ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А81-5995/2017 от 10.04.2018 АС Ямало-Ненецкого АО

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,

www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе во введении наблюдения и

оставлении заявления без рассмотрения

г. Салехард

Дело № А81-5995/2017

17 апреля 2018 года

Резолютивная часть определения объявлена в судебном заседании 10 апреля 2018 года.

Полный текст определения изготовлен 17 апреля 2018 года.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Матвеевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пичуговой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ямалнефть» (ОГРН 1138903000026 ИНН 8903032784, адрес: 625008, г. Тюмень, ул. Чекистов, д. 36, кв. 205) о признании муниципального унитарного предприятия «Уренгойское городское хозяйство» муниципального образования г. Новый Уренгой (ОГРН 1058900653041 ИНН 8904047014, адрес: 629329, г. Новый Уренгой, мкр. Оптимистов, д. 10, корп. 1) несостоятельным (банкротом),

при участии в судебном заседании:

от должника – Хажиханова З.А. по доверенности от 29.12.2017 № 62/17,

представители иных сторон участия в судебном заседании не принимали,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «АСКОН» обратилось 15.08.2017 в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании муниципального унитарного предприятия «Уренгойское городское хозяйство» муниципального образования г. Новый Уренгой несостоятельным (банкротом).

Определением суда от 18.08.2017 заявление ООО «АСКОН» о признании должника банкротом принято к производству.

Определением суда от 28.09.2017 заявление ООО «АСКОН» о признании несостоятельным (банкротом) МУП «Уренгойское городское хозяйство» МО г. Новый Уренгой оставлено без рассмотрения.

Общество с ограниченной ответственностью Корпорация «Роснефтегаз» обратилось 12.09.2017 в арбитражный суд с заявлением о признании МУП «Уренгойское городское хозяйство» МО г. Новый Уренгой несостоятельным (банкротом).

Определением суда от 13.09.2017 заявление ООО Корпорация «Роснефтегаз» о признании должника банкротом принято к производству, как заявление о вступлении в дело о банкротстве.

Определением суда от 17.10.2017 произведена замена общества с ограниченной ответственностью Корпорация «Роснефтегаз» на его правопреемника –общество с ограниченной ответственностью «Ямалнефть».

От ООО «Ямалнефть» поступило уточненное заявление, в соответствии с которым просит суд установить требования заявителя к должнику в размере 13 044 102,53 руб., из которых 12 070 105,53 руб. – основной долг, 973 997,00 руб. – проценты.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечил.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) неявка в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц не препятствует рассмотрению заявления.

В судебном заседании объявлялись перерывы с 27.03.2018 до 09 час. 15 мин. 03.04.2018, с 03.04.2018 до 14 час. 00 мин. 10.04.2018.

После перерыва 03.04.2018 от заявителя поступило уточненное заявление, в соответствии с которым просит суд признать МУП «УГХ» МО г. Новый Уренгой несостоятельным (банкротом), ввести в отношении должника процедуру наблюдения, включить в реестр требований кредиторов должника задолженность в размере 12 944 102,53 руб., из которых 11 970 105,53 руб. – основной долг, 973 997 руб. – проценты.

От заявителя также поступили письменные пояснения по делу.

На основании статьи 49 АПК РФ суд принял к производству уточненное заявление.

Представитель должника в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении заявления ООО «Ямалнефть» по доводам, изложенным в отзыве.

Заслушав представителя должника, рассмотрев заявление, отзывы, возражения на отзывы, оценив доводы сторон, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд считает, что ходатайство должника подлежит удовлетворению частично.

Как следует из заявления и представленных документов, 01.01.2013 между ООО Корпорация «Роснефтегаз» и МУП «Уренгойское городское хозяйство» МО г. Новый Уренгой был заключен договор № АЗС 02901/13 на отпуск с АЗС нефтепродуктов через систему безналичных взаиморасчётов отпуска по смарт-картам или заправочным листам (ведомостям) с АЗС, приобретённым у поставщика (кредитора).

В соответствии с п.п. 2.1, 2.2 договора Кредитор принял на себя обязательство отпускать Должнику (потребитель) нефтепродукты согласно предварительно согласованному сторонами перечню АЗС по форме, указанной в Приложении № 1.

