ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А79-7057/07 от 22.11.2007 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Чебоксары

Дело № А79-7057/2007

ноября 2007 года

Арбитражный суд в составе:

судьи Кузьминой О.С.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Кузьминой О.С.

рассмотрев в заседании суда дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью "Чебоксарский мясокомбинат", 428003, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Канашское шоссе, 27

к Инспекции Федеральной налоговой службы по <...>, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Базарная, 40

о признании недействительными решения № 2533 от 29.05.2007, постановления № 2448 от 29.05.2007

при участии:

от заявителя: адвокат Кыров А.А. по доверенности от 05.10.2007, удостоверение № 8327 от 30.03.2007, ФИО1 по доверенности от 21.05.2007

от Инспекции ФНС по г. Чебоксары: специалист-эксперт юридического отдела ФИО2 по доверенности № 05-22/312 от 27.09.2007

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Чебоксарский мясокомбинат" г. Чебоксары обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения № 2533 от 29.05.2007 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика, постановления № 2448 от 29.05.2007 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика, принятых Инспекцией федеральной налоговой службы по г. Чебоксары. 

В судебном заседании представители заявителя требования поддержали, в дополнение представили пояснения и возражения. Пояснили, что во исполнение статей 45, 69 Налогового Кодекса  РФ Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары было направлено, точнее вручено руководителю и главному бухгалтеру ООО «ЧМК» требование № 35116 от 16.05.2007 на сумму 13017243 руб. 08 коп. (основной долг по НДС) и 85924 руб. 54 коп. (пени по НДС), однако впоследствии в бухгалтерии ООО «ЧМК» данное требование было утеряно, в связи с чем заявитель обратился в Инспекцию с запросом о предоставлении копии указанного требования, однако в ее предоставлении было отказано.

10.05.2007 заявитель представил в Инспекцию ФНС по г. Чебоксары уточненные декларации по НДС по 2006 году и за отдельные месяцы 2007 года, в результате сумма недоимки  по НДС  за февраль 2007 года по расчетам налогового органа уменьшилась с 13017243 руб. 08 коп. до 1755963 руб. 08 коп.

Поскольку статьей 71 Налогового Кодекса РФ установлено что, в случае если обязанность налогоплательщика по уплате налогов и сборов изменилась после направления требования об уплате налога и сбора, то  налоговый орган обязан направить налогоплательщику уточненное требование. Согласно положениям пунктов 2-3 статьи 44 Налогового Кодекса РФ, а также пунктов 2-3 статьи 78 Налогового Кодекса РФ изменением налоговой обязанности является изменение ее содержания на основании принятия нормативного правового акта, который изменяет закон, определявший содержание налоговой обязанности и имеющий при этом обратную силу, либо на основании зачета налоговым органом излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней, штрафов после направления налогоплательщику первоначального требования, либо на основании предоставления налогоплательщику рассрочки (отсрочки) уплаты налога.

Требование статьи 71 Налогового Кодекса РФ Инспекция ФНС по г. Чебоксары не исполнила, не направила в адрес ООО «ЧМК» уточненное требование и не отозвала ранее направленное требование № 35116 от 16.05.2007. Предписание данной нормы  Инспекция должна была исполнить вне зависимости от того, исполнено или не исполнено предыдущее требование № 35116 от 16.05.2007.

После истечения срока, установленного требованием для добровольной уплаты основного долга и пени по НДС налоговый орган 28.05.2007 вынес решение № 5003 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств заявителя на его счетах в банках, а 29.05.2007 вынес решение № 2533 и постановление № 2448 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества заявителя на общую сумму 1841887 руб., в том числе основной долг по НДС в сумме 175963 руб. 08 коп., пени по НДС в сумме 85924 руб. 57 коп., что Инспекция вправе делать исходя из положений пункта 1 статьи 47, пункта 7 статьи 46 Налогового Кодекса РФ. Однако, в силу вышеизложенного, не направление Инспекцией в адрес заявителя уточненного (в части суммы основного долга по НДС) требования повлекло за собой незаконную процедуру вынесения решения № 2533 и постановления № 2448 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества заявителя на общую сумму 1841887 руб., так как сумма, указанная в данных ненормативных актах налогового органа должна соответствовать сумме, указанной в требовании об уплате налога, направленном налогоплательщику для добровольной уплаты установленной налоговым органом недоимки по налогу. Таким образом, Инспекция нарушила процедура взыскания налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах заявителя в банках и процедуру взыскания обозначенных сумм за счет иного имущества заявителя не только в части суммы налога, но и сроков вынесения соответствующих ненормативных актов.

