АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ | ||
Ленина пр., д. 4, Чебоксары, 428000 | ||
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ||
г. Чебоксары | Дело № А79-9785/2007 | |
января 2008 года |
Арбитражный суд в составе:
судьи Кузьминой О.С.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Кузьминой О.С.
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению
ФГУ "Исправительная колония № 1" Управления федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике, 428016, Чувашская Республика, г. Чебоксары, п. Н. Лапсары
к Инспекции Федеральной налоговой службы по <...>, <...>
о признании частично недействительной справки № 46980 по состоянию на 27.10.2007
при участии:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 27.11.2007
от Инспекции ФНС по г. Чебоксары: ФИО2 по доверенности № 05-22/06 от 09.01.2007, специалист юридического отдела ФИО3 по доверенности № 05-22/012 от 09.01.2008
установил:
ФГУ "Исправительная колония № 1" Управления федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании частично недействительной справки № 46980 по состоянию на 27.10.2007 Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары в части задолженности по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 99718 руб. 77 коп., образовавшейся до 20.11.2004.
В настоящем судебном заседании представитель заявителя уточнил заявленные требования, пояснив, что заявитель изменяет предмет и основания заявления и просит признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, выразившиеся в выдаче справки № 46980 о состоянии расчетов по налогам и сборам по состоянию на 27.10.2007 с включением в нее задолженности пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 101850 руб. 55 коп., образовавшейся до 25.12.2004, обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары выдать справку о состоянии расчетов без указания в качестве задолженности пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 101850 руб. 55 коп.
Согласно пункту 1 статьи 49 Арбитражного процессуального Кодекса РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований, в связи с чем суд удовлетворяет заявленное ходатайство.
По существу спора представитель заявителя представил заявление, пояснив, что 09.11.2007 заявитель обратился в Инспекцию ФНС по г. Чебоксары с заявлением о предоставлении справки № 39-1 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 27.10.2007, на что была получена справка № 46980, согласно которой на указанную дату числится задолженность пеней по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 132678 руб. 53 коп. Согласно таблице расчета, произведенному по пени по единому социальному налогу, полученной с сопроводительным письмом от 06.11.2007 № 07-26/062175 Инспекции ФНС по г. Чебоксары в общую сумму начисленных пеней включены пени, начисленные за пределами трех годичного срока. Так, за три предшествующих года, начиная с 25.12.2004 по 27.10.2007 сумма пени составила 30827 руб. 98 коп. При этом учреждение считает, что указание в Справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам задолженности по пени по ЕСН в федеральный бюджет в сумме 101850 руб. 55 коп. (132678 руб. 53 коп. – 30827руб. 98 коп. = 101850 руб. 55 коп.), начисленных Инспекцией до 25.12.2004 и не взысканных в порядке, установленном законодательством, нарушают законные права и интересы Учреждения.
Налоговым законодательством срок исковой давности для взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов не установлен, в связи с чем, для применения срока исковой давности для их взыскания в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Налогового кодекса РФ следует руководствоваться институтами, понятиями и терминами гражданского законодательства. Так, статьей 195 Гражданского кодекса РФ установлено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Согласно статье 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Пункт 26 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 12, 15 ноября 2001г. № 15/18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности» разъясняется, что: «Если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если истцом является физическое лицо) для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске».
В пункте 6 статьи 75 Налогового Кодекса РФ установлено, что пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Из содержания норм следует, что порядок взыскания пени тот же, что и порядок взыскания задолженности по налогу, вместе с тем пени могут быть взысканы лишь вместе или после взыскания недоимки.
Исходя из положений статей 46, 47, 48 Налогового Кодекса РФ и с учетом пункта 19 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006г. № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» разъясняется, что «Возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 48 НК РФ, пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника (подпункт 3 пункта 1 и подпункт 3 пункта 2 статьи 14, пункт 3 статьи 15 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). Указанные сроки подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника.».
Таким образом, указание Инспекцией в Справке о состоянии расчетов задолженности по пеням по ЕСН в сумме 101850 руб. 55 коп., возможность принудительного взыскания по которым утрачена в связи с истечением срока исковой давности в судебном порядке, является незаконным.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. На территории Чувашской Республики надзор за исправительными учреждениями по соблюдению ими законов осуществляет Чебоксарская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях (далее - прокуратура), ею проводится надзор за исправительными учреждениями по соблюдению ими, в т.ч. законодательства о налогах и сборах. Основанием для прокуратуры по соблюдению исправительными учреждениями законодательства о налогах и сборах является информация, полученная у налоговых органов в виде справок на бумажных носителях о состоянии расчетов исправительных учреждений по налогам, сборам, взносам в бюджет и внебюджетные фонды, такие справки, выданные налоговым органом, свидетельствуют о налоговом балансе учреждений по тем или иным налогам, сборам и взносам, а также пеням и штрафам. Прокуратура регулярно проводит заседания рабочих групп среди исправительных учреждений по вопросам, связанным с соблюдением налогового законодательства и ликвидацией недоимки в бюджет и внебюджетные фонды по налогам и сборам последними.
