ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А84-33/15 от 25.02.2015 АС города Севастополя

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

ул. Л. Павличенко, 5, г. Севастополь, 299011, тел./факс +7(8692) 54-34-91

e-mail:info@sevastopol.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

27 февраля 2015 года                                                                                 дело №А84-33/2015

город Севастополь

Резолютивная часть определения объявлена 25 февраля 2015 года.

Полный текст определения изготовлен  27 февраля  2015 года.

Арбитражный суд города Севастополя в составе судьи Александрова А.Ю., при ведении протокола предварительного судебного заседания секретарем судебного заседания Саматовой М.А.,

            при участии в предварительном судебном заседании:

от заявителя – представители не явились;

от ответчика Государственной налоговой инспекции в Ленинском районе г. Севастополя – представители не явились;

от ответчика Государственной налоговой службы Украины в г. Севастополе – представители не явились;

            рассмотрев в открытом судебном заседании материалы заявления Общества с ограниченной ответственностью «Севтранстрест» к Государственной налоговой инспекции в Ленинском районе г. Севастополя, Государственной налоговой службе Украины в г. Севастополе о признании действий противоправными, о признании противоправными и отмене налоговых уведомлений-решений,

                                                                   УСТАНОВИЛ:

10.04.2012 Частное предприятие «Севтранстрест» (далее – заявитель) обратилось в Окружной административный суд города Севастополя с административным иском к Государственной налоговой службе Украины в г. Севастополе о признании противоправными и отмене налоговых уведомлений-решений от 26.03.2012 №0000093500 о начислении денежного обязательства в суме 366875,01 грн. по налогу на добавленную стоимость и №0000073500 о начислении денежного обязательства в сумме 458594,06 грн. по налогу на прибыль.

Определениями Окружного административного суда города Севастополя от 13.04.2012 (судья Кириленко О.О.) было открыто производство по административному делу в порядке статьи 107 Кодекса административного судопроизводства Украины, закончено подготовительное производство, дело назначено к судебному на 23.04.2012.

В судебном заседании 23.04.2012 определением суда в качестве второго ответчика была привлечена Государственная налоговая инспекция в Ленинском районе города Севастополя (т.1 л.д.236).

10.05.2012 от истца поступило заявление об уточнении исковых требований (том 1 л.д.244-254), которым истец дополнил свои требования: просит признать действия Государственной налоговой службы Украины в г. Севастополе по проведению проверки противоправными, а уведомления-решения Государственной налоговой инспекции в Ленинском районе г. Севастополя от 26.03.2012 №0000093500 о начислении денежного обязательства в суме 366875,01 грн. по налогу на добавленную стоимость и №0000073500 о начислении денежного обязательства в сумме 458594,06 грн. по налогу на прибыль противоправными и подлежащими отмене. Определением суда от 10.05.2012 заявление принято к рассмотрению (том 1 л.д.296).

22.06.2012, определением Окружного административного суда города Севастополя, производство по делу № 2а-872/12/2770 было приостановлено в порядке статьи 156 Кодекса административного судопроизводства Украины до рассмотрения Железнодорожным районным судом города Симферополя Автономной Республики Крым уголовного дела по обвинению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 (том 4 л.д.100).

Распоряжением и.о. председателя Арбитражного суда города Севастополя № 4 от 13.01.2015 дело № 2а-872/12/2770, поступившее из Окружного административного суда города Севастополя, передано в производство судье Арбитражного суда города Севастополя  Александрову А.Ю. 

Определением Арбитражного суда города Севастополя от 20.01.2015 дело принято к производству Арбитражного суда города Севастополя с присвоением номера № А84-33/2015, назначено предварительное судебное заседание на 05.02.2015.

Определением суда от 05.02.2015 завершена подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство назначено на 25.02.2015.

До судебного заседания в суд поступило ходатайство заявителя о прекращении производства по делу на основании п.5 ч.1 ст. 150 АПК РФ в связи с ликвидацией ответчиков по делу  и с заявлением о рассмотрении указанного ходатайства без участия представителя заявителя.

В судебное заседание 25.02.2015 заявитель и ответчики явку уполномоченных представителей не обеспечили, о причинах неявки ответчики суд не проинформировали, о месте и времени проведения  судебного заседания уведомлялись надлежащим образом, копии определений от 05.02.2015, направленные ответчикам, вернулась в адрес суда с пометкой почтового отделения, что организацию по адресу  «не значится».

В связи с тем, что копии определений суда о назначении предварительного судебного заседания на 05.02.2015 отправлены по юридическим адресам ответчиков - Государственной налоговой инспекции в Ленинском районе в г. Севастополе (299011, <...>), - Государственной налоговой службы в г. Севастополе(299011, <...>), суд признает надлежащим извещение ответчиков о времени и месте предварительного судебного заседания.

