ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № Ф09-8650/17 от 18.12.2017 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об оставлении кассационной жалобы без движения

 № Ф09-8650/17 

Екатеринбург

Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Поротниковой Е. А.,  рассмотрев материалы кассационной жалобы индивидуального  предпринимателя ФИО1 (далее - предприниматель) на  решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.07.2017 по делу   № А76-2095/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 02.10.2017 по тому же делу по заявлению заместителя  прокурора Челябинской области к индивидуальному предпринимателю  ФИО1, Управлению наружной рекламы и информации  Администрации города Челябинска о признании недействительным разрешения  на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, признании  недействительным договора на установку и эксплуатацию рекламных  конструкций 

с участием третьего лица: Управления Министерства внутренних дел  Российской Федерации по городу Челябинску 

У С Т А Н О В И Л:

предприниматель ФИО1 обратилась в Арбитражный суд Уральского  округа с кассационной жалобой на решение Арбитражного суда Челябинской  области от 20.07.2017 по делу № А76-2095/2017 и постановление  Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2017 по тому же  делу. 

Требования к содержанию кассационной жалобы и объему прилагаемых  к ней документов установлены в ст. 277 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. Так, согласно п. 2 ч. 4 данной статьи, к  кассационной жалобе прилагаются документы, подтверждающие оплату  госпошлины в установленном порядке и размере или право на получение  льготы по уплате госпошлины, либо обоснованное ходатайство о  предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты госпошлины. 


При обращении с настоящей жалобой заявителем подано ходатайство о  предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины в связи с тяжелым  материальным положением предпринимателя, не позволяющим на момент  подачи жалобы оплатить государственную пошлину в размере 3000 руб. 

Между тем, ходатайство предпринимателя об отсрочке уплаты  государственной пошлины удовлетворению судом кассационной инстанции не  подлежит в силу следующего. 

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской  Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта  недействительным и о признании решений и действий (бездействия)  государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,  должностных лиц незаконными, государственная пошлина подлежит уплате в  следующих размерах: для физических лиц - 300 руб., для организаций -  3000 руб. 

Подпунктом 12 п. 1 названной статьи предусмотрено, что при подаче  кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а  также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении  искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на  принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче  исполнительных листов государственная пошлина уплачивается в размере  50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при  подаче искового заявления неимущественного характера. 

Соответственно, при подаче кассационной жалобы по делам указанной  категории размер государственной пошлины составит 150 руб. - для  физических лиц и 1500 руб. - для юридических лиц. 

С учетом изложенного следует отметить, что размер государственной  пошлины, уплачиваемой индивидуальными предпринимателями (физическими  лицами) за оспаривание ненормативных правовых актов, составляет 150 руб., а  не 3000 руб., как ошибочно указывает заявитель кассационной жалобы в  ходатайстве об отсрочке уплаты государственной пошлины. 

Согласно ст. 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты  государственной пошлины устанавливаются в соответствии с  законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. 

В порядке ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации  арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе  освободить его от уплаты государственной пошлины по делам,  рассматриваемым указанными судами, либо уменьшить ее размер, а также  отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41  Налогового кодекса Российской Федерации. 

С учетом разъяснений, изложенных в п. 8 постановления Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46  «О применении законодательства о государственной пошлине при  рассмотрении дел в арбитражных судах», предоставление отсрочки уплаты  государственной пошлины лицу, имущественное положение которого не 


позволяет исполнить обязанность по уплате государственной пошлины на этапе  обращения в арбитражный суд, направлено на обеспечение доступности  правосудия и реализацию права на судебную защиту, одной из целей которой  является своевременность восстановления нарушенных прав и законных  интересов заинтересованного лица. 

Таким образом, предоставление отсрочки уплаты государственной  пошлины не является обязанностью суда, основанием ее предоставления  выступает тяжелое материальное положение плательщика/заявителя, которое  определяется с учетом конкретных обстоятельств дела. 

В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 20.03.1997 № 6 «О некоторых вопросах применения  арбитражными судами законодательства Российской Федерации о  государственной пошлине» разъяснено, что отсрочка или рассрочка уплаты  государственной пошлины производятся по письменному ходатайству  заинтересованной стороны. К ходатайству об отсрочке или рассрочке уплаты  государственной пошлины должны быть приложены документы,  свидетельствующие о том, что имущественное положение заинтересованной  стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном  размере при подаче кассационной жалобы. К документам, устанавливающим  имущественное положение заинтересованной стороны, относятся:  подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов,  наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти  счета открыты, а также подтвержденные банком (банками) данные об  отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере,  необходимом для уплаты государственной пошлины. 

Ходатайство об отсрочке или рассрочке уплаты государственной  пошлины, уменьшении ее размера может быть удовлетворено арбитражным  судом только в тех случаях, когда представленные документы свидетельствуют  об отсутствии на банковских счетах денежных средств в размере, необходимом  для уплаты государственной пошлины. При отсутствии таких документов в  удовлетворении ходатайства должно быть отказано. 

Между тем, документы, устанавливающие имущественное положение  заявителя жалобы, которые свидетельствовали бы о невозможности исполнить  обязанность по уплате государственной пошлины в сумме 150 руб. на этапе  обращения в арбитражный суд кассационной инстанции, предпринимателем к  соответствующему ходатайству не приложены. 

Таким образом, предпринимателем не подтверждено сложное  имущественное положение, позволяющее суду предоставить отсрочку по уплате  государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы. 

Согласно ч. 1 ст. 280 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации арбитражный суд кассационной инстанции, установив при  рассмотрении вопроса о принятии кассационной жалобы к производству, что  она подана с нарушением требований, предусмотренных ст. 277 данного  Кодекса, выносит определение об оставлении кассационной жалобы без  движения. 


С учетом изложенного и руководствуясь ст. 184, 185, 280 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

О П Р Е Д Е Л И Л:

Заявителю жалобы разъяснить, что необходимые документы должны  быть получены Арбитражным судом Уральского округа в указанный срок,  в который включается и срок почтового пробега. 

Судья Е.А. Поротникова