25.05.2007 на заседании рабочей группы, проводимой Чебоксарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики указывалось на то, что общая сумма неуплаченных Учреждением налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды возросла с 88544 руб. 39 коп. до 293417 руб. 95 коп. и Учреждением не принимаются меры по уменьшению задолженности по пеням. По итогам заседания рабочей группы Чебоксарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики в адрес Учреждения было вынесено Представление от 31.05.2007 № 01-08-2007 об устранении нарушений налогового законодательства, в том числе по недопущению роста задолженности по налогам и сборам в бюджет и внебюджетные фонды и выхода из сложившейся ситуации, в данном случае основанием для вынесения представления прокуратурой являются справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам получаемых у налоговых органов. Таким образом, Чебоксарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики направляются в адрес Учреждения требования для уплаты пеней по ЕСН, указанных Инспекцией в справке о состоянии расчетов, срок исковой давности, по взысканию которых истек, тем самым нарушая законные права заявителя как налогоплательщика. На основании изложенного, просил заявление удовлетворить в уточненном объеме.
Представители заявителя не признали заявленные требования по доводам, изложенным в отзыве. Пояснили, что в соответствии с приказом МНС РФ от 31.08.2004 № САЭ-3-27/483@ (ред. от 16.09.2004) «Об утверждении форм по сверке расчетов с бюджетом и информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов с бюджетом и методических указаний по их заполнению» в целях совершенствования организации с налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами по сверке расчетов с бюджетом утверждена «Справка о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по федеральным, региональным и местным налогам» форма № 39-1 согласно приложения № 3 и № 4 к настоящему приказу, в которой содержится информация о суммах недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пени и налоговым санкциям налогоплательщика по состоянию на дату запроса.
Согласно статье 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора; с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора; со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, и с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
В статье 59 Кодекса, предусматривающей возможность списания безнадежных долгов по налогам и сборам, определено, что недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном: по федеральным налогам и сборам - Правительством Российской Федерации; по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Эти правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам" предусмотрено, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам в случае: ликвидацииорганизациив соответствии с законодательством Российской Федерации; признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника; смерти или объявления судом умершим физического лица - по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.
Таким образом, единственным основанием для списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам юридических лиц является ликвидация организации в соответствии с законодательством Российской Федерации, иных оснований для списания недоимки юридических лиц действующим законодательством не предусмотрено.
Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные Кодексом, и несут обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 31 и пункт 2 статьи 32 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (статья 33 Кодекса). Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов. Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.
По поводу расшифровки сумм пеней, указанных в Справке и подтверждение оснований их возникновения документально пояснили, что документы пока не найдены в архиве, просили дело отложить. По существу заявления просили в его удовлетворении отказать.
Рассмотрев требования заявителя, выслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Заявитель не согласен с задолженностью по пеням, отраженным в Справке № 46980 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 27.10.2007 в части пени по ЕСН в Федеральный бюджет (частично).
В силу пункта 1 статьи 65 и пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
В Справке отражены пени по ЕСН в федеральный бюджет в сумме 132678 руб. 53 коп.
При этом в течение нескольких судебных заседаний налоговый орган не представляет суду расчет данных пени и первичные документы, на основании которых произведено начисление пени (декларации, расчеты, решения и т.д.), несмотря на требования суда. Таким образом, налоговый орган не представляет суду доказательства в подтверждение своих доводов с целью изучения их судом и принятия законного решения. Правильность размера пени суду не показывается, основания для начисления пени также не раскрываются. Однако названные документы имеют существенное значение для рассмотрения дела. Непредставление запрашиваемых документов приводит к затягиванию арбитражного процесса и нарушению судом сроков рассмотрения дела.
В силу главы 7 Арбитражного процессуального кодекса РФ все имеющиеся доказательства по арбитражному делу имеют существенное значение для разрешения дела и вынесения законного решения.
Кроме того, согласно пункту 5 статьи 66 Арбитражного процессуального Кодекса РФ по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, арбитражный суд по своей инициативе истребует доказательства от органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов.
В связи с изложенным суд считает необходимым истребовать данные документы у Инспекции ФНС по г. Чебоксары в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса РФ со всеми вытекающим от неисполнения определения процессуальными и правовыми последствиями.
В целях всестороннего изучения материалов дела суд считает необходимым судебное разбирательство отложить.
Руководствуясь статьями 66, 158, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Отложить рассмотрение дела на час. мин. января 2008 года .
Налоговому органу – представить новый отзыв с учетом измененных требований заявителя.
Истребовать из Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (<...>):
- расчет пеней по единому социальному налогу, уплачиваемому в федеральный бюджет в сумме 132678 руб. 53 коп., указанных в Справке № 46980 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 27.10.2007 ФГУ "Исправительная колония № 1" Управления федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике
- документы, раскрывающие пени по ЕСН в справке в сумме 132678 руб. 53 коп. и отражающие основания их начисления (декларации, решения налогового органа, решения судов и т.д.). Подлинники представить на обозрение суда, копии – в материалы дела.
Документы представить не позднее 24 января 2008 года в Арбитражный суд Чувашской Республики, 428000, <...>.
В случае неисполнения обязанности представить истребуемые судом доказательства по причинам, признанным судом неуважительными, либо неизвещения суда о невозможности представления доказательств вообще или в установленный судом срок на лицо, от которого истребуется доказательство возможно наложение судебного штрафа в порядке и размерах, установленных в главе 11 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Судья О.С. Кузьмина