АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ 
ОПРЕДЕЛЕНИЕ 
об отказе во вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные 
требования относительно предмета спора
 Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судьи Н.М. Зайцевой, 
рассмотрев заявление Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия ФИО1 о вступлении в дело № А74-381/2020 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,
без вызова лиц, участвующих в деле, 
установил: индивидуальный предприниматель ФИО2 (ИНН <***>, ОГРН <***>) обратился в арбитражный суд с заявлением к Сибирскому межрайонному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в лице территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконным и отмене постановления от 15 января 2020 года № 621564 по делу об административном правонарушении.
На основании определения суда от 07.02.2020 дело рассматривается в порядке упрощённого производства без вызова сторон в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
В соответствии со статьёй 53.1 АПК РФ ФИО3 при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченные по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации, обратившиеся в арбитражный суд, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности истца. ФИО3 при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей вправе вступить в дело на стороне истца или ответчика в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
Статья 53.1 АПК РФ не предусматривает правомочий уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации на вступление в арбитражный процесс в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
При толковании статьи 53.1 АПК РФ суд учитывает положения Федерального закона от 7 мая 2013 года № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (Закон № 78-ФЗ), который определяет основные задачи и компетенцию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации.
Согласно статье 9 Закона № 78-ФЗ законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации (далее - уполномоченный в субъекте Российской Федерации), которая является государственной должностью субъекта Российской Федерации. Правовое положение, основные задачи и компетенция уполномоченного в субъекте Российской Федерации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учётом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьёй 10 Закона № 78-ФЗ уполномоченный в субъекте Российской Федерации рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности, права и законные интересы которых были нарушены на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на решения или действия (бездействие) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, нарушающие права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности.
При осуществлении своей деятельности уполномоченный в субъекте Российской Федерации вправе:
- обращаться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности;
- направлять в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления мотивированные предложения о принятии нормативных правовых актов (о внесении изменений в нормативные правовые акты или признании их утратившими силу), относящихся к сфере деятельности уполномоченного в субъекте Российской Федерации;
- направлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия актов органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
В Республике Хакасия принят Закон от 03.12.2013 № 99-ЗРХ «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия». В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона Республики Хакасия от 03.12.2013 № 99-ЗРХ при осуществлении своей деятельности ФИО3 имеет право:
- обращаться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления в Республике Хакасия, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности;
- участвовать в обсуждении и разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов Республики Хакасия, касающихся предпринимательской деятельности, готовить заключения по результатам рассмотрения указанных проектов;
- направлять в органы государственной власти Республики Хакасия, органы местного самоуправления в Республике Хакасия мотивированные предложения о принятии нормативных правовых актов (о внесении изменений в нормативные правовые акты или признании их утратившими силу), относящихся к сфере деятельности Уполномоченного;
- направлять Главе Республики Хакасия - Председателю Правительства Республики Хакасия мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия актов исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия;
- участвовать в заседаниях Верховного Совета Республики Хакасия и его рабочих органов, Правительства Республики Хакасия, коллегиальных органов исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия по вопросам защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
- направлять Главе Республики Хакасия - Председателю Правительства Республики Хакасия мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия актов исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия;
- направлять обращения и жалобы субъектов предпринимательской деятельности на территории Республики Хакасия в уполномоченные органы или уполномоченным должностным лицам, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
- направлять территориальным органам федеральных органов исполнительной власти в Республике Хакасия, органам государственной власти Республики Хакасия, органам местного самоуправления в Республике Хакасия, иным органам, организациям, наделённым федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицам, в решениях и (или) действиях (бездействии) которых он усматривает нарушения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, своё заключение, содержащее рекомендации о необходимых мерах по восстановлению нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и предотвращению подобных нарушений в дальнейшем;
- обращаться к субъектам права законодательной инициативы в Верховном Совете Республики Хакасия с предложениями о внесении изменений в законодательные акты Республики Хакасия по вопросам совершенствования законодательства в сфере предпринимательской деятельности.
В целях защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей ФИО3 вправе обращаться к Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, в федеральные органы государственной власти.
Из толкования приведённых выше положений АПК РФ, Федерального закона № 78- ФЗ и Закона Республики Хакасия от 03.12.2013 № 99-ЗРХ не усматривается наделение Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия правомочиями на вступление в арбитражное дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. У суда отсутствуют основания для вывода о том, что решение по данному делу может повлиять на права и обязанности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РХ по отношению к сторонам данного дела.
Руководствуясь статьями 51, 53.1, 159, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
О П Р Е Д Е Л И Л: 
Отказать Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия ФИО1 во вступлении в дело № А74-381/2020 в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на основании статьи 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определение может быть обжаловано лицом, подавшим соответствующее ходатайство, в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения данного определения, в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья Н.М. Зайцева