61/2011-114167(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ
Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ||
г. Чебоксары | Дело № А79-7399/2011 | |
02 декабря 2011 года |
Арбитражный суд в составе судьи Щетинкина А.В.,
при ведении протокола судебного заседания при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красновым А.М.,
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению
открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания", <...>;
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии 428000, <...>
о признании незаконным и отмене решения от 22.06.2011 по делу № 195-АМЗ-2010 при участии:
от заявителя – ФИО1 (доверенность от 14.09.2011),
установил:
открытое акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии о признании незаконным и отмене решения от 22.06.2011 по делу № 195-АМЗ-2010.
Заявление мотивирован тем, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии 22.06.2011 в отношении ОАО «ФПК» вынесено решение, в соответствии с которым Общество признано нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), а именно злоупотребления доминирующим положением, повлекшего навязывание контрагенту невыгодных и не относящихся к предмету договора условий.
Действия ОАО «ФПК» не являются «навязыванием» услуг, поскольку у пассажиров имелась возможность приобретения проездного документа без дополнительных услуг. В схеме поезда № 53 «Чебоксары-Москва» предусмотрено два вагона «СВ». Вагон «СВ» №12 является основным (то есть курсирующим в составе поезда постоянно, вне зависимости от наличия спроса), и сопоставим с вагоном № 11 по качеству обслуживания и комфортности, но в стоимость проездного документа в этот вагон не включаются дополнительные услуги. Также
билеты без включения дополнительных услуг могли быть предложены на другие поезда с отправлением из г. Канаш.
Заявитель также отмечает, что диспозиция пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции предусматривает, что данные услуги должны быть невыгодны для пассажира. Однако поезд № 53 «Чебоксары-Москва» является фирменным с повышенным уровнем комфортности, и, соответственно, отвечает самым высоким стандартам культуры обслуживания пассажиров. Включение вагонов «бизнес класса» не имеет своей целью ущемление интересов пассажиров, а, напротив, направлено на улучшение качества: называемых при перевозке услуг.
ОАО «ФПК» включено в Реестр субъектов естественной монополии приказом ФСТ России от 27.05.2010 № 190-т исключительно по определенным видам деятельности, а именно: перевозка пассажиров в общих и плацкартных вагонах, перевозка багажа и грузобагажа, поскольку для этих видов деятельности ОАО «ФПК» объявлен тариф. В деле № 195-АМЗ-2010 ОАО «ФПК» вменяется злоупотребление доминирующим положением в нерегулируемом (не входящим в Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством) рынке: пассажирских перевозок в вагонах «СВ» и «купе». Более того, ОАО «ФПК» не состоит в вышеупомянутом Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на сынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, что указывает на необходимость проведения исследования рынка.
Однако при рассмотрении дела антимонопольным органом не установлен факт доминирующего положения на рынке пассажирских перевозок по маршруту «Чебоксары-Москва».
Услуги по перевозке пассажиров по маршруту «Чебоксары-Москва» посредством железнодорожного, авиационного и автомобильного транспорта являются продуктовыми границами товарного рынка.
Также ОАО «ФПК» отмечает наличие внутривидовой конкуренции, поскольку в поезд № 53 «Чебоксары-Москва» продаются также билеты в плацкартные и общие вагоны. Билеты без включения дополнительных услуг могли быть предложены на другие поезда с отправлением из г. Канаш.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель Чувашского УФАС России в судебном заседании пояснил, что ОАО «Федеральная пассажирская компания» создана, согласно программе структурной реформы на железнодорожном транспорте, и является дочерним предприятием ЗАО «РЖД», занимающимся деятельностью в сфере железнодорожных пассажирских перевозок в дальнем сообщении. Доля ОАО «РЖД» в уставном капитале ОАО «ФПК» составляет 100 %.
Согласно статье 4 Федерального закону от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сферам деятельности субъектов естественных монополий отнесена деятельность в сфере железнодорожных перевозок.
Таким образом, ОАО «ФПК» является субъектом естественных монополий, в сфере железнодорожных перевозок, в том числе перевозок пассажиров по маршруту «Чебоксары-Москва» в вагонах категории «СВ» и «купе».
В летний период с 30 мая по 30 сентября 2010 года из схемы поезда были исключены вагоны № 1, 2, 10, 13, 15, 16. При этом вагон № 9 «СВ» становится
основным, а не факультативным, что подтверждается телеграммой ОАО «ФПК» № 0463 от 16.03.2010.
В стоимость проездного билета в вагон «СВ» № 9 фирменного поезда №53/54 «Чувашия» по маршруту «Чебоксары-Москва» на летний период включалась стоимость питания в обязательном порядке, от которой пассажиры не могли отказаться.
Ущемление интересов других лиц ОАО «ФПК» распространялось на неопределенный круг лиц (пассажиров) и выразилось во включении в стоимость проездного билета стоимости дополнительной услуги в виде питания в обязательном порядке, увеличившей расходы пассажиров, что являлось невыгодным для них и не относилось к предмету договора.
Согласно данным о реализации билетов по дням в мае - августе 2010 года следует, что в мае до начала летнего периода билеты с питанием реализовывались 6, 13, 16, 27 мая, при этом билеты с «питание» составляли 4 % от общего количества реализованных билетов (50 из 482), то есть пассажиры имея право выбора как следует из указанной информации в большинстве случаев приобретали билет в вагон СВ без питания. Из данного можно сделать вывод, что при наличии альтернативы большинство пассажиров вагонов СВ предпочитали не приобретать билет с питанием. При этом необходимо учитывать, что включение питания в стоимость билет увеличивало конечный размер платы за билет.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 25.11.2011 по 02.12.2011.
От ОАО «ФПК» поступило в суд ходатайство об отложении судебного разбирательства для ознакомления с дополнительными доказательствами.
Выслушав представителя лица, участвующего в деле, изучив материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить ходатайство об отложении судебного разбирательства.
Руководствуясь статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
отложить рассмотрение дела на 13 час. 30 мин. 27 декабря 2011 года.
Судебное заседание состоится в помещении суда по адресу: г. Чебоксары, пр. Ленина, д. 4, каб. 211, тел. <***>, факс <***>.
Объявления о перерывах в ходe судебного заседания размещаются на официальном сайте Арбитражного суда Чувашской Республики: www.chuvashia.arbitr.ru.
Судья | А.В. Щетинкин |
2 А79-7399/2011
3 А79-7399/2011