ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А81-3493/08 от 08.04.2009 АС Ямало-Ненецкого АО


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

629008, г. Салехард, ул. Чубынина 37-а

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта

г. Салехард                                                                                                 Дело № А81-3493/2008

Судья Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа  Соколов С.В., рассмотрев в судебном заседании заявление Федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу» о предоставлении рассрочки исполнения решения Арбитражного суда ЯНАО от 22 октября  2008 года по делу № А81-3493/2008 о взыскании с ФБУ «Исправительная колония № 8 УФСИН по ЯНАО» в пользуООО «Максим»денежных средств в размере 5 695 451 рубля 44 копеек,

при участии:

от должника (заявитель) – ФИО1, начальник ФБУ «ИК-8 УФСИН по ЯНАО», по приказу от 17.04.2008 г. № 90л/с; ФИО2, старший юрисконсульт по доверенности от 18.06.2008 г. № 2; ФИО3, старший юрисконсульт организационно-аналитической группы ФБУ ИК-18 по доверенности от УФСИН России по ЯНАО от 17.02.2009 № 81/3/1-981.

от взыскателя – ФИО4, директор ООО «Максим»;

от Управления Федерального казначейства по ЯНАО – ФИО5, по доверенности от 06.03.2009 г.,  

УСТАНОВИЛ:

Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ямало-Ненецкому автономному округу» (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения решения от 22 октября  2008 года по делу № А81-3493/2008 сроком на пять лет путем выплаты ежеквартальных платежей в размере 282 131, 57 рублей начиная со второго квартала 2009 года в соответствии с представленным графиком.

 В соответствии с указанным решением с заявителя подлежит взысканию в пользу ООО «Максим»5 442 273, 24 рублей  задолженности и 38 711, 37 рублей расходов по уплате госпошлины, всего в общей сумме 5 480 984 рублей 61 копейки. Взыскателю выдан исполнительный лист, который направлен для исполнения в орган федерального казначейства по месту открытия должнику лицевого счета.

На момент обращения с настоящим заявлением задолженность Учреждения по указанному исполнительному листу составляет 5 360 500 рублей.

Взыскатель с заявленным требованием не согласился, свои возражения изложил в отзыве на заявление, считает, что должник просит о рассрочке исполнения судебного акта до 2014 года, не считаясь с интересами ООО «Максим».

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования, указав, что приостановление операций по лицевым счетам привело не только к невозможности погашения задолженности перед ООО «Максим», но и к прекращению выплаты налоговой задолженности, денежного довольствия и заработной платы сотрудникам Учреждения и осужденным, невозможности приобретения продуктов питания, обеспечения Учреждения коммунальными услугами и ведет к полной остановке жизнедеятельности Учреждения. Дополнительно представили письмо УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу от 12.03.09 № 81/1-1527, направленное в адрес Федеральной службы исполнения наказания России с просьбой рассмотреть вопрос о возможности выделения (перераспределения) денежных средств и письмо Отделения по г. Лабытнанги УФК по Ямало-Ненецкому автономному округу от 07.04.2009 № 02-03 60/235 об отсутствии остатка денежных средств на лицевом счете по разделу 3 «Операции по приносящей доход деятельности» по состоянию на 07.04.2009 г. и заявили о рассмотрении вопроса о предоставлении рассрочки сроком на три года, начиная с 01 мая 2009 года с погашением долга в размере 1 786 000 рублей ежегодно вплоть до 01 мая 2012 года или предоставления отсрочки исполнения решения до разрешения вопроса о выделении дополнительных денежных средств на основании запроса от 12.02.2009 года.

Представитель взыскателя с предъявленными требованиями о предоставлении рассрочки или отсрочки исполнения решения арбитражного суда не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на иск, считает, что при отсутствии у Учреждения денежных средств, достаточных для погашения долга, субсидиарную ответственность по его обязательствам должен нести собственник соответствующего имущества.    

Рассмотрев материалы дела, изучив представленные доказательства, заслушав лиц, прибывших в судебное заседание, суд находит заявление должника подлежащим удовлетворению в части предоставления отсрочки по исполнению судебного акта по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 242.3. Бюджетного кодекса Российской Федерации при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства. (п. 5. ст. 242.3. Бюджетного кодекса РФ).

Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган Федерального казначейства документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ. (абз. 2 п. 8 ст. 242.3. БК РФ).

