ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А79-743/11 от 02.03.2011 АС Чувашской Республики

84/2011-16781(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ
Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Чебоксары

Дело № А79-743/2011

02 марта 2011 года

Арбитражный суд в составе: судьи Каргиной Н.А., рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по заявлению

закрытого акционерного общества «Тандер», г. Краснодар

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии

о признании недействительными решения и предписания по делу №1-Т-2010, при участии:

от заявителя – ФИО1 по доверенности № 2-4/188 от 12.07.2010,

от Управления – ФИО2 по доверенности № 02 от 24.12.2010,

установил:

закрытое акционерное общество «Тандер» (далее – Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии (далее – Управление, Чувашское УФАС России) о признании недействительными решения и предписания по делу № 1-Т-2010.

Заявление мотивировано тем, что решением от 23.12.2010 по делу № 1- Т-2010 признан факт нарушения ЗАО «Тандер» пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». На основании решения выдано предписание от 23.12.2010 о прекращении нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле.

Решение УФАС по ЧР мотивировано тем, что установление различных наценок на товар одного наименования (муку пшеничную в/с) для различных поставщиков является признаком дискриминации по отношению к поставщикам.

Вместе с тем, Закона о торговле не распространяет свое регулирование на отношения, возникающие при реализации товара розничному потребителю. Между тем, наценка на товар устанавливается именно на стадии продажи его гражданам для личного потребления.


УФАС по ЧР, в нарушение статьи 8 Закона о торговле, норм гражданского законодательства и своих полномочий, требует установления единой наценки на муку пшеничную в/с для всех поставщиков, при том, что наценка на указанный товар федеральными законами не регулируется.

Решение и предписание от 23.12.2010 в этой части также нарушает права и законные интересы ЗАО «Тандер», поскольку ограничивает наше право на установление своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Антимонопольным органом не доказано, что действия ЗАО «Тандер» носят дискриминационный характер и что своими действиями ЗАО «Тандер» намеренно создало препятствия для доступа производителям товара на товарный рынок Чувашской Республики.

Кроме того, УФАС по ЧР не анализировал товарооборот между ЗАО «Тандер» и поставщиками муки пшеничной. Экономический анализ влияния увеличения розничной цены товара на объем закупаемой по договорам поставки продукции отсутствует. Также не проводились встречные проверки, опросы поставщиков и пр. мероприятия для установления истины по вопросу о том, отразилось ли повышение розничной наценки ЗАО «Тандер» на равную возможность свободного доступа на рынок, условия производства, продажи и иной передачи товара. Сведения о планах поставщиков на увеличение продаж и мерах, направленных на такое увеличение (в т. ч. поставка по сниженным ценам) в рамках рассмотрения дела не запрашивались.

УФАС по ЧР не приняло во внимание, что на размер торговой наценки для различных производителей влияют объективные факторы, такие как удаленность производителей от распределительного центра, оборачиваемость товара определенной торговой марки, поставка товара по новой цене, различная степень известности производителей у конечного потребителя, различные объемы потерь и т. п. Ввиду того, что такие факторы индивидуальны для каждого конкретного производителя, размер наценки также объективно различен.

Принимая решение от 23.12.2010, УФАС по ЧР не исследовало влияние указанных факторов на размер розничной цены, и сделало преждевременный вывод о необоснованности установления различной наценки на товар одного вида.

УФАС по ЧР не установил в действиях ЗАО «Тандер» по установлению различной наценки на принадлежащий ему на праве собственности товар направленность на ограничение доступа поставщиков на товарный рынок.

ЗАО «Тандер» не обладает сколь-нибудь значительной долей на товарном рынке Республики Чувашия, и не обладает возможностью оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.


УФАС по ЧР не доказал нарушение действиями ЗАО «Тандер» норм Закона о торговле, виновное осуществление данных действий, факт наступления негативных последствий, выразившихся в ограничении доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов, а также причинно- следственную связь.

Выдавая предписание от 23.12.2010, ФАС по ЧР не указал ЗАО «Тандер», какие действия нужно совершить и от совершения каких действий воздержаться. Данное обстоятельство делает выданное предписание фактически неисполнимым.

В предварительном судебном заседании представитель заявителя требование поддержал.

Представитель Чувашского УФАС России требования заявителей не признал.

Пояснил, что в ходе рассмотрения дела №1-Т-2010 Комиссия Чувашского УФАС России признала факт нарушения ЗАО «Тандер» антимонопольных правил для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, установленных пунктом 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле.