В судебном заседании в связи с предоставлением заявителем документов о приведении организационно-правовой формы юридического лица в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации протокольным определением суда уточнено наименование заявителя: вместо Частного предприятия «Севтранстрест» - Общество с ограниченной ответственностью «Севтранстрест».

 Как усматривается из материалов дела, в период с 27.02.2012 по 02.03.2012 Государственной налоговой администрацией в г. Севастополе (далее Администрация) была проведена документальная внеплановая невыездная проверка Частного предприятия «Севтранстрест», в ходе которой были установлены нарушения п.5.1, п.п. 5.2.1. п. 5.2 ип.п.5.3.9 п.5.3 ст. 5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятия», п.п.7.4.1,п.п.7.4.5 п.7.4 ст. 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость»,   по результатам которой был составлен акт № 411/10/16-004/32060741 от 06.03.2012.

На основании указанного акта 26.03.2012 Государственной налоговой инспекцией в Ленинском районе г. Севастополя (далее – Инспекция) приняты налоговые уведомления-решения № 0000093500 о начислении денежного обязательства в суме 366875,01 грн. по налогу на добавленную стоимость и № 0000073500 о начислении денежного обязательства в сумме 458594,06 грн. по налогу на прибылью. Не согласившись с указанными налоговыми уведомлениями-решениями, заявитель  обратился в суд с соответствующими требованиями.

02.02.2015 и 05.02.2015 до начала судебного заседания на запрос суда поступили пояснения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя и Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю, согласно которых Правительством Севастополя были ликвидированы территориальные органы Налоговой службы г. Севастополя, а Приказом ФНС России от 31.03.2014 №ММВ-7-4/132@ создано Управление Федеральной налоговой службы по г. Севастополю, также созданы территориальные органы ФНС, в том числе  Инспекция по Ленинскому району г. Севастополя. Кроме того, указанные органы пояснили, что не являются правопреемниками органов власти Украины.

Оценив фактические обстоятельства дела, суд пришел к выводу о необходимости прекращения производства по делу на основании пункта 5 статьи 150 АПК РФ.

Так, согласно пункту 5 части первой статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что организация, являющаяся стороной в деле, ликвидирована.

Данное основание является императивным, то есть обязательным для применения в случае установления судом факта ликвидации организации без рассмотрения спора по существу.

Согласно пункту 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

           В соответствии с  пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 6 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических  (см. постановление  Президиума ВАС РФ от 18 ноября 2008 г. N 6843/08)

            То есть, в случае ликвидации организаций, ранее зарегистрированных и ликвидированных по процедурам в рамках законодательства РФ, частью которых является внесение соответствующих записей в ЕГРЮЛ Российской Федерации, для прекращения производства по делу по данному основанию арбитражному суду должны быть представлены доказательства, подтверждающие факт ликвидации юридического лица (выписка из ЕГРЮЛ, свидетельство налоговых органов о ликвидации организации).

   В то же время, указанное положение не может быть применено к правоотношениям, участниками которых являются государственные органы Украины, а также органы, созданные в городе Севастополе в переходный период, обусловленный принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

18 марта 2014 года между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, ратифицированный 21 марта 2014 (далее Договор).

Пунктом 1 статьи 9 Договора предусмотрено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено законодательством  Российской Федерации.

 В соответствии с частью первой статьи 1 Федерального конституционного закона РФ от 21 марта 2014 года № б-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», одобренного Государственной Думой 20 марта 2014 года, одобренного Советом Федерации 21 марта 2014 года, Республика Крым принята в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»».

Согласно части первой статьи 2 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

.Согласно статьи 6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ, государственные и местные учреждения, предприятия и организации, функционирующие на  территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации

Постановлением Кабинета Министров Украины от 20.03.2013 №229 созданы территориальные органы Министерства доходов и сборов, в частности Главное управление ФИО5 в г. Севастополе и Государственная налоговая инспекция в Ленинском районе г. Севастополя Главного управления ФИО5. В связи с чем, Государственная налоговая служба в г. Севастополе, которая являлась правопреемником Администрации, реорганизована в Главное управление ФИО5 в г. Севастополе, а Государственная налоговая инспекция в Ленинском районе г. Севастополя Государственной налоговой службы, которая являлась правопреемником Инспекции, реорганизовалась путем присоединения к Государственной налоговой инспекции в Ленинском районе Главного управления ФИО5 в г. Севастополе.

В соответствии с пунктом 3 Решения внеочередной сессии VI созыва Севастопольского городского Совета № 1 от 17.03.2014 «О статусе города Севастополя» деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским Советом.

