428000, г. Чебоксары, пр. Ленина, д. 4
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о включении требований кредитора
в реестр требований кредиторов
г. Чебоксары
Дело № А79-8171/2021
05 апреля 2022 года
Резолютивная часть определения объявлена 29.03.2022 года.
Полный текст определения изготовлен 05.04.2022 года.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в составе: судьи Ортиковой А.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Владимировой С.В.,
рассмотрев в заседании суда заявление Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике о включении в реестр требований кредиторов ФИО1 требования в размере 5 726 руб. 96 коп.
по делу по заявлению
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, зарегистрированной по адресу: <...>, ИНН <***>, СНИЛС <***>
о признании несостоятельной (банкротом),
без участия сторон,
установил:
ФИО1 (ранее ФИО2 – свидетельство о перемене имени от 11.08.2021 серии <...>) Екатерина Сергеевна (далее – ФИО1, заявитель, должник) обратилась в суд с заявлением о признании ее несостоятельной (банкротом).
Определением суда от 14.10.2021 в отношении ФИО1 введена процедура реструктуризации долгов гражданина, финансовым управляющим утверждена член Ассоциации «Сибирская гильдия антикризисных управляющих ФИО3.
13.12.2021 в суд поступило заявление уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов ФИО1 требования в размере 5 726 руб. 96 коп. налога на доходы физических лиц за 2020 год.
В обоснование заявленных требований налоговый орган ссылается на справки о доходах должника за 2020 год в ООО МКК "4Финанс" и МКК "Платиза.ру" (ООО). С указанными организациями должник заключила договоры займа. По мнению заявителя, должник получила выгоду, так как названные организации осуществляли прощение задолженности, с полученной суммы займа должник обязана произвести уплату налога на доходы физических лиц.
Лица, участвующие в рассмотрении заявления, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили.
Должник и финансовый управляющий в отзывах от 17.12.2021 просили отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что согласно п. 10 ч. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований.
Финансовый управляющий в отзыве от 21.02.2022 просила рассмотреть заявление в своё отсутствие, принятие решения по заявленным требованиям оставила на усмотрение суда.
Заявитель письмом от 29.12.2021 просил запросить в ООО МКК "Платиза.ру" сведения о реквизитах договора займа, заключенного с должником.
29.03.2022 в суд от ООО МКК "Платиза.ру" поступили письменные пояснения, в которых указано, что между должником и обществом заключен договор потребительского займа № 39550660 от 30.10.2019, задолженность по которому погашена заемщиком по соглашению о реструктуризации задолженности от 20.01.2020 с частичным прощением задолженности по договору займа. По мнению общества, при прощении долга у физического лица возникает доход в виде суммы прощенного долга по договору займа. Такой доход признается объектом обложения и учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ. НДФЛ исчисляется по ставке 13 %. Поскольку должнику было прощено 7146 руб. 48 коп., из них 6702 руб. 78 коп. проценты за пользование займом и 443 руб. 70 коп. неустойка, сумма налога, подлежащего уплате составляет 351 руб. исходя из налоговой базы – 2702 руб. 78 коп.
Письмом от 18.01.2022 № 19 ООО МКК "4Финанс" сообщило, что между обществом и должником заключены договоры потребительского займа № 9603047364-11 и № 9603047364-12. Общество осуществило прощение задолженности по основному долгу в размере 17 920 руб. по договору-1 и в размере 23 200 руб. по договору-2. Прощение долга по договору займа относится к материальной выгоде и облагается по ставке 13 %. Поскольку фактической выплаты денежных средств не происходит, удержать сумму налога общество не имеет возможности. Являясь налоговым агентом, общество обязано сообщить в налоговый орган о невозможности удержания и перечисления налога в бюджет.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие не явившихся лиц.
В силу статьи 32 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным указанным кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Согласно статье 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» кредиторами признаются лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.
Согласно статье 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления, определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
В соответствии с пунктом 2 статьи 213.8 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в ходе процедуры реструктуризации долгов гражданина для целей включения в реестр требований кредиторов и участия в первом собрании кредиторов конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе предъявить свои требования к гражданину в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом; требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 71 данного закона, пропущенный кредитором по уважительной причине указанный срок может быть восстановлен арбитражным судом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 № 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" определено, что Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
В соответствии со статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В порядке статьи 45 названного Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Согласно части 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 209 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и согласно пункту 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016) при определении налоговой базы НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего кодекса.
Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды определены статьей 212 НК РФ, согласно положениям подпункта 1 пункта 1 которой доходом налогоплательщика признается выгода в виде экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей (пункт 2 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.10.2015)).
В соответствии с пунктом 1 статьи 212 НК РФ доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, за исключениями, установленными названной нормой.
Таким образом, как следует из положений пункта 1 статьи 212 НК РФ, налогооблагаемую базу образует всякая материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей (за исключением определенных случаев, перечисленных в названной норме). Материальная выгода, выраженная в экономии на процентах, имеет место, как в случае процентного займа, так и в случае беспроцентного займа. Иное из положений статьи 212 НК РФ не следует.
Пунктом 1 статьи 224 Кодекса для доходов физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, установлена налоговая ставка в размере 13 процентов - если сумма налоговых баз, указанных в пункте 2.1 статьи 210 Кодекса, за налоговый период составляет менее 5 миллионов рублей или равна 5 миллионам рублей.
В рассматриваемом случае первичными документами, на основании которых устанавливается размер доходов физических лиц для целей определения подлежащего уплате ими размера НДФЛ, в соответствии со статьей 228 НК РФ являются справки о доходах физического лица за 2020 год, предоставленные налоговыми агентами, в частности, ООО МКК "4Финанс" и ООО МКК "Платиза.ру" (л.д. 20-21).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу требований части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
В материалах дела отсутствуют доказательства погашения должником задолженности по оплате НДФЛ согласно налоговому уведомлению № 56759622 от 01.09.2021. Возражения финансового управляющего и должника суд отклоняет, как документально и нормативно необоснованные, противоречащие представленным в дело доказательствам.
Согласно части 2 статьи 5 Закона о банкротстве требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов, кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве. В целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом (часть 1 статьи 5 Закона).
Из представленных в материалы дела документов следует, что обязательства по оплате НДФЛ возникли у должника до возбуждения дела о банкротстве – 21.09.2021.
Сообщение о введении в отношении должника процедуры банкротства опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 23.10.2021.
Требование кредитора поступило в суд 13.12.2021 – до истечения срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 213.8 Федерального закона
«О несостоятельности (банкротстве)».
Согласно пункту 3 статьи 213.27 Закона о банкротстве требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, удовлетворяются в следующей очередности:
в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми гражданин несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о взыскании алиментов;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;
в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
При таких обстоятельствах суд считает, что требование заявителя подлежит включению в реестр требований кредиторов должника во вторую очередь в размере 5 726 руб. 96 коп. долга.
В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.
Законом не предусмотрена уплата государственной пошлины по требованиям о включении в реестр требований кредиторов.
Руководствуясь статьями 32, 71, 213.8 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184 и 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
заявление удовлетворить.
Включить в реестр требований кредиторов ФИО1 требование Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике в размере 5 726 руб. 96 коп. долга, с удовлетворением во вторую очередь.
Определение вступает в силу немедленно, может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение десяти дней с момента его принятия.