Пунктом 3.1 договора предусмотрено, что Должник оплачивает нефтепродукты, товары и услуги, предоставляемые Кредитором, по 30% предварительной оплате. Размер предоплаты определяется Должником самостоятельно из расчёта единиц заправочной техники. Отпуск нефтепродуктов осуществляется с АЗС после поступления денег на расчётный счёт не позднее 1 рабочего дня (пункт 3.2 договора).

В п. 3.4 договора установлено, что расчёт за полученные ответчиком нефтепродукты ведётся по ценам, действующим на момент реализации и объявленных на информационном табло АЗС (прейскуранте).

Согласно п. 5.1 договора он вступает в силу с момента подписания и действует по 31.12.2013, а по части платежей и расчётов – до полного их исполнения.

Договор автоматически продлевается на следующий год, если стороны не имеют друг к другу претензий (пункт 5.4 договора).

По вышеуказанному договору у Должника образовалась задолженность перед Кредитором, в том числе по накладным № 20 от 10.01.2014, № 103 от 20.01.2014, № 412 от 31.01.2014, № 528 от 10.02.2014, № 601 от 20.02.2014, № 941 от 28.02.2014, № 1068 от 10.03.2014, № 1165 от 20.03.2014, № 1250 от 31.03.2014, № 1695 от 10.04.2014, № 1811 от 20.04.2014, № 2170 от 30.04.2014, № 2297 от 10.05.2014, , № 2344 от 20.05.2014, № 2421 от 31.05.2014, № 2801 от 10.06.2014, № 2940 от 20.06.2014, № 3354 от 30.06.2014, № 3566 от 10.07.2014, № 3611 от 20.07.2014, № 3719 от 31.07.2014, № 4132 от 10.08.2014, № 4260 от 20.08.2014, № 4485 от 31.08.2014, № 4925 от 30.09.2014, № 5485 от 31.10.2014, № 6201 от 30.11.2014, № 6406 от 10.12.2014, № 6580 от 31.12.2014, № 41 от 31.01.2015, № 520 от 28.02.2015, № 957 от 31.03.2015, № 1433 от 30.04.2015, № 1942 от 31.05.2015, № 2125 от 30.06.2015, № 2870 от 31.07.2015, № 3275 от 31.08.2015, № 3978 от 30.09.2015, № 4510 от 31.10.2015.

Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения Кредитора в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании задолженности.

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.04.2016 по делу №А81-6565/2015 с МУП «Уренгойское городское хозяйство» МО г. Новый Уренгой в пользу ООО Корпорация «Роснефтегаз» постановлено взыскать 16 001 392 руб. 94 коп., в том числе, основной долг – 15 456 347 руб. 67 коп., неустойка – 442 551 руб. 27 коп., расходы по уплате государственной пошлины – 102 494 руб.

Указанный судебный акт вступил в законную силу 28.05.2016.

20.06.2017 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа взыскателю выдан исполнительный лист серии ФС № 013615651 на принудительное исполнение указанного судебного акта.

Вместе с тем до настоящего времени денежное обязательство Должника перед Кредитором не исполнено, задолженность в полном объеме не погашена.

От ООО Корпорация «Роснефтегаз» в арбитражный суд 11.10.2017 поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве, в соответствии с которым просит суд произвести замену заявителя (кредитора) с ООО Корпорация «Роснефтегаз» на правопреемника - общество с ограниченной ответственностью «Ямалнефть» (ОГРН 1138903000026 ИНН 8903032784, адрес: 625008, г. Тюмень, ул. Чекистов, д. 36, кв. 205).

Ходатайство было мотивировано тем, что 25.09.2017 между ООО Корпорация «Роснефтегаз» и ООО «Ямалнефть» был заключен договор цессии (уступки права требования). В соответствии с условиями указанного договора на дату заключения договора цессии размер денежных обязательств должника перед Цедентом составляла 16 571 527 руб. 40 коп.

Определением суда от 17.10.2017 произведена замена общества с ограниченной ответственностью Корпорация «Роснефтегаз» на его правопреемника – общество с ограниченной ответственностью «Ямалнефть».

Как следует из отзыва должника и подтверждено материалами дела.

