,5.
Пользование землей является платным, право бессрочного пользования земельным участком подтверждено актом № ЧР-01-000219, выданного постановлением Главы администрации г. Чебоксары от 02.08.1994 за № 704/1.
Заявитель узнал от государственного органа (от Инспекции ФНС по г. Чебоксары) информацию о кадастровой стоимости земли, которая отражена в решении Инспекции ФНС по г.Чебоксары № 13-10/62 от 05.03.2007 о привлечении к налоговой ответственности по результатам выездной налоговой проверки. Налоговый орган данную официальную информацию получил как указано из МУ «Земельное управление» по г. Чебоксары. В обязанности налогового органа не входит уведомление налогоплательщика земельного налога о кадастровой стоимости земли, налог должен исчисляться плательщиками самостоятельно.
Дополнил, что в настоящий момент расчет заявителя авансовых платежей по земельному налогу за 9 месяцев 2006 года в судебное заседание не представлен.
На основании изложенного, просил в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает необходимым отложить рассмотрение дела в целях полного и всестороннего изучения материалов дела, представления документов, имеющих значение для его разрешения.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Чебоксарский авиационно-спортивный клуб им. А.В. Ляпидевского Совета Чувашской Республиканской организации Общероссийской общественной организации «Российской оборонной спортивной технической организации» оспаривает решение налогового органа, которым доначисляется земельный налог, в том числе и за 9 месяцев 2006 года в результате камеральной проверки расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 9 месяцев 2006 года. Оспариваемым решением по результатам камеральной проверки данного расчета установлено представление его учреждением в Инспекцию ФНС по г. Чебоксары 19.01.2007, размер налога 0 руб., в связи с чем налоговым органом расчет проверен и налог доначислен. Результаты проверки зафиксированы в акте, на основании которого и принято оспариваемое решение. При этом учреждение отрицает представление в налоговый орган данного расчета. Со своей стороны налоговым органом неоднократно на указания суда расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 9 месяцев 2006 года суду не представлен. Таким образом, налоговый орган не представляет суду доказательство, описанное в оспариваемом решении, явившееся основанием для проведения камеральной налоговой проверки.
Названный документ имеет существенное значение для рассмотрения дела по существу и оценки судом законности оспариваемого решения налогового органа.
В силу главы 7 Арбитражного процессуального кодекса РФ все имеющиеся доказательства по арбитражному делу имеют существенное значение для разрешения дела и вынесения законного решения. В связи с изложенным суд считает необходимым истребовать данный документ у Инспекции ФНС по г. Чебоксары в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса РФ со всеми вытекающим от неисполнения определения процессуальными и правовыми последствиями.
Руководствуясь статьями 66, 158, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
1) Истребовать из Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (<...>) заверенную копию расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 9 месяцев 2006 год (не в электронном виде), представленную 19.01.2007 в Инспекцию ФНС по г. Чебоксары Негосударственным образовательным учреждением начального профессионального образования «Чебоксарский авиационно-спортивный клуб им. А.В. Ляпидевского Совета Чувашской Республиканской организации Общероссийской общественной организации «Российской оборонной спортивной технической организации», подлинник – на обозрение суда.
Документы представить не позднее 09 октября 2007 года в Арбитражный суд Чувашской Республики, 428000, <...>.
В случае неисполнения обязанности представить истребуемые судом доказательства по причинам, признанным судом неуважительными, либо неизвещения суда о невозможности представления доказательств вообще или в установленный судом срок на лицо, от которого истребуется доказательство будет наложен судебный штраф в порядке и размерах, установленных в главе 11 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Инспекции ФНС по г. Чебоксары – представить письменные пояснения с разъяснением начисления пени с учетом льготы, отразить свои доводы на пояснения заявителя в части налоговых санкций, выяснить и описать разницу в суммах в оспариваемом решении и в кадастровом плане, выданном учреждению 26.07.2007, отдельно рассчитать пени за 9 месяцев 2006 года и за 2006 год.
Судья О.С. Кузьмина