ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А82-18617/19 от 16.12.2019 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28    
http://yaroslavl.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ярославль           

Дело № А82-18617/2019

24 декабря 2019 года

Резолютивная часть определения принята 16.12.2019.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Секериной С.Е.

рассмотрев в предварительном судебном заседании заявление  Общества с ограниченной ответственностью  "Вип-строй" (ИНН  <***>; ОГРН  <***>)

к  Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области (ИНН  <***>, ОГРН  <***>)

о     признании незаконным приказа Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской областиот 21.12.2018 № 23-н в части включения в перечень объектов капитального строительства, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019г., здания с кадастровым номером 76:23:010101:168413

при участии:

от заявителя – ФИО1 – по дов. от 24.09.2018,ФИО2 – по дов. от 20.09.2018

от ответчика – ФИО3 – по дов. от 25.12.2018

установил: 

      Общество с ограниченной ответственностью  "Вип-строй" обратилось в арбитражный суд с заявлением к  Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области о     признании незаконным приказа от 21.12.2018 № 23-н в части включения в перечень объектов капитального строительства, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019г., здания с кадастровым номером 76:23:010101:168413 по адресу: <...>.     

       Представители заявителя  требования поддержали.

       Ответчик представил отзыв на заявление, считает, по существу требований возражает, при  этом полагает, что требования не подлежат рассмотрению в арбитражном суде, поскольку оспаривается нормативно-правовой акт, считает, что производство по делу подлежит прекращению.

       Заявитель  полагает, что данный приказ является ненормативным правовым актом и дело подлежит рассмотрению Арбитражным судом Ярославской области.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

В соответствии со ст. 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются, в том числе: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность; обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу ч. 1 ст.4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Согласно ст. 6 АПК РФ законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением всеми судьями арбитражных судов правил, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

         Частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

       В силу статьи 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства, возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

       В соответствии со ст.29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с данным Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам (п.п.1.1 ч.1); об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам (п.п.1.2 ч.1); об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (ч.2).

       Как следует из разъяснений Верховного суда Российской Федерации, изложенных в пункте 2 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее – постановление Пленума № 50), признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

       Вместе с тем признание того или иного акта нормативно-правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

       Как следует из заявления, Общество с ограниченной ответственностью  "Вип-строй" оспаривает законность приказа Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области  от 21.12.2018 № 23-н в части включения в перечень объектов капитального строительства, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019г., здания с кадастровым номером 76:23:010101:168413 по адресу: <...>,  указывая на то, что  объект недвижимого имущества - нежилое здание  - является офисным.

Приказом от 21.12.2018 № 23-н  определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - перечень), являющийся приложением к приказу.

Пунктом 99 перечня в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год включен объект недвижимого имущества с кадастровым номером 76:23:010101:168413, принадлежащий на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Вип-строй".

В судебном заседании установлено, что требования заявителя фактически направлены на признание недействующим Перечня, утвержденного указанным приказом, в части  включения в него пункта 99 и исключение имущества заявителя из Перечня .

       Постановлением Администрации области от 02.04.2007 № 116 утверждено Положение о департаменте имущественных и земельных отношений Ярославской области.

  В соответствии с п. 3.47 Положения Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области осуществляет в соответствии с законодательством о налогах и сборах:

- определение на очередной налоговый период перечня отдельных объектов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в отношении которого с учетом особенностей, установленных законодательством о налогах и сборах, налоговая база при исчислении налога на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества;

- направляет перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества;

- размещает перечень на официальном портале органов государственной власти Ярославской области и на веб-узле департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области на официальном портале органов государственной власти Ярославской области в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет".

Таким образом, департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области является уполномоченным органом на определение на очередной налоговый период перечня отдельных объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения, в отношении которых с учетом особенностей, установленных законодательством о налогах и сборах, налоговая база при исчислении налога на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость имущества.

        Оспариваемым в части приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области  от 21.12.2018 № 23-н урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.

Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

        В соответствии с положениями 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

        Законом Ярославской области от 15.10.2003 № 46-з "О налоге на имущество организаций в Ярославской области" установлен налог на имущество организаций, установлены ставки налога, особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, с учетом вышеизложенного  суд приходит к выводу, что оспариваемый в части Перечень, утвержденный приказом Департамента, имеет признаки нормативного правового акта, изложенные в пункте 2 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50, согласно которым нормативными являются такие правовые акты, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение, влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц и направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Вместе с тем рассмотрение заявления о признании такого нормативного правового акта недействующим не отнесено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации ни к компетенции арбитражных судов, ни к подсудности Суда по интеллектуальным правам.

Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 1 постановление Пленума № 50, оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными  свойствами, является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, главой 23 АПК РФ.

       Материалы дела не содержат каких-либо сведений о том, что   заявитель обращался с заявлением о рассмотрении указанного спора в суд общей юрисдикции, и  Обществу  в рассмотрении дела было отказано. Представители Общества пояснили суду, что с указанными требованиями не обращались в суд общей юрисдикции.

На основании части 4 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.10.2019) если при рассмотрении дела в арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передает дело в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта Российской Федерации для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2019 № 26 «О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разъяснено, что после вступления в силу Федерального закона № 451 -ФЗ при поступлении в суд общей юрисдикции искового заявления, административного искового заявления, подлежащего рассмотрению   арбитражным   судом,   или   при поступлении в арбитражный суд искового заявления, заявления, подлежащего рассмотрению судом общей юрисдикции, такое исковое заявление, административное исковое заявление, заявление возвращается заявителю соответственно на основании пункта 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ, пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ, пункта 2 части 1 статьи 129 КАС РФ.Если указанное обстоятельство выяснится после принятия к производству искового заявления, административного искового заявления, заявления, в том числе поданного до вступления в силу Федерального закона № 451-ФЗ, дело передается по подсудности по правилам, установленным частью 2.1 статьи 33 ГПК РФ, частью 4 статьи 39 АПК РФ, частью 2.1 статьи 27 КАС РФ.

На основании изложенного  дело подлежит передаче в Ярославский областной суд.

В силу части 5 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения арбитражным судом вопроса о передаче дела на рассмотрение другого арбитражного суда или суда общей юрисдикции выносится определение, которое может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в десятидневный срок со дня его вынесения.

Дело и определение направляются в арбитражный суд или суд общей юрисдикции по истечении срока, предусмотренного для обжалования этого определения, а в случае подачи жалобы - после принятия постановления суда об оставлении жалобы без удовлетворения.

Определение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (ст.186 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 39, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Передать дело № А82-18617/2019 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью  "Вип-строй" (ИНН  <***>; ОГРН  <***>) к  Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области (ИНН  <***>, ОГРН  <***>) о     признании незаконным приказа Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 21.12.2018 № 23-н в части включения в перечень объектов капитального строительства, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019г., здания с кадастровым номером 76:23:010101:168413,  в Ярославский областной суд, в связи с отсутствием у Арбитражного суда Ярославской области компетенции на его рассмотрение по существу.

Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в 10-дневный срок со дня его вынесения.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети «Интернет», - через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).

Судья

  Секерина С.Е.