Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017
http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
18 февраля 2021 года Дело № А43-18794/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богуновой Е.А.,
судей Кириловой Е.А., Фединской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Выкса Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.12.2020 по делу №А43-18794/2020, по иску общества с ограниченной ответственностью «ОРБ Нижний» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Администрации городского округа Выкса Нижегородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании задолженности и неустойки,
при участии от сторон:
от истца – ФИО1 по доверенности №14 от 28.09.2020 сроком на один год, представлен диплом К№53323 от 01.07.2011;
от ответчика – ФИО2 по доверенности №97 от 11.08.2020 сроком до 11.08.2021, представлен диплом АВС №0765370 от 30.10.1997,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «ОРБ Нижний» (далее – ООО «ОРБ Нижний», Региональный Оператор, истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к Администрации городского округа Выкса Нижегородской области (далее – Администрация, ответчик) о взыскании 743 757 руб. 27 коп. задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 17.06.2019 № ОРБ-00726/19/054-2019-ЕИ за период с 01.05.2019 по 31.12.2019, 81 806 руб. 89 коп. договорной неустойки за период с 11.06.2019 по 01.06.2019 и далее по день фактической оплаты долга.
Решением от 04.12.2020 Арбитражный суд Нижегородской области исковые требования удовлетворил.
Не согласившись с принятым по делу решением, Администрацияобратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая принятый судебный акт, заявитель указал, что годовая сумма договора установлена из расчета объема ТКО и является фиксированной.
Апеллянт пояснил, что дополнительной соглашение к договору от 17.06.2019 № ОРБ-00726/19/054-2019-ЕИ сторонами заключено не было, в связи с чем у Регионального Оператора отсутствуют правовые основания для увеличения цены договора. Факт отправки истцом дополнительного соглашения ответчику своего подтверждения не нашел, надлежащих доказательств, подтверждающих обращение к ответчику с предложением о заключении дополнительного соглашения истцом не представлено.
По мнению Администрации, сведения истца о том, что в ходе оказания услуг объем вывозимого мусора (ТКО) оказался значительно больше объема, предусмотренные договором, не доказаны истцом.
Кроме того, заявитель сослался на то, что при принятии решения судом не учтены ст. 709, п.1 ст. 781, 783, п.1 ст. 179 ГК, а также нормы Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Администрация также указала, что региональным оператором по обращению с ТКО необоснованно увеличена периодичность вывоза ТКО с 1 и 2 до 3 раз в неделю.
Подробно доводы жалобы изложены в апелляционной жалобе.
Представитель истца в судебном заседании поддержал возражения изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 10.05.2018 Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области и ООО «ОРБ Нижний» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области, в соответствии с которым ООО «ОРБ Нижний» наделено статусом Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности 6 в соответствии с региональной схемой обращения с отходами сроком на 10 лет с 01.01.2019.
Согласно пункту 2.1.4 названного соглашения в обязанности регионального оператора входят сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее ТКО) на территории Нижегородской области, заключение и исполнение договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 2.1.9 соглашения).
Администрация направила Обществу заявку от 17.04.2019 на уборку мусора с территории городского округа город Выкса и территории кладбищ городского округа город Выкса, тип и количество контейнеров: порталы 28 штук, контейнеры - 20 штук.
Администрация и Региональный Оператор заключили договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) от 17.06.2019 №ОРБ-00726/19/054-2019-ЕИ, по условиям которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, определенные в приложении № 1 к договору.
Периодичность вывоза установлена в приложении № 1 к договору - вторник, четверг.
Оплата услуг осуществляется по единому тарифу, установленному Региональной службой по тарифам Нижегородской области - 725 руб., в том числе НДС. Годовая сумма договора - 150 075 руб. (пункт 2.1 договора).
Потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказан данная услуга (пункт 2.2 договора).
Пунктом 8.1 установлено, что договор вступает в силу после его подписания и действует до 31.12.2019.
Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - 01.01.2019 (пункт 1.3 договора).
06.06.2019 Региональный Оператор в адрес Администрации направил письмо с предложением подписать дополнительное соглашение к договору от 17.06.2019 № ОРБ-00726/19/054-2019-ЕИ в связи с увеличением объема вывоза ТКО (том 1 листы дела 94 и 95).
Администрация указанное дополнительное соглашение не подписала.
Претензией от 27.02.2020 Региональный Оператор потребовал от Администрации оплатить задолженность в размере 743 757 руб. 27 коп. за период с 01.05.2019 по 31.12.2019.
Отказ Администрации оплатить долг послужил основанием для обращения Регионального Оператора в суд с исковыми требованиями.
Согласно части 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
На основании части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
В соответствии с частью 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу части 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов регулируются Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), разделом I(1) которых урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании пункта 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I.1 настоящих Правил.
При этом под потребителем Правил N 1156 понимают собственника твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу части 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
В пункте 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.2016 N 505 (далее - Правила N 505) определено, что коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Аналогичные условия содержаться в пункте 15 раздела 5 типового договора, утвержденного Правилами N 1156.
