021/2020-24057(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ-ЧУВАШИИ
Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Чебоксары Дело № А79-8895/2018 06 марта 2020 года
Арбитражный суд в составе судьи Пальчиковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковлевой Н.В.,
рассмотрев в заседании суда заявление конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Мост" ФИО1 об обязании бывшего руководителя ФИО2 передать конкурсному управляющему документы и имущество общества с ограниченной ответственностью "Мост",
при участии:
конкурсного управляющего ФИО1, представителя ФИО3 по доверенности от 05.05.2019,
от ФИО2 – ФИО4 по доверенности от 14.11.2019,
установил:
решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 03.04.2019 общество с ограниченной ответственностью "Мост" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена ФИО1.
Заявление мотивировано следующим: согласно сведениям, включенным в ЕГРЮЛ в период с 30.09.2002 по дату открытия конкурсного производства, руководителем должника являлся ФИО2. Конкурным управляющим направлены по юридическому адресу должника и месту проживания бывшего руководителя требования о необходимости обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, материальных и иных ценностей ООО "Мост", в том числе, но не ограничиваясь, копию базы данных 1С.Бухгалтерия и 1С.Камин. Однако бухгалтерская и иная документация, материальные и иные ценности ООО "Мост" конкурсному управляющему не переданы. В связи, с чем конкурсный управляющий обратился в суд с настоящим заявлением.
В ходе рассмотрения заявления конкурсный управляющий просила обязать
бывшего руководителя ООО "Мост" ФИО2 обеспечить
передачу бухгалтерской и иной документации должника ООО "Мост", в том числе: - копию актуальной базы данных 1С.Бухгалтерия и 1С.Камин с 2015 по 2019; - главную книгу за 2012-2019;
- кассовые книги за 2012-2019 и отчеты кассира с приложением приходно-
кассовых и расходно-кассовых ордеров за 2012-2019;
- первичные документы по расчетным счетам: выписки с приложением
платежных поручений за 2015-2019;
- оборотно-сальдовыс ведомости в разрезе аналитики или журнал-ордер по
сч.62 "Покупатели и заказчики": договоры, товарно-транспортных накладных,
актов выполненных работ, счетов-фактур за 2012-2019;
- оборотно-сальдовые ведомости в разрезе аналитики или журнал-ордер по
сч.60 "Поставщики, подрядчики" с договорами, товарно-транспортные накладные,
акты выполненных работ, счетов-фактур за 2012-2019 - Оборотио-сальдовые
ведомости в разрезе аналитики или журнал-ордер по сч.71 "Подотчетные лица с
приложением авансовых отчетов и первичных документов к ним за 2012-2019";
- оборотно-сальдовые ведомости в разрезе аналитики или журнал-ордер по
сч. 66, 67 (Расчеты по краткосрочным и долгосрочным займам) с приложением
договоров займа, поручительства, залога и т.д. за 2013-2018;
- оборотно-сальдовые ведомости в разрезе аналитики по сч. 01, 02,(Основные
средства и амортизация) с приложение инвентарных карточек, ведомости
начисления амортизации за 2012-2019;
- инвентаризационные описи по товарно-материальным остаткам в разрезе
материально-ответственных лиц. Ведомости остатка ТМЦ в количественном и
суммовом учете за 2012-2019;
- бухгалтерские справки за 2012-2019;
- протоколы общих собраний участников с приложениями (журналы
регистрации участников собраний, бюллетени для голосования, протоколы счетной
комиссии) за 2012-2019;
- протоколы собраний совета директоров с приложениями (журналы
регистрации участников собраний, бюллетени для голосования, протоколы счетной
комиссии) за 2012-2019;
- акты сверок взаимных расчетов за 2012-2019;
- табеля и наряды за 2015-2019;
- материальные отчеты за 2015-2019;
- справки о стоимости выполненных работ - субподряда за 2012-2019 -
бухгалтерские отчеты за 2012-2019;
- листки временной нетрудоспособности за 2015-2018; - договоры за 2015-2019;
- ведомости начисления заработной платы начислений по всем структурным
подразделениям за период с 1997-1998, с 2015 -2019;
- приказы по личному составу с 2014-2019;
- трудовые договоры с 2016 по 2019.
