АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11
E-mail: info@crimea.arbitr.ru
http://www.crimea.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об оставлении искового заявления без рассмотрения
город Симферополь
Резолютивная часть определения объявлена 30 сентября 2020 года Определение изготовлено в полном объеме 07 октября 2020 года
Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Якимчук Н.Ю., при ведении протокола судебного заседания и его фиксации посредством технических средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Жилинской А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Крымская овощная фабрика» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
при участии в деле в качестве заинтересованных лиц:
Администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым (ОГРН <***>)
Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (ОГРН <***>)
об установлении факта, имеющего юридическое значение,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - ФИО1, представитель по доверенности № 82/55 от 21.02.2019, личность удостоверена на основании паспорта гражданина РФ;
в отсутствие явки в судебное заседание уполномоченных представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Крымская овощная фабрика» обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, согласно которого просит
суд об установлении факта, имеющего юридическое значение, а именно: факта владения и пользования ООО «Крымской овощной фабрикой» имуществом - ранее учтенным земельным участком, кадастровый номер 90:01:120501:888, местонахождением: Республика Крым, Бахчисарайский район, Красномакский сельский совет, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства на правах собственника.
Определением от 16.06.2020 суд принял заявление к производству. Также суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица – Администрацию Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым (ОГРН <***>, ИНН <***>, 298464, Республика Крым, Бахчисарайский район, село Красный мак, улица Центральная, дом 1) и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (ОГРН <***>, ИНН <***>, 295015, <...>).
Судебные заседания откладывались по различным основаниям.
В судебное заседание, имевшее место 30.09.2020 явился представитель заявителя, иные лица, участвующие в деле явку своих уполномоченных представителе не обеспечили, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель заявителя на заявленном требовании об установлении юридического факта настаивал.
Заявленные требования мотивированы необходимостью установления факта наличия права собственности ООО «Крымская овощная фабрика» раннее учтенным земельным участком, кадастровый номер 90:01:120501:888, расположенном по адресу: Республика Крым, Бахчисарайский район, Красномакский сельский совет, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства.
Согласно статье 218 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель обосновывает необходимость установления юридического факта тем, что Общество с ограниченной ответственностью «Крымская овощная компания» является собственником вышеуказанного земельного участка на основании Решений Красномакского
сельского совета Бахчисарайского района от 29.03.1996, от 24.02.2000 № 60, как правопреемник ООО «Агрофирма «Украина».
По факту проведенной инвентаризации, согласно прилагаемой описи, через многофункциональный центр, 01.03.2019 года, представителем по доверенности было подано заявление на внесение изменений в Акт коллективной собственности <...> на уточнение площади, установлению границ земельного участка кадастровый номер 90:01:120501:888 и внесения записи в единый государственный реестр прав.
юридического значения, а значит и правовые основания у юридического лица на регистрационные действия отсутствуют.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, а также полагая, что ООО «Крымская овощная фабрика» является правообладателем ранее учтенного земельного участка, переданного из государственной собственности в совместную собственность юридическому лицу в силу Федерального Конституционного закона № 6-ФКЗ, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Заявитель, обращаясь в арбитражный суд, самостоятельно формулирует какие факты, порождающие юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, необходимо установить суду. В данном случае, исходя из фактических обстоятельств дела, установление факта владения и признание права собственности, неизбежно повлечет спор о праве, который не подлежит рассмотрению в порядке особого производства.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов.
Аналогичная позиция изложена в пункте 1 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 № 76 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение».
В соответствии с частью 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Возможность установления факта владения и пользования недвижимым имуществом предусмотрена пунктом 6 части 2 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В соответствии со статьей 267 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Исходя из смысла указанных норм в их взаимосвязи следует, что для установления судом факта владения и пользования недвижимым имуществом необходимо установить как факт владения и пользования недвижимым имуществом на указанном заявителем основании, так и то, что получить необходимые документы во внесудебном порядке невозможно, либо то, что у заявителя имелись необходимые документы о владении и пользовании недвижимым имуществом, но были утрачены и их восстановление невозможно.
