АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | ||
Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000 | ||
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ||
г. Чебоксары | Дело № А79-9618/2007 | |
декабря 2007 года |
Арбитражный суд в составе:
судьи Дроздов Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Дроздовым Н.В.
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению
Чувашской республиканской общественной организации "Союз обществ охотников и рыболовов Чувашской Республики", 428024, <...>
о признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, 428032, <...>,
при участии:
от заявителя – ФИО1
от ответчика - ФИО2 (доверенность в деле), ФИО3 (доверенность в деле)
установил:
Чувашская республиканская общественная организация "Союз обществ охотников и рыболовов Чувашской Республики" обратилась в суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики о признании незаконным бездействие должностных лиц ответчика, выразившееся в не открытии охоты на сурков и не выдаче бланков лицензий на сурков в Аликовском, Красноамейском, Цивильском и Ядринском охотхозяйствах, указывая на то, что Чувашская республиканская общественная организация «Союз обществ охотников и рыболовов Чувашской Республики (далее - Союз) имеет статус пользователя животным миром и на основании действующих государственных долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира серии XX №№ 3357 -3360, 3367, 3368, 5227 - 5229, 5241, 5244 - 5251 осуществляет на территории республики такой вид пользования животным миром, как охота (ст. 34 ФЗ «О животном мире»).
С целью реализации предоставленного права на охоту и для выполнения уставных задач Союз письмом от 02.07.2007 № 01-11/245 обратился в Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республике (далее - Минприроды) с просьбой выдать именные разовые лицензии в количестве 45 шт. на охоту на сурка с 21.07.2007 по 05.08.2007 с приложением соответствующих заявок по Аликовскому, Красноармейскому, Цивильскому и Ядринскому охотхозяйствам.
Письмом от 20.07.2007 № 6/2/02/08-1644 Минприроды сообщило, что выдача лицензий и открытие охоты на сурка в 2007 г. в Чувашской Республике не представляется возможной, поскольку нарушены сроки предоставления материалов, установленных Положением о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 04.01.2001 № 3 и неполными данными по учетам численности сурка.
Союз повторно письмом от 23.07.2007 № 01-11/292 обратился в Минприроды, в котором указал, что все учетные работы по суркам проведены и просил открыть охоту в подведомственных хозяйствах позднее - с 10 августа на две недели.
Указанное письмо вручено Минприроды 23.07.2007, согласно штемпелю на письме (вход. № 3164).
Однако Минприроды обращение Союза оставило без внимания и ответ на него не дало.
Считают бездействие государственного органа - Минприроды незаконным.
Согласно пункту 49 Типовых правил охоты в РСФСР, утвержденных приказом Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 04.01.1988 № 1 добыча сурка разрешена с 15 июля по 31 августа.
Как стало известно в октябре 2007 г. охота на сурка в Чувашской Республике все же открывалась, что подтверждается приказом Минприроды от 19.07.2007 № 224, которым установлены сроки охоты на сурка с 21 июля по 12 августа в Канашском районе.
Положение, утвержденное приказом Минсельхоза РФ от 04.01.2001 № 3, на которое в своем письме ссылается Минприроды, регулирует подачу заявок и выдачу бланков лицензий лишь на добычу диких копытных животных, медведей, харзы, норок, енота-полоскуна, диких кошек, глухарей, тетеревов, фазанов, кавказского улара, пастушков, куликов, саджи. Сурки в названном Положении не указаны.
В п. 3 постановления Правительства РФ от 10.11.1996 № 1342 указано, что пользователи объектов животного мира обязаны вести учет используемых ими объектов, объемов их изъятия и ежегодно представлять полученные данные федеральным органам исполнительной власти, ответственным за организацию и ведение учета, в порядке, установленном правилами ведения учета.
Бездействуя, Минприроды не учло, что данные об изъятии сурков были отражены в направленных ей заявках, а учетные данные по суркам были переданы сотрудникам Управления Россельхознадзора по ЧР под роспись в соответствующих районах, о чем оно знало из сообщения Союза.
Минприроды должно было сообщить, какие конкретно правила ведения учета сурков не соблюдены Чувашохотрыболовсоюзом, но не сделало этого.
