ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А81-3738/16 от 04.02.2022 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о принятии обеспечительных мер

г. Салехард

Дело № А81-3738/2016

Судья Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа Н.В. Матвеева, ознакомившись с заявлением некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа» (ИНН: 8901024241, ОГРН: 1108900000538, адрес (место нахождения): 629004, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, ул. Мира, дом 2А, дата регистрации: 26.07.2010)  о принятии обеспечительных мер, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью «Стройсистема» (ОГРН 1077203011610 ИНН 7202159491),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Фейко-Тюмень» обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) общества с ограниченной ответственностью «Стройсистема» (далее - должник).

Определением Арбитражного суда Тюменской области от 20.04.2016 заявление ООО «Фейко-Тюмень» о признании ООО «Стройсистема» несостоятельным (банкротом) принято к производству и возбуждено производство по делу.

Определением Арбитражного суда Тюменской области от 16.05.2016 заявление ООО «Фейко-Тюмень» признано обоснованным, в отношении ООО «Стройсистема» введена процедура наблюдения. Временным управляющим должника утвержден Лиханов Алексей Юрьевич (ИНН 8721601335291, адрес для корреспонденции: 625007, г. Тюмень, ул. В. Гнаровского, д. 6, корп. 2, кв. 15).

Соответствующее объявление опубликовано в газете «Коммерсантъ» 28.05.2016.

Определением Арбитражного суда Тюменской области от 15.06.2016 удовлетворено ходатайство Службы государственного строительного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа о передаче дела о банкротстве застройщика ООО «Стройсистема» по подсудности в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа, то есть на рассмотрение по месту нахождения объектов долевого строительства. При банкротстве ООО «Стройсистема» определено применить правила параграфа 7 главы 9 «Банкротство застройщиков» ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

12.07.2016 в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа поступили материалы дела № А70-4947/2016. Указанному делу присвоен новый номер А81-3738/2016.

Определением суда от 26.01.2017 в отношении ООО «Стройсистема» введена процедура внешнего управления сроком на 18 месяцев, т.е. до 26.07.2018. Внешним управляющим ООО «Стройсистема» утвержден Лиханов Алексей Юрьевич (ИНН 721601335291, адрес для корреспонденции: 625007, г. Тюмень, ул. В. Гнаровского, д. 6, корп. 2, кв. 15), член Ассоциация арбитражных управляющих «Гарантия».

Соответствующее объявление опубликовано в газете «Коммерсантъ» 11.02.2017.

Решением суда от 30.10.2017 процедуру внешнего управления в отношении ООО «Стройсистема» прекращена, ООО «Стройсистема» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыта процедура конкурсного производства сроком на шесть месяцев.

Соответствующее объявление опубликовано в газете «Коммерсантъ» 11.11.2017.

Определением суда от 30.11.2017 конкурсным управляющим ООО «Стройсистема» утвержден Лиханов Алексей Юрьевич (ИНН 721601335291, адрес для корреспонденции: 625007, г. Тюмень, ул. В. Гнаровского, д. 6, корп. 2, кв. 15), член Ассоциация арбитражных управляющих «Гарантия».

Срок конкурсного производства неоднократно продлевался судом.

Определением суда от 29.10.2021 срок конкурсного производства в отношении должника продлен на шесть месяцев, то есть до 30.04.2022.

Судебное заседание по рассмотрению отчета конкурсного управляющего по результатам процедуры конкурсного производства назначено на 22.04.2022.

Некоммерческая организация «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа» направила 03.04.2022 в арбитражный суд заявление о принятии обеспечительных мер, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью «Стройсистема», согласно которому просит суд: принять обеспечительные меры, в виде обязания конкурсного управляющего ООО «Стройсистема» Лиханова Алексея Юрьевича приостановить реализацию объектов, посредством публичного предложения, путем поэтапного снижения цены до получения НО «ФЖС ЯНАО» результатов заключения технического состояния объектов.

Как следует из заявления, некоммерческая организация «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее - Фонд) является конкурсным кредитором должника, в том числе с требованиями о передаче жилых помещений в строящихся многоквартирных жилых домах в г. Новый Уренгой.

