АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
295003, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11
E-mail: info@crimea.arbitr.ru
http://www.crimea.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ОБ ОТКАЗЕ В УТВЕРЖДЕНИИ МИРОВОГО СОГЛАШЕНИЯ
Резолютивная часть определения объявлена 11 мая 2017 года.
Определение в полном объеме изготовлено 11 мая 2017 года.
Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Гризодубовой А.Н., при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Кравченко А.Д., рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Закрытого акционерного общества «Газсервис» (ОГРН<***>) к Отделу городского строительства администрации города Евпатории Республики Крым (ОГРН<***>), при участии третьих лиц: Евпаторийский городской совет Республики Крым, Администрации города Евпатории Республики Крым и Общества с ограниченной ответственностью «Западная строительная компания», Совет Министров Республики Крым, о расторжении муниципального контракта,
при участии представителей:
от истца – не явился,
от ответчика – ФИО1, представитель по доверенности № 01/2017-юр от 09.01.2017 года,
от третьего лица (ООО «Западная строительная компания») – не явился,
от третьего лица (Администрации города Евпатории Республики Крым) – не явился,
от третьего лица (Совет Министров Республики Крым) – ФИО2, представитель по доверенности № 1/01-48/5308 от 09.11.2015 года,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Республики Крым обратилось Закрытое акционерное общество «Газсервис» с исковым заявлением к Отделу городского строительства администрации
города Евпатории Республики Крым о расторжении муниципального контракта № 31-ЕП/16 от 23.12.2016 г. на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Реконструкция изношенных сетей канализации при учете необходимости реконструкции глубоководного выпуска КОС, Республика Крым, г. Евпатория».
В судебном заседании стороны ходатайствовали об утверждении мирового соглашения.
Проект мирового соглашения имеет следующее содержание:
Мировое соглашение по делу № А83-2633/2017
о расторжении муниципального контракта № 31-ЕП/16 от 23.12.2016 г. на выполнение
строительно-монтажных работ по объекту: «Реконструкция изношенных сетей канализации при учете необходимости реконструкции глубоководного выпуска КОС, Республика Крым,
г. Евпатория»
Истец в лице директора ФИО3, действующего на основании устава, Ответчик в лице начальника отдела ФИО4, действующего на основании Положения об отделе городского строительства администрации города Евпатории Республики Крым от «01» апреля 2015 года № 1-18/18, третье лицо общество с ограниченной ответственностью «Западная Строительная Компания» в лице Генерального директора ФИО5, действующего на основании устава, обсудив между собой предмет иска, находящегося на рассмотрении Арбитражного суда республики Крым по делу № А83-2633/2017, пришли к выводу о возможности окончания рассмотрения данного спора миром и заключения сторонами мирового соглашения на основании ст. ст. 139, 140 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на следующих условиях:
ограниченной ответственностью «Западная Строительная Компания» муниципальный контракт № 31-ЕП/16 от 23.12.2016 г. на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Реконструкция изношенных сетей канализации при учете необходимости реконструкции глубоководного выпуска КОС, Республика Крым, г. Евпатория».
каждой из сторон и для Арбитражного суда республики Крым.
Проект мирового соглашения подписан директором ЗАО «Газсервис» ФИО3, начальником отдела городского строительства администрации г.Евпатории Республики Крым ФИО4 и генеральным директором ООО «Западная Строительная Компания» ФИО5
Третье лицо – Евпаторийский городской совет, являющийся учредителем ответчика, заявил возражения относительно утверждения мирового соглашения, сославшись на нарушения Федерального Закона № 44-ФЗ, в соответствии с которым замена подрядчика является недопустимой.
Рассмотрев условия и содержание мирового соглашения, суд приходит к выводу об отказе в его утверждении, как не соответствующего требованиям ч. 3 ст. 139, 140 АПК РФ ввиду следующего.
Как следует из содержания искового заявления, истец обратился в арбитражный суд с иском к отделу городского строительства администрации г.Евпатории Республики Крым о расторжении муниципального контракта № 31-ЕП/16 от 23.12.2016 г. на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Реконструкция изношенных сетей канализации при учете необходимости реконструкции глубоководного выпуска КОС, Республика Крым, г.Евпатория».
