ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А83-10934/20 от 30.09.2020 АС Республики Крым

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ 

295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

E-mail: info@crimea.arbitr.ru
http://www.crimea.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об оставлении искового заявления без рассмотрения 

город Симферополь 

Резолютивная часть определения объявлена 30 сентября 2020 года  Определение изготовлено в полном объеме 07 октября 2020 года 

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Якимчук Н.Ю., при ведении  протокола судебного заседания и его фиксации посредством технических средств  аудиозаписи секретарём судебного заседания Жилинской А.Д., рассмотрев в открытом  судебном заседании материалы дела по заявлению 

Общества с ограниченной ответственностью «Крымская овощная фабрика» (ОГРН  <***>, ИНН <***>) 

при участии в деле в качестве заинтересованных лиц:

Администрации Красномакского сельского поселения Бахчисарайского района Республики  Крым (ОГРН <***>) 

Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (ОГРН  <***>) 

об установлении факта, имеющего юридическое значение, 
при участии в судебном заседании:

от заявителя - ФИО1, представитель по доверенности № 82/55 от 21.02.2019,  личность удостоверена на основании паспорта гражданина РФ; 

в отсутствие явки в судебное заседание уполномоченных представителей иных лиц,  участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного  заседания. 

УСТАНОВИЛ:

 Общество с ограниченной ответственностью «Крымская овощная фабрика»  обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением, согласно которого просит 


суд об установлении факта, имеющего юридическое значение, а именно: факта владения и  пользования ООО «Крымской овощной фабрикой» имуществом - ранее учтенным  земельным участком, кадастровый номер 90:01:120501:888, местонахождением: Республика  Крым, Бахчисарайский район, Красномакский сельский совет, категория земель - земли  сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства на правах  собственника. 

 Определением от 16.06.2020 суд принял заявление к производству. Также суд привлек   к участию в деле в качестве заинтересованного лица – Администрацию Красномакского  сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым (ОГРН <***>, ИНН  <***>, 298464, Республика Крым, Бахчисарайский район, село Красный мак, улица  Центральная, дом 1) и Министерство имущественных и земельных отношений Республики  Крым (ОГРН <***>, ИНН <***>, 295015, <...>). 

Судебные заседания откладывались по различным основаниям.

В судебное заседание, имевшее место 30.09.2020 явился представитель заявителя,  иные лица, участвующие в деле явку своих уполномоченных представителе не обеспечили, о  дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что  подтверждается материалами дела. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ при  неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим  образом извещённых о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть  дело в их отсутствие. 

Представитель заявителя на заявленном требовании об установлении юридического  факта настаивал. 

Заявленные требования мотивированы необходимостью установления факта наличия  права собственности ООО «Крымская овощная фабрика» раннее учтенным земельным  участком, кадастровый номер 90:01:120501:888, расположенном по адресу: Республика  Крым, Бахчисарайский район, Красномакский сельский совет, категория земель – земли  сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства. 

Согласно статье 218 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее – АПК РФ) арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение  для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Заявитель обосновывает необходимость установления юридического факта тем, что  Общество с ограниченной ответственностью «Крымская овощная компания» является  собственником вышеуказанного земельного участка на основании Решений Красномакского 


сельского совета Бахчисарайского района от 29.03.1996, от 24.02.2000 № 60, как  правопреемник ООО «Агрофирма «Украина». 

По факту проведенной инвентаризации, согласно прилагаемой описи, через  многофункциональный центр, 01.03.2019 года, представителем по доверенности было  подано заявление на внесение изменений в Акт коллективной собственности <...>  на уточнение площади, установлению границ земельного участка кадастровый номер  90:01:120501:888 и внесения записи в единый государственный реестр прав. 


юридического значения, а значит и правовые основания у юридического лица на  регистрационные действия отсутствуют. 

Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, а также полагая, что ООО «Крымская  овощная фабрика» является правообладателем ранее учтенного земельного участка,  переданного из государственной собственности в совместную собственность юридическому  лицу в силу Федерального Конституционного закона № 6-ФКЗ, общество обратилось с  настоящим заявлением в арбитражный суд. 

Заявитель, обращаясь в арбитражный суд, самостоятельно формулирует какие факты,  порождающие юридические последствия в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности, необходимо установить суду. В данном случае, исходя из  фактических обстоятельств дела, установление факта владения и признание права  собственности, неизбежно повлечет спор о праве, который не подлежит рассмотрению в  порядке особого производства. 

В соответствии с частью 1 статьи 219 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе  обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих  юридическое значение, только если у заявителя отсутствует возможность получить или  восстановить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты, и если федеральным  законом или иным нормативным правовым актом не предусмотрен иной внесудебный  порядок установления соответствующих фактов. 

Аналогичная позиция изложена в пункте 1 Информационного письма Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 № 76 «Обзор практики  рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое  значение». 

В соответствии с частью 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса  Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение,  изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. 

Возможность установления факта владения и пользования недвижимым имуществом  предусмотрена пунктом 6 части 2 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса  Российской Федерации. 

В силу статьи 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд  устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности  получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти  факты, или при невозможности восстановления утраченных документов. 


