АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
г. Салехард, ул. Республики, д.102, тел. (34922) 5-31-00,
www.yamal.arbitr.ru, e-mail: info@yamal.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе в принятии заявления
г. Салехард | Дело № А81-8384/2017 |
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи Беспалова М.Б. , рассмотрев заявление индивидуального предпринимателя Захаровой Валентины Николаевны (ИНН: 891100627124, ОГРН: 304891114200021) к Департаменту тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: 8901017727, ОГРН: 1068901005854) о признании недействительным Приказа № 85-т от 19.09.2017 «О признании утратившим силу приказа Департаменту тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.03.2014 № 20-Т»,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Департаменту тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа о признании недействительным Приказа № 85-т от 19.09.2017 «О признании утратившим силу приказа Департаменту тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.03.2014 № 20-Т».
В соответствии со статьей 127 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), арбитражный суд обязан принять к производству исковое заявление, поданное с соблюдением требований, предъявляемых настоящим Кодексом к его форме и содержанию.
Из представленных доказательств следует, что индивидуальный предприниматель ФИО1 (ИНН <***>) (далее по тексту - Заявитель) осуществляет деятельность по перевозке пассажиров на территории муниципального образования поселок Пурпе Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа с 01.12.2016 года по маршруту п. Пурпе - п. Пурпе-1 (карта маршрута регулярных перевозок серия 892702 №000001), лицензия № 89-001733 от 17.12.2013 г.
В соответствии с ст. 25 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на официальном сайте органа местного самоуправления - Администрации муниципального образования поселок Пурпе www.purpe.info, в разделе "Пассажирские перевозки", подраздел "Реестр муниципальных маршрутов" на 2017 год размещён реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в поселке Пурпе Пуровский район Ямало-Ненецкий автономный округ, также свидетельствующий о том, что Заявитель осуществляет регулярные перевозки по регулируемым маршрутам (маршрут 105, карта маршрута регулярных перевозок серия 892702 №000001)
26.03.2014 Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа вынесен Приказ № 20-т «Об установлении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом в юродском сообщении на территории муниципального образования поселок Пурпе, осуществляемые индивидуальным предпринимателем ФИО1», в соответствии с которым установлены предельные тарифы на перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом в городском сообщении п маршруту «.п. Пурпе - п. Пурпе-1», «п. Пурпе-1- п. Пурпе» осуществляемые индивидуальным предпринимателем ФИО1, на территории муниципального образования поселок Пурпе, в следующих размерах:
- за перевозку одного пассажира - 58.27 рублей;
-за провоз одного места багажа - 58,27 рублей.
Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ОГРН <***>; ИНН <***> (далее - Заинтересованное лицо, Департамент), приказом от 19 сентября 2017 г. № 85-т, был отменен приказ от 26 марта 2014 года №20-т "Об установлении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа общественным автомобильным транспортом в городском сообщении на территории муниципального образования поселок Пурпе, осуществляемые индивидуальным предпринимателем ФИО1".
Как следует из преамбулы приказа № 20 -т от 26 марта 2014 года, он был отменен в целях систематизации нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа, в соответствии с постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1081-П "О департаменте тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа".
Не согласившись с указанным Приказом, индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании его недействительным.
Постановление Правительства ЯНАО от 25.12.2013 N 1081-П утверждено положение о департаменте тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа".
Как следует из указанного положения Департамент тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент, автономный округ) является центральным исполнительным органом государственной власти автономного округа, проводящим государственную политику и осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере энергетики, энергосбережения, повышения энергетической эффективности, жилищно-коммунального комплекса, функции по установлению подлежащих государственному регулированию цен (тарифов, надбавок) на товары (услуги) и осуществлению контроля и надзора за их применением, а также иные регулятивные функции и полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа.
Разделом 2 данного положения установлено, что в целях проведения единой государственной политики в установленных сферах деятельности департамент осуществляет государственные функции в том числе в сфере транспорта.
В частности департамент осуществляет:
2.6.1. Установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях при условии принятия публичных обязательств о предоставлении транспортных услуг населению на льготных условиях.
2.6.2. Установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на перевозки грузов, пассажиров и багажа речным транспортом в местном сообщении при условии принятия публичных обязательств о предоставлении транспортных услуг населению на льготных условиях.
2.6.3. Установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа на переправах в период межсезонья (ледостава, ледохода) при условии принятия публичных обязательств о предоставлении транспортных услуг населению на льготных условиях.
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 16.05.2014 N 363-П)
2.6.4. Установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами, независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
2.6.5. Установление подлежащих государственному регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.
(пп. 2.6.5 в ред. постановления Правительства ЯНАО от 16.10.2015 N 973-П)
2.6.5-1. Установление подлежащих государственному регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах автономного округа.
(пп. 2.6.5-1 введен постановлением Правительства ЯНАО от 16.10.2015 N 973-П)
2.6.6. Установление подлежащих государственному регулированию тарифов, сборов и платы на услуги субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении.
2.6.7. Установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом власти.
2.6.8. Установление подлежащих государственному регулированию сборов за проведение государственных технических осмотров самоходных машин, участие в комиссиях по рассмотрению претензий владельцев поднадзорных машин и оборудования по поводу ненадлежащего качества проданной или отремонтированной техники, определение остаточного ресурса поднадзорных машин и оборудования.
2.6.9. Установление подлежащих государственному регулированию предельного размера платы за проведение технического осмотра, предельных размеров расходов на оформление дубликата талона технического осмотра.
2.6.10. Установление тарифов и сроков оплаты перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и их хранения на специализированной стоянке.
