ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А80-155/10 от 21.07.2010 АС Чукотского АО

Арбитражный суд Чукотского автономного округа

689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Ленина, д.9а, факс (42722)2-29-69, телефон (42722)2-96-00

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

г. Анадырь                                                                                           Дело  № А80-155/2010

21 июля  2010 г.

Судья Арбитражного суда Чукотского автономного округа Приходько Светлана Николаевна,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Долгих Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

дело по заявлению Управления Росздравнадзора по Чукотскому автономному округу от 28.06.2010 № И87-02-580/10

о привлечении Государственного учреждения  здравоохранения «Чукотская окружная больница» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии в судебном заседании:

от   заявителя   - руководитель Управления  ФИО1 (приказ от 13.08.2009 № 42-тк), ФИО2 (доверенность  от 19.07.2010);

от  ответчика  - ФИО3 (доверенность от 15.07.2010 № 4275/01-15), ФИО4 (доверенность от 15.07.2010 № 4274/01-15)

у с т а н о в и л :

Управление Росздравнадзора по Чукотскому автономному округу (далее – Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением от 28.06.2010 № И87-02-580/10 о привлечении Государственного учреждения  здравоохранения «Чукотская окружная больница» (далее – Учреждение, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) (с учетом уточнения – исправления описки).

В заявлении указало следующее.

На основании приказа Управления от 07.06.2010 № П87-94/10 комиссией Росздравнадзора по Чукотскому автономному округу  была проведена выездная плановая проверка ГУЗ «Чукотская окружная больница» участковая больница с. Марково.

В ходе проверки было  установлено:

- Работы и услуги  по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения   в участковой больнице с. Марково проводятся без лицензии на работы и услуги по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию,  что является нарушением Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 128-ФЗ), Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30 (далее - Положение о лицензировании).

- Медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится должностными лицами - медицинскими сестрами, профессиональная подготовка которых не соответствует установленным требованиям,  что является нарушением Приказа  Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.07.2003 № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (далее – Приказ № 308 от 14.07.2003).

- При освидетельствовании не проводится исследование выдыхаемого воздуха на алкоголь, что является нарушением Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 26.06.2008 № 475.

- Акты медицинского освидетельствования учетной формы 307/у с занесением данных в «Журнал регистрации медицинских освидетельствований  на состояние опьянения лиц, которые управляет транспортными средствами» (ф.304/у) составляются не в полном объеме.

По результатам проверки руководитель Управления, руководствуясь требованиями статьи 28.2 КоАП РФ, части 3 статьи 28.3 КоАП РФ, действуя на основании   приказа Управления от 07.06.2010 № П87-94/10,  составил акт  от 24.06.2010 № 8, протокол об административном правонарушении  от 28.06.2010 № 8, на основании которых  Управление обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа  с соответствующим заявлением.

Определением арбитражного суда от 07.07.2010 заявление Управления принято судом к производству  с назначением на 15 часов 19.07.2010 года предварительного судебного заседания по делу,  на 15 часов 30 минут 19.07.2010 - рассмотрение дела по существу. В судебном заседании объявлялся перерыв до 15 часов 21.07.2010, в целях предоставления дополнительного времени  для исполнения заявителем определения суда от 07.07.2010 и представления относимых и допустимых доказательств по делу. 

О времени и месте настоящего судебного разбирательства лица, участвующие в деле, извещены  надлежащим образом. В судебное заседание обеспечена явка полномочных представителей заявителя и ответчика.

Исследовав и оценив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду, по следующим основаниям.

Заявитель направил в арбитражный суд  материалы проверки для решения вопроса о привлечении Учреждения  к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ. Данное требование в судебном заседании поддержал.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно абзацу 3 статьи 2  Закона № 128-ФЗ  под лицензируемым  видом деятельности понимается  вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с названным Законом.

