ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А82-9776/11 от 25.10.2011 АС Ярославской области

191/2011-73812(1)

Арбитражный суд Ярославской области
150054, г. Ярославль, пр. Ленина, дом 28, тел. (4852) 67-31-30, факс 32-12-51
http://yaroslavl.arbitr.ru, e-mail: dela@yaroslavl.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ярославль

Дело № А82-9776/2011

25 октября 2011 года

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Сорокиной С.Р.,

рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по заявлению производственного дачно-строительного кооператива "Петровские усадьбы" (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области

о признании недействительным постановления главы администрации Ростовского муниципального района от № 1373 07.07.2011,

при участии

от заявителя – ФИО1 – представитель по доверенности от 21.07.2011 № б/н,

от ответчика – ФИО2 – зам. начальника юр. отдела по доверенности № 1515 от 30.05.2011,

установил:

Производственный дачно-строительный кооператив "Петровские усадьбы" (далее – заявитель, ПДСК «Петровские усадьбы) обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области (далее – ответчик, Администрация) о признании недействительным постановления главы администрации Ростовского муниципального района от № 1373 07.07.2011.

Заявитель в предварительном судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Ответчик в предварительном судебном заседании предъявленные требования не признал, представил письменный отзыв, согласно которому пояснил следующее. 24.12.2010 в Администрацию поступило заявление от ПДСК «Петровские усадьбы» о предоставлении в собственность земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения площадью 497,5 га, с кадастровым номером 76:13:041701:0017 и площадью 893,7 га с кадастровым номером 76:13:000000:0236. В ходе рассмотрения заявления установлено, что Постановлением Главы Ростовского муниципального района от 18.10.2007 за № 1587 обществу с ограниченной ответственностью «АгроЯна» (далее – ООО «АгроЯна») были предоставлены земельные участки общей площадью 23 936 200 кв. м, из земель фонда перераспределения земель по адресу: Ярославская область, Ростовский район, Итларский сельский округ (земли сельскохозяйственного назначения) в аренду сроком на 49 лет для сельскохозяйственного использования, согласно экспликации земель (приложение к постановлению). ООО «АгроЯна» заключило с Управлением муниципального имущества администрации РМР договоры аренды указанных земельных участков (в т.ч. договоры аренды испрашиваемых земельных участков от 18.10.2007 г. №№ 196/07 и 197/07). Постановлением Главы администрации Ростовского муниципального района в Постановление Главы администрации Ростовского муниципального района внесены изменения, которыми к виду разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» дополнительно установлены и другие виды: для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства,


огородничества, животноводства и дачного строительства. На основании Соглашения о передаче прав и обязанностей (зарегистрировано в УФРС по ЯО 10 июля 2008 г.) ООО «АгроЯна» передало ПДСК права аренды на земельные участки площадью 17 768 200 кв. м. В настоящее время ПДСК является новым арендатором по заключенным с управлением муниципального имущества договорам аренды земельных участков. Истечение трехлетнего срока с момента заключения договоров аренды испрашиваемых земельных участков стало основанием для обращения ПДСК «Петровские усадьбы» в администрацию Ростовского муниципального района с заявлением о выкупе вышеуказанных земельных участков. В результате проведенной Администрацией проверки было установлено, что для приобретения права собственности на испрашиваемые земельные участки ПДСК «Петровские усадьбы» требовалось доказать надлежащее использование земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Актом проверки Ростовского отдела Управления Росреестра по ЯО установлено, что поверхность арендуемых земельных участков покрыта естественным травяным покровом, порослью березы и сосны. На земельных участках ведется строительство домов (общее количество построек 7), протянута электролиния, по пашне прокладывают дороги. В связи с ненадлежащим использованием земельных участков в предоставлении их в собственность было отказано. Также при проверке установлена недействительность принятого постановления Администрации о дополнении вида разрешенного использования земельными участками «для сельскохозяйственного использования» видами «для ведения личного подсобного хозяйства», «для садоводства», «для огородничества», «для животноводства» и «для дачного строительства». Незаконность данного постановления также установлена Ростовским межрайонным прокурором, который в протесте от 27.06.2011 за № 7.1-2011 потребовал отменить постановление и.о. главы Администрации от 07.04.2008 № 12, как противоречащий действующему земельному законодательству муниципальный правовой акт. Прокуратурой Ярославской области было рассмотрено обращение председателя Правления ПДСК «Петровские усадьбы» по вопросу законности протеста Ростовской межрайонной прокуратуры в отношении постановления главы администрации Ростовского муниципального района от 07.04.2008 № 12. По результатам рассмотрения данного обращения прокуратура Ярославской области пришла к выводу об обоснованности доводов протеста. Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту. В силу статьи 7 ЗК РФ одной из категорий, на которые подразделяются земли по целевому назначению, являются земли сельскохозяйственного назначения, которые должны использоваться в соответствии с указанным назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Статьей 77 ЗК РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в частности, сельскохозяйственные угодья. В силу пункта 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не


более чем через пять лет со дня введения в действие названного Кодекса решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 этого же Закона, с учетом результатов публичных слушаний. Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются градостроительным регламентом. Вместе с тем в силу пункта 6 статьи 36 названного Кодекса для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются. Согласно пункту 7 указанной статьи использование таких земельных участков определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Федеральным законом от 21.12.2004 № 172- ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона № 172-ФЗ предусмотрено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 названного Федерального закона перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, перечисленных в приведенной норме. При этом указанной статьей не предусмотрена возможность использования сельскохозяйственных угодий для ведения дачного строительства. Кроме того, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую из земель сельскохозяйственного назначения производится только органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, однако Правительством Ярославской области такого решения не принималось. Поскольку у главы администрации Ростовского муниципального района не было предусмотренных действующим законодательством оснований для принятия постановления об изменении вида разрешенного использования земельных участков, то постановлением администрации РМР от 07.07.2011 г. № 1373 правомерно отменено незаконное постановление главы администрации РМР от 07.04.2008 № 12. Виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в статье 78 ЗК РФ и, кроме проведенного компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения. Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается Земельным кодексом, Федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан. Статья 2 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических, и дачных объединениях граждан» (далее - Закон № 66-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства гражданами, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов. При этом названый Закон предусматривает предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан. Следующим этапом в силу статей 12, 14 Закона № 66-ФЗ является предоставление органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого


объединения земельных участков в собственность или на ином вещном праве. В части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее - Закон № 131-ФЗ) установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ). В силу статьи 48 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт. Из смысла приведенных норм следует, что орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменять ранее принятый им ненормативный правовой акт, в случае выявления его противоречия закону; отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным, и не нарушать законных прав граждан и организаций.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд считает, что подготовка дела к судебному разбирательству окончена, дело подготовлено к судебному разбирательству.

Руководствуясь статьей 136, частями 1, 2 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

1. Назначить дело к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции на 06 декабря 2011 года на 10 час. 00 мин. в помещении суда по адресу: <...>, каб.327, тел.(4852) 67-31-43 (помощник судьи Тарапун Любовь Павловна).

2. Сторонам представить следующие документы: Заявителю – копию инвестиционного договора от 06.12.2007.

Ответчику – копию соглашения от 05.12.2007.

Стороны уведомляются, что на официальном сайте Арбитражного суда Ярославской области http://yaroslavl.arbitr.ru и информационном стенде в здании суда размещается информация о перерывах в судебных заседаниях.

Судья

Сорокина С.Р.



2 А82-9776/2011

3 А82-9776/2011

4 А82-9776/2011