В соответствии со статьей 267 Гражданского процессуального кодекса Российской  Федерации в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно  быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также  должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения  заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных  документов. 

Исходя из смысла указанных норм в их взаимосвязи следует, что для установления  судом факта владения и пользования недвижимым имуществом необходимо установить как  факт владения и пользования недвижимым имуществом на указанном заявителем основании,  так и то, что получить необходимые документы во внесудебном порядке невозможно, либо  то, что у заявителя имелись необходимые документы о владении и пользовании недвижимым  имуществом, но были утрачены и их восстановление невозможно. 

Согласно части 3 статьи 263 Гражданского процессуального кодекса Российской  Федерации в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого  производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит  определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и  другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства. 

Таким образом, к предмету доказывания по делу о факте владения и пользования  недвижимым имуществом относится и установление отсутствия спора о праве собственности  на недвижимое имущество. 

Иными словами, заявителю необходимо доказать факты:
- владения и пользования недвижимым имуществом;

- получения отказа в выдаче надлежащего документа или невозможности его  восстановления соответствующим органом; 

- отсутствия спора о праве собственности на недвижимое имущество;

- утраты заявителем документа о владении или пользовании недвижимым  имуществом. 

Аналогичная позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики  Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года (утв. Постановлением  Президиума Верховного Суда РФ от 29.11.2006). 

В содержании заявления заявитель указывает на то, что правоустанавливающими  документами, подтверждающими переход права на спорный земельный участок, являются  Решения Красномакского сельского совета Бахчисарайского района от 29.03.1996 и Решение  Краснокамкого сельского совета Бахчисарайского района от 24.02.2000, а не  государственный акт на землю. 


Согласно ст. 17 Земельного кодекса Украины от 18.12.1990 г. № 561-XII передача  земельных участков в коллективную и частную собственность производится Советами  народных депутатов, на территории которых расположены земельные участки. 

Граждане, заинтересованные в передаче им в собственность земельных участков из  земель запаса, подают заявление об этом в сельский, поселкового, городского, а в случае  отказа - в районную, городскую, в административном подчинении которой есть район,  Совета народных депутатов по месту расположения земельного участка. В заявлении  указываются желаемые размер и месторасположение участка, цель ее использования и  состав семьи. 

Соответствующий Совет народных депутатов рассматривает заявление и в случае  согласия передать земельный участок в собственность гражданину заказывает  землеустроительной организации разработку проекта его отвода. Проект отвода земельного  участка согласовывается с сельской (поселковой) Советом народных депутатов, с  районными (городскими) землеустроительным, природоохранным и санитарным органами,  органом архитектуры и подается в районный (городской) Совета народных депутатов для  принятия решения о передаче гражданину земельного участка в собственность. 

Передача земельного участка в коллективную собственность коллективным  сельскохозяйственным предприятиям, сельскохозяйственным кооперативам,  сельскохозяйственным акционерным обществам, в том числе созданным на базе совхозов и  других государственных сельскохозяйственных предприятий, производится сельскими,  поселковыми, городскими Советами народных депутатов по месту расположения  земельного участка на основании ходатайств указанных предприятий, кооперативов и  обществ. 

К ходатайству прилагаются материалы, обосновывающие размер земельного участка,  исчисленный в соответствии с требованиями части шестой статьи 5 настоящего Кодекса. 

Местный Совет народных депутатов рассматривает в месячный срок указанные  ходатайства и материалы и принимает решение по этому вопросу. 

Исходя из содержания Решения Красномакского сельского совета Бахчисарайского  района от 29.03.1996 местными органами приняты решения о предоставлении в  собственность земельного участка в собственность КСП «Украина», а 24.02.2000  Красномакским сельским советом Бахчисарайского района принято решение о  предоставлении дополнительного земельного участка из земель резервного фонда. 

Этим же решением КСП «Украина» рекомендовано заказать проектную  документацию на дополнительный земельный участок, предназначенный для выделения в  коллективную собственность КСП «Украина». 


Таким образом, в соответствии с земельным законодательством указанные решения  являлись основанием для разработки проектной документации и последующего оформления  права собственности на передаваемой земельный участок. 

Согласно 22 ЗКУ право собственности на землю или право пользования  предоставленной земельным участком возникает после установления землеустроительными  организациями границ земельного участка в натуре (на местности) и получения документа,  удостоверяющего это право. 

Согласно ст. 23 ЗКУ Право собственности или право постоянного пользования землей  удостоверяется государственными актами, издаваемыми и регистрируются сельскими,  поселковыми, городскими, районными Советами народных депутатов. 

Государственный акт на право коллективной собственности на землю  предоставляется коллективному сельскохозяйственному предприятию,  сельскохозяйственному кооперативу, сельскохозяйственном акционерному обществу с  указанием размеров земель, находящиеся в собственности предприятия, кооператива,  общества и в коллективной собственности граждан. К государственному акту прилагается  список этих граждан. 

Исходя из вышеназванных норм, у КСП «Украина» не возникло права собственности  на земельный участок площадью 2191,40 га. 

