АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | ||
Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000 | ||
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ||
г. Чебоксары | Дело № А79-748/2007 | |
марта 2007 года |
Арбитражный суд в составе:
судьи Дроздова Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьёй Н.В. Дроздовым,
рассмотрев в заседании суда дело по иску
общества с ограниченной ответственностью "Юман", Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Гладкова, 3
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, г. Чебоксары, ул. Базарная, 40
о признании частично недействительным решения от 08.12.2006 №14-11/270
при участии:
от истца ФИО1 – юрисконсульт, ФИО2 – главный бухгалтер
от ответчика – ФИО3
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Юман» (далее – Общество) обратилось в суд с иском к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Чебоксары (далее – Инспекция, налоговый орган), третье лицо - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики о признании частично недействительным решения от 08.12.2006 №14-11/270 (далее – Решение), указывая на то, что в период с 04.10.2006 по 12.10.2006 Инспекцией в Обществе была проведена выездная налоговая проверка финансово-хозяйственной деятельности по вопросам соблюдения налогового законодательства.
В ходе проверки было выявлено нарушение, которое нашло отражение в п.2.2. акта проверки №14-11/257 дсп.
На основании акта проверки ответчиком было принято Решение о взыскании с предприятия в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Чебоксары Чувашской Республики:
а) неуплаченных обязательных взносов во внебюджетные фонды
- страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение 118729 руб., в том числе страховая часть 84806 руб., накопительная часть трудовой пенсии 33923 руб.
б) пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 27186 руб.
Однако Общество считает, что ряд выводов налогового органа, а также требование уплатить денежные средства в сумме 145915 руб. необоснованно, поскольку не соответствует действующему законодательству. В частности, Инспекция считает, что поскольку Общество принимает упрощенную систему налогообложения, оно не является плательщиком налога на прибыль, следовательно, на него не распространяются положения п.3 ст. 236 Налогового кодекса РФ.
Общество считает такое толкование Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) необоснованным по следующим основаниям.
Согласно Постановлению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.04.2005 №14324/04 предприятие выплачивает единый налог, который заменяет уплату совокупности установленных законодательством Российской Федерации налогов и сборов, в том числе и налог на прибыль. Применение предприятием упрощенной системы налогообложения и определение для этой цели специального объекта налогообложения не лишают предприятия права производить выплаты за счет средств, оставшихся в его распоряжении после уплаты единого налога.
В соответствии с п.3 ст. 236 НК РФ перечисленные в п.2 этой же статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков предприятия такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль предприятия.
Также в п.1 ст. 236 НК РФ указано, что объектами налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиком в пользу физического лица по трудовым и гражданско-правовым договорам. В данном случае работникам выплачиваются разовые премии и выплаты, не предусмотренные трудовым договором. Этот факт подтверждают прилагаемые приказы, положения по КТУ, копия трудового договора (которая применяется на предприятии).
Утверждение ответчика о том, что на предприятии не может быть прибыли является абсурдным, так как предприятие и создано для того, чтобы работать с прибылью. Остатки прибыли подтверждаются данными бухгалтерского баланса за 2005 год, утвержденного общим собранием учредителей ООО «Юман».
Налоговый орган требует возместить в Управление Пенсионного фонда суммы, начисленные на выплаты, носящие разовый характер. Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ №14324/04 в тех случаях, когда законодатель определяет применение нормативов, предусмотренных для целей исчисления одного налога к другому налогу, он использует прием юридической техники, как прямая отсылка к положениям, относящимся к соответствующему налогу. В ст.238 НК РФ такая отсылка к нормам главы 25 Кодекса отсутствует, следовательно, невозможно применение налогового законодательства по аналогии, так как это противоречит положениям ст.3 Кодекса.
На основании изложенного, налоговый орган считает, что Общество, применяющие упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком налога на прибыль предприятия, на него не распространяются положения п.3 ст. 236 НК РФ, следовательно, обязано уплатить третьему лицу следующие суммы:
а) неуплаченных обязательных взносов во внебюджетные фонды:
- страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение 118729 руб., в том числе страховая часть 84806 руб., накопительная часть трудовой пенсии 33923 руб.
б) пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 27186 руб.
Просят в этой части признать решение недействительным.
Инспекция считает, что требования, изложенные в исковом заявлении не подлежат удовлетворению, в связи со следующим.
Проведенной выездной налоговой проверкой правильности исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлено, что Общество в нарушение п.2 ст. 10, пп.1,2 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не в полном объеме исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, выплаченных работникам общества за 2005 год в размере 118729 руб.
Общество (с момента постановки на налоговый учет) применяет упрощенную систему налогообложения (доходы) в соответствии с главой 26.2 НК РФ.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения в соответствии с положениями главы 26.2 НК РФ, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п.1 статьи 356.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п.1 ст.252 НК РФ.
На основании пп.6 п.1 статьи 356.16 НК РФ расходами, уменьшающими налоговую базу, признаются расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 255 НК РФ.
Поскольку ст. 255 НК РФ не содержит такого вида расходов как расходов в виде выплаченных сумм материальной помощи, премии в честь дня рождения и премии к государственным праздникам, указанные расходы не уменьшают налоговую базу по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.2 ст. 346.11 НК РФ).
Согласно п.2 ст.10 Федерального закона РФ от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов является объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 НК РФ.
На основании п.1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
В соответствии с п.1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.
При этом согласно п.3 ст. 236 НК РФ указанные в п.1 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения вне зависимости от формы, в которой они производятся, не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем, отчетном (налоговом) периоде.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями и уплата единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период, согласно ст. 346.11 НК РФ, предусматривают замену уплаты среди прочих и налога на прибыль организаций, и, следовательно, налоговая база по налогу на прибыль у таких организаций не формируется.
Поскольку организация, применяющая упрощенную систему налогообложения не является плательщиком налога на прибыль организаций, на нее не распространяются положения п.3 ст. 236 НК РФ.
В связи с вышеизложенным, выплаты, произведенные работникам организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, в виде материальной помощи (за исключением поименованных в ст.238 НК РФ) облагаются страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке.
Представители Пенсионного фонда участие в судебном заседаниях не приняли. Слушание по делу отложено. Обществу предложено представить книгу протоколов общего собрания, трудовой контракт с генеральным директором, подлинные приказы №35-П от 22.12.2005, №32-П от 03.10.2005, №23-МП от 29.07.2005 и расчетные ведомости по данным выплатам, распределение прибыли учредителям и их выдача (документально), трудовые договора по списку (работники-свидетели), другие доказательства по делу.
Руководствуясь статьями 158, 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Слушание по делу отложить на 11 час.00 мин. 26 марта 2007 года.
Судья Н.В. Дроздов