Кроме того, оспариваемые акты основываются на 3 документах, которые отражены в них – это требование № 35116 от 16.05.2007, № 9838 от 16.05.2007, № 9839 от 28.05.2007, однако двух последних требований в природе не существует, заявителю они не направлялись, в связи с чем решение № 2533 от 29.05.2007 и постановления № 2448 от 29.05.2007 уже являются незаконными.

Заявителю также непонятно, каким образом  Инспекция определила размер недоимки по НДС, отраженной в оспариваемых актах – 1755963 руб. 08 коп. и принцип расчета пеней в сумме 85924 руб.57 коп.  в этих актах. Действительно, во исполнение пункта 5 статьи 174 Налогового кодекса РФ 20.03.20027 заявитель представил по телекоммуникационному каналу связи  декларацию по НДС за февраль 2007 года согласно которой сумма, исчисленная к возмещению из бюджета составила 3843781 руб.   10.05.2007 заявитель представил уточненную декларацию по НДС за февраль 2007 года, согласно которой сумма, исчисленная к уплате в бюджет составила 11011668 руб. Однако, 16.05.2007 Инспекция направила в адрес заявителя требование № 35116 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 16.05.2007, в котором указывается недоимка по НДС за февраль 2007 года со сроком уплаты 20.03.2007 в размере 9173462 руб. 08 руб., недоимка по НДС по прочим начислениям февраля 2007 года со сроком уплаты 20.03.2007 в размере 3843781 руб., всего по указанному требованию недоимка по НДС за февраль 2007 года составила 13017243 руб. 08 коп., пени – 85924 руб. 57 коп.

Согласно положениям пунктов 1-3, 9 статьи 176 Налогового Кодекса РФ Инспекция обязана проверить обоснованность суммы НДС, заявленной по декларации к возмещению и по окончании камеральной проверки в течение семи дней обязана принять решение о возмещении соответствующих сумм если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения. По первоначальной декларации заявителя за февраль 2007 года Инспекцией при проведении проверки обоснованности возмещения НДС в размере 3843781 руб. обстоятельств, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах выявлено не было, каких-либо письменных сообщений о принятом решении по указанной сумме заявитель не получал, таким образом, указание в качестве недоимки по НДС в размере 3843781 руб. со стороны налогового органа является необоснованным и неправомерным. Кроме того, в своих отзывах от 08.10.2007 и от 31.10.2007 представитель Инспекции ФНС по г. Чебоксары не оспаривает тот факт, что указанная сумма была задекларирована ООО «ЧМК» как сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета за февраль 2007 года.

Доказывая обоснованность и правомерность недоимки по НДС в сумме 1755963 руб. 08 коп. Инспекция исходит от суммы
уточненной декларации заявителя по НДС за февраль 2007 года – 11011668 руб., представленной 10.05.2007, а не от сумм, указанных в требовании № 35116 от 16.05.2007 на основании которого и были
вынесены оспариваемые ненормативные акты, причем в расчетах ни каким образом не фигурирует сумма недоимки по НДС за февраль 2007 года в сумме 9173462 руб. 08 коп.,  указанная в вышеприведенном требовании.

Также рассчитывая сумму недоимки по НДС в размере 1755963 руб. 08 коп. Инспекция ссылается на уточненные декларации по НДС, представленные в налоговый орган 12 и 13 апреля 2007 года. Действительно, 12.04.2007 заявитель посредством телекоммуникационного канала связи представил в Инспекцию уточненные декларации по НДС за июль, сентябрь, октябрь, ноябрь 2006 года, а 13.04.2007 - уточненную декларацию по НДС за декабрь 2006 года. Их показатели являются следующими:

№ п/ п

Налоговый период

Первоначальная декларация

Уточненная декларация

Показатели декларации

1.

Июль 2006 года

360157 руб.