Согласно п. 2.2.1 Устава к основным видам деятельности МУП УГХ относятся услуги по санитарному содержанию города Новый Уренгой, а именно услуги по сбору бытовых отходов.

Согласно свидетельству о государственной регистрации №72НЛ165822 Полигон по захоронению твердых бытовых отходов (ТБО) находиться в хозяйственном ведении МУП УГХ.

Также МУП УГХ выдана лицензия 89№00183 от 26.07. 2016 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Согласно открытым данным с официального сайта ЯНАО ГРОРО, e-ecolog.ru (на котором размещен перечень всех объектов, на которых на законных основаниях можно хранить отходы) - Государственный реестр объектов размещения отходов, МУП УГХ является единственной организацией на территории города Новый Уренгой, имеющее объект: Полигон по захоронению ТБО г. Новый Уренгой (номер регистрации 89-00042-3-00592-250914).

Между МУП УГХ и Департаментом имущественных отношений администрации города Новый Уренгой заключен договор аренды земельного участка №НУ-27-17 от 3.10.2017, срок действия договора аренды - до 2066 года.

Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа МУП УГХ установлены тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, предоставляемые на территории районов Лимбяяха и Коротчаево муниципального образования город Новый Уренгой и самого муниципального образования город Новый Уренгой.

МУП УГХ заключает публичные договора по сбору, размещению и утилизации твердых бытовых отходов.

Таким образом, МУП УГХ осуществляет эксплуатацию объекта, используемого для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, следовательно, МУП УГХ можно отнести к организациям коммунального комплекса.

Исходя из положений статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О естественных монополиях» услуги по размещению твердых бытовых отходов не отнесены к деятельности субъектов естественных монополий, но фактически их можно прировнять к ним по следующим признакам. Сферы деятельности субъектов естественных монополий объединяют такие признаки, как особенность технологии и социальная значимость.

С технологической стороны все перечисленные в статье виды деятельности имеют особый, только им присущий, порядок предоставления услуг, невозможность потребителя прибегнуть к услугам иной организации в этой же сфере в связи с наличием определенного технологического присоединения. В настоящее время только МУП УГХ имеет возможность оказывать услуги по размещению отходов 1-IV классов опасности на Полигоне по захоронению твердых бытовых отходов.

С точки зрения социальной - услуги в указанных сферах оказываются, как правило, при отсутствии конкуренции, так как потребитель вышеуказанных услуг может обратиться только в МУП УГХ за их получением.

Кроме того, фактически закон приравнивает субъектов естественных монополий и организации коммунального комплекса.

Таким образом, по мнению должника, деятельность МУП УГХ по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов ведётся в условиях естественных монополий и отвечает всем признакам Закона о естественных монополиях, а именно:

- МУП УГХ занимает доминирующую единственную долю рынка на территории города Новый Уренгой по оказанию сферы услуг по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности на Полигоне по захоронению твердых бытовых отходов;

- Услуги по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности на Полигоне по захоронению твердых бытовых отходов не могут быть заменены другими услугами;

- На услуги по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности на Полигоне по захоронению твердых бытовых отходов стабильный спрос;

- Услуги по размещению твердых бытовых отходов I-IV классы опасности на территории города Новый Уренгой оказывает только МУП УГХ в условиях естественной монополии.

Также для отнесения того или иного субъекта к числу субъектов, действующих в условиях естественной монополии, важным является определение географических границ соответствующего товарного рынка.

Услуги по размещению твердых бытовых отходов I-IV классов опасности на территории города Новый Уренгой оказывает только МУП УГХ.

Таким образом, введение процедуры банкротства в отношении МУП УГХ повлечет негативные последствия на экономический рынок города Новый Уренгой, а также приведет к негативным социальным последствиям, поскольку МУП УГХ не сможет удовлетворять потребности населения и юридических лиц города Новый Уренгой в размещении твердых бытовых отходов, а помимо полигона МУП УГХ иных полигонов по захоронению Твердых бытовых отходов в г. Новый Уренгой нет.

Кроме того, МУП УГХ не уклонялось от оплаты денежных обязательств перед ООО Корпорация Роснефтегаз. Так, по инициативе ООО Корпорация Роснефтегаз были заключены дополнительные соглашения к договорам, по которым МУП УГХ оказывало ООО Корпорация Роснефтегаз услуги. Именно ООО Корпорация Роснефтегаз проявило инициативу по получению денежных обязательств МУП УГХ перед ООО Корпорация Роснефтегаз путем проведения взаимозачета за указанные услуги.