Конкурсным управляющим ООО «Стройсистема» подготовлено заключение от 15.08.2020 о возможности передачи Фонду объектов незавершенного строительства (далее   -   заключение   ООО    «Стройсистема»),   согласно   которому   предложено ходатайствовать перед Арбитражным судом ЯНАО о погашении требований участника строительства путем передачи жилищно-строительному кооперативу (далее - ЖСК) прав застройщика на объекты незавершенного строительства и земельные участки в отношении нижеследующих объектов:

1)   Объект незавершенного строительства «Многоквартирный жилой дом в проектируемой жилой застройке по ул. Тундровая в г. Новый Уренгой ЯНАО. Односекционный 6-ти этажный жилой дом №1», кад. № 89:11:020209:1349, расположенный на земельном участке с кад. № 89:11:020209:125, адрес: ЯНАО, г. Новый Уренгой, планировочный микрорайон 01:09;

2)   Объект незавершенного строительства «Многоквартирный жилой дом в проектируемой жилой застройке по ул. Тундровая в г. Новый Уренгой ЯНАО. Односекционный 9-ти этажный с офисными помещениями жилой дом №2», кад. №89:11:020209:1353, расположенный на земельном участке с кад. № 89:11:020209:126, адрес: ЯНАО, г. Новый Уренгой, планировочный микрорайон 01:09;

3)  Объект незавершенного строительства «Многоквартирные жилые дома № 3 и №4 в проектируемой жилой застройке по ул. Тундровая в г. Новый Уренгой ЯНАО. Односекционный 6-ти этажный жилой дом №3. II этап строительства», кад. №89:11:020209:1354, расположенный на земельном участке с кад. № 89:11:020209:128, адрес: ЯНАО, г. Новый Уренгой, планировочный микрорайон 01:09;

4)   Объект незавершенного строительства «Многоквартирный жилой дом в проектируемой жилой застройке по ул. Тундровая в г. Новый Уренгой ЯНАО. Двухсекционный жилой дом №5», кад. №89:11:020209:1352, расположенный на земельном участке с кад. № 89:11:020209:121, адрес: ЯНАО, г. Новый Уренгой, планировочный микрорайон 01:09;

5)  Объект незавершенного строительства «Многоквартирные жилые дома № 6 и № 7 в проектируемой жилой застройке по ул. Тундровая, в г. Новый Уренгой, ЯНАО», двухсекционный 6-ти этажный жилой дом № 6, кад. № 89:11:020209:1351, расположенный по адресу: г. Новый Уренгой, планировочный микрорайон 01:09 на земельном участке с кад. № 89:11:020209:1648;

6) Объект незавершенного строительства «Многоквартирный жилой дом в мкр. Оптимистов (мкр. 01:06) г. Новый Уренгой, ЯНАО», кад. №89:11:020201:2349, расположенный на земельных участках с кад. №№ 89:11:020201:1912, 89:11:020201:1923, адрес: ЯНАО, г. Новый Уренгой, мкр. Оптимистов (мкр. 01:06) далее - именуемые совместно объекты, объекты незавершенного строительства)

В отношении каждого из этих объектов Фонд является единственным участником строительства, требования которого определением Арбитражного суда ЯНАО от 08.11.2016 включены в реестр требований передачи жилых помещений ООО «Стройсистема».

В целях передачи объектов ЖСК конкурсным управляющим инициировано проведение собрания участников строительства ООО «Стройсистема» в форме заочного голосования, подведение итогов которого было назначено на 31.08.2020.

27.08.2020 Фонд обратился в Арбитражный суд ЯНАО с ходатайством о принятии обеспечительных мер в виде обязания конкурсного управляющего ООО «Стройсистема» приостановить подведение итогов голосования собрания участников строительства до принятия Советом Фонда решения по вопросу о возможности передачи прав застройщика на объекты незавершенного строительства и земельные участки созданному участником строительства ЖСК в соответствии с Уставом Фонда.

Определением Арбитражного суда ЯНАО от 31.08.2020 ходатайство Фонда удовлетворено.

