ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А82-893/20 от 18.01.2022 АС Ярославской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

150999, г. Ярославль, пр. Ленина, 28    
http://yaroslavl.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ярославль           

Дело № А82-893/2020

17 февраля 2022 года

Резолютивная часть определения вынесена 18 января 2022 года.

Определение в полном объеме изготовлено 17 февраля 2022 года.

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи  Козодой Н.А.

при   ведении  протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Молиной В.С.,       

рассмотрев в судебном заседании заявлениеконкурсного управляющего ФИО1

об истребовании документов у бывшего руководителя должника ФИО2

в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунальное хозяйство «Бурмакино» (ИНН <***>, ОГРН <***>),

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

установил: 

20.01.2020 акционерное общество «Яркоммунсервис» обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунальное хозяйство «Бурмакино» (далее -МУП ЖКХ «Бурмакино»), а также о включении в реестр требований кредиторов задолженности в размере 3 757 192,88 руб.

Определением от 23.01.2020 заявление принято к производству,  возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) МУП ЖКХ «Бурмакино».

Определением суда от 12.05.2020 заявление признано обоснованным, в отношении МУП ЖКХ «Бурмакино» введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден член Ассоциации арбитражных управляющих «Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса» ФИО1.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 27.03.2021 (резолютивная часть от 22.03.2021) МУП ЖКХ «Бурмакино» признано  несостоятельным (банкротом), процедура наблюдения завершена, в отношении должника открыто конкурсное производство.

Определением Арбитражного суда Ярославской области от 27.03.2021 (резолютивная часть от 22.03.2021) конкурсным управляющим утвержден ФИО1, член Ассоциации арбитражных управляющих «Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса» (далее – ФИО1).

Сообщение о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства опубликовано в официальном печатном издании газете «Коммерсантъ» № 28 от 03.04.2021.

В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) МУП ЖКХ «Бурмакино» ФИО1 обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением об истребовании документов у бывшего руководителя должника ФИО2 (далее – ФИО2).

Конкурсный управляющий просил истребовать у бывшего руководителя МУП ЖКХ «Бурмакино» (ИНН <***>) ФИО2 и обязать передать конкурсному управляющему всю документацию за весь период деятельности должника, материальные и иные ценности МУП ЖКХ «Бурмакино» (ИНН <***>), в т.ч.:

1.  уставные документы (устав) с изменениями и дополнениями;

2.  бухгалтерские документы (книги продаж и покупок, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, банковские документы, зарплатные ведомости, кассовые книги и отчеты, авансовые отчеты, акты списания задолженности и имущества, материалов, акты приема передачи/выдачи, письма, указания в оплату платежей третьими лицами с подтверждающими плату документами);

3.  электронная база ведения бухгалтерского учета, с логинами, паролями и электронными ключами, в т.ч. к программе клиент-банка;

4.  акты инвентаризации имущества и финансовых обязательств, инвентаризационные ведомости по установленным формам;

5.  техническую, кадастровую, правоустанавливающую (включая распоряжения, договоры о передаче имущества в хозяйственное ведение с актами приема-передачи) документацию в отношении объектов основных средств, в т.ч. в отношении объектов движимого и недвижимого имущества, транспортных средств;

6.  документы, подтверждающие полномочия руководящих органов: приказы и распоряжения о назначении руководителей;

7.  приказы и распоряжения руководителя, включая кадровые;

8.  кадровые документы, в т.ч. трудовые договоры, соглашения, карточки учета, табели, должностные инструкции, договоры материальной ответственности, организационную структуру, штатное расписание;

9.  ежегодные отчеты ревизионной комиссии о результатах деятельности, отчеты и заключения аудиторских фирм;

10. документы, свидетельствующие о выполнении или невыполнении МУП ЖКХ «Бурмакино» денежных обязательств перед контрагентами, бюджетом и внебюджетными фондами (неисполненные платежные требования, платежные поручения и т.п.);

11. лицензии;

12. сертификаты;

13. сведения об обременении имущества обязательствами перед третьими лицами (аренда, залог и т.п.) за весь период деятельности, но не менее чем за три последних года, в т.ч.: договоры залога движимого и недвижимого имущества; договоры аренды; договоры лизинга; договоры купли-продажи движимого и недвижимого имущества;