Также МУП УГХ неоднократно совершало платежи в счет погашения долга перед ООО Корпорация Роснефтегаз и предлагало ООО Корпорация Роснефтегаз погасить задолженность путем приобретения у МУП УГХ недвижимого имущества, рыночная стоимость которого позволяет погасить долг МУП УГХ перед ООО Корпорация Роснефтегаз.

В настоящее время долг МУП УГХ перед «Ямалнефть» снизился до 12 898 570,02 рублей (с 11.10.2017 по настоящее время МУП УГХ совершило в пользу ООО «Ямалнефть» по договору цессии от 25.09.2017 перевод денежных средств в размере 1 076 681,49 рублей, что подтверждено платежными документами: чеками-ордерами от 18.12.2017, от 12.12.2017, платежными поручениями №847, №111, №401, №139, №135).

В целях исполнения определения суда от 09.02.2018 от должника поступили письменные пояснения, в соответствии с которыми указал, что согласно квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде КНД 1166002 от МУП УГХ принять бухгалтерский баланс на 31 декабря 2016 года, из которого видно:

- Баланс МУП УГХ составляет 556 981 000 рублей;

- Дебиторская задолженность составляет 188 359 000 рублей;

- Кредиторская задолженность составляет 282 049 000 рублей.

Согласно сведениям об открытых (закрытых) счетах в кредитных организациях, у МУП УГХ открыты следующие счета:

- №40702810400190001719 в ПАО «Запсибкомбанк»;

- №40702810667400000685 в Новоуренгойском отделении Сбербанка;

- № 40702810405000001348 и № 40702810205000000507 - недействующие, поскольку решением Арбитражного суда Тюменской области ОАО Сибнефтебанк объявлен несостоятельным (банкротом).

Согласно справке ПАО «Запсибкомбанк» картотека на расчетном счету МУП УГХ составляет 16 638 658,34 рублей.

Согласно справке Сбербанка сумма документов, ожидающих разрешение на проведение операций, составляет 14 369 815,99 рублей.

Кредиторская задолженность МУП УГХ в настоящее время согласно оборотно -сальдовой ведомости по счету 60.01 составляет 167 210 700,05 рублей.

Дебиторская задолженность МУП УГХ в настоящее время согласно оборотно -сальдовой ведомости по счету 62.01 составляет 66 930 073,12 рублей.

На основании изложенного МУП УГХ полагает, что балансовая стоимость МУП УГХ позволяет покрыть задолженность МУП УГХ, также в настоящее время МУП УГХ значительно снизило кредиторскую задолженность, по сравнению с 2016.

Кроме того, МУП УГХ неоднократно пыталось выполнить свои обязательства перед ООО Ямалнефть, в том числе 21.02.2018 письмом № 810 ООО Ямалнефть было предложено несколько способов урегулирования спора:

- заключить мировое соглашение по делу № А81-5995/2017;

- путем отчуждения недвижимого имущество в пользу ООО Ямалнефть (перечень имущества был предоставлен);

- путем предоставления услуг (перечень услуг был предоставлен).

05.03.2018 письмом № 1087 ООО Ямалнефть, повторно было предложено заключить мировое соглашение.

12.03.2018 письмом № 1171 ООО Ямалнефть снова было предложено заключить мировое соглашение, а также урегулировать спор путем отчуждения движимого и недвижимого имущества.

На указанные письма от ООО Ямалнефть ответа не дало.

Таким образом, МУП УГХ полагает, что ООО Ямалнефть не заинтересовано в урегулировании спора, действия ООО Ямалнефть не отвечают установленному законом принципу добросовестности обязательств и не направлены на достижение цели, указанные действия выражены в злоупотреблении правом.

От должника также поступили копии платежных документов в доказательство того, что в настоящее время задолженность МУП «УГХ» перед ООО «Ямалнефть» составляет 11 415 923,95 руб.