Просила обязать бывшего руководителя ООО "Мост" ФИО2
Сергеевича обеспечить передачу материальных и иных ценностей ООО "Мост"
транспортные средства:
1) полуприцеп ОДАЗ-Э370, ГРН АА0956 21 1981 г. в., шасси 38996;
2) прицеп МАЗ-93801, ГРН АА 1060 21 1984 г. в., шасси 841089;
3) прицеп УПЛ-1412 прицеп, ГРН АА 2998 21 1993 г. в., шасси 842;
В судебном заседании конкурсный управляющий и ее представитель уточнили заявленные требования в части перечня имущества и документов, подлежащих передаче конкурсному управляющему, просив обязать бывшего руководителя ООО "Мост" ФИО2 обеспечить передачу транспортных средств: прицепа ЦП ИС0705, ГРН АА1007 21 1997 г.в.. двигатель, кузов 203; прицепа ЦП ИС0705, ГРН АА1001 21 1997 г.в., двигатель, кузов 202; полуприцепа 9346, ГРН АА 5535 21 2000 г.в., двигатель, кузов Х57934600У0000008, шасси;
бухгалтерской и иной документации:
- копии базы данных 1С.Бухгалтерия и 1С.Камин;
- главные книги за 2014-2019 годы;
- кассовые книги за 2014-2019 годы и отчеты кассира с приложением приходно-кассовых и расходно-кассовых ордеров за 2014-2019 годы;
- оборотно-сальдовые ведомости в разрезе аналитики или журнал-ордер по сч.62 "Покупатели и заказчики", договоры, товарно-транспортные накладные, акты выполненных работ, счета-фактуры за 2014-2019 годы;
- оборотно-сальдовые ведомости в разрезе аналитики или журнал-ордер по сч.60 "Поставщики, подрядчики", договоры, товарно-транспортные накладные, акты выполненных работ, счетов-фактур за 2014-2019 годы;
- оборотио-сальдовые ведомости в разрезе аналитики или журнал-ордер по сч.71 "Подотчетные лица" с приложением авансовых отчетов и первичных документов к ним за 2012-2019 годы;
- оборотно-сальдовые ведомости в разрезе аналитики или журнал-ордер по сч. 66, 67 (Расчеты по краткосрочным и долгосрочным займам) с приложение договоров займа, поручительства, залога и т.д. за 2014-2018 годы;
- оборотно-сальдовые ведомости в разрезе аналитики по сч. 01, 02,(Основные средства и амортизация) с приложение инвентарных карточек, ведомости начисления амортизации за 2014-2019 годы;
- инвентаризационные описи по товарно-материальным остаткам в разрезе материально-ответственных лиц. Ведомости остатка ТМЦ в количественном и суммовом учете за 2014-2019 годы;
- бухгалтерские справки за 2014-2019 годы;
- протоколы общих собраний участников с приложениями (журналы регистрации участников собраний, бюллетени для голосования, протоколы счетной комиссии) за 2014-2019 годы;
- протоколы собраний совета директоров с приложениями (журналы регистрации участников собраний, бюллетени для голосования, протоколы счетной комиссии) за 2014-2019 годы;
- акты сверки взаимных расчетов за 2014-2019 годы;
- табеля и наряды за 2015-2019 годы;
- материальные отчеты за 2015-2019 годы;
- справки о стоимости выполненных работ - субподряда за 2015-2019 годы;
- листки временной нетрудоспособности за 2015-2018 годы;
- договоры за 2015-2019 годы;
- ведомости начисления заработной платы начислений по всем структурным подразделениям за период с 2015 -2019 годы;
- приказы по личному составу с 2014-2019 годы;
- трудовые договоры с 2016 по 2019 годы.
Представитель ФИО2 возразила против удовлетворения заявления, пояснив, что работала в ООО "Мост" главным бухгалтером в период с 01.01.2010. Учет на предприятии осуществлялся с помощью программы 1С Бухгалтерия на компьютере предприятия до 2014 года, который впоследствии сломался и с 2015 года в электронном виде бухгалтерия не велась. Все, что было оформлено на бумажных носителях и находилось в бухгалтерии (приказы, трудовые договоры, договоры 2014 г. книги по зарплате, личные карточки, налоговая и бухгалтерская отчетность, сданная по 2019 год, тех. паспорта на недвижимость, учредительные документы) она передала конкурсному управляющему и это отражено в актах: № 1 от 19.06.2019, б/н от 17.06.2019, от 10.07.2019, № 1 от 13.07.2019, № 2 от 13.07.2019, № 3 от 13.07.2019. Где находятся иные документы по перечню конкурсного управляющего, не отраженные в этих актах ей не известно, т.к., помимо нее работали в разное время еще и другие бухгалтера и ни ей, ни бывшему директору ФИО2 не известно ни их возможное местонахождение, ни то, что составлялись ли они вообще, т.к. невозможно проследить за таким объемом документов, которые были на предприятии за работу с 90-х годов. Даже сейчас там остались документы, оформленные начиная с 1993-го года до 2014 года, которые конкурсный управляющий не стал забирать: путевые листы, материальные отчеты, входящая и исходящая корреспонденция, наряды-заказы, списки по спецодежде, отчетность в фонды страхования, больничные листы.
