ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А84-36/15 от 12.02.2015 АС города Севастополя

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

ул. Л. Павличенко, 5, г. Севастополь, 299011, тел./факс +7(8692) 54-34-91

e-mail:info@sevastopol.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

16 февраля 2015 года                                                                                        дело №А84-36/2015

город Севастополь

Резолютивная часть определения объявлена 12 февраля 2015 года.

Полный текст определения изготовлен  16 февраля  2015 года.

Арбитражный суд города Севастополя в составе судьи Александрова А.Ю., при ведении протокола судебного заседания и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Саматовой М.А.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представители не явились;

от ответчика – ФИО1, доверенность б/н от 23.10.2014,

рассмотрев в  судебном заседании материалы заявления Гагаринского районного управления Пенсионного фонда города Севастополяк Публичному акционерному обществу «Севастопольское автотранспортное предприятие 14330» о взыскании обязательных платежей в сумме 79242,69 рублей,

                                                      УСТАНОВИЛ:

09.09.2014 Гагаринское районное управление Пенсионного фонда города Севастополя (далее – заявитель) обратилось в Окружной административный суд города Севастополя с заявлением к Публичному акционерному обществу «Севастопольское автотранспортное предприятие 14330» (далее – ответчик) о взыскании задолженности по обязательным платежам по возмещению фактических расходов на выплату и доставку пенсий, назначенных на льготных условиях по списку №1 и №2 в сумме 80532,98 рублей.

Определением Окружного административного суда города Севастополя от 15.09.2014 (судья Прохорчук О.В.) указанное заявление принято к производству и возбуждено производство в этом суде по административному делу №827/856/14, назначено предварительное судебное заседание на 07.10.2014. Определением суда от 07.10.2014 по делу назначено судебное разбирательство на 28.10.14.

08.10.2014 от истца поступило заявление об уменьшении исковых требований до 79242,69 рублей.

Определением суда от 28.10.2014 судебное разбирательство было отложено на 13.11.2014.

13.11.2014 суд своим определением приостановил производство по делу №827/856/14 до вступления в законную силу решения Окружного административного суда города Севастополя по делу №827/834/14 по заявлению Гагаринского районного управления Пенсионного фонда города Севастополяк Публичному акционерному обществу «Севастопольское автотранспортное предприятие 14330» о взыскании задолженности по обязательным платежам по возмещению фактических расходов на выплату и доставку пенсий, назначенных на льготных условиях в сумме 544683,69 рублей.

Распоряжением и.о. председателя Арбитражного суда города Севастополя №4 от 13.01.2015 дело №827/856/14, поступившее из Окружного административного суда города Севастополя, передано в производство судье Арбитражного суда города Севастополя  Александрову А.Ю. 

Определением Арбитражного суда города Севастополя от 14.01.2015 дело Окружного административного суда города Севастополя принято к производству Арбитражного суда города Севастополя с присвоением номера №А84-36/2015, назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 28.01.2015.

В судебное заседание 28.01.2015 заявитель явку уполномоченных представителей не обеспечил, в связи с чем, определением суда от 28.01.2015 судебное разбирательство по делу отложено на 12.02.2015.

В судебное заседание 12.02.2015  заявитель не явился, о месте и  времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Заслушав представителя ответчика, оценив фактические обстоятельства дела, суд пришел к выводу о необходимости прекращения производства по делу на основании пункта 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  (далее - АПК РФ).

  Судом установлено, что по состоянию на день рассмотрения дела в судебном порядке, заявитель по делу - Гагаринское районное управление Пенсионного фонда города Севастополя ликвидирован и правопреемник его в установленном порядке не определен, функции по взысканию ранее образовавшейся задолженности по возмещению затрат на выплату и доставку пенсий, назначенных на льготных условиях, какому-либо иному действующему органу – не переданы.

Как усматривается из материалов дела, на запрос в Правительство Севастополя,  ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополе» письмом от 10.02.2015 исх. № 48/21 уведомило суд о том, что  деятельность районных управлений Пенсионного фонда города Севастополя (Ленинского, Гагаринского, Балаклавского, Нахимовского) прекращена в соответствии с Распоряжением Губернатора города Севастополя от 03.10.2014 года № 278 «О ликвидации Пенсионного фонда города Севастополя», в связи с чем указанные районные управления 31.12.2014 исключены из временного реестра юридических лиц.

Факт ликвидации и исключения Гагаринского районного управления Пенсионного фонда города Севастополя  из временного реестра юридических лиц также подтверждается копией письма Администратора отдела администраторов Управления предоставления административных услуг Севастопольской городской государственной администрации, а также копией подписанного и.о. Губернатора города Севастополя распоряжения Правительства города Севастополя от 03.10.2014 года № 278 «О ликвидации Пенсионного фонда города Севастополя».