Пунктом 1.2 Решения Законодательного собрания города Севастополя от 01.04.2014 № 21 (7182) предусмотрено, что губернатор города самостоятельно определяет структуру органов исполнительной власти города Севастополя.

Судом установлено, что 01.04.2014 Распоряжением исполняющего обязанности Губернатора города Севастополя №2 утверждена структура органов исполнительной власти города Севастополя, в составе которых предусмотрена Налоговая служба города Севастополя. Распоряжением и.о. Губернатора города Севастополя от 01.04.2014 № 3 в структуре органов исполнительной власти города Севастополя образована Налоговая служба города Севастополя, которая подотчетна и подконтрольна Финансовому управлению города Севастополя. При этом, изложенное в подпункте 2.1. пункта 2 распоряжения и.о. Губернатора города Севастополя от 01.04.2014 № 3 положение о правопреемстве Налоговой службы города Севастополя и ГУ ФИО5 Украины в г. Севастополе исключено на основании изменений, внесенных в указанное распоряжение распоряжением и.о. Губернатора города Севастополя от 15.04.2014 № 33 «О внесении изменений в Распоряжение от 01.04.2014 № 3».

В соответствии с приказом Налоговой службы города Севастополя от 07.04.2014 № 4 «О создании территориальных органов Налоговой службы города Севастополя» с учетом изменений, внесенных приказом от 15.04.2014 № 8, созданы территориальные органы Налоговой службы города Севастополя. Согласно Временным положеням о районных налоговых инспекциях Налоговой службы города Севастополя, утвержденным приказом Налоговой службы города Севастополя от 15.04.2014 № 8, не предусмотрено правопреемство вновь созданных налоговых органов от соответствующих налоговоых органов Украины (в частности, это касается передачи полномочий относительно споров о признании противоправными  и отмене решений (индивидуальных правовых актов) контролирующего органа).

Приказом Федеральной налоговой службы России от 31.03.2014 №ММВ-7-4/132@ создано Управление Федеральной налоговой службы по г. Севастополю; Приказом Федеральной налоговой службы России от 31.03.2014 №ММВ-7-4/133@ утверждено Положение указанного Управления в соответствии с пунктом 1 которого данный орган является территориальным органом ФНС России и входит в единую централизованную систему налоговых органов.

Распоряжением Правительства Севастополя от 09.10.2014 №320  «О ликвидации Налоговой службы города Севастополя» с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Севастополя от 29.10.2014 № 375, в связи с созданием территориальных органов ФНС России по г. Севастополю, на основании статей 6, 23  Федерального конституционного закона РФ от 21 марта 2014 года № б-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», п.16 Временного положения о Налоговой службе города Севастополя были ликвидированы территориальные органы Налоговой службы г. Севастополя. В соответствии с п. 1 распоряжения Правительства Севастополя от 29.12.2014 № 565 «О ликвидации Налоговой службы города Севастополя», процедура ликвидации признана оконченной, а деятельность Налоговой службы города Севастополя прекращенной с 29 декабря 2014 года.

20.01.2015 в адрес Арбитражного суда города Севастополя поступило уведомление    Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя об окончании ликвидации Налоговой инспекции в Ленинском районе Налоговой службы г. Севастополя, что подтверждается письмом администратора отдела администраторов Управления предоставления административных услуг Севастопольской городской государственной администрации про исключение 29.12.2014 из временного реестра юридических лиц указанного органа. Кроме того факт ликвидации и исключения 29.12.2014 из временного реестра юридических лиц  Налоговой службы города Севастополя и ее структурных подразделений в Балаклавском, Ленинском, Нахимовском и Гагаринском районах  подтверждается письмом Правительства Севастополя б/н от 19.02.2015 вх. № 278/15.

В соответствии с п.1 Положения Инспекции  Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя указанная Инспекция является территориальным органом ФНС России и входит в единую централизованную систему налоговых органов.

   Согласно п.1 статьи 30 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.

В соответствии с позицией Федеральной налоговой службы, изложенной в письмах от 07.07.2014 №ГД-4-8/13212@ и от 02.07.2014 №ГД-4-8/12499@, меры принудительного исполнения обязанности по уплате налога в отношении плательщиков, зарегистрированных на территории Севастополя на момент принятия города Севастополя в состав Российской Федерации, применяются только в связи с неуплатой налога, подлежащего уплате за налоговые периоды после дня внесения сведений о налогоплательщике в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также после постановки на учет в налоговых органах Российской Федерации.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц РФ перерегистрация  ЧП «Севтранстрест» (как ООО «Севтранстрест») с внесением соответствующих записей в реестры и постановка на налоговый учет проведена 06.08.2014, в то время как правоотношения, связанные с начислением налогов согласно законодательству Украины, возникли в марте 2012 года.