14. сведения о том, имеются ли притязания третьих лиц на имущество (активы), судебные споры, решения судов, действия судебных исполнителей, органов налоговой полиции и проч., в т.ч.: судебные решения; претензии контрагентов; исполнительные листы; требования о передаче или изъятии имущества;

15. сведения о выданных доверенностях в форме журнала учёта выдачи доверенностей;

16. нормативно-правовые акты органов исполнительной власти, предписания, уведомления, касающиеся МУП ЖКХ «Бурмакино», его функций и видов деятельности;

17. сведения об МУП ЖКХ «Бурмакино», и функционировании службы безопасности (охраны) предприятия, материально ответственных лицах и лицах, ответственных за технику безопасности, пожарную безопасность, с предоставлением соответствующих приказов, в т.ч.:        договор охраны с охранными предприятиями за весь период деятельности; положения о пропускном режиме на предприятии (или акты, заменяющие положения); должностные инструкции сотрудников службы безопасности;

18. документы по дебиторской задолженности:

-    перечень дебиторов по состоянию на 23.03.2021 (дата введения в отношении должника процедуры конкурсного производства) с указанием размера задолженности, сроков и периодов ее возникновения, адресов и персональных данных контрагентов;

-    выписки из лицевых счетов;

-    договоры с дебиторами за весь период деятельности;

-    акты сверки расчетов за весь период деятельности;

-    платежные документы, подтверждающие расчеты с дебиторами;

-    документы, подтверждающие поставку/услуги;

-    документы, подтверждающие списание/зачет задолженности;

19. расшифровку авансов, выданных поставщикам и подрядчикам:

-    авансовые отчеты о выдаче авансовых денежных средств поставщикам и подрядчикам;

-    договоры с поставщиками, подрядчиками по которым были выданы авансовые денежные средства;

-    подтверждение выдачи авансовых денежных средств (платежные поручения, кассовые документы);

20. расшифровку кредиторской задолженности с указанием почтовых адресов контрагентов,

размером задолженности и даты возникновения:

-    договоры с кредиторами за весь период деятельности;

-    акты сверки расчетов за весь период деятельности;

-    платежные документы, подтверждающие расчеты с кредиторами за весь период деятельности: платежные поручения;

-    документы, подтверждающие поставку (продажу): товарные накладные, товарно-транспортные накладные, заявки на отгрузку;

-    документы, подтверждающие списание/зачет задолженности;

21. договоры, соглашения, контракты (включая дополнительные соглашения и соглашения об их расторжении), заключенные со всеми юридическими и физическими лицами за весь период деятельности;

22. печати, штампы, ключи.

В обоснование заявленных требований, конкурсным управляющим указано, что в соответствии со статьей 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» бывший руководитель должника - и.о.директора ФИО2 обязан передать бухгалтерскую и иную документацию должника, материальные и иные ценности конкурсному управляющему в трехдневный срок с даты его утверждения. Конкурсным управляющим ФИО2 дополнительно уведомлен о необходимости, форме и месте передачи документов письмом № Б02-01 от 25.03.2021 (вручено под роспись). По состоянию на дату подачи заявления указанная обязанность ФИО2 не выполнена.

Определением Арбитражного суда Ярославской области от 05.04.2021 заявление принято судом к производству, судебное заседание назначено на 24.05.2021.

От конкурсного управляющего поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с тем, что 24.05.2021 будет проводиться собрание кредиторов должника.

Кроме того, конкурсный управляющий указал, что по местонахождению должника обнаружены электронная база ведения бухгалтерского учета и печать предприятия, прочие документы не переданы.

От ответчика отзыв в материалы дела не поступил.

Определением Арбитражного суда Ярославской области от 24.05.2021 судебное заседание по рассмотрению требования отложено на 29.07.2021.

Определением Арбитражного суда Ярославской области от 25.05.2021 ФИО1 освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего МУП ЖКЖ «Бурмакино».

Определением Арбитражного суда Ярославской области от 10.06.2021 конкурсным управляющим МУП ЖКЖ «Бурмакино» утвержден ФИО3, член саморегулируемой организации – Ассоциация арбитражных управляющих «Сибирский центр экспертов антикризисного управления» (далее – конкурсный управляющий).

Определением Арбитражного суда Ярославской области от 29.07.2021 судебное заседание по рассмотрению заявления отложено на 07.09.2021.

От конкурсного управляющего ФИО3 поступило ходатайство об уточнении заявления об истребовании документов.

