АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
ул. Л. Павличенко, 5, г. Севастополь, 299011
http://sevastopol.arbitr.ru E-mail: info@sevastopol.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об оставлении заявления без рассмотрения
город Севастополь
Резолютивная часть определения объявлена 02.08.2016.
Определение изготовлено в полном объеме 08.08.2016.
Арбитражный суд города Севастополя в составе судьи Архипенко А.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Щербаковой А.С., рассмотрев в судебном заседании материалы дела
по заявлению Департамента финансов города Севастополя (далее – Департамент, заявитель; ОГРН 1149204005390; ул. Ленина, 2, г. Севастополь, 299011)
о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Золотая балка» (далее – ООО «Агрофирма «Золотая балка», заинтересованное лицо; ОГРН 1149204072060; ул. Новикова, 56, г. Севастополь, 299043) задолженности по обязательным платежам,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю (далее – Управление ФНС, третье лицо; ул. Кулакова, 56, г. Севастополь, 299011),
в присутствии в судебном заседании представителей:
от Департамента – Рублёвой Е.В., Борисенко Е.В.;
от ООО «Агрофирма «Золотая балка» - Верёвкиной Г.П., Чемичева Н.А.;
от Управления ФНС – Кирюхиной Я.Н.,
УСТАНОВИЛ:
В производстве Арбитражного суда города Севастополя находится дело № А84- 1952/2016 по заявлению Департамента о взыскании с ООО «Агрофирма «Золотая балка» задолженности по уплате налогов и сборов в сумме 7 435 344,16 рублей, в том числе: 2 509 344,16 рублей – задолженность по договорам рассрочки денежных обязательств (налогового долга) от 30.06.2014 №№ 3/92-02-25-027, 4/92-02-25-027, 5/92-02-25-027; 4 926 000 рублей – налоговая задолженность за декабрь 2014 года (3 471 400 рублей – акцизный налог; 1 312 900 рублей – налог на добавленную стоимость; 95 900 рублей – сбор на развитие виноградарства и садоводства; 45 800 рублей – налог на землю).
Исследовав в судебном заседании доказательства по делу, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о наличии оснований для оставления заявления Департамента без рассмотрения в части требований о взыскании с ООО «Агрофирма «Золотая балка» задолженности в сумме 4 926 000 рублей, по следующим основаниям.
В силу части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (в ред. от 01.05.2016) если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка.
Согласно части 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом
контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 АПК РФ).
В соответствии со статьей 214 АПК РФ в заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть указаны: наименование платежа, подлежащего взысканию, размер и расчет его суммы; нормы федерального закона и иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату платежа; сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке. К заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается документ, подтверждающий направление заявителем требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения Департамента с настоящим заявлением в арбитражный суд стали обстоятельства образования на лицевом счете ООО «Агрофирма «Золотая балка» в переходный период, установленный Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам перед бюджетом города Севастополя.
Порядок расчетов с бюджетом города Севастополя по задолженности (излишне уплаченным суммам) по налогам, сборам, иным обязательным платежам и единому социальному взносу, образовавшимся в переходном периоде (далее – Порядок № 308), утвержден постановлением Правительства Севастополя от 17.04.2015 № 308-ПП.
В силу пункта 3 Порядка № 308-ПП уполномоченный орган (Департамент) осуществляет работу по реализации данного Порядка на основании переданной Правительством Севастополя информации, сформированной налоговыми органами города Севастополя, об ориентировочном расчетном сальдо сумм задолженности и (или) излишне уплаченных сумм по налогам, сборам, иным обязательным платежам и единому социальному взносу, образовавшихся на лицевых счетах налогоплательщиков по состоянию на 26 декабря 2014 г. включительно (далее - сальдо расчетов).
Согласно пункту 4 Порядка № 308 Уполномоченный орган корректирует сальдо расчетов по каждому плательщику и источнику доходов бюджета на сумму, определенную к оплате в соответствии с положениями Закона города Севастополя от 2 декабря 2014 г. N 87-ЗС «О внесении изменений в Закон города Севастополя от 18 апреля 2014 года N 2-ЗС «Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период» на основании предоставленных налогоплательщиком данных налоговой отчетности за 2014 год.
Для чего по запросу Уполномоченного органа налогоплательщиком предоставляются следующие документы:
- акт сверки с территориальным органом Налоговой службы города Севастополя;
- копии платежных документов, подтверждающих факт уплаты в переходный период средств в бюджет города Севастополя, заверенные в установленном порядке;
- копия документа о приведении своих учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации;
- копии налоговых деклараций (расчетов), подтверждающих сумму начислений по налогу, сбору, иному обязательному платежу, единому социальному взносу, с соответствующей отметкой налогового органа города Севастополя, а также расчеты,
заверенные в установленном порядке, на сумму, определенную к оплате в соответствии с положениями Закона города Севастополя от 2 декабря 2014 г. N 87-ЗС «О внесении изменений в Закон города Севастополя от 18 апреля 2014 года N 2-ЗС «Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период»;
- иные документы, подтверждающие наличие обязательств.