Во исполнение определения суда от 19.02.2018 об истребовании доказательств от администрации г. Новый Уренгой представлены письменные пояснения, из которых следует, что в настоящее время МУП «Уренгойское городское хозяйство» является единственным юридическим лицом на территории муниципального образования город Новый Уренгой с правом ведения вышеуказанной лицензированной деятельности. К пояснениям приложена копия лицензии от 26.07.2016 серия 89 № 00183 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

От Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО поступила письменная информация, в том числе с указанием, что сферы деятельности субъектов естественных монополий установлены ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Обращение с отходами не относится к сферам деятельности субъектов естественных монополий, в связи с чем МУП «УГХ» не является субъектом естественной монополии. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность в области обращения с отходами является конкурентной.

От Управления Росприроднадзора по ЯНАО поступили сведения, что МУП «УГХ» в период с 18.08.2017 и по настоящее время является единственным юридическим лицом на территории города Новый Уренгой, получившим лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-IV классов опасности на полигоне по захоронению твердых бытовых отходов, расположенному в 14 км к юго-востоку от г. Новый Уренгой ЯНАО. При этом согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 - IV классов опасности на конкретном объекте обезвреживания отходов и (или) объекте размещения отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов 1 - IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющим лицензию на указанную деятельность.

От заявителя 06.04.2018 поступили письменные возражения на отзыв должника, в соответствии с которыми указал, что, по мнению ООО «Ямалнефть», МУП «УГХ» не является субъектом естественных монополий и, соответственно, заявление о банкротстве должно быть рассмотрено судом по общим правилам Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а не в соответствии со специальными нормами, содержащимися в параграфе 6 Главы IX Закона о банкротстве.

Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О естественных монополиях» установлен исчерпывающий перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий, а именно:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

- транспортировка газа по трубопроводам;

- железнодорожные перевозки;

- услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

- услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

- услуги по передаче электрической энергии;

- услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

- услуги по передаче тепловой энергии;

- услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

- захоронение радиоактивных отходов;

- водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;

- ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

МУП «УГХ» не занимается ни одним из вышеперечисленных видов деятельности.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности должника является деятельность по чистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки (код ОКВЭД 81.29.9). Дополнительные виды деятельности МУП «УГХ», указанные в Едином государственном реестре юридических лиц, также не относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

Что касается лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, то такой вид деятельности также не отражен в ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О естественных монополиях».

Более того данной позиции придерживается и Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства ЯНАО, который указал на то, что «Обращение с отходами не относится к сферам деятельности субъектов естественных монополий, в связи с чем МУП «УГХ» не является субъектом естественной монополии. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность в области обращения с отходами является конкурентной».

Суды при решении вопроса об отнесении организации к субъектам естественных монополий ориентируются прежде всего на вид (сферу) деятельности предприятия.

Из содержания статьи 4 Закона о естественных монополиях следует, что законодатель необходимость применения особенностей банкротства субъектов естественных монополий связывает исключительно с самим фактом оказания услуг в условиях монополии в определенном виде (сфере) деятельности.

Исходя из вышеизложенного заявитель полагает ошибочным вывод, что должник является предприятием, осуществляющим деятельность, отнесенную к деятельности субъектов естественной монополии.

В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ, пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 26.02.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.

В соответствии с положениями пунктов 1, 2 статьи 7 Закона о банкротстве правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладает, в частности, конкурсный кредитор.

Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств.

По общему правилу, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей (пункт 2 статьи 6 Закона о банкротстве).

В пункте 2 статьи 33 Закона о банкротстве предусмотрено, что заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей, и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 62 Закона о банкротстве наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Закона.

Таким образом, для целей введения процедуры наблюдения в отношении МУП «Уренгойское городское хозяйство» МО г. Новый Уренгой по общему правилу учитывается основная задолженность, размер которой должен превышать 300 000 руб. на дату подачи в суд заявления ООО «Ямалнефть».

Настоящее требование ООО «Ямалнефть» основано на вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.04.2016 по делу №А81-6565/2015.

В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказывается вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вместе с тем суд считает обоснованными доводы МУП «Уренгойское городское хозяйство» МО г. Новый Уренгой об его относимости к субъектам естественной монополии.