Из уточнения следует, что ФИО2 являлся и.о. директора МУП ЖКХ «Бурмакино» в период с 16.02.2021 по 27.03.2021.

ФИО2 обязанность по передаче документов в полном объёме не выполнена.

Частично документы обнаружены в помещении должника по адресу: <...>. Копию Устава управляющий может получить самостоятельно. Получение документов по взаимоотношениям с контрагентами невозможно без значительных временных и материальных затрат.

Факт существования истребуемых документов подтверждается электронной базой ведения бухгалтерского учёта, в котором учтены дебиторская и кредиторская задолженность должника, погашение задолженности контрагентов в виде зачёта взаимных требований, ответа АО «ЯрОблЕИРЦ» о передаче всей наработанной в рамках договора информации об организации расчетов за жилищно-коммунальные услуги Заказчику.

Доказательств наличия данных документов именно у ФИО2 конкурсный управляющий не имеет. Акты приёма-передачи документов от предыдущих директоров ФИО2 не обнаружены.

Для того, чтобы иметь реальную возможность выполнить обязанности, возлагаемые на конкурсного управляющего Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», конкурсный управляющий должен располагать всей бухгалтерской и иной документацией, материальными и иными ценностями должника, которые по факту ему не переданы, в связи с чем, не имея такой возможности, конкурсный управляющий просит истребовать у бывшего руководителя МУП ЖКХ «Бурмакино» (ИНН <***>) ФИО2 и обязать передать конкурсному управляющему всю документацию за весь период деятельности должника МУП ЖКХ «Бурмакино» (ИНН <***>), в т.ч.:

1.  бухгалтерские документы (книги продаж и покупок, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, банковские документы, зарплатные ведомости, кассовые книги и отчеты, авансовые отчеты, акты списания задолженности и имущества, материалов, акты приема передачи/выдачи, письма, указания в оплату платежей третьими лицами с подтверждающими плату документами);

2.  акты инвентаризации имущества и финансовых обязательств, инвентаризационные ведомости по установленным формам;

3.  ежегодные отчеты ревизионной комиссии о результатах деятельности, отчеты и заключения аудиторских фирм;

4.  документы по дебиторской задолженности, в том числе:

-    выписки из лицевых счетов по задолженности населения за период с 03.06.2013г. по 30.09.2018г.;

-    договоры с дебиторами: с ООО СП «Северянка» на выполнение ремонтных работ на сумму 19070,61 руб., с АО «ДИКСИ ЮГ» от 18.12.2019г. на выполнение ремонта водопровода на сумму 4745,34 руб., теплоснабжения с ПАО Сбербанк России за 2019 год, водоснабжения с ПАО «Ростелеком» за 2019 год;

-    акты сверки расчетов за весь период деятельности;

-    документы, подтверждающие поставку/услуги;

-    документы, подтверждающие списание/зачет задолженности;

5.  расшифровка авансов, выданных поставщикам и подрядчикам:

-    авансовые отчеты о выдаче авансовых денежных средств поставщикам и подрядчикам;

-    договоры с поставщиками, подрядчиками по которым были выданы авансовые денежные средства;

-    подтверждение выдачи авансовых денежных средств (платежные поручения, кассовые документы);

6.  документы по кредиторской задолженности, в том числе:

-    договоры с кредиторами за весь период деятельности;

-    акты сверки расчетов за весь период деятельности;

-    документы, подтверждающие поставку (продажу): товарные накладные, товарно-транспортные накладные, заявки на отгрузку;

-    документы, подтверждающие списание/зачет задолженности;

7.  договоры, соглашения, контракты (включая дополнительные соглашения и соглашения об их расторжении), заключенные со всеми юридическими и физическими лицами за весь период деятельности.

Ходатайство об уточнении принято судом к рассмотрению, будет рассмотрено в следующем судебном заседании после предоставления доказательств его направления в адрес ответчика.

Определением Арбитражного суда Ярославской области от 07.09.2021 судебное заседание по рассмотрению заявления отложено на 09.11.2021.

Сторонам предлагалось представить дополнительные документы, запрашиваемые документы в материалы дела не поступили.

Определением Арбитражного суда Ярославской области от 09.11.2021 судебное заседание по рассмотрению заявления отложено на 23.12.2021.

От конкурсного управляющего ФИО3 поступили доказательства направления 10.12.2021 ходатайства об уточнении заявления об истребовании документов в адрес ответчика.