Таким образом, Правилами N 1156 и N 505 предусмотрен коммерческий учет ТКО для собственников ТКО с применением альтернативных способов учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.
При этом положениями пункта 6 Правил N 505 прямо определено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505, то есть расчетным путем - по нормативам накопления.
Коммерческий учет ТКО в соответствии с третьим абзацем подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, осуществляется только при раздельном накоплении ТКО (пункт 8 Правил N 505).
Из материалов дела следует, что между сторонами заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) от 17.06.2019 №ОРБ-00726/19/054-2019-ЕИ.
Фактический объем оказанных услуг превысил объем и сумму, предусмотренные вышеуказанным договором. В связи с чем Региональный Оператор письмом от 06.06.2019 предложил подписать дополнительное соглашение к договору от 17.06.2019 № ОРБ-00726/19/054-2019-ЕИ.
В подтверждение факта оказания услуг истец представил акты оказанных услуг, маршрутные журналы по вывозу ТКО, треки движения мусоровозов с контейнерных площадок за спорный период с использованием системы ГЛОНАС, которые содержат сведения о транспортных средствах, адресах, с которых осуществлялся вывоз мусора, объем вывезенного мусора.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Пунктами 16 и 20 типового договора, предусмотренного Правилами №1156, установлено, что в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. Потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в пунктах 5.1 -5.5 раздела VI «порядок фиксации нарушений по договору» договора, заключенного между сторонами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 17.06.2019 №ОРБ-00726/19/054-2019-ЕИ (т.1 л.д. 93).
В рассматриваемом деле, оспаривая факт оказания услуг, ответчик не представил доказательства того, что услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ему могла оказывать и фактически оказывала иная организация, и что эти услуги он оплатил.
Учитывая, что добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается, и что Администрация в порядке, установленном пунктами 16 и 20 типового договора и разделом VI договора от 17.06.2019 №ОРБ-00726/19/054-2019-ЕИ, не заявляла о выявленных нарушениях в работе Регионального Оператора, оснований полагать, что ООО «ОРБ Нижний» не исполняло обязательства перед ответчиком по сбору, транспортированию, обработке и захоронению твердых коммунальных отходов не имеется.
Истец является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области (зона деятельности 6).
Оказание Региональным Оператором услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов всем без исключения потребителям предполагается, пока не доказано иное.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик факт оказания услуг по обращению с ТКО в спорный период документально не опроверг.
Повторно оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе условия договора, акты оказанных услуг, маршрутные журналы по вывозу ТКО, треки движения мусоровозов с контейнерных площадок за спорный период с использованием системы ГЛОНАС, установив обязанность ответчика оплачивать услуги по обращению с ТКО по утвержденным тарифам и нормативам накопления, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что требования истца о взыскании задолженности является правомерным, в связи с чем подлежит удовлетворению в заявленном истцом размере (743 757 руб. 27 коп.).
Довод Администрации о том, что истцом в одностороннем порядке увеличена цена спорного договора, отклоняется судом, поскольку положения статей 34, 95 Закона № 44-ФЗ, устанавливающие цену контракта на весь срок его исполнения, допускающие изменение цены контракта не более чем на 10% объема оказываемой услуги, не подлежат применению к спорным правоотношениям.
Ссылка Администрации на неправомерное увеличение Региональным Оператором периодичности вывоза ТКО, противоречит требованиям пункта 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-8, согласно которому при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз).
Аргумент ответчика о том, что расчет по выводу ТКО произведен Региональным Оператором без учета фактического объема загрузок контейнеров, в нарушении статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подтвержден соответствующими доказательствами.
Кроме того, истцом было заявлено требование о взыскании 81 806 руб. 89 коп. неустойки за период с 11.06.2019 по 01.06.2020 и далее по день фактической оплаты задолженности.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (статья 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 22 типового договора и пунктом 6.1 договора от 17.06.2019 №ОРБ-00726/19/054-2019-ЕИ предусмотрена ответственность потребителя в случае несвоевременной оплаты оказанных услуг в виде неустойки в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Факт нарушения ответчиком обязательств по оплате услуг подтверждается материалами дела. При таких обстоятельствах, требование истца о взыскании неустойки подлежит удовлетворению судом в заявленном ко взысканию размере.
В силу пункта 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении практики некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» по смыслу статьи 330Гражданского кодекса Российской Федерации истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства. Следовательно, требование Общества о взыскании пеней за просрочку оплаты, начисленных на сумму долга, исходя из установленного в пункте 6.1 договора размера неустойки, начиная с 02.06.2020 по день фактической уплаты задолженности, обоснованно удовлетворено судом.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы заявителя жалобы являются необоснованными, арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как заявитель в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.12.2020 по делу №А43-18794/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Выкса Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья Е.А. Богунова
Судьи Е.А. Кирилова
Е.Н. Фединская