АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | ||
Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000 | ||
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ||
г. Чебоксары | Дело № А79-7884/2007 | |
ноября 2007 года |
Арбитражный суд в составе:
судьи Кузьминой О.С.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Кузьминой О.С.
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению
открытого акционерного общества "Чебоксарский агрегатный завод", 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Мира, 1
к Инспекции Федеральной налоговой службы по <...>, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Базарная, 40
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя - Министерства имущественных отношений <...>).
о признании недействительным решения № 18-07/28 от 20.07.2007
при участии:
от заявителя: начальник Управления по правовым вопросам ФИО1 по доверенности № 6400/54юр от 01.07.2007
от Инспекции ФНС по г. Чебоксары: зам. начальника юридического отдела ФИО2 по доверенности № 05-22/296 от 03.09.2007, специалист-эксперт юридического отдела ФИО3 по доверенности № 05-22/312 от 27.09.2007, зам. начальника отдела камеральных проверок ФИО4 по доверенности № 05-22/323 от 23.10.2007.
от третьего лица: не явились
установил:
Открытое акционерное общество "Чебоксарский агрегатный завод", г. Чебоксары обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения № 18-07/28 от 20.07.2007 Инспекции федеральной налоговой службы по г. Чебоксары о начислении земельного налога за 2006 год в размере 596867 руб., пени за его неуплату в сумме 35812 руб., привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового Кодекса РФ в виде взыскания штрафа в размере 119373 руб.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала. Пояснила, что основанием для вынесения оспариваемого решения послужило обстоятельство признания Инспекцией заявителя плательщиком земельного налога по земельному участку, расположенному по адресу в <...>, предназначенному для эксплуатации стадиона «Труд». Вывод Инспекции является ошибочным.
В соответствии с пунктом 1.8 Постановления Главы администрации г.Чебоксары от 28.10.1993 № 1027/1 за заявителем был закреплен земельный участок площадью 4,2413 га по ул.Петрова, занимаемый стадионом «Труд» для спортивно-массовых мероприятий в бессрочное (постоянное) пользование с оформлением и выдачей государственного акта на землепользование. При этом согласно пунктам 6.1. и 6.2 данного постановления землепользователь обязан был получить в администрации г. Чебоксары акт закрепления границ земельного участка в натуре (на местности) и оформить в городском комитете по земельной реформе и земельным ресурсам государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей или договор аренды. Данные мероприятия заявителем выполнены не были, государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей получен не был, поэтому в силу пункта 7 указанного постановления в 1993 году заявитель утратил право на пользование спорным земельным участком.
Однако в процессе реорганизации Чебоксарского агрегатного завода в акционерное общество «Чебоксарский агрегатный завод» Министерство имущественных отношений Чувашской Республики по договору от 07.07.1994 передало заявителю во временное пользование без взимания арендной платы Спортивную площадку - стадион «Труд». Таким образом, объекты недвижимости, находящиеся на спорном земельном участке, находились в республиканской собственности и были переданы ОАО «ЧАЗ» в безвозмездное срочное пользование. Данное имущество числилось в бухгалтерском учете ОАО «ЧАЗ» на забалансовом счете 001.
Отсутствие в договоре условия о земельных платежах не влечет возложение на арендатора недвижимого имущества обязанности по уплате земельного налога, изложенное следует из статей 216, 611 Гражданского Кодекса РФ, согласно которым при аренде недвижимого имущества у арендатора не возникает вещное право на занятый арендуемым объектом земельный участок.
16.03.2006 Министерство имущественных отношений ЧР уведомило заявителя о расторжении договора на право пользования государственным имуществом от 07.07.1994, и, впоследствии, в марте 2007 года самостоятельно, без согласия ОАО «ЧАЗ», как того требует действующее законодательство, если бы ОАО «ЧАЗ» обладало земельным участком на праве постоянного (бессрочного пользования), оформило в собственность Чувашской Республики земельный участок, занимаемый стадионом «Труд». Таким образом, вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что ОАО «ЧАЗ» не обладало указанным земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования. В отношении заявителя применим пункт 2 статьи 388 Налогового Кодекса РФ, а не пункт 1 названной нормы.
Заявитель также не может быть признан землепользователем, облагаемым земельным налогом в силу статьи 20 Земельного Кодекса РФ, поскольку до введения его в действие право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком у него не возникло, а после - не могло быть предоставлено, так как заявитель не относится к субъектам, приведенным в пункте 1 упомянутой статьи.
При указанных обстоятельствах у Инспекции не имелось оснований для принятия оспариваемого решения. Просила заявление удовлетворить. С целью установления фактических обстоятельств, полного и всестороннего рассмотрения дела по существу заявила ходатайство о привлечении в качестве третьего лица на стороне заявителя без самостоятельных требований на предмет спора – Администрацию г. Чебоксары.
