ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А83-7786/17 от 19.07.2017 АС Республики Крым

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
295003, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

E-mail: info@crimea.arbitr.ru
http://www.crimea.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отмене обеспечительных мер в виде приостановлении действия оспариваемого

ненормативного акта

город Симферополь

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Колосовой А.Г., рассмотрев  заявление Администрации г. Симферополя Республики Крым об отмене обеспечительных  мер по делу № А83-7786/2017 по заявлению 

Общества с ограниченной ответственностью «Инвест-Реконструкция»
к Администрации г. Симферополя Республики Крым,
Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Симферополя

о признании незаконным и отмене решения и постановления 

УСТАНОВИЛ:

- признать незаконным и отменить решение Комиссии по вопросам сноса  самовольных построек на территории муниципального образования городской округ  Симферополя Республики Крым, изложенное в протоколе № 4 от 27.04.2017, в части  признания нежилого здания магазина лит. А общей площадью 30 кв.м., расположенного по  адресу: <...>, кадастровый номер 90:22:010301:896, самовольной  постройкой, подлежащей сносу в административном порядке; 

- признать незаконным и отменить пункт 2 и пункт 3 (в части, касающейся ООО  «Инвест-Реконструкция) Постановления Администрации города Симферополя от 28 апреля 


2017 года № 1184 «О сносе строений, расположенных по адресу: г. Симферополь, ул. Зои  Жильцовой, 13, проспект Кирова, 38», в соответствии с которыми признан самовольным  строением и подлежащим сносу в трехмесячный срок со дня вынесения постановления  объект недвижимого имущества – нежилое здание магазина лит. А, общей площадью 30,0  кв.м., расположенное по адресу: г. Симферополь, пр. Кирова, 38, кадастровый номер  90:22:010301:896. 

Определением Арбитражного суда Республики Крым от 20 июня 2017 года заявление  принято к производству, возбуждено производство по делу и назначено предварительное  судебное заседание. 

Определением от 20.06.2017 судом по данному делу в порядке ч. 3 ст. 199 АПК РФ  были приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия п. 2 и п. 3 (в части,  касающейся ООО «Инвест-Реконструкция) Постановления Администрации города  Симферополя от 28 апреля 2017 года № 1184 «О сносе строений, расположенных по адресу:  <...> до вступления в законную  силу судебного акта по делу № А83-7786/2016, а в части запрета Администрации города  Симферополя Республики Крым, а также иным лицам осуществлять какие-либо действия по  сносу нежилого здания магазина лит. А, общей площадью 30 кв.м., расположенного по  адресу: <...>, кадастровый номер 90:22:010301:896 – отказано. 

До судебного заседания, а именно 12 июля 2017 года от органа местного  самоуправления в материалы дела поступило заявление об отмене обеспечительных мер. 

В соответствии со ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса РФ  обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если  непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного  акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю  (обеспечительные меры). 

В Определении Конституционного суда от 06.11.2003 N 390-О отмечено, что  обеспечительные меры в арбитражном процессе носят временный характер, а применительно  к административному судопроизводству, осуществляемому арбитражными судами, не носят  дискриминационного характера по отношению к какой-либо стороне в процессе, их  применение осуществляется в рамках дискреционных полномочий арбитражных судов и на  основе принципа состязательности и процессуального равноправия сторон. 

Как разъяснено в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами 


обеспечительных мер", при оценке доводов заявителя в соответствии с частью 2 статьи 90  АПК РФ арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду разумность и  обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность  причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер;  обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при  принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц. 

Кроме того, рассматривая заявления о применении обеспечительных мер, суд  оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с  предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит  фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями,  предусмотренными частью 2 статьи 90 АПК РФ

В соответствии с частью 1 статьи 97 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее - АПК РФ) обеспечение иска по ходатайству лица,  участвующего в деле, может быть отменено арбитражным судом, рассматривающим дело. 

Названной статьей не предусмотрены основания, по которым обеспечение иска может  быть отменено; данный вопрос разрешается судом в каждом конкретном случае с учетом  обстоятельств дела. Отмена обеспечения может быть вызвана, в частности, тем, что отпали  основания, по которым были приняты обеспечительные меры, либо после принятия таких  мер появились обстоятельства, обосновывающие отсутствие необходимости в сохранении  обеспечения иска. 

В пункте 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер"  разъяснено, что ответчик, иные лица, участвующие в деле (часть 1 статьи 97 АПК РФ), а  также лица, чьи права и интересы нарушены в результате применения обеспечительных мер  (статья 42 АПК РФ), после получения определения арбитражного суда о применении  обеспечительных мер вправе обратиться с ходатайством об их отмене в суд, их  применивший, в порядке, предусмотренном статьей 97 АПК РФ, представив объяснения по  существу примененных мер, на основании которых суд повторно проверяет наличие  оснований, установленных частью 2 статьи 90 АПК РФ, и оценивает отношения на  соответствие критериям, указанным в пункте 10 названного постановления. 