04.06.2021 высшим коллегиальным органом Фонда принято решение не создавать ЖСК с целью завершения строительства объектов незавершенного строительства, поскольку создание ЖСК с одним участником строительства, в частности с Фондом, законодательством РФ не предусмотрено. Кроме того, в состав ЖСК также должны входить и физические лица, которые в настоящее время участниками строительства не являются. В связи с этим Совет Фонда не смог принять положительного решения.

Определением Арбитражного суда ЯНАО от 01.07.2021 суд определил отменить обеспечительные меры в виде обязания конкурсного управляющего ООО «Стройсистема» приостановить подведение итогов голосования собрания участников строительства до принятия в соответствии с Уставом Фонда Советом Фонда решения по вопросу о возможности передачи прав застройщика в отношении объектов в г. Новый Уренгой.

19.08.2021 Фондом как залоговым кредитором в соответствии с Законом о банкротстве утвержден Порядок проведения открытых торгов в форме аукциона по продаже объектов в г. Новый Уренгой, являющихся предметом залога, по требованиям участника строительства Фонда (далее - порядок реализации).

05.10.2021 в Реестре банкротов было опубликовано сообщение о признании торгов несостоявшимися в связи с отсутствием заявок.

Объекты незавершенного строительства реализовывались на повторных торгах (начало приема заявок - 11.10.2021, окончание приема заявок - 16.11.2021). Между тем имущество не было реализовано на повторных торгах.

19.11.2021 конкурсный управляющий предложил оставить имущество Фонду по цене, установленной порядком реализации. На что 24.11.2021 Фондом в адрес конкурсного управляющего направлено письмо о предоставлении информации о их состоянии и техническом обследовании объектов на текущий момент, в случае ее отсутствия, принятии необходимых мер по их техническому обследованию.

В ответ на письмо конкурсный управляющий ООО «Стройситема» сообщил, что не имеет финансовой возможности осуществить запрошенные технические обследования. При этом предложил самостоятельно провести техническое обследование.

Кроме того, по итогам выездного совещания по вопросам социально-экономического развития города Новый Уренгой и встречи с населением города под председательством Губернатора ЯНАО принято решение разработать план мероприятий по завершению строительства либо демонтажу объектов незавершенного строительства с приложением финансового обоснования (подпункт 1.1.3 протокола от 12.08.2021 № 73).

В целях исполнения указанного решения Фондом в адрес Администрации г. Новый Уренгой направлен запрос от 07.09.2021 № 89-0452-01-07/8511 о предоставлении информации, а именно: плана мероприятий, оценки экономической целесообразности, а также технической возможности (невозможности) достройки объектов. На что 15.09.2021 за исх. № 89-179/02-07/1651 получен ответ, в котором Администрация г. Новый Уренгой сообщает, что для объектов, независимо от принятого решения по демонтажу либо дальнейшему строительству, потребуется проведение обследования их технического состояния специализированной организацией с определением фактического состояния несущих конструкций, в том числе несущей способности фундаментов и оснований.

Таким образом, без проведения технического обследования принятие решения о завершении/невозможности завершения строительства объектов не представляется возможным.

Фондом 06.12.2021 в адрес конкурсного управляющего ООО «Стройсистема» направлено письмо о возможности продления сроков принятия решения Фондом об оставлении объектов за собой в связи с необходимостью технического обследования объектов в целях оценки возможности (невозможности) завершения их строительства. В продлении указанных сроков конкурсный управляющий отказал по причине отсутствия финансовой возможности, а также сообщил, что затягивание сроков принятия решения Фондом увеличивает расходы на содержание объектов.

По результатам заседания Совета Фонда от 16.12.2021 № 77 признано нецелесообразным оставление НО «ФЖС ЯНАО» объектов незавершенного строительства, принадлежащих ООО «Стройсистема», до получения результатов обследования технического состояния объектов незавершенного строительства.

Также, Советом Фонда принято решение о необходимости проведения обследования   технического   состояния   указанных   объектов   незавершенного строительства для дальнейшего принятия решения о возможности/невозможности завершения их строительства.