Представители Инспекции федеральной налоговой службы по г. Чебоксары заявление не признали по доводам, изложенным в отзыве и письменных пояснениях. Указали, чтосоответствии со статьей 88 Налогового кодекса РФ Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка декларации по земельному налогу за 2006 год, представленной заявителем. Проверкой установлено, что по декларации исчислен земельный налог по земельному участку с кадастровым номером 21:01:030301:0016, расположенному по адресу в <...>, принадлежащему заявителю на праве собственности. Поскольку согласно пункту 4 статьи 85 Налогового Кодекса РФ органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны сообщать о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах, об их владельцах в налоговые органы, то в соответствии с информацией, предоставленной в электронном виде Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Управлением Роснедвижимости) по Чувашской Республике получена информация о том, что за ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» помимо вышеуказанного закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 42312 кв.м с кадастровым номером 11:01:02 02 09:0010, расположенный по адресу в <...>, предназначенный для эксплуатации стадиона «Труд», кадастровая стоимость данного участка составляет 132299304 руб.
В связи с этим в адрес ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» направлено требование о предоставлении документов и пояснений по вопросу исчисления и уплаты земельного налога с кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка, а также о внесении изменений и дополнений налоговую декларацию. Общество в ответ на требование письмом от 11.04.2007 сообщило, что по данному земельному участку отсутствует государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования, свидетельство о государственной регистрации права собственности и договор аренды земельного участка, в связи с чем предприятие не является плательщиком земельного налога и арендной платы. Иных документов и пояснений по данному вопросу в ходе камеральной налоговой проверки не представлено.
При этом Статьей 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений) законодательных актов Российской Федерации» установлено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о существующих правах на земельные участки налогоплательщики определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных к физическим, так и юридическим лицам до вступления в силу Федерального Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков, в связи с чем, доводы заявителя в этой части не обоснованны.
С целью получения информации о земельных участках, закрепленных за заявителем на праве собственности и праве постоянного (бессрочного) пользования и подтверждения информации, полученной из Управления Роснедвижимости по Чувашской Республике, Инспекция направила запрос от 07.05.2007 № 18-06/649 в МУ «Земельное Управление» Чебоксары», которое письмом от 22.05.2007 № 1779 сообщило, что земельный участок с кадастровым номером 21:01:02 02 09:0010 для эксплуатации стадиона «Труд» предоставлен ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» в постоянное (бессрочное) пользование постановлением Главы администрации г. Чебоксары от 28.10.1993 №1027/1.
В ответ на запрос Инспекции от 31.05.2007 № 18-06/909 о предоставлении копий правоустанавливающих документов по названному земельному участку МУ «Земельное Управление» письмом от 09.06.2007 № 2097 направило Постановление главы администрации г. Чебоксары от 28.10.1993 № 1027/1 о предоставлении заявителю земельного участка площадью 42312 кв.м. для эксплуатации стадиона «Труд» в постоянное (бессрочное) полъзование, Распоряжение Администрации Чебоксары от 10.01.2003 № 36р об изъятии у заявителя земельного участка площадью 101 кв.м. по ул.Гладкова, 10, Распоряжение Администрации г. Чебоксары от 14.12.2006 № 4014-р «О внесении изменений в постановление главы администрации г. Чебоксары от 28.10.1993 № 1027/1» в части площади земельного участка, предоставленного заявителю для эксплуатации стадиона «Труд» в постоянное (бессрочное) пользование (уточненная площадь указанного участка составляет 38178 кв.м.).
Таким образом, перечисленные документы, изданные органами местного самоуправления г. Чебоксары при отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о закреплении права, служат документами, на основании которых подлежит исчислению и уплате земельный налог за 2006 год.
Для разъяснения сложившейся ситуации Инспекция направила запрос от 04.06.2007 № 18-06/968 в Администрацию г. Чебоксары, рассмотренный МУ «Земельное управление», которое письмом от 13.07.2007 № 2210 подтвердило вышеуказанную информацию о нахождении земельного участка для эксплуатации стадиона «Труд» в постоянном (бессрочном) пользовании заявителя, а также дополнительно сообщило, что в марте 2007 года зарегистрировано право собственности Чувашской Республики на указанный земельный участок, в связи с чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок 07.03.2007 сделана запись о регистрации.
07.07.1994 между Госкомимуществом Чувашской Республики («Собственник») и заявителем («Пользователь») был заключен договор на право пользования государственным имуществом от 07.07.1994. В соответствии с пунктами 2, 3 которого на право пользования государственным имуществом от 07.06.1994 «Собственник» передает объекты социально-культурного назначения во временное пользование без взимания арендной платы до их фактической передачи в муниципальную собственность или заключения договора между предприятием и местной администрацией о совместном использовании и финансировании объектов. Из смысла данного пункта договора следует, что заявитель является пользователем объектов социально-культурного назначения, таким образом, заявитель также является и пользователем соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования.