В силу подпункта 96 пункта 1 статьи 17 Закона № 128-ФЗ медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Согласно пункту 4 Положения о лицензировании под медицинской деятельностью понимается выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи, к которой,  в соответствии с Перечнем (приложением) к названному Положению, в том числе относятся работы (услуги)  по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию.

В соответствии с требованиями пункта 13 Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 26.06.2008 № 475, медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг.

Таким образом, работы (услуги) по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию являются самостоятельным видом медицинских услуг, возможность их осуществления должна быть отдельно оговорена в приложении к лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Как видно из представленных в дело документов Учреждение является юридическим лицом,  осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии от 30.07.2008 № 87-01-000007, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Согласно приложению № 1 к названной лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной  ГУЗ «Чукотская окружная больница» 689530, Чукотский автономный округу, <...> в номенклатуре лицензируемых  видов услуг отсутствует разрешение  на работы (услуги) по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиком, что работы (услуги) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения осуществлялись без специального разрешения (лицензии), следовательно, Учреждением допущено нарушение в виде ведения деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Между тем, по статье 14.1 КоАП РФ подлежат ответственности лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Квалифицирующим признаком  объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, является осуществление субъектом правонарушения именно предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).

Представитель ответчика   в судебном заседании, поддерживая доводы, изложенные в отзыве на заявление от 16.07.2010 № 4306/01-15, заявил об отсутствии в действиях Учреждения состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.  Учреждением  услуги  по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию на возмездной основе физическим и юридическим лицам не оказывались. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводилось медицинским персоналом Учреждения только по запросам органов милиции на безвозмездной основе согласно пункту 19 статьи 11 Закона «О милиции»  от 18.04.1991 № 1026-1. Просит суд производство по делу прекратить на основании части 1 статьи 150 АПК РФ.

В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направляемая на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии с пунктом  1 статьи  120 ГК РФ, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Из материалов дела (Устава Учреждения, Положения о ГУЗ «Чукотская окружная больница» филиал – Анадырская районная больница, в структуру которой входит участковая больница с. Марково) усматривается,  что основными задачами Учреждения является оказание высококвалифицированной, специализированной, высокоэффективной, консультативно-диагностической и лечебной помощи населению автономного округа в амбулаторных и стационарных условиях, обеспечение доступной и качественной помощи  в объеме территориальной программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.  Учреждение является некоммерческой организацией, финансируемой за счет средств окружного бюджета на основании сметы расходов, средств Фонда обязательного медицинского страхования и иных источников, не запрещенных действующим законодательством. Имущество учреждения является государственной собственностью Чукотского АО, закреплено за Учреждением на праве оперативного управления.

Учреждение имеет право оказывать платные услуги  и осуществлять иную приносящую доход  деятельность, согласно  исчерпывающему перечню, указанному в  п. 3.3.1 и   п. 3.3.2 Устава, п. 3.3. Положения о ГУЗ «Чукотская окружная больница» филиал – Анадырская районная больница. Такая услуга как медицинское (наркологическое) освидетельствование на состояние опьянения в перечне не значится.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что для Учреждения деятельность по предоставлению платных медицинских услуг основной не является. Заявитель доказательств того, что оказание услуг по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения является для ответчика предпринимательской деятельностью, не представил. 

Оценив фактические обстоятельства в соответствии со статьи  71 АПК РФ, суд приходит  к выводу о неверной квалификации заявителем совершенного Учреждением административного правонарушения по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) предусмотрена частью 1 статьи 19.20 Кодекса.

Согласно статьи 23.1 Кодекса рассмотрение дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 19.20 Кодекса, к полномочиям арбитражных судов не отнесено.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.

Если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1.  Прекратить производство по делу № А80-155/2010 в арбитражном суде.

2.  Возвратить протокол об административном правонарушении и прилагаемые к нему документы Управлению Росздравнадзора по Чукотскому автономному округу.

3.  Настоящее определение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Шестой  апелляционный арбитражный суд (г. Хабаровск), в установленном законом порядке. 

Судья                                                                               С.Н. Приходько