К возмещению (уменьшению)

К возмещению

(уменьшению)

2.

Август 2006 года

134177 руб.

К возмещению (уменьшению)

3.

Сентябрь 2006 года

К возмещению (уменьшению)

77603 руб.

К уплате в бюджет

4.

Октябрь 2006 года

593543 руб. (12.04.2007 г.)

К возмещению (уменьшению)

526928 руб.

К уплате в бюджет

601917 руб. (26.12.2006 г.)

К возмещению (уменьшению)

5.

Ноябрь 2006 года

3042 628 руб.

2393413руб.(12.04.2007г.)

К уплате в бюджет

6.

Декабрь 2006 года

74833 руб.

К возмещению (уменьшению)

-

831191руб.

К уплате в бюджет

7.

Январь 2007 года

0 руб.

1 руб. (20.04.2007 г.)

К уплате в бюджет

8.

Февраль 2007 года

3843 781 руб.

К возмещению (уменьшению)

11011668 руб. (10.05.2007 г.)

К уплате в бюджет

Из анализа данных, приведенных в таблице видно, что суммы НДС, а также вид деклараций не совпадают с данными, приведенными в пояснении к отзыву Инспекции ФНС по г. Чебоксары от 31.10.2007.

Также Инспекция указывает, что пеня, отраженная в требовании № 35116 от 16.05.2007 начислена налоговым органом за период с 11 по 20 апреля 2007 года на сумму недоимки 7666950 руб., которая образовалась в связи с доначислением сумм НДС по результатам выездной налоговой проверки в соответствии с решением от 10.04.2007 № 13-10/102 о привлечении ООО «ЧМК» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Однако согласно данного решения, законность и обоснованность которого в настоящее время оспариваются заявителем в Арбитражном суде Чувашской Республики в рамках дела № А79-2825/2007,   доначислены суммы НДС в размере 29344186 руб. 92 коп., пени за несвоевременную уплату НДС в сумме 3314138 руб. Кроме того, по суммам налоговых платежей, доначисленных на основании вышеуказанного решения, Инспекцией ФНС по г. Чебоксары в адрес ООО «ЧМК» направлено требование № 650 от 27.04.2007, в котором как раз и отражена сумма доначисленного по решению НДС в размере 29344186 руб. 92 руб. Таким образом, происхождение суммы недоимки по НДС в размере 7666950 руб., на которую в рамках настоящего дела № А79-7057/2007 начисляются пени в сумме 85924 руб. 57 коп., указанные первоначально в требовании № 35116 от 16.05.2007, а затем и в оспариваемых ненормативный актах Инспекции -  является невыясненным, а следовательно, недоказанным и незаконным. Просили заявление удовлетворить.

Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары представила отзыв. Пояснила, что 16.05.2007 Инспекцией выставлено требование № 35116, в котором предлагалось уплатить сумму НДС в размере 13017243 руб. 08 коп., пени в размере 85924 руб. 57 коп. Сумма недоимки в этом размере образовалась в результате представления заявителем уточненной декларации по НДС за февраль 2007 года, так как 20.03.2007 обществом представлена первоначальная декларация по НДС за февраль 2007 года по сроку представления 20.03.2007, сумма налога к возмещению - 3843718 руб., 10.05.2007 обществом представлена уточненная декларацию по НДС за февраль 2007 года, сумма налога к уплате – 14855449 руб. В связи с тем, что заявитель не исполнил свою обязанность по уплате сумм, установленных в требовании, Инспекцией было вынесено решение № 5003 от 28.05.2007 о взыскании сумм за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в сумме 1841887 руб. 65 коп., в том числе налогов – 1755963 руб. 08 коп., пени – 85924 руб. 57 коп. На расчетный счет налогоплательщика выставлены инкассовые поручения № 9838 от 28.05.2007 на сумму 1755963 руб. 08 коп., № 9839 от 28.05.2007 на сумму 85924 руб. 57 коп. Таким образом, перечисленные документы являются инкассовыми поручениями, а не требованиями, которые отражены в оспариваемом решении № 2533 от 29.05.2007. В связи с отсутствием денежных средств на счетах плательщика, налоговым органом вынесено решение № 2533 от 29.05.207 о взыскании сумм за счет имущества налогоплательщика и постановление № 2448 от 29.05.2007.