Судом также установлено, что в соответствии с постановлениями Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 26.03.2014 № 37п и от 29.04.2014 № 69-п созданы Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Севастополю  и Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Севастополе (межрайонное), которые осуществляют свою деятельность исключительно на основе и во исполнение законодательства Российской Федерации и правопреемниками как органов Пенсионного фонда Украины, так и органов Пенсионного фонда города Севастополя, не являются. На данное обстоятельство непосредственно указано в письме Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г.Севастополю  в адрес суда от 23.01.2015 № 09-12/194/5, согласно которого, законных оснований для замены вышеуказанных органов на органы Пенсионного фонда Российской Федерации не имеется.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 150 АПК РФ  арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что организация, являющаяся стороной в деле, ликвидирована.

Данное основание является императивным, то есть обязательным для применения в случае установления судом факта ликвидации организации без рассмотрения спора по существу.

Согласно пункту 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно   пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 6 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических (постановление  Президиума ВАС РФ от 18 ноября 2008 г. N 6843/08).

То есть, в случае ликвидации организаций, ранее зарегистрированных и ликвидированных по процедурам в рамках законодательства РФ, частью которых является внесение соответствующих записей в ЕГРЮЛ Российской Федерации, для прекращения производства по делу по данному основанию арбитражному суду должны быть представлены доказательства, подтверждающие факт ликвидации юридического лица (выписка из ЕГРЮЛ, свидетельство налоговых органов о ликвидации организации).

В то же время, указанное положение не может быть применено к правоотношениям, участниками которых являются государственные органы, созданные в городе Севастополе в переходный период, обусловленный принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

18 марта 2014 года между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, ратифицированный 21 марта 2014 года (далее Договор).

 Согласно статьи 6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», одобренного Государственной Думой 20 марта 2014 года, одобренного Советом Федерации 21 марта 2014 года со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Решения внеочередной сессии VI созыва Севастопольского городского Совета № 1 от 17.03.2014 «О статусе города Севастополя» деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским Советом. Пунктом 1.2 Решения Законодательного собрания города Севастополя от 01.04.2014 № 21 (7182) предусмотрено, что губернатор города самостоятельно определяет структуру органов исполнительной власти города Севастополя.

Решением Севастопольского городского Совета от 19.03.2014 № 7160 создан Пенсионный фонд города Севастополя..

Приказом Пенсионного фонда города Севастополя от 20 марта 2014 года № 1 «О создании районных управлений Пенсионного фонда города Севастополя», создано, в том числе Гагаринское районное управление Пенсионного фонда города Севастополя, которое  31.03.2014 зарегистрировано в качестве юридического лица во Временном реестре  юридических лиц г. Севастополя под регистрационным номером 00000010.

В соответствии с подписанным и.о. Губернатора города Севастополя распоряжением Правительства города Севастополя от 03.10.2014 № 278 «О ликвидации Пенсионного фонда города Севастополя», деятельность районных управлений Пенсионного фонда города Севастополя, в том числе Гагаринского, прекращена, в связи с чем указанные районные управления 31.12.2014 исключены из временного реестра юридических лиц. Правопреемник указанных органов не определен.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что  на момент рассмотрения дела в суде отсутствуют спорные публичные правоотношения между заявителем и ответчиком.

Согласно определению Верховного суда РФ от 23 сентября 2014 г. по делу N 308-ЭС14-1224 суд может рассматривать дела с участием юридических лиц, чей статус окончательно не определен, в случае, если их участники способны обеспечить защиту их интересов в суде (решение Европейской комиссии по правам человека от 09.04.1997 по вопросу о приемлемости жалобы N 29010/95 "Credit and Industrial Bank v. the Czech Republic"). 

Принимая во внимание тот факт, что созданные в г.Севастополе уполномоченные органы Пенсионного фонда Российской Федерации возражают против признания их правопреемниками ликвидированных органов Пенсионного фонда города Севастополяи, соответственно, не считает себя стороной по делу, производство по делу подлежит прекращению.

При принятии судебного акта по делу суд учитывает правовую позицию  Конституционного Суда Российской Федерации, который  в определении от 19.06.2007 №430-О-О констатировал, что сам по себе пункт 5 части 1 статьи 150 АПК РФ, устанавливающий в качестве основания для прекращения производства по делу ликвидацию организации, являющейся стороной в деле, не может рассматриваться как нарушивший конституционные права и свободы заявителя, поскольку при отсутствии такой организации, являющейся стороной в деле, невозможно принять решение, регулирующее ее права и обязанности.

На основании вышеизложенного, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 150 АПК РФ.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового Кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения по основаниям, предусмотренным статьями 148 и 150 АПК РФ. Учитывая, что Гагаринское районное управление Пенсионного фонда города Севастополябыло освобождено от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина не подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 150, 151, 184, 185, 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛ:

 Производство по делу №А84-36/2015 по заявлению Гагаринского районного управления Пенсионного фонда города Севастополяк Публичному акционерному обществу «Севастопольское автотранспортное предприятие 14330» о взыскании обязательных платежей в сумме 79242,69 рублей - прекратить.

Определение о прекращении производства по делу может быть обжаловано в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий месяца со дня вынесения определения.

Определение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Судья                                                                                                 А.Ю. Александров