ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А80-23/11 от 29.04.2011 АС Чукотского АО

35/2011-786(1)

Арбитражный суд Чукотского автономного округа

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о принятии обеспечительных мер

г. Анадырь

Дело № А80-23/2011

29 апреля 2011 года

Судья Арбитражного суда Чукотского автономного округа Прохоров Александр Анатольевич, единолично без извещения лиц, участвующих в деле, рассмотрев ходатайство открытого акционерного общества «Анадырский морской порт» о принятии обеспечительных мер,

У С Т А Н О В И Л:

открытое акционерное общество «Анадырский морской порт» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании акта инспекторской проверки судна № 83/10-ВП (пс) от 12.07.2010, акта проверки ОАО «Анадырьморпорт» № 83/10-ВП от 12.07.2010, предписания № 41/10 от 12.07.2010 недействительными.

Определением суда от 16.03.2011 судебное заседание назначено на 18.04.2011. В судебном заседании, по ходатайству общества, объявлен перерыв до 03.05.2011.

28.04.2011 от заявителя поступило ходатайство о применении обеспечительных мер, в котором он просит приостановить действие предписания № 41/10 от 12.07.2010 до рассмотрения спора о его действительности по делу № А80-23/2011.

Указанным предписанием обществу до получения специального разрешения (лицензии) запрещено осуществлять вид деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

В обоснование заявленного ходатайства заявитель ссылается на то, что судно б/к «Михаил Куркутский» - единственное судно в своем классе, которое осуществляет швартовку морских судов у причалов порта, а так же способно доставить лоцмана на судно в точку приема (снять с судна) в сложных ледовых условиях. Ни одно морское судно, прибывшее в порт Анадырь, не сможет самостоятельно ошвартоваться или отшвартоваться без помощи б/к «Михаил Куркутский» в силу гидрологических особенностей расположения причалов. Отсутствие буксира-кантовщика может привести к срыву морской навигации 2011 года.


Чтобы начать навигацию при действующем предписании № 41/10 от 12.07.2010 общество обязано получить лицензию на буксировку морским транспортом. В соответствии с п. 4 Положения о лицензировании деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006. № 490, лицензионными требованиями при осуществлении буксировок морским транспортом, среди прочих, являются наличие у соискателя лицензии морских судов, а так же укомплектование судов экипажем, имеющим дипломы и квалификационные свидетельства, предусмотренные положением о дипломировании членов экипажей морских судов.

Используемый обществом буксир-кантовщик «Михаил Куркутский», по мнению заявителя, не является морским судном. Для получения лицензии на буксировку морским транспортом судно должно пройти переклассификацию. Конструктивные особенности судна допускают возможность повышения его класса до уровня морского за счет усиления корпуса и других технических особенностей проведения докового ремонта. Материальные затраты на проведение переклассификации будут весьма значительными, поскольку охватывают следующие процедуры: перегон судна на судостроительный завод, ремонтные работы по усилению корпуса судна, оснащение судна аппаратурой в соответствии с морскими требованиями, услуги административных органов технического надзора и классификации судов, согласование производства вышеперечисленных работ, влекущих неотделимые улучшения арендуемого имущества, с собственником имущества. Данный процесс займет длительный период.

В ходатайстве заявитель ссылается на то, что укомплектование судна членами экипажа, имеющими дипломы и квалификационные свидетельства, предусмотренные положением о дипломировании членов экипажей морских судов, также является трудновыполнимой задачей для ОАО «Анадырьморпорт». В настоящее время судно укомплектовано членами экипажа, имеющими дипломы и квалификационные свидетельства, предусмотренные Положением о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания, утв. постановлением Правительства РФ от 31.05.2005 № 349, в соответствии с разрешенным районом плавания и классом судна. Для получения лицензии общество вынуждено будет сократить численность речного плавсостава и ввести в штатное расписание морской плавсостав. Прекращение трудовых отношений с работниками требует соблюдения определенной процедуры и материальных затрат – различных компенсационных выплат, предусмотренных трудовым законодательством (выходные пособия, сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства). Кроме того, заявитель указывает на то, что о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работники предупреждаются не менее чем за два месяца до увольнения и до июля 2011 г. ОАО «Анадырьморпорт» не вправе прекратить трудовые отношения с действующим экипажем. Набор нового экипажа еще более проблематичен, поскольку сопряжен с выездом работника в другую местность,


