ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А79-961/10 от 29.03.2010 АС Чувашской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Чебоксары

Дело № А79-961/2010

марта 2010 года

Арбитражный суд в составе: судьи Каргиной Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Администрации города Чебоксары Чувашской Республики

к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Чувашской Республики

о взыскании 874000 рублей 00 копеек,

третье лицо – Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство внутренних дел по Чувашской Республике,

при участии:

от истца – ФИО1 по доверенности от 30.12.2009 года,

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 21.01.2010 года,

от МВД по ЧР – ФИО3 по доверенности № 414 от 11.01.2010 года,

установил:

администрация города Чебоксары Чувашской Республики обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Чувашской Республики о взыскании 874000 рублей 00 копеек.

Исковое заявление мотивировано тем, что согласно вступившему в законную силу решению Ленинского районного суда г. Чебоксары  от 20.01.2007 года на администрацию г. Чебоксары возложена обязанность по предоставлению по установленным нормам благоустроенного жилого помещения ФИО4 на состав семьи из 2 человек, являющемуся участковым уполномоченным милиции. Указанное решение исполнено администрацией города Чебоксары в сентябре 2008 года. Участковому уполномоченному милиции ФИО4 предоставлена <...> площадью 40,8 кв.м.

Согласно договору передачи № 03-09-624 от 23.09.2009 года данная квартира перешла в собственность семьи ФИО4

Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации  предусмотрено право лица требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В ходе  судебного заседания представитель заявителя требование поддержал. Пояснил, что оценка имущества была произведена на момент выбытия квартиры из муниципальной собственности на 23 сентября 2009 года.

Представитель ответчика требование не признал. Пояснил,  что истец не доказал, что он понес затраты на <...> для предоставления квартиры участковому уполномоченному милиции, поскольку данная квартира построена за счет целевых бюджетных средств для переселения граждан из ветхого жилья, и он не вправе использовать указанную квартиру на иные цели, в противном случае данный факт квалифицируется как нецелевое использование бюджетных средств и наступает уголовная ответственность.

Из муниципального контракта №34 от 15.05.2007 видно, что указанная квартира построена за счет целевых бюджетных средств бюджета города Чебоксары 961,311 тыс. руб. и средств бюджета Чувашской Республики 3 204,37 тыс.руб. для переселения жильцов, подлежащих переселению из ветхого и аварийного жилого дома № 51 по ул.Фучика г.Чебоксары в 2007 году.

Впоследствии, согласно договору купли- продажи от 20.12.2007 года между ОАО «Строительный трест №3», именуемое Плательщик, с одной стороны, гражданкой ФИО5, именуемой Покупатель, с другой стороны, Муниципальным образованием города Чебоксары-Столицей Чувашской Республики, именуемое Приобретатель, указанная квартира приобретена истцом во исполнение муниципального контракта от 15.05.2007 № 34, по цене 1 570 000 руб.

Однако, по неизвестным причинам независимым оценщиком ООО «Эксперт» рыночная стоимость данной двухкомнатной квартиры на дату 23.09.2009 оценена в размере 874000 руб.

Согласно статье 35 Закона «О милиции» финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе самостоятельно увеличивать расходы на содержание милиции в пределах имеющихся в их распоряжении средств».

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1993 года 1026-1 "О милиции" милиция общественной безопасности, в численность которых входит участковый уполномоченный милиции, финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, устанавливается соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Ни в одной норме закона не сказано, что обеспечение жильем участковых уполномоченных милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, положения абзаца 1 статьи 30 Закона «О милиции» определяют порядок обеспечения жильем, но не предусматривают возможность его бесплатного предоставления.

Согласно абзаца 3 статьи 30 Закона «О милиции» право на бесплатное обеспечение жилья имеют только участковые уполномоченные милиции, работающие в сельской местности и в поселках городского типа.

По настоящему делу участковый уполномоченный милиции проходил службу в органах внутренних дел г. Чебоксары, соответственно право на бесплатное получение жилья не имеет.

Применение истцом статьи 1069 ГК РФ неправомерно. В иске основанием причинения убытков названа статья 30 Закона Российской Федерации "О милиции". Однако, из приложенных документов, в частности договоров передачи квартир усматривается, что основанием предоставления жилых помещений участковому уполномоченному милиции являлся Закон РФ от 4 июля 1991 г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Одновременно два основания передачи никак не может быть. Правом на приватизацию один раз обладают
все граждане России, которым и воспользовался участковый уполномоченный милиции. При таких обстоятельствах, отсутствуют основания считать, что убытки причинены в
результате незаконных действий государственных органов. Для применения статьи 1069 Гражданского кодекса РФ квартиры должны быть расприватизированы и переданы в собственность на основании Закона «О милиции».

Для наступления ответственности в соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса РФ необходимо наличие состава правонарушения, включающего в себя противоправность поведения причинителя вреда, наступление вреда, связь между противоправным поведением и наступлением вреда.

Возложение на Российскую Федерацию обязанности компенсации убытков одной из сторон в правоотношениях, в которых не участвовало Министерство финансов Российской Федерации, является необоснованным. Незаконные действия и причинная связь между противоправным поведением и наступлением вреда, как существенные условия применения статьи 1069 ГК РФ, отсутствует.

Минфин РФ считает, что участковым уполномоченным милиции должны предоставляться служебные жилые помещения, поскольку выделение жилья связано исключительно с прохождением сотрудником милиции службы на соответствующей должности. Правовое положение специализированных жилых помещений установлено Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), согласно статье 92 которого специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем. Указанный статус жилых помещений препятствует их приватизации и возможности выбытия из собственности муниципальных образований, забота о сохранности данного имущества ложится именно на собственника данного имущества.

Возложение ответственности на Российскую Федерацию за не разработку порядка финансирования в соответствии с законом РФ «О милиции» необоснованно, поскольку реализацию закона «О милиции» Российская Федерация осуществляет посредством выделения средства на строительство и обеспечение жильем сотрудников милиции соответствующему органу исполнительной власти - главному распорядителю Министерству внутренних дел Российской Федерации.

Федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год Министерству внутренних дел Российской Федерации выделены средства на строительство и обеспечение жильем сотрудников милиции на 2006 год - 2 млрд. 285 млн.руб., 2007год - 3 млрд. 582 млн.099 тыс. руб., 2008 год -3 млрд.694 млн. 964 тыс. руб., на 2009 год - 7 млрд. 736 млн. 428 тыс. руб.

Представитель МВД по Чувашской Республике иск не признал. Считает, что администрация г. Чебоксары никаких убытков не понесла.

Представитель Министерства финансов Чувашской Республики на рассмотрение дела не явился, хотя надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отложении судебного заседания для представления дополнительных доказательств по делу.

Руководствуясь статьями  158,184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Отложить судебное заседания на апреля 2010 года на час. мин. в помещении суда по адресу 428000, г. Чебоксары, пр. Ленина, д.4, каб. , тел.24-01-34 (помощник судьи Гаврилов Вадим Николаевич).

Пригласить в качестве свидетеля ФИО6,  оценщика общества с ограниченной ответственностью «Эксперт», находящегося по адресу: г.Чебоксары, ул.1-ая Коммунальная слобода, д.27.

Объявления о перерывах в ходe судебного заседания размещаются на официальном сайте Арбитражного суда Чувашской Республики: www.chuvashia.arbitr.ru.

Судья                                                                       Н.А. Каргина