55/2014-24242(1)
Арбитражный суд Ярославской области
150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ярославль Дело № А82-3647/2013 14 марта 2014 года Б/11
Резолютивная часть определения оглашена 22 января 2014 года.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Русаковой Ю.А.
При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Макиным М.Л.,
рассмотрев в судебном заседании требование Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Ярославской области ИНН <***>, ОГРН <***>)
о включении в реестр требований кредиторов сельскохозяйственного производственного кооператива «Товарищество с ограниченной ответственностью «Родина» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
с суммой 12 393 765,31 рубля
при участии
от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 04.02.2013
от временного управляющего – ФИО2, по определению суда от 01.07.2013
от должника – ФИО3, по выписке из протокола
от Росприроднадзора – ФИО4, представитель по доверенности от 22.11.2013
установил: Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Ярославской области (далее – заявитель, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Ярославской области с требованием о включении в реестр требований кредиторов сельскохозяйственного производственного кооператива «Товарищество с ограниченной ответственностью «Родина» (далее – СПК «ТОО «Родина», должник) задолженности в сумме 12 393 765,31 рубля.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал предъявленные требования в полном объеме, пояснив, что ко включению в реестр требований кредиторов должника предъявлена задолженность перед бюджетной системой Российской Федерации в сумме 10 924 157,03 руб., в том числе недоимка в сумме 4 091 921,05 руб., пени в сумме 6 829 344,89, штраф в сумме 2 891,09 руб., образовавшаяся в связи с утратой должником права на реструктуризацию долгов. Кроме того, для включения в реестр требований кредиторов предъявлена задолженность перед Фондом социального страхования Российской Федерации в сумме 22 473,28 руб., в том числе недоимка в сумме 16 913,47 руб., пени в сумме 5 559,81 руб., задолженность перед Пенсионным фондом Российской Федерации в сумме 1 437 144 руб., в том числе недоимка в сумме 669 365 руб., пени в сумме 767 779 руб., задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 9 991 рубль.
Временный управляющий в судебном заседании возражений против предъявленного требования не заявлял, представленные в материалы дела письменные возражения не поддержал.
Представитель должника в судебном заседании возражений против предъявленного требования не заявлял.
В силу ст. 71 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) судом рассматривается обоснованность требования заявителя.
Заслушав представителя заявителя, должника и временного управляющего, рассмотрев имеющиеся документы, суд установил следующее.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 13.05.2013 возбуждено производство по делу о банкротстве СПК «ТОО «Родина». Определением арбитражного суда от 01.07.2013 (резолютивная часть определения оглашена 14.06.2013) в отношении должника введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден ФИО2.
Сообщение о введении процедуры наблюдения в отношении СПК «Заветы Ильича» опубликовано в газете «Коммерсантъ» от 20.07.2013 №127.
Уполномоченный орган обратился в суд с требованием 16.08.2013 (согласно штампу на почтовом конверте), то есть в срок, установленный ст. 71 Закона о банкротстве.
Задолженность перед бюджетной системой образовалась в результате расторжения соглашения о реструктуризации долгов от 28.01.2009 № 229, заключенного в соответствии с Федеральным законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей», а также неуплатой земельного, транспортного налога, а также налога по упрощенного системе налогообложения за 2010 и 2011 годы.
Соглашение о реструктуризации было подписано между СПК «ТОО «Родина», Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 8 по Ярославской области. Предметом соглашения являлась реструктуризация задолженности СПК «ТОО «Родина» перед кредиторами по основному долгу по состоянию на 01.11.2008 в сумме 3 976 884 руб., в том числе перед бюджетами всех уровней по налогам и сборам в сумме 1 105 867 руб., по единому социальному налогу в сумме 1 887 390 руб., по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в сумме 986 627 рублей.
В соответствии с условиями соглашения о реструктуризации должнику предоставлена отсрочка погашения долга в сумме 3 976 884 руб. до 27.01.2016 и рассрочка погашения долга в той же сумме до 27.01.2022 с погашением начиная с 28.01.2016; платежи в счет погашения долгов осуществляются в соответствии с графиком погашения долгов один раз в год, не позднее 15 декабря.
Пунктами 4 и 5 соглашения предусмотрена плата за отсрочку и рассрочку долгов со дня подписания соглашения в размере 0,5 процента годовых, которая вносится ежегодно, не позднее 15 декабря.
Территориальной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей Ярославской области (протокол от 10.11.2011 №100) принято решение расторгнуть соглашение о реструктуризации долгов с СПК «ТОО «Родина» за несоответствие понятию «сельскохозяйственный товаропроизводитель».
Учитывая положения ст.ст. 27, 28 Федерального закона от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» заявитель обратился в суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности перед бюджетной системой, вошедшей в соглашение о реструктуризации.
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что требование заявителя в части бюджетной системы подлежит включению в реестр в полном объеме по следующим основаниям.
Федеральным законом от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» установлены правовые основы и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, размер платы, взимаемой за отсроченную и (или) рассроченную задолженность (0,5 процента годовых).
Основания и порядок расторжения соглашения о реструктуризации предусмотрены в ст.ст. 27, 28 указанного закона: соглашение расторгается в случае неисполнения и (или) несвоевременного исполнения должником принятых на себя обязательств в рамках соглашения о реструктуризации; неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником текущих обязательств перед кредиторами, с которыми было подписано соглашение о реструктуризации долгов; в случае возбуждения в отношении должника процедуры банкротства; несоответствия должника понятию «сельскохозяйственный товаропроизводитель», определенному абзацем 3 ст. 2 Закона. При этом расторжение соглашения о реструктуризации долгов по всем основаниям, кроме возбуждения в отношении должника процедуры банкротства, осуществляется с согласия подписавших соглашение кредиторов, в совокупности обладающих правом требования не менее 50% кредиторской задолженности должника; по последнему основанию (возбуждение процедуры банкротства) расторжение соглашения происходит автоматически.
