ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А79-8214/09 от 01.09.2009 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела к судебному разбирательству

г. Чебоксары

Дело № А79-8214/2009

сентября 2009 года

Арбитражный суд в составе судьи Афанасьева А.А.,

рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по заявлению

федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»,

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии,

об оспаривании решения от 28.04.2009 и предписания от 28.04.2009               по делу № 36-АМЗ-2008,

при участии:

от заявителя – ФИО1 по доверенности № 02 от 11.01.2009,

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 06.08.2009,

установил:

федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (далее – ФГОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии (далее – Управление или Управление ФАС по ЧР) о признании недействительными решения от 28.04.2009 и предписания от 28.04.2009 по делу № 36-АМЗ-2008.

В обоснование заявленных требований указано, что решением                  от 28.04.2009 ФГОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» признано нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ           «О защите конкуренции». На основании данного решения в адрес ФГОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» выдано предписание о прекращении нарушений пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006            № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По мнению заявителя, указанные решение и предписание вынесены в отсутствие достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих доминирующее положение ФГОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» на рынке образовательных услуг.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 22.08.1996         № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»  высшее учебное заведение в соответствии со своим уставом может осуществлять платную деятельность в области образования и в других областях, если это не идет в ущерб его основной деятельности. При этом высшее учебное заведение самостоятельно решает вопросы по заключению договоров, определению обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и уставу данного высшего учебного заведения.

В соответствии с пунктом 108 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 № 71, и пунктом 208 Устава ФГОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» заявитель самостоятельно решает вопросы, связанные с заключением договоров, определением обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и Уставу.

С учетом изложенного, заявитель считает, что цены, устанавливаемые ФГОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» на платные образовательные услуги, не являются регулируемыми и устанавливаются ФГОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» обоснованно.

Принимая решение о нарушении ФГОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ            «О защите конкуренции» в части установления монопольно высоких цен на платные образовательные услуги, Управление исходило из того, что ФГОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова», являясь хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, совершило действия, результатом которых явилось недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц, то есть злоупотребление доминирующим положением.

Однако данные запреты распространяются лишь на действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара. Что касается образовательных услуг, то они оказываются на конкурентном рынке и не подлежат государственному регулированию. Отношения между ФГОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» и студентом контрактной формы обучения обусловлены принципом свободы договора. Стороны этого договора в силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе определять цену его исполнения самостоятельно.

Управление не привело убедительных доводов того, что ФГОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» занимает доминирующее положение на рынке образовательных услуг.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26.07.2006             № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Выборочный сравнительный анализ цен на образовательные услуги в сопоставимых регионах не может свидетельствовать о том, что ФГОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» занимает доминирующее положение и оказывать решающее влияние на общие условия обращения образовательной услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с этого рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот рынок другим хозяйствующим субъектам.

Управление сделало выводы без надлежащего исследования продуктового рынка в пределах географических границ России, ограничившись лишь анализом рынка платных образовательных услуг Чувашской Республики, признав ФГОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» занимающим доминирующее положение на рынке платных образовательных услуг Чувашской Республики.

По мнению заявителя, географические границы рынка установлены Управлением без учета того, что образовательные услуги являются общедоступными на всей территории Российской Федерации и ФГОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» не занимает доминирующее положение. Определение границ товарного рынка основывается на экономической возможности покупателя приобрести товар на территории Российской Федерации или ее части и отсутствие этой возможности за ее пределами. Товарный рынок общедоступных образовательных услуг, определенный географическими границами Чувашской Республики, не находится в состоянии естественной монополии, в связи с чем нельзя признать обоснованным признание ФГОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» занимающим доминирующее положение.

Представитель ФГОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» в предварительном судебном заседании просил суд признать недействительными решение от 28.04.2009 и предписание от 28.04.2009 по делу № 36-АМЗ-2008 по ранее изложенным доводам и дополнительным письменным пояснениям к ним, указав, что оспариваемое решение и предписание вынесены Управлением ФАС по Чувашской Республике в отсутствие достаточных и достоверных доказательств, подтверждающих доминирующее положение ФГОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» на рынке образовательных услуг.

Бессистемный, выборочный сравнительный анализ цен на образовательные услуги в сопоставимых регионах не свидетельствует о доминирующем положении ФГОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» и оказании им решающего влияния на общие условия обращения образовательной услуги на соответствующем рынке, и (или) об устранении с этого рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднения доступа на этот рынок другим хозяйствующим субъектам.

Представитель Управления ФАС по ЧР в предварительном судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований по ранее изложенным доводам, представив приказ Управления ФАС по ЧР       № 104 от 05.12.2008 о возбуждении дела № 36-АМЗ-2008 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, приказ Управления ФАС по ЧР № 114 от 19.12.2008 «О внесении изменений в состав Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 36-АМЗ-2008 и письмо Минэкономразвития Чувашской Республики № 05/12-3789 от 05.09.2008.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит, что подготовка дела к судебному разбирательству окончена, дело подготовлено к судебному разбирательству.

Руководствуясь статьей 136, частями 1, 2 и 3 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Назначить дело к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции на 22 сентября 2009 года на 15 час. 30 мин. в помещении суда по адресу 428000, г. Чебоксары, пр. Ленина, д. 4                каб. , тел. 24-01-20.

Управлению ФАС по ЧР – представить мотивированные письменные возражения на письменные пояснения заявителя от 01.09.2009, документы в обоснование анализа рынка платных образовательных услуг и оспариваемого решения.

Лицам, участвующим в деле, обеспечить явку представителей в судебное заседание.

Объявления о перерывах в ходe судебного заседания размещаются на официальном сайте Арбитражного суда Чувашской Республики: www.chuvashia.arbitr.ru

Судья                                                                                 А.А. Афанасьев