Таким образом, по мнению заявителя, не было правовых оснований для бездействия и не выдачи бланков лицензий на добычу сурков в количестве 45 шт. и не открытию охоты на сурков в охотхозяйствах Чувашохотрыболовсоюза с 10 августа 2007 г. на две недели.
В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования по вышеуказанным основаниям.
Ответчик иск не признает по изложенным в отзыве основаниям, в суде пояснил, что в соответствии пунктом 1.5. Положения о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденного Приказом Минсельхоза РФ от 4 января 2001 г. № 3, бланкилицензий установленной формы выдаются Россельхознадзором и территориальными органами в соответствии с порядком, определенным данным положением.
Полномочий по выдаче бланковименных разовых лицензий у Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики нет.
Согласно пункту 49 Типовых правил охоты в РСФСР, утвержденных приказом Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 4 января 1988 г. № 1, добыча сурков разрешена с 21 июля по 31 августа.
Открытие охоты на сурков в Канашском районе проходило в срок с 21 июля по 12 августа 2007 г. Канашское межрайонное общество охотников и рыболовов (далее - Канашское МООиР), в соответствии с действующим законодательством, 21 июня 2007 г. подало заявку по установленной форме с приложением учетных данных и просило установить сроки охоты на сурка в охотхозяйстве «Канашское» с 21 июля по 12 августа 2007 г. Минприроды ЧР рассмотрев данную заявку, издало приказ от 19.07.2007 г. № 224 об открытии охоты на сурка-байбака в охотничьем хозяйстве «Канашское». Канашское МООиР в соответствии с данным приказом получило бланки именных разовых лицензий в Управлении Россельхознадзора по ЧР согласно установленному лимиту.
ЧРОО «Чувашохотрыболовсоюз» действительно письмом от 2 июля 2007 г. № 01-11\244 представил Минприроде ЧР данные о численности в охотничьих хозяйствах «Аликовское», «Красноармейское», «Цивильское», «Ядринское», «Чебоксарское». Данные были представлены в виде сравнительной таблицы состояния численности за 2006 и 2007 годы.
Пунктом 3 постановления Правительства РФ от 10.11.96 г. № 1342 указанно, что пользователи объектов животного мира обязаны вести учет используемых ими объектов, объемов их изъятия и ежегодно представлять полученные данные федеральным органам исполнительной власти, ответственным за организацию и ведение учетов, в порядке, установленном правилами ведения учета. Однако никаких сведений подтверждающих предоставление данных Управлению Россельхознадзора по ЧР, как федеральному органу осуществляющему контроль и надзор за проведением учетов охотничьих животных, к данному письму не прилагалось.
Рассмотрев данную заявку совместно с РГУ «Чувашское охотрыбуправление, Минприроды ЧР пришло к выводу о невозможности ее удовлетворения, по причине нарушения условий Положения о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденного Приказом Минсельхоза РФ от 4 января 2001 г. № 3. В соответствии с пунктом 2.1. данного положения заявки на необходимое количество бланков лицензий на добычу охотничьих животных перечисленных в п.п. 1.3. и 1.4. данного положения , в предстоящем сезоне охоты предоставляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями территориальным органам не позднее чем за 1 месяц до открытия охоты по каждому охотничьему хозяйству по форме согласно приложению. В соответствии с п. 1.3. данного положения по лицензиям, выдаваемым на изъятие из среды обитания конкретного количества особей охотничьих животных в сезон охоты, осуществляется добыча соболя, бобра, выдры, росомахи, рыси, барсука, сурков, куниц. Об этом ЧРОО «Чувашохотрыболовсоюз» и Управлению Россельхознадзора по ЧР было сообщено письмом Минприроды ЧР от 20 июля 2007 г. №6\2\02\08-1644.