В Фонд поступили коммерческие предложения на проведение технического обследования и выдачу экспертного заключения по объектам:

1.  ООО «КонцептПроект» (ИНН 5504222474, 644033, г. Омск, ул. Красный Путь, д. 135, кор. 1, оф. 96). Стоимость выполнения работ: 15 678 000,00 руб., срок выполнения 80 рабочих дней.

2. ООО «Стройизыскания» (ИНН 5501189162, 644050, г. Омск, ул. Химиков, д. 38,кв./оф. 31) Стоимость выполнения работ: 16 374 500,00 руб., срок выполнения 80 рабочих дней.

3.  ООО «Газовик -2007» (ИНН 5501204396, 644050, г. Омск, ул. 3-я Заозерная, Д. 9). Стоимость выполнения работ: 18 050 000,00 руб., срок выполнения 80 рабочих дней.

Срок завершения работ ориентировочно составляет начала июня 2022 года.

При этом в настоящее время имущество реализуется посредством публичного предложения путем поэтапного снижения цены: 10 этапов, срок каждого этапа 5 календарных дней. Дата начала приема заявок 27.12.2021, дата окончания приема заявок 14.02.2022.

При этом при реализации мероприятий по проведению технического обследования существует риск приобретения указанных объектов любым заинтересованным приобретателем.

По состоянию на текущую дату Фондом профинансировано по договорам участия в долевом строительстве, заключенным с ООО «Стройсистема», 689 019 982,06 руб.

Соответственно, в случае приобретения иным лицом Фонд как единственный участник строительства понесет убытки в размере уплаченных денежных средств по договорам участия в долевом строительстве, за исключением денежных средств вырученных при реализации имущества (в случае приобретения участником торгов на последнем шаге сумма средств, полагающаяся Фонду, составляет 22 651 249,37 руб.). При этом также существует вероятность признания торгов не состоявшимися. В указанном случае объекты незавершенного строительства в соответствии с Законом о банкротстве перейдут в собственность Администрации г. Новый Уренгой.

Заявление мотивировано тем, что непринятие мер по обеспечению указанного имущества, может привести к тому, что права на это имущество перейдут к третьим лицам, в том числе к добросовестным приобретателям, что впоследствии затруднит вплоть до полной невозможности возврат имущества.

Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в заявлении, суд считает возможным принять заявленные обеспечительные меры.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Правом заявить ходатайство о принятии обеспечительных мер на основании п. 1 ст. 46 Закона о банкротстве наделены заявитель по делу о банкротстве и лица, участвующие в деле.

Согласно пункту 1 статьи 46 Закона о банкротстве, арбитражный суд по ходатайству заявителя или по ходатайству иного лица, участвующего в деле о банкротстве, вправе принять обеспечительные меры в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные, временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя.

Согласно части 2 указанной статьи обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. Обеспечительные меры должны быть соразмерны заявленному требованию в соответствии с частью 2 статьи 91 АПК РФ, то есть быть связанными с предметом спора, необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 91 АПК РФ, запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, являются обеспечительными мерами.

В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» (далее - Постановление № 55) при применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: 1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта 2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Затруднительный характер исполнения судебного акта либо невозможность его исполнения могут быть связаны с отсутствием имущества у ответчика, действиями, предпринимаемыми для уменьшения объёма имущества.

В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.

Учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ.

Пункт 10 вышеуказанного Постановления № 55 устанавливает, что обеспечительные меры являются ускоренным способом защиты, поэтому для их применения не требуется представления доказательств в объёме, необходимом для обоснования требований и возражений стороны по существу спора.

При оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду: разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.

Согласно пункту 4 статьи 20.3. Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.

Институт обеспечительных мер направлен на достижение эффективной судебной защиты прав и законных интересов заявителя в случаях, когда существует вероятность неисполнения будущего судебного акта.

Рассмотрев представленные документы, поскольку истребуемая обеспечительная мера направлена на предотвращение его отчуждения, не противоречит действующему законодательству и не нарушает баланс интересов заинтересованных сторон, суд пришел к выводу об обоснованности и правомерности заявления о принятии обеспечительных мер в виде обязания конкурсного управляющего ООО «Стройсистема» Лиханова Алексея Юрьевича приостановить реализацию объектов посредством публичного предложения, путем поэтапного снижения цены до получения НО «ФЖС ЯНАО» результатов заключения технического состояния объектов.

