ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № ВАС-1295/13 от 01.04.2013 Высшего Арбитражного Суда РФ

48_430960

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе в передаче дела в Президиум

Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

№ ВАС-4032/13

Москва

01 апреля 2013 г.

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Горячевой Ю.Ю., судей Валявиной Е.Ю., Никифорова С.Б. рассмотрела в судебном заседании заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15,
 ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19,
 ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41 Саиня, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72,
 ФИО73, ФИО74, ФИО75, ФИО76, ФИО77, ФИО78, ФИО79, ФИО80, ФИО81, ФИО82, ФИО83, ФИО84, ФИО85, ФИО86, ФИО87, ФИО88, ФИО89, ФИО90, ФИО91, ФИО92,
 ФИО93, ФИО94, ФИО95, ФИО96, Бриллиант В.Е., ФИО97, ФИО98, ФИО99, ФИО100, ФИО101 (далее – заявители) о пересмотре в порядке надзора определения Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
 от 30.01.2013 № ВАС-1295/13.

Суд установил:

Заявители обратились в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, указав в качестве ответчиков должностных лиц МВД России ФИО102, ФИО103, ФИО104 и ФИО105,
 с заявлением, содержащим следующие требования:

– отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 23.09.2009 без номера и обязать орган дознания провести экспертизу (далее – требование № 1);

– признать, что действия по затягиванию расследования уголовного дела № 200908312 являются содействием как мошенническим действиям бывшего руководителя несостоятельного потребительского общества «Горпродторг» ФИО106, так и фальсификации судебного арбитражного процесса (далее – требование № 2);

– обязать органы дознания представить в материалы арбитражного дела о несостоятельности (банкротстве) потребительского общества «Горпродторг» правоустанавливающие и бухгалтерские документы (далее – требование № 3).

Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.01.2013 № ВАС-1295/13 указанное заявление возвращено.

В заявлении в порядке надзора, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, заявители просят отменить упомянутый судебный акт как нарушающий единообразие в толковании и применении норм процессуального права. По мнению заявителей, поданное ими заявление относится к делам административного судопроизводства, связанным с оспариванием действий (бездействия) должностных лиц, и на основании статьи 118 Конституции Российской Федерации подлежало рассмотрению Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку ее аналога в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации не имеется. Таким образом, возврат их заявления основан на ошибочном толковании части 2 статьи 34 и пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, в соответствии со
 статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов, а также нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.

Таких доводов в заявлении в порядке надзора не приведено.

Как указано в оспариваемом определении, требования № 1 и № 2 не являются экономическими и не относятся к числу дел специальной подведомственности, поскольку направлены на осуществление судебного контроля за органами дознания и предварительного расследования. Такие требования неподведомственны арбитражным судам в силу части 1
 статьи 27 и статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и, как следствие, неподсудны Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации.

В отношении требования № 3 суд первой инстанции указал, что заявление об истребовании доказательств для их представления в конкретное арбитражное дело не может быть предметом самостоятельного иска (заявления).

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вернул заявление.

Оснований для иных выводов у коллегии судей, осуществляющей проверку определения суда первой инстанции в надзорном порядке, не имеется.

На основании пункта 1 статьи 10 Федерального конституционного закона от 28.01.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает дела в качестве суда первой инстанции в пределах своей компетенции, определенной федеральным законом.

В силу части 2 статьи 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании:

нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, за исключением дел, отнесенных к ведению суда по интеллектуальным правам;

дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

Требования заявителей под указанный перечень не подпадают и не отнесены к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации иным федеральным законом. Рассмотрение подобных требований, связанных с действиями (бездействием) органов дознания и предварительного расследования в рамках уголовного судопроизводства, которое осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, не входит в полномочия арбитражных судов как системы, предназначенной для рассмотрения споров в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Вопреки мнению заявителей, из статьи 118 и других статей Конституции Российской Федерации нельзя сделать вывод о том, что административное судопроизводство является исключительной прерогативой арбитражных судов.

Ссылка заявителей на главу 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ошибочна, поскольку она содержит правила по тем делам административного судопроизводства, которые подведомственны арбитражным судам в силу закона, не дополняет компетенцию этих судов и не расширяет круг отнесенных к их ведению дел.

Отсутствие у суда компетенции по рассмотрению дела нельзя восполнить или подменить установленными для него процедурными правилами судопроизводства.

Таким образом, утверждение заявителей о том, что их требования относятся к делам административного производства, рассматриваемым в арбитражных судах, основано на неверном толковании закона и неправильном представлении о соотношении правил о компетенции судов с применяемыми ими процедурными нормами.

С учетом изложенного, коллегия судей не находит оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии которых дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемого определения.

Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.01.2013 № ВАС-1295/13 отказать.

Председательствующий судья Ю.Ю. Горячева

Судья Е.Ю. Валявина

Судья С.Б. Никифоров