Нарушение ЗАО «Тандер» пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле выразилось в установлении разного уровня наценок на продовольственные товары одной группы, которое создает дискриминационные условия для различных хозяйствующих субъектов - поставщиков и производителей товаров.

При этом довод заявителя, о не нарушении законодательства в связи с отсутствием доминирующего положения ЗАО «Тандер», что, по мнению заявителя, является обязательным условием для признания такого нарушения законодательства о торговле как создание дискриминационных условий, основан на неверном толковании норм права.

Из имеющихся материалов дела следует, что ЗАО «Тандер» осуществляет торговую деятельность по продаже продовольственных товаров на территории Чувашской Республики путем создания торговой сети - магазинов «Магнит», в количестве 50 торговых объектов (из них 24 в г. Чебоксары).

ЗАО «Тандер» в период с 01.01.2010 по 12.08.2010 г. закупка муки пшеничной производилась у поставщиков: ООО «ТД-Холдинг», ООО «Макфа», ОАО «Мелькомбинат», ОАО «Зернопродукт». Данные поставщики осуществляли поставки фасованной муки пшеничной высшего сорта, которая имеет одинаковое назначение, однородные потребительские свойства, сроки хранения, пользуются равной покупательской востребованностью. При реализации товара через собственную розничную сеть устанавливаемая ЗАО «Тандер» торговая наценка на товар, поступивший от ООО «ТД-Холдинг», ООО «Макфа» относительно стабильна и изменение закупочных цен при этом практически не влияет на размер торговой наценки. Однако на товар, закупаемый у поставщиков ОАО «Мелькомбинат» - г. Тверь, ОАО


«Зернопродукт» - г. Иваново установление розничной цены производится с установлением торговой наценки, которая колеблется в интервале от 4,84% до 53,71%, также допускается повышение цены реализации при снижении цены поставки муки пшеничной высшего сорта.

Действия ЗАО «Тандер» при реализации продовольственных товаров не являются обоснованными и закономерными, являются показателем участия данного хозсубъекта в необоснованном, экономически не оправданном росте цен на социально значимые продовольственные товары, что противоречит требованиям федерального закона о торговой деятельности.

Установление минимальных торговых наценок на товар отдельного поставщика способствует максимальному росту объемов товарооборота по продукции данного поставщика, ускоряет оборачиваемость запасов, что требует дополнительных закупок продукции и, как следствие, влечет получение поставщиком дополнительных доходов и прибыли от деятельности на рынке реализации данного вида товара, а установление максимальных наценок, идет в разрез с интересами поставщиков, замедляя процесс товарооборота их товаров и ущемляя их интересы. В то же время, устанавливая максимальные наценки (поднимая наценки) на товар по ранее установленным, неизменным закупочным ценам, так же при снижении закупочной цены и одновременном повышении цены товара при розничной реализации ЗАО «Тандер» достигает цели получения сверхприбыли, не обоснованной с точки зрения экономических затрат. Следовательно, поставщикам, рассчитывавшим на увеличение товарооборота в связи с поставкой товара по более низким ценам в результате действий ЗАО «Тандер» по установлению более высоких наценок по сравнению с прочими поставщиками аналогичных товаров были созданы дискриминационные условия, не давшие им возможность достичь желаемых результатов их хозяйственной деятельности.

Таким образом, подобное поведение ЗАО «Тандер», выразившееся в установлении разного уровня наценок на продовольственные товары одной группы, создает дискриминационные условия для различных хозяйствующих субъектов – поставщиков и производителей товаров.

Считает, что решение и предписание Чувашского УФАС России по делу № 1-Т-2010 приняты при правильном применении норм материального права, не нарушают прав заявителей в сфере предпринимательской деятельности, следовательно, основания для их отмены отсутствуют.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает необходимым отложить предварительное судебное заседание.

Руководствуясь статьями 136, 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд


О П Р Е Д Е Л И Л:

рассмотрение дела в предварительном судебном заседании отложить на 23 марта 2011 года в 09 час. 30 мин.

Предварительное судебное заседание состоится в помещении суда по адресу: <...>, каб. 213, тел. <***>, факс <***>.

Сторонам – представить дополнительные доказательства в обоснование своих доводов (при наличии).

Объявления о перерывах в ходe судебного заседания размещаются на официальном сайте Арбитражного суда Чувашской Республики: www.chuvashia.arbitr.ru.

Судья

Н.А. Каргина



2 А79-743/2011

3 А79-743/2011

4 А79-743/2011

5 А79-743/2011