Приступать к использованию земельного участка, в том числе на условиях аренды, до  установления границ этого участка в натуре (на местности) и получения документа,  удостоверяющего право собственности или право пользования землей, запрещается (ст. 22  ЗКУ). 

Таким образом, у КСП «Украина» отсутствовали основания использования  земельного участка испрашиваемой площадью, соответственно заявителем не доказано  законное владение и пользование испрашиваемым земельным участком. 

Согласно раздела VII Закона Украины О государственном земельном кадастре от  07.07.2011 № 3613-VI земельные участки, право на которые возникло до 2004 года,  считаются сформированными независимо от присвоения им кадастрового номера. 

В случае если сведения об указанных земельные участки не внесены в  Государственный реестр земель, их государственная регистрация осуществляется на  основании технической документации по землеустройству относительно установления  (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности) по заявлению их  владельцев (пользователей земельного участка государственной или коммунальной  собственности) или лица, подавшего заявление о признании наследства выморочным, если  такое дело принято к производству судом. 


Внесения других изменений в сведения об этих земельных участках осуществляется  после государственной регистрации земельных участков. 

В случае если кадастровые номера земельных участков были определены (в том числе  на основании технической документации по землеустройству относительно составления  документов, удостоверяющих право на земельный участок), но не присвоены до 1 января  2013 года, такие кадастровые номера считаются присвоенными, а земельные участки -  зарегистрированными в Государственном земельном кадастре с момента письменного  обращения заказчика документации по землеустройству, на основании которой был  определен кадастровый номер земельного участка, без представления электронного  документа и взыскания платы за государственную регистрацию земельного участка, в  случае если такая документация по землеустройству была утверждена до 1 января 2013 года  в порядке, установленном законом. 

В случае если к 1 января 2013 была разработана техническая документация по  землеустройству относительно составления документов, удостоверяющих право на  земельный участок, на основании решения соответствующего органа исполнительной  власти или органа местного самоуправления о предоставлении или передаче земельного  участка в собственность или предоставление в пользование, в том числе на условиях  аренды, а сведения о таком земельном участке не внесены в Государственный реестр земель,  государственная регистрация такого земельного участка осуществляется на основании  указанной технической документации по землеустройству в порядке, установленном  законом. 

Исходя из изложенного, ввиду того, что государственная регистрация  испрашиваемого земельного участка не произведена на основании технической  документации по землеустройству в порядке, установленном законом, у КСП «Украина» (по  состоянию на март 2014 года) не возникло право собственности на испрашиваемый  земельный участок. 

Следует отметить, что согласно статье 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №  38-ЭРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на  территории Республики Крым» (далее - № 38-ЗРК) завершение оформления права на  земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона от  21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию новых субъектов - Республики  Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный  конституционный закон), осуществляется на основании решений органа местного  самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации  по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату. 


Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 № 313 «Об  утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные  участки на территории Республики Крым» утвержден порядок завершения оформления прав  на земельные участки. 

Повторно ООО «Крымская овощная фабрика» в соответствующим заявлением не  обращалось, доказательств обратного в материалы дела не представлено. 

Установив, что письменное обращение, поступившее в государственный орган,  орган местного самоуправления, иные органы, по сути не рассмотрено в течение  предусмотренного законом или нормативным правовым актом срок, заявитель вправе  обжаловать решение органа, его действие или бездействие в порядке, предусмотренном  действующим законодательством. 

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно  ссылается как на основание своих требований и возражений. 

Согласно части 4 статьи 221 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации в случае, если в ходе судебного разбирательства по делу об установлении факта,  имеющего юридическое значение, выяснится, что возник спор о праве, арбитражный суд  оставляет заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, без  рассмотрения, о чем выносит определение. 

В определении заявителю и другим заинтересованному по делу лицу разъясняется их  право разрешить спор в порядке искового производства. 

На основании изложенного, суд пришел к выводу о наличии оснований для  оставления заявления без рассмотрения в связи с наличием спора о праве. 

 Оставление искового заявления без рассмотрения не лишает заявителя права вновь  обратиться в арбитражный суд с заявлением в общем порядке (часть 3 статьи 149  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). 

Согласно статье 149 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  в определении об оставлении искового заявления без рассмотрения арбитражный суд решает  вопросы о возврате государственной пошлины из бюджета Российской Федерации. 


Подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации  установлено, что уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или  полностью в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без  рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом. 

Из положений пункта 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 46 «О  применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в  арбитражных судах» следует, что согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового  кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в  случае оставления заявления без рассмотрения по основаниям, предусмотренным статьей  148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

В силу изложенного, государственная пошлина, уплаченная заявителем при подаче  настоящего заявления в суд платежным поручением № 229 от 12.04.2019 в размере 6000,00  рублей подлежит возврату. 

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 148, статьями 104, 149, 184, 185, 217, 221  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд - 

ОПРЕДЕЛИЛ:

Определение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия,  если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня  принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции. 

Определение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в  порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд  (299011, <...>) в течение месяца со дня принятия определения  (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в  Арбитражный суд Центрального округа (248001, <...>) в течение двух  месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом  апелляционной инстанции. 

Судья Н.Ю. Якимчук