предоставлением жилья и других социальных гарантий. Работники, имеющие более высокий уровень квалификации (морские дипломы) в силу невысокого размера заработной платы отказываются работать в предлагаемых условиях. Кроме того, организовать рекрутинг экипажа с соблюдением всех формальных и практических особенностей трудоустройства в районах Крайнего Севера, за полтора месяца невозможно.

Наряду с этим, заявитель указывает на предполагаемое наличие убытков в размере более 31 млн. руб., связанных с затратами на содержание судна и экипажа и упущенной выгоды в связи с неиспользованием судна.

Кроме того, за неисполнение предписания общество может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 19.5, ч.1 ст.19.7 КоАП РФ, а в случае начала работы - по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ с наложением более крупного штрафа. Также, оспариваемое предписание может послужить основанием для привлечения руководителя предприятия к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ.

В обоснование ходатайства представлены: копии предписания № 41/10 от 12.07.2010, договора аренды буксира-кантовщика «Михаил Куркутский» 01/2008-к от 25.06.2008, а также выписка из оборотно- сальдовой ведомости за 2010 год по счету № 20, выписка из приказа от 26.05.2010 № 218/к «Штатное замещение».

Рассмотрев ходатайство, исследовав представленные документы, суд полагает ходатайство подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 3 ст. 199 АПК РФ по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Правила принятия обеспечительных мер арбитражным судом установлены главой 8 АПК РФ.

Ст. 90 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Согласно ч. 1 ст. 91 АПК РФ допускается принятие судом обеспечительных мер в виде запрещения ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора.

Обеспечительные меры должны соответствовать заявленным требованиям, то есть быть непосредственно связанными с предметом спора, соразмерными заявленному требованию, необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба.

Согласно разъяснениям, данным в п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 92 АПК РФ заявитель должен обосновать причины обращения с


требованием о применении обеспечительных мер. Кроме того, дано разъяснение о том, что обеспечительные меры являются ускоренным средством защиты, следовательно, для их применения не требуется представления доказательств в объеме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора. Обязательным является представление заявителем доказательств наличия оспоренного или нарушенного права, а также его нарушения.

Приведенные заявителем доводы суд полагает частично обоснованными, поскольку в случае непринятия обеспечительной меры возможно причинение значительного ущерба заявителю – материальные затраты на проведение переклассификации судна, компенсационные выплаты уволенному экипажу, затраты на рекрутинг нового экипажа, невозможность эксплуатации судна, при затратах на его содержание и арендную плату, при отсутствии доходов.

Доводы заявителя о предполагаемом ущербе в сумме более 31 млн.руб. необоснованны, поскольку документально не подтверждены. Кроме того, ссылка на возможное привлечение руководителя заявителя к уголовной ответственности несостоятельна, поскольку в соответствии со ст. 90 АПК РФ обеспечительные меры принимаются только в интересах заявителя, а не третьего лица.

Принятие обеспечительных мер направлено на уменьшение негативных последствий действия ненормативного правового акта и обеспечение защиты имущественных интересов заявителя. При этом баланс частных и публичных интересов не нарушается.

Руководствуясь ст.ст. 90, 91, 93, 184, 185, 199 АПК РФ, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

ходатайство ОАО «Анадырский морской порт» о принятии обеспечительных мер удовлетворить.

Приостановить действие предписания № 41/10 от 12.07.2010, запретив отделу надзора за мореплаванием в г.Анадырь Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта совершать любые действия, направленные на его исполнение, до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой арбитражный апелляционный суд. Подача жалобы на определение об обеспечении иска не приостанавливает исполнение этого определения.

Судья

А.А.Прохоров



2 А80-23/2011

3 А80-23/2011

4 А80-23/2011