При обращении с заявлением об отмене принятых обеспечительных мер бремя  доказывания обстоятельств, свидетельствующих о том, что основания, по которым были  применены обеспечительные меры, отпали, либо после принятия таких мер возникли новые  обстоятельства, лежит на лице, обратившемся с соответствующим заявлением. 


Принимая обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемого  ненормативного акта, суд исходил из документов, представленных к заявлению. 

Обращаясь с заявлением об отмене обеспечительных мер, Администрация г.  Симферополя Республики Крым указывает на то, что их применение преждевременно по  причине отсутствия угрозы сноса объекта с учетом положений «Административного  регламента о сносе самовольной построек на территории муниципального образования  городской округ Симферополь Республики Крым и осуществления сноса самовольных  построек в административном порядке» (далее – Регламент), утвержденного Постановлением  Администрации г. Симферополя Республики Крым от 13 сентября 2016 года № 2206. 

Раздел 4 Регламента определяет организацию сноса самовольной постройки, если  лицо, осуществившее самовольную постройку, в срок, указанный в решении о сносе, не  осуществило снос самовольной постройки либо когда это лицо не выявлено. 

Так, в соответствии с п. 4.1 Регламента о выполнении (невыполнении) решения о  сносе самовольной постройки уполномоченным органом в течение 3 рабочих дней после  истечения срока, указанного в решении о сносе, осуществляется осмотр таких объектов с  применением фото- и (или) видеосъемки с составлением соответствующего акта по форме  согласно Приложению 2 к настоящему Положению. 

Уполномоченный орган направляет копию акта в адрес лица, осуществившего  размещение объекта самовольной постройки, заказным письмом с уведомлением, а также по  электронной почте. 

Пунктом 4.2 – 4.3 Регламента установлено, что организатор сноса организовывает  проведение мероприятий по сносу самовольных построек. Снос самовольной постройки  осуществляет уполномоченная организация либо своими силами, либо путем привлечения  третьих лиц с соблюдением требований законодательства Российской Федерации. 

Снос самовольной постройки осуществляется на основании решения о сносе  самовольной постройки. 

Снос самовольной постройки осуществляется путем разбора или демонтажа строения,  здания или сооружения или их отдельных конструкций независимо от типа, назначения и  степени завершенности. 

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не позднее чем за десять календарных  дней уведомляется уполномоченным органом о дате и времени сноса заказным письмом с  уведомлением, либо путем вручения такого уведомления под роспись, либо иными  способами, предусмотренными действующим законодательством. К уведомлению  прикладывается копия акта, указанного в пункте 4.1 настоящего Положения. 


Таким образом, с момента окончания срока на добровольное исполнение решения  органа местного самоуправления, Администрация г. Симферополя Республики Крым в силу  возложенных на нее регламентом обязанностей должна будет произвести ряд юридических  действий для приведения обжалуемого постановления в исполнение. 

Согласно п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 55 от  12.10.2006 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» при применении  обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2  статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае  наличия одного из следующих оснований: 1) если непринятие этих мер может затруднить  или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение  судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации; 2) в целях  предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. 

Затруднительный характер исполнения судебного акта либо невозможность его  исполнения могут быть связаны с отсутствием имущества у должника, действиями,  предпринимаемыми для уменьшения объема имущества. 

В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю  обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния  отношений (status quo) между сторонами. 

Таким образом, суд приходит к выводу, что на данной стадии правоотношений,  сложившихся между сторонами, реальной угрозы сноса объекта недвижимости нежилого  здания магазина лит. А общей площадью 30 кв.м., расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 90:22:010301:896, нет. 

При этом, суд также учитывает, что принятие обеспечительных мер в таком случае  будет являться вмешательством в дискреционные полномочия Администрации г.  Симферополя Республики Крым. 

Указанные обстоятельства стали известны суду из содержания заявления об отмене  обеспечительных мер. 

Также суд принимает во внимание, что в судебном заседании 13.07.2017  представитель заявителя был уведомлен о поступлении в материалы дела заявления об  отмене обеспечительных мер и порядке его рассмотрения. 

При этом, заявление рассмотрено судом в последний день срока, в связи с чем, у  заявителя была возможность как ознакомиться с указанным заявлением, так и представить  свои возражения. 

Своими процессуальными правами заявитель не воспользовался. 


Оценивая разумность и обоснованность требования заинтересованного лица об  отмене обеспечительных мер, обеспечение баланса интересов сторон, предотвращение  нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих  лиц, суд, руководствуясь статьями 90-93, 97, 184-186, ч. 3 ст. 199 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Крым, - 

ОПРЕДЕЛИЛ:

Для сведения: лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении  дела на официальном сайте Арбитражного суда Республики Крым в сети Интернет по веб- адресу: http://crimea.arbitr.ru/ или по тел. <***>. 

Судья А.Г. Колосова