ЧРОО «Чувашохотрыболовсоюз» 23 июля 2007 г. письмом за № 01-11\292 вновь обратился в Минприроды ЧР с просьбой открыть охоту на сурка в охотничьих хозяйствах с 10 августа на 2 недели, т.к. якобы Минприроды ЧР не уложилось в установленные сроки подачи первой заявки 21 июня 2007 г. К данному письму прилагались учетные данные по охотничьим хозяйствам «Чебоксарское», «Красноармейское», «Аликовское», «Цивильское», «Ядринское». Как следует из письма, все они вручены под роспись районным специалистам Управления Россельхознадзора по ЧР. Письмо вновь содержало требование выдать им лицензии. Дополнительно сообщалось, что настоящее письмо следует считать неотъемлемой частью заявок в МинприродуыЧР на выделение лицензий на сурка в хозяйства ЧРОО «Чувашохотрыболовсоюз» от 2 июля 2007 г. № 01-11X244 и 01-11\245; от 10 июля 2007 г. № 01-11X265 и 01-11X267.
Следует отметить, что никаких заявок от 21 июня 2007 г. в Министерство от ЧРОО «Чувашохотрыболовсоюз» не поступало.
Проведенный анализ представленных учетных материалов показал, что некоторые из них выполнены в произвольной форме и, вопреки утверждению в вышеуказанном письме, не имеют подписи о получении от районных специалистов Управления Россельхознадзора по ЧР. Такие подписи отсутствовали в карточках учета охотничьих хозяйств «Ядринское», «Аликовское», «Красноармейское», «Чебоксарское». По охотничьему хозяйству «Чебоксарское» было выявлено расхождение в учетных данных между представленными в письме от 2 июля 2007 г. № 01-11X244 и приложением к письму от 23 июля 2007 г. № 01-11X292 в 20 (двадцать) голов! Все это свидетельствует о недостоверности представленных данных.
К тому же было непонятно, о каких заявках и письмах 10 июля 2007 г. № 01-11X265 и 01-11X267 идет речь, т.к. такие письма к тому времени в Минприроду ЧР не поступало.
Оценив ситуацию РГУ «Чувашское охотрыбуправление» решило обратиться письмом от 26 июля 2007 г. № 01-11X230 в надзорные органы в лице Управления Россельхознадзора по ЧР и Чебоксарскую межрайонную природоохранную прокуратуру с просьбой о проведении проверки по указанным фактам и сообщить о результатах, которые могут повлиять на открытие охоты в этих хозяйствах, которое планируется на 10 августа 2007 г.
Чебоксарская межрайонная природоохранная прокуратура начала проводить проверку указанных фактов. Были сделаны запросы, в том числе и в Минприроды ЧР (письмо от 15.08.2007 г. № 22-2007X6). Так же в ходе проверки, а именно 23 августа 2007 г. были получены два письма за № 01-11X267 и 01-11X265 датированные 10 июля 2007 г. т.е. более 1 месяца назад. В одном предоставлялись новые учетные данные сурков по охотничьему хозяйству «Чебоксарское», в другом на имя Министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и Руководителя Управления Россельхознадзора по Чувашской Республики высказывалась просьба в сроки с 21 июля по 5 августа с.г. выдать именные разовые лицензии на охоту на сурка в охотхозяйство «Чебоксарское». В приложении к данному письму была заявка установленной формы на необходимое количество бланков лицензий для добычи охотничьих животных в сезоне охоты 2007 года.
Охота на сурков, в соответствии с Типовыми правилами охоты, может осуществляться только до 31 августа. Поэтому открывать охоту после этого срока было бы нарушением.
На наш взгляд вина за то, что в 2007 г. не состоялось открытие охоты на сурков в охотничьих хозяйствах ЧРОО «Чувашохотрыболовсоюз» полностью лежит на работниках данной организации, которые пренебрегают положениями действующего природоохранного законодательства, а именно искажают нормы нормативных правовых актов, нарушают сроки подачи заявок, предоставляют неподтвержденные данные учетов, указывают неточные формулировки в своих просьбах и т.д.
Представители ответчика просят в иске отказать.
Для представления заявителем (истцом) документов, указанных в судебном заседании, слушание по делу отложено.
Суд считает целесообразным, для участия в деле, в качестве третьего лица на стороне ответчика, без самостоятельных требований, привлечь Чебоксарскую межрайонную природоохранную прокуратуру (428000, <...>) и Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской Республике (Управление Россельхознадзора).
Руководствуясь статьями 158, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Отложить рассмотрение дела на 11 час. мин. января 2008 года .
Руководителям направить в суд представителей с надлежаще оформленными доверенностями, иметь письменные пояснения по делу.
Судья Н.В. Дроздов