В случае необходимости Уполномоченный орган может получить информацию о налоговой отчетности за 2014 год из иных официальных источников.
Пунктом 6 Порядка № 308 установлено, что задолженность (отрицательное значение) по налогу, сбору, иному обязательному платежу и единому социальному взносу, подтвержденная информацией из сальдо расчетов с бюджетом по налогоплательщику, подлежит оплате (взысканию).
Уполномоченный орган направляет налогоплательщику требование о необходимости погашения задолженности перед бюджетом города Севастополя и сведения о реквизитах счета, значения ИНН и КПП получателя (Уполномоченного органа), кода бюджетной классификации и другую информацию, необходимую для заполнения распоряжений о переводе денежных средств в бюджет.
Исходя из содержания пунктов 6 и 7 Порядка № 308, в случае самостоятельного непогашения налогоплательщиком в срок до 01.07.2015 задолженности перед бюджетом города Севастополя, Уполномоченный орган формирует с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Порядка и положений пунктов 8 и 10 постановления Правительства Севастополя, которым утвержден настоящий Порядок, и направляет в судебный орган исковое заявление о взыскании задолженности в бюджет города Севастополя по налогам, сборам, иным обязательным платежам, а также единому социальному взносу, которые контролировались налоговыми органами города Севастополя.
Таким образом, приведенными выше нормами Порядка № 308 предусмотрена обязанность Уполномоченного органа корректировать расчетное сальдо сумм задолженности и (или) излишне уплаченных сумм по налогам, сборам, иным обязательным платежам и единому социальному взносу, образовавшихся на лицевых счетах налогоплательщиков по состоянию на 26 декабря 2014 г. включительно, и направлять налогоплательщикам требования о необходимости погашения существующей задолженности перед бюджетом города Севастополя.
При этом указанное требование Уполномоченного суда должно содержать, в том числе, наименование платежа, подлежащего уплате, конкретный размер и расчет его суммы, то есть те данные, которые в дальнейшем являются обязательными для указания в заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций (часть 1 статьи 214 АПК РФ).
Судом установлено, что 21.09.2015 заявитель обратился к заинтересованному лицу с требованием № 03.2-28/3843 о необходимости погашения задолженности перед бюджетом города Севастополя, а именно: части рассроченных договорами от 30.06.2014 №№ 3/92-02-25-027, 4/92-02-25-027, 5/92-02-25-027 денежных обязательств по сроку уплаты 30.12.2014, сумму которых составляет акцизный сбор в размере 1 676 018,19 рублей и налог на добавленную стоимость в размере 833 325,97 рублей; суммы налога, определенного частью 6 статьи 34 Закона города Севастополя от 18.04.2014 N 2-ЗС «Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период» (налоги, сборы, платежи за декабрь 2014 года).
По оценке суда, отсутствие в требовании Департамента от 21.09.2015 № 03.2- 28/3843 наименования платежей (видов налоговых обязательств), подлежащих уплате в бюджет города Севастополя за декабрь 2014 года, их конкретный размер и расчет их суммы не соответствует требованиям части 2 статьи 213 АПК РФ и пунктов 5, 6 Порядка № 308, а поэтому не может свидетельствовать о соблюдении заявителем обязательного
досудебного порядка урегулирования настоящего спора в части требований о взыскании задолженности в размере 4 926 000 рублей.
При таких обстоятельствах, суд не принимает представленную в материалы дела копию требования Департамента от 21.09.2015 № 03.2-28/3843 о необходимости погашения задолженности перед бюджетом города Севастополя в качестве надлежащего доказательства соблюдения заявителем обязательного досудебного порядка урегулирования спора в части требований о взыскании налоговой задолженности за декабрь 2014 года в сумме 4 926 000 рублей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу изложенного, поскольку заявителем не подтверждено соблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования спора с заинтересованным лицом в части требований о взыскании налоговой задолженности в размере 4 926 000 рублей, заявление Департамента в указанной части подлежит оставлению без рассмотрения.
При этом суд отмечает, что в соответствии с частью 3 статьи 149 АПК РФ оставление заявления без рассмотрения не лишает заявителя права вновь обратиться в арбитражный суд с заявлением в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 148, статьями 149, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Оставить без рассмотрения заявление Департамента финансов города Севастополя в части требований о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Агрофирма «Золотая балка» задолженности в сумме 4 926 000 рублей, в том числе: 3 471 400 рублей – акцизный налог; 1 312 900 рублей – налог на добавленную стоимость; 95 900 рублей – сбор на развитие виноградарства и садоводства; 45 800 рублей – налог на землю.
Настоящее определение может быть обжаловано в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его вынесения.
Судья А.М. Архипенко