Согласно части 1 статьи  324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

В качестве таких обстоятельств, должник указывает не перечисление дополнительных средств федерального бюджета на погашение кредиторской задолженности Учреждения и отсутствие полномочий распоряжаться денежными средствами федерального бюджета, поскольку Учреждение является их получателем, распорядителем Управление Федеральной службы исполнения наказания России по Ямало-Ненецкому автономному округу, а главным распорядителем – Федеральная служба исполнения наказания России.

27 января 2009 года Учреждение на основании требования пункта 5 статьи 242.3. Бюджетного кодекса РФ обратилось в УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу с просьбой рассмотреть вопрос о необходимости выделения дополнительных объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа.

 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу письмом от 12.03.2009 г. № 81/1-1527 обратился с аналогичной просьбой в Федеральную службу исполнения наказания России.

В настоящее время вопрос о выделении дополнительных средств федерального бюджета на погашение кредиторской задолженности не решен ФСИН России и находится на рассмотрении.

Следовательно, Учреждение, руководствуясь правилами, установленными статьей 242.3. Бюджетного кодекса Российской Федерации, предоставило в орган федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности, направил запрос-требование о необходимости выделения дополнительных лимитов и объемов финансирования расходов, т.е. предпринял все возможные меры по исполнению требований исполнительного документа.

Вместе с тем, как указывается заявителем, на внебюджетный расчетный счет поступают денежные средства, из которых производится уплата налогов, перечисляется на лицевые счета осужденных их заработная плата. Оставшиеся денежные средства используются для погашения налоговой задолженности и задолженности перед ООО «Максим».    Основная   доля   всех   заказов   приходится   на   изготовление продукции для нужд Министерств обороны и внутренних дел. Данный вид продукции изготавливается из всей территории бывшего СССР, только в учреждениях ИК-3 и ИК-8 УФСИН России по ЯНАО. Учреждение ежегодно заключает договор (контракт) на изготовление этой продукции. С каждого договора учреждение имеет прибыль в среднем 4%. В связи приостановлением операции по расходованию средств, учреждение не сможет производить выплату заработной платы осужденным и соответственно, вынуждено будет прекратить дальнейшее исполнение обязательств по этому договору, что автоматически влечет за собой невозможность получения денежных средств для погашения кредиторской задолженности и перед ООО «Максим».

Учреждение само обеспечивает себя тепло и электроэнергией, выпекает хлеб, изготавливает макаронные изделия для питания осужденных. На внебюджетный расчетный счет поступали денежные средства за услуги по выработке теплоэнергии. После уплаты налогов, перечисления заработной платы осужденным, занятым на данном виде производства, денежные средства направлялись на приобретение ГСМ, угля необходимых для жизнеобеспечения учреждения. Оставшиеся накопления также использовались для погашения налоговой задолженности и задолженности перед ООО «Максим». В связи с прекращением движений денежных средств по лицевому счету, учреждение вынуждено было перевести котельную полностью на бюджет, что исключило возможность получения денежных средств за услуги по выработке теплоэнергии.

Поскольку обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного
денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных в соответствии с
уголовно-исполнительным законодательством возлагается на Учреждение, освобождаемые
осужденные не смогут покинуть территорию города Лабытнанги.

Невозможность оплаты транспортных услуг (ж/д расходы по доставке грузов), вследствие чего учреждение не сможет получать ж/д вагоны и контейнера с продуктами питания, вещевым имуществом, предметами первой необходимости, углем, а также сырья для трудоустройства осужденных.

Криминогенная обстановка в учреждении напряженная и требует постоянного оперативного реагирования, а приостановление движений по лицевому счету неминуемо приведет к недовольству среди осужденных и сокращению рабочих мест, а следовательно увольнению с работы осужденных, трудоустроенных на внебюджетных участках.

При таких обстоятельствах, с целью необходимости получения дополнительных финансовых средств для погашения образовавшейся задолженности, суд считает возможным предоставить заявителю отсрочку по исполнению судебного акта сроком на шесть месяцев до 08 октября 2009 года.

            Руководствуясь статьями 184-188, 324 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Предоставить Федеральному бюджетному учреждению «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по ЯНАО» отсрочку исполнения решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 октября 2008 года по делу № А81-3493/2008 о взыскании с ФБУ «Исправительная колония № 8 УФСИН по ЯНАО» в пользуООО «Максим»денежных средств в размере 5 480 984 рублей 61 копейкисроком на шесть месяцев, до 08 октября 2009 года.

2. Определение может быть обжаловано в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья  арбитражного суда ЯНАО                                                                        С.В. Соколов