Кроме того, в соответствии с Законом города Севастополя от 18.02.2015 № 116-ЗС «Об урегулировании отдельных вопросов по расчетам с бюджетом города Севастополя», принятым Законодательным собранием города Севастополя 10.02.2015 и опубликованном 21.02.2015 в газете «Севастопольские известия», задолженность по налогам, сборам и единому социальному взносу, образованная до 18 марта 2014 года и не погашенная в течение переходного периода, считается списанной и взысканию не подлежит, за исключением задолженности по арендной плате за землю и государственное имущество.

Таким образом, суд пришел к выводу, что Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя и Управление Федеральной налоговой службы по г. Севастополю не являются правопреемниками реорганизованных Инспекции и Администрации, Государственной налоговой службы в г. Севастополе, Государственной налоговой инспекции в Ленинском районе г. Севастополя Государственной налоговой службы в г. Севастополе, а также ликвидированных Главного управления ФИО5 в г. Севастополе, Государственной налоговой инспекции в Ленинском районе Главного управления ФИО5 в г. Севастополе, Налоговой службы города Севастополя и Налоговой инспекции в Ленинском районе Налоговой службы города Севастополя.

Поскольку Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя и Управление Федеральной налоговой службы по г. Севастополю осуществляют свои функции в соответствии с законодательством Российской Федерации, соответствующие органы Украины в городе Севастополе прекратили свою деятельность как органы исполнительной власти государства Украина на территории города Севастополя, а органы налоговой службы города Севастополя, созданные на период действия переходного периода, ликвидированы, соответственно на территории Российской Федерации отсутствуют спорные публичные правоотношения между  указанными органами и иными организациями.

Согласно определению Верховного суда РФ от 23 сентября 2014 г. по делу N 308-ЭС14-1224 суд может рассматривать дела с участием юридических лиц, чей статус окончательно не определен, в случае, если их участники способны обеспечить защиту их интересов в суде (решение Европейской комиссии по правам человека от 09.04.1997 по вопросу о приемлемости жалобы N 29010/95 "Credit and Industrial Bank v. the Czech Republic"). 

Однако, учитывая тот факт, что Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Севастополя и Управление Федеральной налоговой службы по г. Севастополю возражают против признания их правопреемниками указанных выше налоговых органов и, соответственно, не считает себя стороной по делу, суд считает возможным производство по делу прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Принимая во внимание, что правовое последствие прекращения деятельности субъектов властных полномочий государства Украина (фактической ликвидации), в условиях  интеграции города Севастополя в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации наступает в виде прекращения деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, а также ликвидацию органов Севастополя переходного периода,  производство по делу подлежит прекращению   в связи с  фактическим прекращением деятельности и ликвидацией налоговых органов – т.е., организаций, которые являются сторонами в деле

Конституционный суд РФ, констатировал, что сам по себе пункт 5 части 1 статьи 150 АПК Российской Федерации, устанавливающий в качестве основания для прекращения производства по делу ликвидацию организации, являющейся стороной в деле, не может рассматриваться как нарушивший конституционные права и свободы заявителя, поскольку при отсутствии такой организации, являющейся стороной в деле, невозможно принять решение, регулирующее ее права и обязанности (определение от 19 июня 2007 г. N 430-О-О).

На основании вышеизложенного, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 150, 151, 184, 185, 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛ:

              Производство по делу №А84-33/2015 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Севтранстрест» к Государственной налоговой инспекции в Ленинском районе г. Севастополя, Государственной налоговой службе Украины в г. Севастополе о признании действий противоправными, о признании противоправными и отмене налоговых уведомлений-решений - прекратить.

Определение о прекращении производства по делу может быть обжаловано в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий месяца со дня вынесения определения.

Определение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Судья                                                                                                                                А.Ю. Александров

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

ул. Л. Павличенко, 5, <...>, тел./факс <***>

e-mail:info@sevastopol.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

(резолютивная часть)

25 февраля 2015 года                                                                                 дело №А84-33/2015

город Севастополь

Руководствуясь статьями 150, 151, 184, 185, 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛ:

              Производство по делу №А84-33/2015 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Севтранстрест» к Государственной налоговой инспекции в Ленинском районе г. Севастополя, Государственной налоговой службе Украины в г. Севастополе о признании действий противоправными, о признании противоправными и отмене налоговых уведомлений-решений - прекратить.

Определение о прекращении производства по делу может быть обжаловано в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий месяца со дня вынесения определения.

Определение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Судья                                                                                                 А.Ю. Александров