Согласно части 3 статьи 263 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.
Таким образом, к предмету доказывания по делу о факте владения и пользования недвижимым имуществом относится и установление отсутствия спора о праве собственности на недвижимое имущество.
Иными словами, заявителю необходимо доказать факты:
- владения и пользования недвижимым имуществом;
- получения отказа в выдаче надлежащего документа или невозможности его восстановления соответствующим органом;
- отсутствия спора о праве собственности на недвижимое имущество;
- утраты заявителем документа о владении или пользовании недвижимым имуществом.
Аналогичная позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29.11.2006).
В содержании заявления заявитель указывает на то, что правоустанавливающими документами, подтверждающими переход права на спорный земельный участок, являются Решения Красномакского сельского совета Бахчисарайского района от 29.03.1996 и Решение Краснокамкого сельского совета Бахчисарайского района от 24.02.2000, а не государственный акт на землю.
Согласно ст. 17 Земельного кодекса Украины от 18.12.1990 г. № 561-XII передача земельных участков в коллективную и частную собственность производится Советами народных депутатов, на территории которых расположены земельные участки.
Граждане, заинтересованные в передаче им в собственность земельных участков из земель запаса, подают заявление об этом в сельский, поселкового, городского, а в случае отказа - в районную, городскую, в административном подчинении которой есть район, Совета народных депутатов по месту расположения земельного участка. В заявлении указываются желаемые размер и месторасположение участка, цель ее использования и состав семьи.
Соответствующий Совет народных депутатов рассматривает заявление и в случае согласия передать земельный участок в собственность гражданину заказывает землеустроительной организации разработку проекта его отвода. Проект отвода земельного участка согласовывается с сельской (поселковой) Советом народных депутатов, с районными (городскими) землеустроительным, природоохранным и санитарным органами, органом архитектуры и подается в районный (городской) Совета народных депутатов для принятия решения о передаче гражданину земельного участка в собственность.
Передача земельного участка в коллективную собственность коллективным сельскохозяйственным предприятиям, сельскохозяйственным кооперативам, сельскохозяйственным акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, производится сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов по месту расположения земельного участка на основании ходатайств указанных предприятий, кооперативов и обществ.
К ходатайству прилагаются материалы, обосновывающие размер земельного участка, исчисленный в соответствии с требованиями части шестой статьи 5 настоящего Кодекса.
Местный Совет народных депутатов рассматривает в месячный срок указанные ходатайства и материалы и принимает решение по этому вопросу.
Исходя из содержания Решения Красномакского сельского совета Бахчисарайского района от 29.03.1996 местными органами приняты решения о предоставлении в собственность земельного участка в собственность КСП «Украина», а 24.02.2000 Красномакским сельским советом Бахчисарайского района принято решение о предоставлении дополнительного земельного участка из земель резервного фонда.
Этим же решением КСП «Украина» рекомендовано заказать проектную документацию на дополнительный земельный участок, предназначенный для выделения в коллективную собственность КСП «Украина».
Таким образом, в соответствии с земельным законодательством указанные решения являлись основанием для разработки проектной документации и последующего оформления права собственности на передаваемой земельный участок.
Согласно 22 ЗКУ право собственности на землю или право пользования предоставленной земельным участком возникает после установления землеустроительными организациями границ земельного участка в натуре (на местности) и получения документа, удостоверяющего это право.
Согласно ст. 23 ЗКУ Право собственности или право постоянного пользования землей удостоверяется государственными актами, издаваемыми и регистрируются сельскими, поселковыми, городскими, районными Советами народных депутатов.
Государственный акт на право коллективной собственности на землю предоставляется коллективному сельскохозяйственному предприятию, сельскохозяйственному кооперативу, сельскохозяйственном акционерному обществу с указанием размеров земель, находящиеся в собственности предприятия, кооператива, общества и в коллективной собственности граждан. К государственному акту прилагается список этих граждан.
Исходя из вышеназванных норм, у КСП «Украина» не возникло права собственности на земельный участок площадью 2191,40 га.