Как следует из отчета об отслеживании отправления с идентификатором 80111167051661 почтовое отправление адресатом не получено в связи с неудачной попыткой вручения. Срок хранения письма в отделении связи определен до 11.01.2022.

Определением Арбитражного суда Ярославской области от 23.12.2021 судебное заседание по рассмотрению заявления отложено на 18.01.2021.

Судом ходатайство об уточнении заявленных требований от 06.09.2021 признано соответствующим статье 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, рассмотрено, уточненные заявленные требования приняты.

ФИО2 неоднократно предлагалось представить мотивированный, документально обоснованный отзыв на заявление. Отзыв, пояснения, какие-либо ходатайства в материалы дела не представлены.

Лица, участвующие в обособленном споре, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

На момент рассмотрения спора адрес ответчика: <...> является актуальным, доказательств обратного в материалы дела не представлено. Определение суда о принятии заявления к рассмотрению от 05.04.2021 получено ответчиком 08.04.2021, о чем свидетельствует уведомление о вручении почтового отправления.  

В соответствии со статьей 156 АПК РФ заявление рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в материалах дела документам.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Конкурсный управляющий с учетом уточненного заявления  от 06.09.2021 просит:

истребовать у бывшего руководителя МУП ЖКХ «Бурмакино» (ИНН <***>) ФИО2 и обязать передать конкурсному управляющему всю документацию за весь период деятельности должника МУП ЖКХ «Бурмакино» (ИНН <***>), в т.ч.:

1.  бухгалтерские документы (книги продаж и покупок, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, банковские документы, зарплатные ведомости, кассовые книги и отчеты, авансовые отчеты, акты списания задолженности и имущества, материалов, акты приема передачи/выдачи, письма, указания в оплату платежей третьими лицами с подтверждающими плату документами);

2.  акты инвентаризации имущества и финансовых обязательств, инвентаризационные ведомости по установленным формам;

3.  ежегодные отчеты ревизионной комиссии о результатах деятельности, отчеты и заключения аудиторских фирм;

4.  документы по дебиторской задолженности, в том числе:

-    выписки из лицевых счетов по задолженности населения за период с 03.06.2013г. по 30.09.2018г.;

-    договоры с дебиторами: с ООО СП «Северянка» на выполнение ремонтных работ на сумму 19070,61 руб., с АО «ДИКСИ ЮГ» от 18.12.2019г. на выполнение ремонта водопровода на сумму 4745,34 руб., теплоснабжения с ПАО Сбербанк России за 2019 год, водоснабжения с ПАО «Ростелеком» за 2019 год;

-    акты сверки расчетов за весь период деятельности;

-    документы, подтверждающие поставку/услуги;

-    документы, подтверждающие списание/зачет задолженности;

5.  расшифровка авансов, выданных поставщикам и подрядчикам:

-    авансовые отчеты о выдаче авансовых денежных средств поставщикам и подрядчикам;

-    договоры с поставщиками, подрядчиками по которым были выданы авансовые денежные средства;

-    подтверждение выдачи авансовых денежных средств (платежные поручения, кассовые документы);

6.  документы по кредиторской задолженности, в том числе:

-    договоры с кредиторами за весь период деятельности;

-    акты сверки расчетов за весь период деятельности;

-    документы, подтверждающие поставку (продажу): товарные накладные, товарно-транспортные накладные, заявки на отгрузку;

-    документы, подтверждающие списание/зачет задолженности;

7.  договоры, соглашения, контракты (включая дополнительные соглашения и соглашения об их расторжении), заключенные со всеми юридическими и физическими лицами за весь период деятельности.

Исследовав материалы дела, изучив доводы заявлений, письменных пояснений,  суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, исходя из нижеследующего.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) и частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данная норма носит специальный характер и закрепляет обязанность руководителя должника в установленный срок вне зависимости от поступления либо не поступления соответствующего запроса предоставить конкурсному управляющему перечисленные документы и материальные ценности.

Данное требование обусловлено, в том числе, и тем, что отсутствие необходимых документов не позволяет конкурсному управляющему иметь полную информацию о деятельности должника и совершенных им сделках и исполнять обязанности, предусмотренные частью 2 статьи 129 Закона о банкротстве, в частности, принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном Законом о банкротстве, с целью формирования конкурсной массы и осуществления расчетов с кредиторами должника.