Как следует из п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 г. N 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе", арбитражный суд при рассмотрении вопроса об утверждении мирового соглашения исследует фактические обстоятельства спора и представленные лицами, участвующими в деле, доводы и доказательства, дает им оценку лишь в той степени и поскольку это необходимо для установления соответствия мирового соглашения требованиям закона и отсутствия нарушений прав и законных интересов других лиц (часть 6 статьи 141 АПК РФ), в частности, проверяет полномочия лиц, подписавших проект мирового соглашения, наличие волеизъявления юридического лица на заключение мирового соглашения, возможно ли распоряжение имуществом, являющимся предметом мирового соглашения, имеются ли у такого имущества обременения, соответствует ли проект мирового соглашения императивным нормам действующего законодательства, в том числе о сделках (за исключением случаев, когда такая проверка осуществляется судом только по заявлению соответствующего лица (с учетом положений пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из представленного в дело муниципального контракта 31-ЕП/16 от 23.12.2016 г. на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Реконструкция изношенных сетей канализации при учете необходимости реконструкции глубоководного выпуска КОС, Республика Крым, г. Евпатория» усматривается, что истец принял на себя обязательства по выполнению строительно-монтажных работ по объекту: «Реконструкция изношенных сетей канализации при учете необходимости реконструкции глубоководного выпуска КОС, Республика Крым, г. Евпатория» (СМР) в соответствии с проектно-сметной документацией переданной Подрядчику по Акту приема передачи (приложение № 3 к настоящему контракту), в срок, установленный Графиком производства работ (приложение № 1 к настоящему контракту), по цене в соответствии со Сводным сметным расчетом стоимости строительства (Приложение № 2 к настоящему контракту), являющимися неотъемлемыми частями настоящего контракта (п.1.1. контракта) (л.д.24).
Работы, предусмотренные п.1.1. настоящего контракта, выполняются Подрядчиком за счет предоставления субсидии из федерального бюджета Республики Крым на софинансирование обязательств по реализации мероприятий целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г.» (п.1.2. контракта).
В соответствии с п.4.2 контракта результатом выполненной работы по контракту, является построенный объект капитального строительства в соответствии с требованиями регламентов и проектной документации, в том числе требованиям эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборам учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5.2.1 контракта стороны определили, что после подписания Контракта в течение 20 (двадцати) рабочих дней передать Подрядчику по акту за подписью ответственного представителя контроля за строительством от Заказчика, на период строительства Объекта:
а) копию разрешения на строительство (в случаях, когда такое разрешение должно быть выдано) – в 1 экз.;
б) проектно-сметную документацию в 1 экз.;
в) перечень документов и исполнительной документации, которые Подрядчик обязан подготовить и передать Заказчику после завершения промежуточных и остаточных работ для получения Заказчиком разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию;
г) копию документа Заказчика, оформленного в установленном порядке, о назначении своего ответственного представителя контроля за строительством – в 1 экз.;
д) передать по акту приема-передачи, принадлежащий Заказчику на праве собственности или ином законном основании земельный участок для строительства, площадь и состояние которого должны соответствовать условиям контракта, а при отсутствии таких условий обеспечить своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок, а также обеспечить временную подводку сетей электроснабжения, вода- паропровода и оказывать другие услуги.
е) создать Подрядчику необходимые условия для выполнения работ; ж) и другие документы.
В соответствии с преамбулой муниципального контракта 31-ЕП/16 от 23.12.2016 г., указанный контракт заключен в соответствии с п.1 раздела 29 главы 3 Регионального порядка осуществления государственных закупок на территории Республики Крым в 2016 году, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 20.05.2016 г. № 219 «Об утверждении регионального порядка осуществления государственных закупок на территории Республики Крым в 2016 году», распоряжения Главы Республики Крым от 12.12.2016 года № 930-рг «О проведении закупок», распоряжения Совета Министров Республики Крым от 21.12.2016 года № 1638-р «Об утверждении предложений Научно- технического совета об определении единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)» (позиция 1.123), Протокола рассмотрения и оценки заявок по процедуре определения единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16 декабря 2016 года, заключили настоящий Муниципальный контракт на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Реконструкция изношенных сетей канализации при учете необходимости реконструкции глубоководного выпуска КОС, Республика Крым, г. Евпатория» (т.1 л.д.24).
Главой 9 муниципального контракта стороны предусмотрели, что при заключении настоящего контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.94 и 95 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Исходя из смысла и содержания норм главы 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих примирительные процедуры, а также задач арбитражного судопроизводства, утвержденное судом мировое соглашение является таким процессуальным способом урегулирования спора, который основывается на примирении сторон на взаимоприемлемых условиях и влечет за собой ликвидацию спора в полном объеме.