Суд считает необходимым разъяснить.

Согласно пункту 22 названного Постановления ответчик, иные лица, участвующие в деле, а также лица, чьи права и интересы нарушены в результате применения обеспечительных мер (статья 42 Кодекса), после получения определения арбитражного суда о применении обеспечительных мер вправе обратиться с ходатайством об их отмене в суд, их применивший, в порядке, предусмотренном статьей 97 Кодекса, представив объяснения по существу примененных мер, на основании которых суд повторно проверяет наличие оснований, установленных частью 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и оценивает отношения на соответствие критериям, указанным в пункте 10 настоящего Постановления.

Руководствуясь статьями 90 - 93, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

определил:

Заявление некоммерческой организации «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа» (ИНН: 8901024241, ОГРН: 1108900000538, адрес (место нахождения): 629004, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, ул. Мира, дом 2А, дата регистрации: 26.07.2010)  о принятии обеспечительных мер, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью «Стройсистема» (ОГРН 1077203011610 ИНН 7202159491) - удовлетворить.

Обязать конкурсного управляющего ООО «Стройсистема» Лиханова Алексея Юрьевича приостановить реализацию объектов:

1)   Объект незавершенного строительства «Многоквартирный жилой дом в проектируемой жилой застройке по ул. Тундровая в г. Новый Уренгой ЯНАО. Односекционный 6-ти этажный жилой дом №1», кад. № 89:11:020209:1349, расположенный на земельном участке с кад. № 89:11:020209:125, адрес: ЯНАО, г. Новый Уренгой, планировочный микрорайон 01:09;

2)   Объект незавершенного строительства «Многоквартирный жилой дом в проектируемой жилой застройке по ул. Тундровая в г. Новый Уренгой ЯНАО. Односекционный 9-ти этажный с офисными помещениями жилой дом №2», кад. №89:11:020209:1353, расположенный на земельном участке с кад. № 89:11:020209:126, адрес: ЯНАО, г. Новый Уренгой, планировочный микрорайон 01:09;

3)  Объект незавершенного строительства «Многоквартирные жилые дома № 3 и №4 в проектируемой жилой застройке по ул. Тундровая в г. Новый Уренгой ЯНАО. Односекционный 6-ти этажный жилой дом №3. II этап строительства», кад. №89:11:020209:1354, расположенный на земельном участке с кад. № 89:11:020209:128, адрес: ЯНАО, г. Новый Уренгой, планировочный микрорайон 01:09;

4)   Объект незавершенного строительства «Многоквартирный жилой дом в проектируемой жилой застройке по ул. Тундровая в г. Новый Уренгой ЯНАО. Двухсекционный жилой дом №5», кад. №89:11:020209:1352, расположенный на земельном участке с кад. № 89:11:020209:121, адрес: ЯНАО, г. Новый Уренгой, планировочный микрорайон 01:09;

5)  Объект незавершенного строительства «Многоквартирные жилые дома № 6 и № 7 в проектируемой жилой застройке по ул. Тундровая, в г. Новый Уренгой, ЯНАО», двухсекционный 6-ти этажный жилой дом № 6, кад. № 89:11:020209:1351, расположенный по адресу: г. Новый Уренгой, планировочный микрорайон 01:09 на земельном участке с кад. № 89:11:020209:1648;

6) Объект незавершенного строительства «Многоквартирный жилой дом в мкр. Оптимистов (мкр. 01:06) г. Новый Уренгой, ЯНАО», кад. №89:11:020201:2349, расположенный на земельных участках с кад. №№ 89:11:020201:1912, 89:11:020201:1923, адрес: ЯНАО, г. Новый Уренгой, мкр. Оптимистов (мкр. 01:06) далее - именуемые совместно объекты, объекты незавершенного строительства), посредством публичного предложения путем поэтапного снижения цены, до получения некоммерческой организацией «Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа» результатов заключения технического состояния объектов.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи соответствующей жалобы через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Судья                                                                                                  Н.В. Матвеева