Согласно пункту 1 статьи 197 Закона о банкротстве для целей настоящего Закона под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

В силу статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Федеральный закон № 147-ФЗ) под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Субъект естественной монополии означает хозяйствующего субъекта, занятого производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (пункт 2 статьи 197 Закона о банкротстве).

В соответствии с пунктом 3 статьи 197 Закона о банкротстве дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам к должнику - субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем один миллион рублей. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 94 Федерального закона от 02.10.2009 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ).

В пунктах 1 - 3 части 1 статьи 94 Федерального закона № 229-ФЗ установлено, что в случае отсутствия у должника-организации денежных средств, достаточных для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее указанной организации на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится, в следующей очередности:

1) в первую очередь - на движимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг, в том числе на ценные бумаги (за исключением ценных бумаг, составляющих инвестиционные резервы инвестиционного фонда), предметы дизайна офисов, готовую продукцию (товары), драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также лом таких изделий;

2) во вторую очередь - на имущественные права, непосредственно не используемые в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг;

3) в третью очередь - на недвижимое имущество, непосредственно не участвующее в производстве товаров, выполнении работ или оказании услуг.

Таким образом, условиями для возбуждения дела о банкротстве субъекта естественных монополий является:

- наличие на стороне последнего просрочки исполнения денежных обязательств на сумму не менее 1 000 000 руб. свыше шести месяцев с даты, когда они должны быть исполнены;

- а также исчерпание возможности удовлетворения требований кредитора путем обращения взыскания на имущество должника.

Для того, чтобы устанавливать суду наличие совокупности вышеназванных условий, необходимо прежде определить, относится ли должник к категории субъектов естественных монополий.

Как уже было указано выше МУП УГХ осуществляет эксплуатацию объекта, используемого для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, данное обстоятельство позволяет суду согласиться с должником об отнесении МУП УГХ к организациям коммунального комплекса.

Материалами дела подтверждено, что на момент рассмотрения спора и на момент подачи заявления о признании должника банкротом, только МУП УГХ имеет возможность оказывать услуги по размещению отходов 1-IV классов опасности на Полигоне по захоронению твердых бытовых отходов.

С точки зрения социальной - услуги в указанных сферах оказываются, как правило, при отсутствии конкуренции, так как потребитель вышеуказанных услуг может обратиться только в МУП УГХ за их получением.

Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа МУП УГХ установлены тарифы на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, предоставляемые на территории районов Лимбяяха и Коротчаево муниципального образования город Новый Уренгой и самого муниципального образования город Новый Уренгой.

МУП УГХ заключает публичные договора по сбору, размещению и утилизации твердых бытовых отходов.

В силу абзаца второго статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» под субъектом естественной монополии понимается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, а под естественной монополией - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Статьей 4 Закона о монополиях предусмотрено, что к субъектам естественных монополий относятся хозяйствующие субъекты, осуществляющие, в частности, услуги по передаче тепловой энергии, водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

Таким образом, необходимость применения особенностей банкротства субъектов естественных монополий связывается исключительно с самим фактом оказания услуг в условиях монополии в определённом виде (сфере) деятельности. И потому наличие или отсутствие у должника признаков доминирования на определённом товарном рынке или рынке услуг не может приниматься во внимание для разрешения вопроса о статусе должника как субъекта естественной монополии.

Потребность установления особенностей правового регулирования всех процедур несостоятельности (банкротства) субъекта естественной монополии обусловлена возможным наступлением неблагоприятных последствий её банкротства не только для самой организации - должника, но и в большей степени, для потребителей его товаров и услуг, поскольку специфика деятельности субъекта естественной монополии связана с тем, что его потребители лишены возможности выбрать другого поставщика (исполнителя) для удовлетворения своих потребностей в данных товарах (услугах).

Особенность правового статуса субъекта естественной монополии обусловлена также осуществляемым государственным регулированием цен на их продукцию и услуги, контролем над инвестициями и крупными сделками, запретом на произвольное прекращение или ограничение деятельности (Постановление от 11.10.2017 по делу N А46-4951/2017 АС Западно-Сибирского округа, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2017 N 08АП-13163/2017 по делу N А46-12323/2017).