В п. 13 постановления Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 г. N 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе" разъяснено, что в силу принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ) мировое соглашение может содержать любые не противоречащие закону или иным правовым актам условия. При этом, Кодексом установлен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых арбитражный суд отказывает в утверждении мирового соглашения, а именно: его противоречие закону и нарушение этим соглашением прав и законных интересов иных лиц (часть 6 статьи 141 АПК РФ).
Таким образом, стороны при заключении мирового соглашения могут самостоятельно распоряжаться принадлежащими им материальными правами, они свободны в согласовании любых условий мирового соглашения, не противоречащих федеральному закону и не нарушающих права и законные интересы других лиц, в том числе при включении в мировое соглашение положений, которые связаны с заявленными требованиями, но не были предметом судебного разбирательства.
Для того, чтобы исключить использование мирового соглашения в качестве инструмента злоупотребления правом, суд при поступлении ходатайства о его утверждении должен установить наличие у истца субъективного права, у ответчика - обязанности, а также факт неисполнения этой обязанности, повлекшего нарушение права истца.
Как следует из анализа сложившихся между сторонами правоотношений, ООО «Западная Строительная Компания» не является участником муниципального контракта, заключению которого, предшествовала четкая, определенная законом процедура, направленная на проведение выбора единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения контракта по объекту федеральной целевой программы «Социально- экономическое развитие Республики Крым и г.Севастополя до 2020 г.», посредством размещения в Информационной системе соответствующей документации о закупке у единственного поставщика, на основании Распоряжения Главы Республики Крым от 12.12.2016г. № 930-рг «О проведении закупок» (т.1 л.д.24).
То обстоятельство, что ответчик и третье лицо ООО «Западная Строительная Компания» поддерживают ходатайство об утверждении мирового соглашения, не является с учетом всех обстоятельств дела для суда безусловным основанием к утверждению мирового соглашения.
Проанализировав условия представленного контракта, суд пришел к выводу, что по своей правовой природе данный контракт является муниципальным контрактом на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд, соответственно правоотношения сторон регулируются нормами параграфов 1, 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), предназначенные для удовлетворения муниципальных нужд, осуществляются на основе муниципального контракта на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд. По муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их муниципальному заказчику, а муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии со статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательств одно лицо (должник) обязано совершать в пользу другого лица (кредитора) определенные действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается. Только надлежащее исполнение прекращает обязательство (ст. 408 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона N 44-ФЗ муниципальным заказчиком выступает муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
В соответствии с п.35,36 ст.112 переходных положений Федерального закона № 44-ФЗ до 31 декабря 2016 года заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципальных образований Республики Крым и города федерального значения
Севастополя в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в порядке, который согласован с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок и установлен нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
До 31 декабря 2016 года высшие исполнительные органы государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя вправе установить обязанность планирования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на основании положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с «Региональным порядком осуществления государственных закупок на территории Республики Крым в 2016 году», региональный порядок осуществления государственных закупок на территории Республики Крым в 2016 году (далее - Порядок) регулирует отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд Республики Крым в 2016 году, с целью повышения эффективности, результативности осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, повышения уровня участия субъектов хозяйствования, расположенных на территории Республики Крым, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок в части, касающейся:
Осуществление закупок в соответствии с настоящим Порядком основывается на принципах, определенных статьями 6 - 12 Федерального закона (раздел 3 порядка).
Планирование закупок осуществляется исходя из определенных с учетом положений раздела 4 настоящего Порядка целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков, размещение плана-графика осуществляется в Информационной системе;
план-график подлежит размещению в Информационной системе не позднее одного рабочего дня с момента принятия решения об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Порядком;
в план-график включаются только закупки, осуществление которых планируется в соответствии с настоящим Порядком (раздел 6 порядка).
Разделом 18 порядка определено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением, документацией о закупке и заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим разделом и статьей 95 Федерального закона.
Так, в соответствии с Распоряжением Главы Республики Крым от 12.12.2016г. № 930-рг «О проведении закупок», определено, что закупки по выполнению строительно-монтажных работ по объектам: "Реконструкция городских сетей водоснабжения, Республика Крым, г. Евпатория" (СМР); "Реконструкция изношенных сетей канализации при учете необходимости реконструкции глубоководного выпуска КОС, Республика Крым, г. Евпатория" (СМР) осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (т.2 л.д.22).
Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 21.12.2016г. № 1638-р об утверждении предложений научно-технического совета об определении единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждено предложение Научно-технического совета реконструкция городских сетей водоснабжения, Республика Крым, г. Евпатория (СМР) - закрытое акционерное общество "ГАЗСЕРВИС" (ИНН <***>); закупка товаров, работ, услуг по осуществлению строительного контроля по объекту: строительство канализационных очистных сооружений с применением новых технологий обработки, Республика Крым, г. Саки - Федеральное автономное учреждение "РОСКАПСТРОЙ" (ИНН <***>) (пункты 1.122., 1.124) п.2 определено, Заказчикам (застройщикам) по объектам, указанным в пункте 1 настоящего распоряжения, не позднее следующего рабочего дня после опубликования настоящего распоряжения на портале Правительства Республики Крым подписать контракты с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), определенными в пункте 1 настоящего распоряжения (т.2 л.д.23).
Из положений названных норм законодательных актов следует, что муниципальный заказчик обязан принимать бюджетные обязательства в строгом соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Бюджет является формой образования и расходования средств, предназначенной для финансового обеспечения расходных обязательств публично-правового образования (статьи 12 - 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
При этом государственный (муниципальный) контракт хотя и является формой двусторонней сделки, но правоотношения, возникающие при его заключении и исполнении, регулируются не только гражданским, но и бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о контрактной системе.
Так, оплата государственного (муниципального) контракта является исполнением бюджета по расходам и определяется бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджетов по расходам включает в себя: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств.
Возникающие из государственного (муниципального) контракта расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году, влекут постановку на учет бюджетного обязательства, имеющегося у государственного (муниципального) заказчика перед контрагентом - получателем бюджетных средств.
Для отбора такого контрагента статьей 24 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрены публичные способы определения поставщика (исполнителя, подрядчика). Информация о поставщике (исполнителе, подрядчике) вносится в реестр контрактов, является гласной и доступной общественному контролю.
В соответствии со статьей 103 Федерального закона N 44-ФЗ федеральным казначейством ведется реестр контрактов, заключенных заказчиками. В указанный реестр включаются документы и информация по государственным (муниципальным) контрактам, в том числе наименование и местонахождение (для юридического лица), идентификационный номер налогоплательщика поставщика (подрядчика, исполнителя), копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика. При этом в государственном (муниципальном) контракте, соответственно, содержится вся информация о поставщике (исполнителе, подрядчике), его банковских реквизитах.
Таким образом, с учетом требований бюджетного законодательства, положений вышеперечисленных норм права, исключающих возможность изменения условий контракта, о которых непосредственно идет речь в представленном суду для утверждения мировом соглашении в части изменения обязательств сторон по контракту и самой личности подрядчика на третье лицо, - имеет существенное значение для заказчика по контракту,
поскольку в муниципальном контракте и реестре контрактов отражены сведения именно о конкретном лице (подрядчике) и его банковских реквизитах.
Правила, регламентирующие возможность перемены лиц в обязательстве, в частности по уступке прав и обязанностей подрядчика в муниципальном контракте, порядок внесения изменений в ранее представленные данные о контрагенте, позволяющие осуществить санкционирование расходов, не предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации.
Более того, в данном случае предметом спора является требование о расторжении договора, в контексте которого, предложенные условия мирового соглашения, по своей сути сводятся к соглашению о замене стороны в обязательстве, в частности исполнителя на третье лицо – ООО «Западная Строительная Компания» в рамках спорного муниципального контракта, что подменяет собою установленную законом процедуру закупки услуг у единственного поставщика.
Также, суд считает акцентировать внимание, что в соответствии с п.5 ст.95 Федерального закона № 44-ФЗ, при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения, суд не усматривает правовых оснований для утверждения мирового соглашения, в представленной сторонами редакции, которая по сути вносит изменения не только в субъектный состав участников правоотношений, возникших из муниципального контракта, но и существенным образом изменяет права и обязанности сторон контракта.
Принимая во внимание то обстоятельство, что положения «Регионального порядка осуществления государственных закупок на территории Республики Крым в 2016 году» корреспондируют положениям Федерального Закона № 44-ФЗ, не противоречат ему, суд считает, что мировое соглашение, представленное сторонами, противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно части 6 статьи 141 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд не утверждает мировое соглашение, если оно противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Таким образом, в контексте вышеизложенного, руководствуясь статьями 141, 184 - 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Отказать в утверждении мирового соглашения.
На определение может быть подана апелляционная жалоба в порядке, установленном
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья А.Н. Гризодубова