Расчет суммы НДС согласно решению № 2533 от 29.05.2007 и постановлению № 2448 от 29.05.2007 имеет место быть в следующем виде.  

Сумма налога к уплате

Сумма          налога          к

возмещению

(уменьшению)

Документ (налоговый период, дата представления),

Принятые сокращения:

РналП - первоначальная декларация

по налогу на добавленную

стоимость,

РналУ - уточненная декларация по

налогу на добавленную стоимость,

МС - месяц

11011668 руб.

РналУ 2007МС02 (10.05.2007)

519045 руб.

РналУ 2006МС07 (12.04.2006)

77603 руб.

РналУ 2006МС09 (12.04.2007)

РналУ 2006МС11 (12.04.2006)

831191 руб.

РналУ 2006МС12 (13.04.2007)

3843781 руб.

РналП 2007МС02 (20.03.2007)

1506966 руб.

РналУ 2006МС09 (12.04.2007)

1838205 руб. 92 коп.

РналУ 2007МС03 (20.04.2007)

9255704 руб. 92 коп.

1755963 руб.

Относительно пеней пояснила, что 10.04.2007 Инспекцией было принято решение № 13-10/102 о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, сумма доначисленного НДС  составила 29344186 руб. 92 коп. Принимая во внимание то, что у заявителя на 10.04.2007 (день вынесения решения по выездной налоговой проверке) образовалась переплата в размере 21677236 руб. 90 коп., то в соответствии со статьей 75 Налогового Кодекса РФ сумма пени начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, сумма задолженности в данном случае составляет сумму разницы между суммами, доначисленными в ходе выездной налоговой проверки и суммой,  образовавшейся у налогоплательщика переплаты по НДС. Таким образом, сумма задолженности, на которую начислены пени, составила 7666950 руб.

На основании пункта 4 статьи 78 Налогового Кодекса РФ решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. Акт сверки был проведен на основании заявления налогоплательщика от 16.04.2007, зачеты не проводились. На сумму 7666950 руб. за период с 11.04.2007 по 20.04.2007 начислены пени в сумме 26834 руб. 33 коп.

Кроме того, 20.04.2007 общество представило декларацию по НДС за  март 2007 года, налог к уплате - 10358835 руб., в связи с чем сумма пени за период с 21.04.2007 по 30.04.2007 рассчитана исходя из недоимки в размере 18025785 руб. и составила 63090 руб. 25 коп.  Всего пени составили  89924 руб. 57 коп. согласно расчету

Сумма недоимки.

Период

Количество дней

Ставка ЦБ/300

Сумма     пени, руб.

7666950 руб.

С      11.04.2007 по 20.04.2007

10

0,035

26834 руб. 33 коп.

18025785 руб.

С     21.04.2007 по 30.04.2007

10

0,035

63090 руб. 25 коп.

11.10.2006 обществом произведена уплата пени по НДС в размере 4000 руб., поэтому пени в оспариваемом решении № 2533 от 29.05.2007 и  постановлении № 2448 от 29.05.2007 отражена в размере 85924 руб. 57 коп.

На основании вышеизложенного решение № 2533 от 29.05.2007 и постановление № 2448 от 29.05.2007 вынесены в соответствии с нормами законодательства, права налогоплательщика не нарушают, Инспекция просит в удовлетворении заявления в полном объеме.

Исследовав материалы дела, суд считает необходимым отложить рассмотрение дела в целях полного и всестороннего выяснения обстоятельств по данному делу.

Руководствуясь статьями 158, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Отложить рассмотрение дела на час. мин. ноября 2007 года .

Заявителю – при наличии представить дополнительные пояснения и доказательства.

Налоговому органу – представить письменный отзыв на доводы заявителя о необходимости применительно к данному спору выставления Инспекцией уточненного требования, обосновать факт отсутствия его направления заявителю, письменно отразить дальнейшее направление переплаты по НДС, имевшейся в Справке о состоянии расчетов на 31.01.2007, письменно уточнить суммы по декларациям, поскольку между данными заявителя и Инспекции имелись расхождения, нормативно обосновать начисление пени на разницу между доначисленными суммами по выездной проверке.   

Судья                                                                                 О.С. Кузьмина