Согласно пункту 3 статьи 197 Закона о банкротстве дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и об уплате обязательных платежей к должнику - субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем один миллион рублей. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объёме путём обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1-3 части 1 статьи 94 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Таким образом, условием для возбуждения дела о банкротстве субъекта естественных монополий является исчерпание возможности удовлетворения требований кредитора путём обращения взыскания на имущество должника.

В материалы дела должником приобщены данные бухгалтерского учёта, согласно которым на 31.12. 2016:

- Баланс МУП УГХ составляет 556 981 000 рублей;

- Дебиторская задолженность составляет 188 359 000 рублей;

- Кредиторская задолженность составляет 282 049 000 рублей.26 387 415 рублей 55 копеек, дебиторская задолженность составляет 296 769 619 рублей 83 копейки, также приобщена расшифровка бухгалтерского учета, согласно которому, у должника имеется имущество на сумму 26 387 415 рублей 55 копеек.

Таким образом, доказательств обращения взыскания на имущество и дебиторскую задолженность должника, указанное в пунктах 1-3 части 1 статьи 94 Закона об исполнительном производстве, заявителем не представлено.

Учитывая положения статей 48. 197 Закона о банкротстве для введения наблюдения необходима совокупность условий, установленных пунктом 3 статьи 197 названного Федерального закона, а поскольку одно из них отсутствует, а именно: требования кредитора не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество и дебиторскую задолженность должника, указанное в пунктах 1-3 части 1 статьи 94 Закона об исполнительном производстве, оснований для введения наблюдения в отношении муниципального унитарного предприятия «Уренгойское городское хозяйство» муниципального образования г. Новый Уренгой не имеется.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Ямалнефть» о введении наблюдения в отношении муниципального унитарного предприятия «Уренгойское городское хозяйство» муниципального образования г. Новый Уренгой.

При вынесении определения суд учитывает, что МУП УГХ представило доказательства неоднократного обращения к ООО Ямалнефть, ( 21.02.2018 письмом № 810, 05.03.2018 письмом № 1087, 12.03.2018 письмом № 1171) ООО Ямалнефть с предложением урегулирования спора в том числе:

- заключить мировое соглашение по делу № А81-5995/2017;

- путем отчуждения недвижимого имущество в пользу ООО Ямалнефть (перечень имущества был предоставлен);

- путем предоставления услуг (перечень услуг был предоставлен).

ООО Ямалнефть предложения не принял. При этом ООО Ямалнефть приобрело право требования уже после подачи заявления о признании должника банкротом. При таком поведении кредитора (в том числе при наличии имущества, способного удовлетворить имеющееся требование, оплата долга в размер 1 076 681,49 рублей, предложение оплаты альтернативными способами) судом усматривается злоупотребление правом со стороны кредитора и иную цель, нежели удовлетворение своих требований.

В связи с тем, что в рамках настоящего дела имеется заявление общества с ограниченной ответственностью Производственно-Строительная компания «Регион»» о признании МУП «Уренгойское городское хозяйство» МО г. Новый Уренгой несостоятельным (банкротом), ходатайство должника о прекращении производства по делу не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 32, 48 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002, статьями 65, 184, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Отказать во введении процедуры наблюдения в отношении муниципального унитарного предприятия «Уренгойское городское хозяйство» муниципального образования г. Новый Уренгой (ОГРН 1058900653041 ИНН 8904047014, адрес: 629329, г. Новый Уренгой, мкр. Оптимистов, д. 10, корп. 1).

2. Заявление общества с ограниченной ответственностью «Ямалнефть» (ОГРН 1138903000026 ИНН 8903032784, адрес: 625008, г. Тюмень, ул. Чекистов, д. 36, кв. 205) о признании несостоятельным (банкротом) муниципального унитарного предприятия «Уренгойское городское хозяйство» муниципального образования г. Новый Уренгой (ОГРН 1058900653041 ИНН 8904047014, адрес: 629329, г. Новый Уренгой, мкр. Оптимистов, д. 10, корп. 1) оставить без рассмотрения.

3. Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия путем подачи жалобы через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.

В случае обжалования определения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Восьмого арбитражного апелляционного суда http://8aas.arbitr.ru или Арбитражного суда Западно-Сибирского округа http://faszso.arbitr.ru.

4. Разъяснить сторонам, что в соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подпись судьи.

Судья

Н.В. Матвеева