Письмом № 07-24/1331 от 16.03.2006 Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики уведомило заявителя о расторжении договора от 07.07.1994. в части безвозмездного пользования спортивной площадкой - стадионом «Труд». Однако, следует учесть тот факт, что свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок (кадастровый номер 21:01:02 02 09:0010) было оформлено 07.03.2007, земельный участок находится в собственности субъекта Российской Федерации — Чувашской Республики, документы, на основании которых были переданы объекты социально-культурного назначения не представлены. Таким образом, до момента оформления в собственность спорного земельного участка, занятого под стадион «Труд» заявитель являлся его пользователем на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии со статьей 24 Земельного кодекса РФ заявитель не относится к категории землепользователей, которым земельный участок мог быть предоставлен в безвозмездное срочное пользование и действие договора от 07.07.1994 пользования государственным имуществом распространялось только на объекты и сооружения, расположенные на стадионе «Труд». Поскольку исходя из статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным, формы платы - земельный налог и арендная плата. Поскольку проверкой установлено, что заявитель не является плательщиком арендной платы по спорному земельному участку, то он обязан исчислить и уплатить с кадастровой стоимости данного участка земельный налог, поскольку обладает земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Более поздние Распоряжения 2003, 2006 годов вносят изменения в Постановление Главы администрации г. Чебоксары от 28.10.1993 №1027/1, что свидетельствует о его фактическом действии.
Кроме того, кадастровая стоимость земельного участка была доведена до налогоплательщика должным образом в соответствии с нормами законодательства, поскольку Постановлением Администрации г. Чебоксары от 02.02.2006 № 18 «О порядке доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков» установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель доведение до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января календарного года осуществляется путем издания специальной брошюры и замещения ее в библиотеках г.Чебоксары, Чебоксарском городском Комитете по управлению имуществом, МУ "Земельное управление", в администрациях города и районов г.Чебоксары, а также путем размещения информации на официальном сайте администрации г. Чебоксары не позднее 1 марта этого года, что было исполнено. Так, в кадастровом плане земельного участка (Выписке из государственного земельного кадастра) от 18.01.2007 предыдущий кадастровый номер земельного участка является У21:01:02 02 09:00004. Согласно сведениям о кадастровой стоимости земельных участков на территории Ленинского района г.Чебоксары по состоянию на 01.01.2006 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:01:02 02 09:00004 составляет 132299304 руб. 25 коп.
ФГУ «Земельная кадастровая палата» на запрос Инспекции от 07.05.2007 № 18-06/646 сообщила, что кадастровая стоимость земельного участка площадью 38178 кв.м. с кадастровым номером 21:01:02 02 09:0010 для эксплуатации стадиона «Труд», составляет 119373443 руб. 28коп.,ее уменьшение произведено в связи с уточнением границ земельного участка, предоставленного заявителю в постоянное (бессрочное) пользование. Таким образом, сумма не исчисленного земельного налога за 2006 год составляет 596867 руб. (119373443 руб.*0,5%). На основании изложенного, просили в удовлетворении заявления отказать. Не отрицали целесообразности привлечения в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора – Администрации г. Чебоксары, поскольку пояснения которого возможно приведут в разъяснению спорных вопросов при рассмотрении настоящего дела.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя - Министерство имущественных отношений Чувашской Республики, привлеченное для участия в рассмотрении дела по ходатайству заявителя участие в судебном заседании не приняло, отзыв на заявление не направило, уведомлено надлежащим образом.
Рассмотрев ходатайство заявителя о привлечения для участия в деле третьего лица на стороне заявителя без самостоятельных требований на предмет спора – Администрацию г. Чебоксары, суд считает его подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора могут быть привлечены к участию в деле по инициативе арбитражного суда и по ходатайству сторон.
Третье лицо в силу указаний статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ пользуется в рамках настоящего дела процессуальными правами и несет процессуальные обязанности стороны по делу, что подразумевает исполнение указаний суда.
На основании пункта 4 статьи 51 Арбитражного процессуального Кодекса РФ рассмотрение дела производится с самого начала, в том числе исчисление сроков на его арбитражное рассмотрение, поскольку третье лицо привлечено к участию в деле после начала судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, суд считает необходимым отложить рассмотрение дела в целях полного и всестороннего выяснения обстоятельств по данному делу.
Руководствуясь статьями 51, 158, 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Привлечь к участию в делев качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя – Администрацию г. Чебоксары (428000, <...>).
Отложить рассмотрение дела на час. мин. декабря 2007 года .
Заявителю – направить копию заявления в адрес третьего лица - Администрации г. Чебоксары, доказательства направления представить в суд.
Налоговому органу – представить решение № 12204 от 13.11.2007 о внесении изменений в оспариваемое решение, приложить расчет пени, письменно обосновать порядок, при наличии которого перестает действовать постановление от 1993 года со ссылкой на нормы права.
Третьему лицу – Министерству имущественных отношений Чувашской Республики представить письменный отзыв на заявление. Суд признает явку третьего лица обязательной. Третьему лицу разъясняется, что рассматривается арбитражное дело о признании незаконным ненормативного акта по правилам главы 24 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, в соответствии с пунктом 2 статьи 200 Арбитражного процессуального Кодекса РФ суд признал обязательной явку в судебное заседание третьего лица. Согласнопункту 3 статьи 200 Арбитражного процессуального Кодекса РФ неявка лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 настоящего Кодекса.
Третьему лицу – Администрации г. Чебоксары – представить письменный отзыв на заявление. Обеспечить участие в судебном заседании своего представителя.
Судья О.С. Кузьмина