(пп. 2.6.10 в ред. постановления Правительства ЯНАО от 14.04.2017 N 328-П)
В соответствии со статьей 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, рассматриваются арбитражным судом.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 (в редакции от 09 февраля 2012 г.) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками,характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти,органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Согласно Закону Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.04.2006 № 13-ЗАО «О правотворчестве», все законы и иные нормативные правовые акты автономного округа, подлежащие обязательному официальному опубликованию, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Неопубликованные законы автономного округа и иные нормативные правовые акты автономного округа, подлежащие обязательному официальному опубликованию, применению не подлежат.
Официальным опубликованием правовых актов автономного округа считается официальная публикация их полного текста в средствах массовой информации. Официальное опубликование правовых актов автономного округа в изложении или извлечении не допускается.
Официальным опубликованием постановлений Губернатора автономного округа, постановлений Правительства автономного округа, распоряжений Губернатора автономного округа, распоряжений Правительства автономного округа, приказов центральных исполнительных органов государственной власти автономного округа, имеющих нормативный правовой характер, считается первая публикация их полных текстов в газете "Красный Север" или первое размещение (опубликование) на Официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти автономного округа (http://правительство.янао.рф) либо на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Статьей 12 данного закона закреплено, что исполнительными органами государственной власти автономного округа на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, Устава (Основного закона) автономного округа, законов автономного округа, постановлений Губернатора автономного округа и постановлений Правительства автономного округа издаются приказы исполнительных органов государственной власти автономного округа.
Приказы исполнительных органов государственной власти автономного округа издаются по оперативным, кадровым, организационным вопросам.
Приказы центральных исполнительных органов государственной власти автономного округа в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами, нормативными актами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и законами автономного округа, могут иметь нормативный правовой характер.
Статьей 64 указанного закона закреплено, что приказы центральных исполнительных органов государственной власти автономного округа, имеющие нормативный правовой характер, подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации в течение десяти дней со дня их подписания и включения в регистр нормативных правовых актов автономного округа.
Приказ № 85-т от 19.09.2017 «О признании утратившим силу приказа Департаменту тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.03.2014 № 20-Т» был опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 20.09.2017, номер опубликования: 8901201709200001, на официальный Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти автономного округа http://правительство.янао.рф, 20.09.2017, в газете "Красный Север", спецвыпуск N 73, 22.09.2017.
Оспариваемый приказ отвечает признакам нормативного правового акта, поскольку издан в установленном порядке компетентным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий в сфере нормативно-правового регулирования транспортных тарифов, распространяет свое действие на неопределенный круг лиц, устанавливает для них общеобязательное правило поведения, заключающееся в обязанности оплачивать потребляемые услуги организациями и физическими лицами в соответствии с установленным тарифом на транспортные услуги, рассчитан на неоднократное применение в течение срока его действия и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения. Также оспариваемый приказ прошел порядок официального опубликования в средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом.
Аналогичный подход изложен в определении Верховного суда Российской Федерации от 18.05.2017 по делу 16-КГ17-19, постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.05.2016 по делу № А03-62/2016.
В соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане) (ч. 1 ст. 27 АПК РФ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам; об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда; о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания; другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" с 06.08.2014 из подведомственности арбитражных судов исключены споры, связанные с признанием недействующими нормативных правовых актов.
Согласно ч. 1 ст. 2 данного закона дела, указанные в пункте 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не рассмотренные на день вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются судами, принявшими их к производству, в соответствии с правилами, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и действовавшими на день принятия соответствующих дел к производству.
Из материалов дела усматривается, что заявление ИП ФИО1 поступило в арбитражный суд 27.10.2017.
Таким образом, на момент принятия заявления к производству возможность оспаривания нормативных правовых актов уже была исключена из подведомственности арбитражных судов.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.01.2010 N 1-П "По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 170, пункта 1 статьи 311 и части 1 статьи 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ", каждый имеет право на рассмотрение его дела компетентным судом. Суд, не уполномоченный на рассмотрение данного конкретного дела, по смыслу статьи 46 и статьи 47 Конституции Российской Федерации не является законным судом, принятые же в результате такого рассмотрения судебные акты не могут признаваться реально обеспечивающими права и свободы.
Согласно п. 2 ст. 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Статьей 245 ГПК РФ предусмотрено, что суд общей юрисдикции рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов. Доказательств обращения с настоящим заявлением в суд общей юрисдикции, в материалы дела не представлено.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2009 N 144-О-П, право каждого на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом, означает, в частности, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда; соответственно, часть 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Поскольку право каждого на судебную защиту, как следует из приведенной правовой позиции, может быть обеспечено лишь законным, независимым и беспристрастным судом, несоблюдение правил подсудности влечет нарушение не только части 1 статьи 47, но и части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не предусматривает возможность передачи в суд общей юрисдикции или административный орган по подведомственности дел.
На основании вышеизложенного, настоящий спор подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах спор, рассматриваемый в рамках данного дела, не подведомственен арбитражному суду.
Согласно статье 127.1 КоАП РФ, судья отказывает в принятии искового заявления, заявления, если исковое заявление, заявление не подлежат рассмотрению и разрешению в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 127.1, 184-188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
1.Отказать в принятии заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к Департаменту тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) о признании недействительным Приказа № 85-т от 19.09.2017 «О признании утратившим силу приказа Департаменту тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.03.2014 № 20-Т».
2.Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) из средств федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 3000 рублей, уплаченную по Чеку-ордеру от 12.10.2017.
3.Отказ в принятии заявления препятствует повторному обращению в суд с такими заявлениями к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям.
4.Определение может быть обжаловано в срок, не превышающий месяца со дня вынесения определения в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
5.В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
6.Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа разъясняет, что в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение, вынесенное в виде отдельного судебного акта, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено настоящим Кодексом.
7.По ходатайству указанных лиц копии определения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья | М.Б. Беспалов |