г. Владимир
«26» мая 2021 года Дело № А79-9034/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 19.05.2021.
Полный текст постановления изготовлен 26.05.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобуИнспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 01.12.2020 по делу № А79-9034/2020, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Диал-Авто» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары, выразившихся в направлении сообщений от 18.05.2020 №149920, от 11.06.2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары – ФИО1 по доверенности от 31.12.2020 № 05-1-19/17 сроком действия до 31.12.2020;
общества с ограниченной ответственностью «Диал-Авто» – ФИО2 по доверенности от 11.01.2021 сроком действия до 31.12.2021 (т.33, л.д.134), ФИО3 по доверенности от 12.01.2021 сроком действия до 31.12.2021 (т.33, л.д. 148).
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Чебоксары (далее по тексту - Инспекция), рассмотрев заявления общества с ограниченной ответственностью «Диал-Авто» (далее по тексту - Общество) о предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (далее – Постановление № 576), за апрель и май 2020 года, сообщениями от 18.05.2020 №149920 и 11.06.2020 отказала в предоставлении субсидии в связи с тем, что отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Чувашской Республике - Чувашии от 24.07.2020 № 192, 193 жалобы Общества оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с действиями Инспекции, выразившимися в направлении сообщений об отказе в предоставлении мер поддержки, Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании их незаконными.
Решением от 17.12.2020 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция ссылается на нарушение норм материального и процессуального права.
Указывает, что действия Инспекции по направлению оспариваемых сообщений не противоречат законодательству Российской Федерации и не могут нарушать не возникшие у Общества права на субсидию.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал отзыв на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Чувашской Республики – Чувашии руководствовался пунктами 1, 3 Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденных Постановлением № 576 (далее – Правила), Перечнем отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 (далее – Перечень), и исходил из того, что требования Общества являются законными и обоснованными, поскольку фактически Общество осуществляет торговлю розничную легковыми автомобилями в специализированных магазинах, соответствующую ОКВЭД – 45.11.2.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
По смыслу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств; адресности и целевого характера бюджетных средств.
Исходя из правового смысла и содержания понятий, определенных статьей 78 БК РФ субсидии не являются безусловно гарантированными юридическим лицам выплатами из средств бюджета, они подлежат выплате только лишь при полном соблюдении установленных законом требований к их оформлению.
Правила № 576 устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр) в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее соответственно - получатель субсидии, субсидия).
В целях настоящих Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года (пункта 1 Правил № 576).
Согласно пункту 3 Правил № 576 условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя) (далее - кабинет налогоплательщика), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению № 2 (далее - заявление);
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающая 3000 рублей;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434.
Таким образом, при определении наличия права у юридического лица на получение субсидии в соответствии с Правилами № 576 определяющим критерием является информация о коде ОКВЭД, содержащаяся в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, а не фактическое осуществление деятельности Обществом.
Согласно абзацу 2 пункта 5 Правил № 576 налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 6 Правил налоговый орган в случае отрицательного результата проверки, установленной пунктом 5 настоящих Правил, а также при нарушении сроков, предусмотренных абзацем первым пункта 5 настоящих Правил, в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления, но не ранее 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который предоставляется субсидия, формирует сообщение об отказе в предоставлении субсидии и направляет его получателю субсидии по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 20.04.2020 (л.д.99-103 т.1) Общество зарегистрировано в качестве юридического лица 17.12.2003. Запись об основном виде деятельности «Торговля автотранспортными средствами» внесена в ЕГРЮЛ 24.05.2005 (л.д.99 оборот).
Информация о переходе при государственной регистрации юридических лиц на использование ОКВЭД 2 и автоматической замене содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц кодов ОКВЭД 1 на коды ОКВЭД 2 размещалась на сайте Федеральной налоговой службы России в июне 2016 года, а также в феврале 2017 года в разделе «Новости». Одновременно сообщалось, что в случае необходимости уточнения автоматически внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц кодов юридические лица могут представить в налоговый орган соответствующие заявления.
По состоянию на 01.03.2020 в Едином государственном реестре юридических лиц основным видом экономичен деятельности Общества являлся вид деятельности по коду ОКВЭД 45.1 «Торговля автотранспортными средствами», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 20.04.2020 (л.д.68-71 т.1)(дата внесения записи 25.09.2013).
Согласно «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 № 14-ст подкласс 45.1 «Торговля автотранспортными средствами» включает в себя группу 45.11 «Торговля легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности».
Эта группировка включает: оптовую и розничную торговлю новыми и бывшими в употреблении транспортными средствами.
К подгруппе 45.11.1 относится «Торговля оптовая легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами». К подгруппе 45.11.2 относится «Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах». К подгруппе 45.11.3 относится «Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами прочая».
Между тем, к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, Перечень относит сферу деятельности «Розничная торговля непродовольственными товарами» которая включает в себя вид деятельности «Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах» ОКВЭД 45.11.2, вид деятельности «Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами прочая» ОКВЭД 45.11.3.