Приступать к использованию земельного участка, в том числе на условиях аренды, до установления границ этого участка в натуре (на местности) и получения документа, удостоверяющего право собственности или право пользования землей, запрещается (ст. 22 ЗКУ).
Таким образом, у КСП «Украина» отсутствовали основания использования земельного участка испрашиваемой площадью, соответственно заявителем не доказано законное владение и пользование испрашиваемым земельным участком.
Согласно раздела VII Закона Украины О государственном земельном кадастре от 07.07.2011 № 3613-VI земельные участки, право на которые возникло до 2004 года, считаются сформированными независимо от присвоения им кадастрового номера.
В случае если сведения об указанных земельные участки не внесены в Государственный реестр земель, их государственная регистрация осуществляется на основании технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности) по заявлению их владельцев (пользователей земельного участка государственной или коммунальной собственности) или лица, подавшего заявление о признании наследства выморочным, если такое дело принято к производству судом.
Внесения других изменений в сведения об этих земельных участках осуществляется после государственной регистрации земельных участков.
В случае если кадастровые номера земельных участков были определены (в том числе на основании технической документации по землеустройству относительно составления документов, удостоверяющих право на земельный участок), но не присвоены до 1 января 2013 года, такие кадастровые номера считаются присвоенными, а земельные участки - зарегистрированными в Государственном земельном кадастре с момента письменного обращения заказчика документации по землеустройству, на основании которой был определен кадастровый номер земельного участка, без представления электронного документа и взыскания платы за государственную регистрацию земельного участка, в случае если такая документация по землеустройству была утверждена до 1 января 2013 года в порядке, установленном законом.
В случае если к 1 января 2013 была разработана техническая документация по землеустройству относительно составления документов, удостоверяющих право на земельный участок, на основании решения соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о предоставлении или передаче земельного участка в собственность или предоставление в пользование, в том числе на условиях аренды, а сведения о таком земельном участке не внесены в Государственный реестр земель, государственная регистрация такого земельного участка осуществляется на основании указанной технической документации по землеустройству в порядке, установленном законом.
Исходя из изложенного, ввиду того, что государственная регистрация испрашиваемого земельного участка не произведена на основании технической документации по землеустройству в порядке, установленном законом, у КСП «Украина» (по состоянию на март 2014 года) не возникло право собственности на испрашиваемый земельный участок.
Следует отметить, что согласно статье 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЭРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - № 38-ЗРК) завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 № 313 «Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым» утвержден порядок завершения оформления прав на земельные участки.
Повторно ООО «Крымская овощная фабрика» в соответствующим заявлением не обращалось, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Установив, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления, иные органы, по сути не рассмотрено в течение предусмотренного законом или нормативным правовым актом срок, заявитель вправе обжаловать решение органа, его действие или бездействие в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 4 статьи 221 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в ходе судебного разбирательства по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, выяснится, что возник спор о праве, арбитражный суд оставляет заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, без рассмотрения, о чем выносит определение.
В определении заявителю и другим заинтересованному по делу лицу разъясняется их право разрешить спор в порядке искового производства.
На основании изложенного, суд пришел к выводу о наличии оснований для оставления заявления без рассмотрения в связи с наличием спора о праве.
Оставление искового заявления без рассмотрения не лишает заявителя права вновь обратиться в арбитражный суд с заявлением в общем порядке (часть 3 статьи 149 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 149 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в определении об оставлении искового заявления без рассмотрения арбитражный суд решает вопросы о возврате государственной пошлины из бюджета Российской Федерации.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.
Из положений пункта 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах» следует, что согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае оставления заявления без рассмотрения по основаниям, предусмотренным статьей 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу изложенного, государственная пошлина, уплаченная заявителем при подаче настоящего заявления в суд платежным поручением № 229 от 12.04.2019 в размере 6000,00 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 148, статьями 104, 149, 184, 185, 217, 221 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд -
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Определение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (299011, <...>) в течение месяца со дня принятия определения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа (248001, <...>) в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.
Судья Н.Ю. Якимчук