При этом конкурсному управляющему должны быть переданы оригиналы документов, поскольку с даты признания должника банкротом конкурсный управляющий является руководителем должника. Изложенное означает, что бывший руководитель должника обязан передать назначенному конкурсному управляющему все имеющиеся у него документы в оригиналах должника по правилам пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве.

В целях исполнения возложенных на него Законом о банкротстве обязанностей конкурсному управляющему предоставлено право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну (абзац 7 пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве).

Физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.

На заявление конкурсного управляющего об обязании передать документацию распространяются общие требования процессуального законодательства, предъявляемые к форме и содержанию иска. Так, конкурсный управляющий должен сформулировать предмет своего требования, конкретизировав перечень и виды запрашиваемых документов (пункт четвертый части 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом степень должной конкретизации требования арбитражного управляющего об обязании передать документы оценивается судом с учетом обстоятельств рассматриваемого дела и необходимости обеспечения реальной возможности осуществления управляющим возложенных на него полномочий.

Арбитражный управляющий вправе требовать от руководителя (а также от других лиц, у которых фактически находятся соответствующие документы) по суду исполнения данной обязанности в натуре применительно к правилам статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (абзац второй пункта 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве»).

По смыслу пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, кредитор не вправе требовать по суду от должника исполнения обязательства в натуре, если осуществление такого исполнения объективно невозможно (абзац второй пункта 22 и абзац первый пункта 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»).

Как следует из пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом муниципального унитарного предприятия и осуществляет руководство его текущей деятельностью. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия и подотчетен последнему. Руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.

Обязанность ведения бухгалтерского учета, обеспечения сохранности в течение определенных периодов (не менее пяти лет) первичной документации, на основании которой ведется такой учет и сдается отчетность, установлена положениями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также статьей 50 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Ответственность за ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета возложена на руководителя организации.

Из содержания статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации следует необходимость суда исследовать вопрос о фактическом нахождении всех истребуемых документов у лица, к которому предъявлено требование об их передаче. Судебный акт, обязывающий передать документы, отсутствующие у лица, не может обладать признаками исполнимости. Вынесение неисполнимого судебного акта недопустимо, поскольку иначе он не будет соответствовать части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и может создать угрозу необоснованного привлечения лица к ответственности за его неисполнение (в частности, в случае взыскания в пользу кредитора неустойки в соответствии со статьей 308.3 ГК РФ).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что общеправовой принцип правовой определенности предполагает стабильность правового регулирования и исполнимость вынесенных судебных решений (постановление от 30.07.2001 № 13-П, постановление от 05.02.2007 № 2-П); судебные акты должны быть исполнимы реально и безусловно.

Таким образом, из приведенных выше норм права следует, что обращаясь с требованием об истребовании документов, заявителю необходимо доказать наличие данных документов у лица, к которому заявлены требования, а также невозможность их самостоятельного получения.

Основанием же для отказа в удовлетворении такого ходатайства могут служить, в частности, подтвержденные документально факты предоставления документов и материальных ценностей, принятия всех необходимых мер для своевременной передачи документов и ценностей, либо отсутствия истребуемых документов и ценностей у бывшего руководителя должника.

Согласно статье 65 АПК РФ бремя опровержения доводов конкурсного управляющего возлагается на руководителя должника.

В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 № 12787/11, процессуальные права участвующего в деле лица неразрывно связаны с его обязанностями (части 2, 3 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Обладание правами без выполнения обязанностей противоречит конституционному принципу равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации, статья 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, получив возможность пользоваться процессуальными правами, истец принял на себя и процессуальные обязанности, одной из которых является обязанность по доказыванию исковых требований.

По смыслу приведенных норм права руководитель МУП ЖКХ «Бурмакино», обязан был организовать ведение бухгалтерского учета, представлять налоговую отчетность, обеспечить сохранность первичной документации должника, а при смене руководителя организации должен был обеспечить передачу документов бухгалтерского учета организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учета определяется организацией самостоятельно.

В силу пункта 2 статьи 28 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие хранит документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, по месту нахождения его руководителя или в ином определенном уставом унитарного предприятия месте.

Поскольку наличие документов бухгалтерского учета и (или) отчетности у руководителя должника предполагается и является обязательным требованием закона, то в силу закона руководитель должника обязан не только обеспечить ведение бухгалтерского учета и сохранность первичных учетных документов должника, а в случае необходимости их восстановление, но и впоследствии в кратчайшие сроки передать их конкурсному управляющему независимо от предъявления последним какого-либо требования.