Таким образом, в Перечне приведен не весь подкласс 45.1 «Торговля автотранспортными средствами», а лишь отдельные его подгруппы, в частности, 45.11.2, 45.11.3, что свидетельствует о поддержке конкретных отраслей, связанных именно с розничной торговлей легковыми автомобилями.
На 1 марта 2020 года в Едином государственном реестре юридических лиц вид экономической деятельности Общества, соответствующий Перечню (45.11.2, 45.11.3) не указан, что Обществом не отрицается. Следовательно, отказ Инспекции в предоставлении субсидии является правомерным. Правовых оснований для исследования и оценки в суде фактически осуществляемых Обществом видов деятельности в целях предоставления субсидии не имеется, поскольку Правила устанавливают основания для их предоставления по виду деятельности, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц и по состоянию на 01.03.2020.
Выводы суда первой инстанции о том, что указание в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве основного вида деятельности подкласса 45.1 свидетельствует о том, что все входящие в него группы, подгруппы, виды также являются основными видами деятельности юридического лица, ссылки на то, что Обществом представлены доказательства осуществления вида деятельности, который включен в Перечень, суд апелляционной инстанции считает неправомерными, поскольку расширительное толкование абзаца 2 пункта 1 Правил является недопустимым, и указание в ЕГРЮЛ 45.1 не означает именно 45.11.2, 45.11.3.
Учитывая изложенное Инспекция правомерно отказала Обществу в предоставлении субсидии, поскольку отрасль, в которой велась деятельность Общества по информации Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 01.03.2020, не относилась к отраслям, включенным в Перечень.
Согласно решениям, изложенным в оспариваемых сообщениях основанием для отказа в предоставлении Обществу субсидий за апрель, май 2020 года является тот факт, что отрасль, в которой Общество ведет деятельность, не относится к отраслям, утвержденным Перечнем № 434.
В обжалуемом решении судом первой инстанции на основании счетов-фактур и книг продаж сделан вывод о том, что Общество фактически осуществляет именно тот вид деятельности, который включен в Перечень отраслей экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях распространения коронавирусной инфекции, и, соответственно, вправе претендовать на получение субсидии. Кроме того суд первой инстанции исходил из того, что отраженный в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве основного вида деятельности подкласс 45.1, включает группы, подгруппы и виды, которые также являются основным видом деятельности Общества.
Между тем положения Правил № 576 не подразумевают расширительного толкования либо установления фактического вида деятельности лица, обратившегося с заявлением о предоставлении субсидии.
Как было указано выше, согласно пункту 1 Правил № 576 в целях настоящих Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
В силу пункта 2 Правил № 576, субсидии предоставляются на основании реестра для перечисления субсидий, формируемого Федеральной налоговой службой по форме согласно приложению № 1, в пределах доведенных в установленном порядке до Федерального казначейства как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, что предполагает предварительный расчет указанных лимитов.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции не учел, что Правительство РФ в Правилах № 576 прямо указало источник сведений о виде экономической деятельности - ЕГРЮЛ и дату, на которую основный вид деятельности предприятия должен быть включен в Единый государственный реестр юридических лиц - 01.03.2020.
Поскольку предоставление субсидии направлено на поддержку организаций, ведущих деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, включение в подкласс 45.1 подгрупп 45.11.2 и 45.11.3 не свидетельствует об ошибочности решений Инспекции - в рассматриваемом случае воля законодателя направлена на поддержку конкретных отраслей права, связанных с розничной торговлей легковыми автомобилями, а не целого подкласса 45.1.
Само по себе изменение основного вида деятельности Общества с «Торговля автотранспортными средствами» (код ОКВЭД2 - 45.1) на «Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах» (код ОКВЭД2 - 45.11.2) лишь 19.06.2020, также не свидетельствует о наличии оснований для предоставления Обществу субсидии. Общество несет риск наступления неблагоприятных последствий, связанных с несвоевременным внесением в ЕГРЮЛ сведений об изменении основного вида деятельности.
Таким образом, фактическое осуществление юридическим лицом деятельности в сфере, которая включена в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, равно как и изменение основного вида деятельности после 01.03.2020, не являются обстоятельствами, которые свидетельствуют о наличии оснований для предоставления Обществу субсидии по Правилам № 576.
Следовательно, налоговый орган, отказывая в предоставлении субсидии, обоснованно руководствовался данными, включенными в Единый государственный реестр юридических лиц по состоянию на 01.03.2020 в части основного вида деятельности, поскольку именно такая формулировка заложена в Правилах № 576.
При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции не было оснований для удовлетворения заявленного требования, в связи с чем решение суда подлежит отмене, как принятое с неправильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 269, 271, частью 4 статьи 270, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 01.12.2020 по делу № А79-9034/2020 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Диал-Авто» отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья Т.В. Москвичева
Судьи М.Б. Белышкова
М.Н. Кастальская