В силу ст. 29 Федерального закона № 83-ФЗ при расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22.03.2005 № 13054/04 указал на то, что по своей сути реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой изменение срока уплаты налога.
Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован ст. 68 Налогового кодекса Российской Федерации. Соответственно, этот же порядок применим и в случае расторжения соглашения о реструктуризации.
Согласно п. 4 ст. 68 Налогового кодекса Российской Федерации при досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки заинтересованное лицо должно в течение одного месяца после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.
В подтверждение принятия уполномоченным органом комплекса мер по принудительному взысканию задолженности по основному долгу, пеням и штрафам, возникшей в связи с отменой реструктуризации, в материалы дела представлены требования об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, соответствующие решения о взыскании задолженности за счет денежных средств и инкассовые поручения, а также постановления о взыскании задолженности за счет имущества должника.
Кроме того, для включения в реестр требований кредиторов должника предъявлена задолженность по земельному, транспортному налогу, по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2010- 2011 годы, в подтверждение наличия и взыскания которой в материалы дела
представлены соответствующие налоговые декларации, требования, соответствующие решения о взыскании задолженности за счет денежных средств и инкассовые поручения, а также постановления о взыскании задолженности за счет имущества должника.
Таким образом, требование в части включения в реестр задолженности перед бюджетной системой Российской Федерации в сумме 10 924 157,03 руб., в том числе недоимка в сумме 4 091 921,05 руб., пени в сумме 6 829 344,89, штраф в сумме 2 891,09 руб., заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению в заявленном размере.
В остальной части требования суд считает обоснованным предъявление ко включению в реестр требований кредиторов задолженности перед Фондом социального страхования в сумме 21 530,84 руб., в том числе недоимка в сумме 16 582,90 руб., пени в сумме 4 947,94 рубля. В отношении задолженности, предъявленной плательщику к уплате по требованию от 24.02.2009 №02-15/08 заявителем не представлены доказательства принятия всего комплекса мер по ее принудительному взысканию, а срок для взыскания указанной задолженности в судебном порядке на дату обращения с рассматриваемым требованием истек.
Рассмотрев требование заявителя о включении в реестр требований кредиторов задолженности перед Пенсионным фондом Российской Федерации, суд полагает обоснованным требования в сумме 1 258 807,90 руб., подтвержденные решениями Арбитражного суда Ярославской области по делам №А82-13311/2004, №А82- 38324/2005, №А82-11451/2005, №А82-19964/2005, №А82-15967/2006, №А82- 15968/2006, №А82-13069/2007, №А82-3864/2007, №А82-9824/2009, информация о которых размещена в картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В остальной части задолженности заявителем не представлены доказательства принятия всего комплекса мер по ее принудительному взысканию, а срок для взыскания указанной задолженности в судебном порядке на дату обращения с рассматриваемым требованием истек.
Рассмотрев требование заявителя о включении в реестр требований кредиторов задолженности по плате за загрязнение окружающей среды в сумме 9 991 руб., суд полагает, что оно подлежит удовлетворению частично в размере 325,37 руб. исходя из следующего.
На основании статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закон № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от
12.06.2003 № 344, а Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия - постановлением Правительства Российской Федерации от
28.08.1992 №632. Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 утверждены Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 № 190).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 №401 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 №767) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 принятие инструктивно-методических документов по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду отнесено к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации).
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Заявитель просит включить в реестр требований кредиторов должника задолженность в сумме 9 991 руб. за период, истекший до 01.10.2010, а также за 3 квартал 2010, представив в обоснование заявленных требований справку о произведенных расчетах за период с 01.10.2010 по 13.05.2013, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2010.
Расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 9 665,63 руб. за период, истекший до 01.10.2010, в материалы дела не представлены, доказательства наличия задолженности в указанной сумме документально не подтверждены, справка о произведенных расчетах за период с 01.10.2010 по 13.05.2013, а также представленное в материалы дела приложение к акту приема-передачи финансовых и нефинансовых обязательств такими доказательствами не являются.
Документами, имеющимися в материалах дела (расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду), подтверждается начисление должнику платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 кварталы 2010 в общем размере 325,37 руб., срок исковой давности по взысканию указанной задолженности, о котором заявлено временным управляющим, не истек. При таких обстоятельствах требование заявителя о включении в реестр требований кредиторов задолженности по плате за загрязнение окружающей среды подлежит удовлетворению в сумме 325,37 рубля.
Исходя из изложенного, суд считает, что требование уполномоченного органа в общем размере 12 204 821,14 руб. подтверждается представленными документами, является обоснованным и подлежит включению в реестр требований кредиторов СПК «ТОО «Родина».
В соответствии с пунктом 3 статьи 137 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Руководствуясь статьей 71 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 187, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Включить в реестр требований кредиторов сельскохозяйственного производственного кооператива «Товарищество с ограниченной ответственностью «Родина» требование Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Ярославской области в состав третьей очереди в сумме 12 204 821,14 рубля.
Требование в части пеней, штрафов подлежит учету в реестре требований кредиторов отдельно и удовлетворению после погашения основной суммы задолженности.
В остальной части в удовлетворении требования отказать.
Определение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесения во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров).
Судья | Русакова Ю.А. |
2 А82-3647/2013
3 А82-3647/2013
4 А82-3647/2013
5 А82-3647/2013
6 А82-3647/2013