При этом, как следует из материалов дела, определением суда от 12.05.2020 в отношении МУП ЖКХ «Бурмакино» введена процедура наблюдения.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 27.03.2021 (резолютивная часть от 22.03.2021) МУП ЖКХ «Бурмакино» признано  несостоятельным (банкротом), процедура наблюдения завершена, в отношении должника открыто конкурсное производство.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц МУП ЖКХ «Бурмакино» зарегистрировано 08.05.2013 за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) <***>, основной вид деятельности – ОКВЭД 35.30.14 Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц ФИО2 являлся исполняющим обязанности директора с 02.03.2021 до даты введения процедуры конкурсного производства – 22.03.2021.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что общеправовой принцип правовой определенности предполагает стабильность правового регулирования и исполнимость вынесенных судебных решений (постановление от 30.07.2001 № 13-П, постановление от 05.02.2007 № 2-П); судебные акты должны быть исполнимы реально и безусловно.

Поскольку на основании определения суда об истребовании документов и ценностей, возлагающего обязанность по передаче имущества и совершению определенных действий, выдается исполнительный лист, позволяющий взыскателю требовать принудительного исполнения судебного определения путем обращения в службу судебных приставов, то суд, обязав лицо передать соответствующие документы, должен установить факт их нахождения у данного лица, указать их перечень и реквизиты, иначе судебный акт не будет соответствовать принципу исполнимости, в свою очередь на лицо, у которого истребованы документы, могут быть наложены соответствующие меры ответственности.

Таким образом, из приведенных выше норм права следует, что обращаясь с требованием об истребовании документов, заявителю необходимо доказать наличие данных документов у лица, к которому заявлены требования, а также невозможность их самостоятельного получения.

Применительно к обстоятельствам настоящего спора для возложения обязанности по предоставлению документов бывший руководитель должника должен обладать этими документами либо (при их отсутствии) иметь возможность их восстановления.

В том случае, если он не обладает необходимыми документами и не имеет возможности их восстановления, обязанность по их передаче возложена на него быть не может, что, однако, не освобождает ответчика от иных негативных последствий невыполнения обязанности по передаче документов, заключающихся в публично-правовой ответственности, а также возможности привлечения к субсидиарной ответственности по обязательствам должника по правилам главы III.2 Закона о банкротстве.

Доказательств наличия у ФИО2, истребуемых документов, намеренного уклонения от исполнения обязанности по передаче запрашиваемых документов конкурсным управляющим в материалы обособленного спора не представлено. Акты приема-передачи документов от бывшего руководителя должника вновь назначенному и.о. руководителя ФИО2 в материалах дела отсутствуют, что не оспаривается конкурсным управляющим.

Также суд учитывает, что ФИО2 был назначен исполняющим обязанности директора распоряжением № 23 от 20.02.2021, о чем 02.03.2021 внесена запись в ЕНГРЮЛ, то есть уже в процедуре наблюдения, за месяц до признания должника банкротом и открытия конкурсного производства, что, по мнению суда, свидетельствует о недостаточности времени для анализа деятельности должника в полном объеме, установления наличия необходимых документов и, в случае их отсутствия, восстановления утраченных.

Кроме того, конкурсным управляющим не доказано, что МУП ЖКХ «Бурмакино» проводилась инвентаризация имущества и финансовых обязательств, ежегодные проверки ревизионной комиссий деятельности должника, а также аудиторские проверки.

Также не представлено доказательств невозможности конкурсным управляющим самостоятельного получения истербуемых документов, в том числе и у контрагентов, бывших руководителей, собственника имущества должника, регистрирующих органов, ревизионных комиссий, аудиторских фирм.

На основании изложенного, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд признает требование конкурсного управляющего должником об истребовании документов у бывшего руководителя должника ФИО2 не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьей 60, 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184-188, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

        в удовлетворении заявления конкурсного управляющего Муниципальным унитарным предприятием Жилищно-коммунальное хозяйство «Бурмакино» ФИО1 отказать.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления его в полном объеме).

 Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ярославской области, в том числе посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в  через систему «Мой арбитр» (http://my.arbitr.ru).-сети «Интернет». 

Определение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа (ст.186 АПК РФ).

Судья

Козодой Н.А.