Начиная с 2016 года, деятельности в предприятии уже не было, работники поувольнялись и бухгалтерский учет сводился только к сдаче отчетов и деклараций с показаниями "по нулям", которые готовило по ее просьбе - ООО "Олимп-27" и сдавалось в налоговую, т.к. у нее нет соответствующего опыта в работе. Все эти налоговые декларации и бухгалтерские отчеты она передала конкурсному управляющему. Первичных документов у нее не было, т.к. их никто не составлял. Поэтому и передать конкурсному управляющему ей больше нечего - все, что было передала, где искать то, что требует конкурсный управляющий ни ей, ни директору не известно, распечатать оборотно-сальдовые ведомости с программы не представляется возможным, поскольку компьютер не работает с 2015 года, а первичных документов, кроме переданных конкурсному управляющему не имеется.
В перечне конкурсного управляющего также имеется техника и машины, которые либо разобрали на запчасти, которые были поставлены на другие работающие машины, либо проданы, но не были сняты с учета теми работниками, которые за это отвечали. Ни она, ни директор не могли физически проследить за этим, т.к. техники было много, работали по ремонтам дорог, техника была все время в командировках в разных местах и как там она ремонтировалась тоже невозможно проследить, главное было сделать работу вовремя, а техника старая и ломалась, эта техника вся подлежала списанию, но до конца эту работу не довели безответственные работники предприятия. Просила отказать конкурсному управляющему в удовлетворении заявления.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Абзацем седьмым пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражному управляющему предоставлено право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
Данное требование обусловлено, в том числе, и тем, что отсутствие необходимых документов не позволяет конкурсному управляющему иметь полную информацию о деятельности должника и совершенных им сделках и исполнять обязанности, предусмотренные частью 2 статьи 129 Закона о банкротстве, в частности, принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном Законом о банкротстве.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 № 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве", арбитражный управляющий вправе требовать от руководителя (а также от других лиц, у которых фактически находятся соответствующие документы) по суду исполнения данной обязанности в натуре применительно к правилам статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На ходатайство конкурсного управляющего об обязании передать документацию распространяются общие требования процессуального законодательства, предъявляемые к форме и содержанию иска. Так, конкурсный управляющий должен сформулировать предмет своего требования, конкретизировав перечень и виды запрашиваемых документов (пункт 4 части 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При
этом степень должной конкретизации требования арбитражного управляющего об обязании передать документы оценивается судом с учетом обстоятельств рассматриваемого дела и необходимости обеспечения реальной возможности осуществления управляющим возложенных на него полномочий.
Основанием для отказа в удовлетворении ходатайства об истребовании материальных ценностей и документов может служить, в частности подтвержденный документально факт предоставления документов и материальных ценностей; либо представление доказательств, свидетельствующих о принятии всех необходимых мер для своевременной передачи документов и ценностей; либо представление доказательств, подтверждающих отсутствие истребуемых документов и ценностей у бывшего руководителя должника.
Таким образом, при рассмотрении ходатайства арбитражного управляющего об истребовании у бывшего руководителя должника документов, необходимо исследовать вопрос фактического нахождения всех истребуемых документов, материальных и иных ценностей, поскольку судебный акт, обязывающий передать документы, отсутствующие у лица, не может обладать признаками исполнимости (статья 16 АПК РФ).
По правилам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из представленных в данный обособленный спор документов следует, что документы должника, имеющиеся в наличии, бывшим руководителем ФИО2 в лице представителя ФИО4 были переданы конкурсному управляющему ООО "Мост". Факт наличия документов, указанных конкурсным управляющим в уточненном заявлении конкурсным управляющим документально не подтвержден. Доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что запрашиваемые документы имеются, однако необоснованно удерживаются бывшим руководителем должника, конкурсным управляющим не представлены.
Факт наличия у должника транспортных средств, поименованных конкурсным управляющим в уточненном заявлении, подтверждается сведениями, представленными конкурсному управляющему МРЭО ГИБДД МВД по Чувашской Республике с письмом № 3/195203740911 от 19.04.2019, а также свидетельствами об утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств в количестве четырех единиц.
Доказательства их фактического отсутствия бывшим руководителем в лице представителя в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что ходатайство конкурсного управляющего ООО "Мост" ФИО1 подлежит удовлетворению в части обязания бывшего руководителя передать зарегистрированные за должником транспортные средства.
Руководствуясь статьей 60 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", статьями 66, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
обязать бывшего руководителя общества с ограниченной ответственностью "Мост" ФИО2, Чувашская Республика, г. Канаш, Восточный
мкр., 32-35, передать конкурсному управляющему общества с ограниченной ответственностью "Мост" Павлуниной Людмиле Сергеевне прицеп ЦП ИС0705, ГРН АА1007 21, 1997 года выпуска, двигатель, кузов 203, прицеп ЦП ИС0705, ГРН АА1001 21, 1997 года выпуска, двигатель, кузов 202, полуприцеп 9346, ГРН АА 5535 21, 2000 года выпуска, двигатель, кузов Х57934600У0000008.
В остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Определение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики.
Судья Г.В. Пальчикова
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 15.05.2019 10:17:43
Кому выдана Пальчикова Галина Васильевна