ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-2310/19 от 06.06.2019 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

11 июня 2019 года Дело № А43-48196/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 06.06.2019.

Постановление в полном объеме изготовлено 11.06.2019.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,

судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Нижегородская областная коммунальная компания» (ОГРН <***> ИНН <***>) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.01.2019 по делу № А43-48196/2018, принятое судьей Соколовой Л.В. по заявлению акционерного общества «Нижегородская областная коммунальная компания» о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 15.11.2018 № 515-09-223- 2018.

В судебном заседании принял участие представитель акционерного общества «Нижегородская областная коммунальная компания» –                     ФИО1 по доверенности от 01.01.2019 № 3 сроком действия по 31.12.2019.

Государственная жилищная инспекция Нижегородской области ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя (входящий номер 01АП-2310/19 от 04.06.2019).

Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее – Инспекция, контролирующий орган) на основании приказа от 12.11.2018 № 515-09-223-18 13.11.2018 в рамках государственного жилищного надзора в отношении акционерного общества «Нижегородская областная коммунальная компания» (далее - АО «НОКК», Общество, заявитель) проведена внеплановая выездная проверка по факту поступившего обращения потребителя о неудовлетворительном теплоснабжении многоквартирных домов от котельной № 3 г. Шахунья Нижегородской области. Основанием для принятия решения о проведении указанной проверки послужило представление должностного лица, вынесенного по результатам предварительной поверки обращения потребителя от 12.11.2018 № 515-09-27-2018.

В ходе проведенной проверки установлено, что Общество осуществляет теплоснабжение многоквартирных домов в г. Шахунья Нижегородской области по указанным в акте проверки адресам. На момент проведения проверки температура теплоносителя на вводах в многоквартирные дома составила от +43 С0 до +38 С0 в подающем трубопроводе, что не соответствует температурному графику сетевой воды на границах эксплуатационной ответственности, утвержденному постановлением администрации г.о.г. Шахунья от 07.11.2017 №1413.

Температура воздуха в жилых помещениях подвергнутых проверке многоквартирных домов составила от +16 С0 до +20 С0 (в угловых), при нормативной температуре не менее +20 С0 (не менее +22 С0 в угловых комнатах).

Результаты проверочного мероприятия отражены в акте проверки от 13.11.2018 № 515-09-223-18, составленном при участии директора Шахунского филиала АО «НОКК» ФИО2

Обществу, являющемуся ресурсоснабжающей организацией, выдано предписание от 15.11.2018 № 515-09-223-18, в соответствии с которым на него возложена обязанность восстановить температуру теплоносителя на вводах в жилые дома, а также произвести перерасчет оплаты за теплоснабжение в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) за период с 12.11.2018 до момента восстановления предоставления коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества.

Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании указанного предписания недействительным.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 28.01.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.

При этом, руководствуясь статьями 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), положениямиФедерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ, Кодекс), Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), Правилами № 354,ГОСТ 30494-2011,приказом Госстроя РФ от 21.04.2000 № 92 «Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации» (далее – Приказ Госстроя), суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии совокупности двух условий, необходимых для признания обжалуемого заявителем предписания недействительным.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Общество указывает, что в предписании от 15.11.2018 не указаны квартиры, в которых был произведен замер температуры воздуха, отсутствует указание о том, в каких квартирах (угловых или нет) производились замеры температуры воздуха. По мнению заявителя, поскольку на момент проверки температура воздуха в жилых помещениях составила от +16 С° до + 20 С°, показатель полностью соответствует нормам действующего законодательства.

Кроме того, отмечает, что замеры температуры воздуха проводились без учета требований ГОСТ 30494-2011.

АО «НОКК» настаивает на том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт обращения жителей многоквартирных домов в аварийно-диспетчерскую службу Общества в порядке, установленном пунктом 105 Правил № 354.

Также, по мнению заявителя, поскольку период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества не установлен, проведение перерасчета не представляется возможным.

Общество считает, что температурный график сетевой воды на границах эксплуатационной ответственности, утвержденный постановлением администрации г. о. Шахунья № 1413 от 07.11.2017, носит рекомендательный характер.

Подробно доводы приведены заявителем в апелляционной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.

Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Инспекции.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителя Общества, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.

По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Судом первой инстанции установлено и не оспаривается Обществом, что предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законом полномочий.

Подпунктом «е» пункта 4 Правил № 354 предусмотрено, что потребителю может быть предоставлен такой вид коммунальных услуг как отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 354 исполнителем коммунальных услуг признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт «а» пункта 31 Правил № 354).

Согласно пункту 15 приложения № 1 к Правилам № 354 в целях обеспечения нормативной температуры воздуха в жилых помещениях в районах с температурой наиболее холодной пятидневки - 310С и ниже температура воздуха в жилых помещениях должна составлять не ниже +20 0С, в угловых комнатах не ниже +22 0С; в других помещениях - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.

За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил.

При предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (пункт 98 Правил №354).

В силу пункта 14 приложения № 1 к Правилам № 354 за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва отопления, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам, с учетом положений раздела IX Правил.

Согласно материалам дела, АО «НОКК» осуществляет теплоснабжение многоквартирных домов по адресам: г.Шахунья Нижегородской области, ул.Первомайская, дома 36, 40, ул.Чапаева, дом 3, ул.Островского, дом 15, ул.Революционная, дома 17, 19, 21, 26, 28, ул.Советская, дома 16, 18, 22, 24, 30, 32, ул.Свердлова, дома 13, 15, 18, 20, 21, 22, 27, 29.

Как установлено в ходе проведенной Инспекцией при участии представителя Общества проверки, температура теплоносителя на вводах в указанные многоквартирные дома составила от +43 С0 до +38 С0 в подающем трубопроводе, что не соответствует температурному графику сетевой воды на границах эксплуатационной ответственности, утвержденному постановлением администрации г.о.г. Шахунья от 07.11.2017 №1413 (+57 С0 в подающем трубопроводе при температуре наружного воздуха на момент проверки -3 С0).

При этом проверкой также установлено несоответствие температуры воздуха в жилых помещениях вышеназванных многоквартирных домов, которая составила от +16 С0 до +20 С0 (в угловых), нормативно установленной температуре не менее +20 С0 (не менее +22 С0 в угловых комнатах).

Акт проверки от 13.11.2018 № 515-09-223-18 подписан представителем Общества без замечаний и возражений.

Следовательно, судом обоснованно не принят во внимание довод Общества об отсутствии в оспариваемом предписании показателей температуры воздуха в конкретных квартирах спорных многоквартирных домов.

Судом дана надлежащая правовая оценка доводу Общества о том, что измерения температуры воздуха проведены с нарушениями требований ГОСТ 30494-2011.

Пунктом 6.1 ГОСТ 30494-2011 установлено, что в холодный период года измерение показателей микроклимата следует выполнять при температуре наружного воздуха не выше минус 5°C. Между тем, в соответствии с пунктом 2.13 ГОСТ 30494-2011 холодным периодом года признается период года, характеризующийся среднесуточной температурой наружного воздуха, равной 8°C и ниже.

По смыслу норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил № 354, потребитель имеет право получать коммунальные услуги надлежащего качества независимо от периода года и погодных условий.

Проверкой в рассматриваемом случае установлено, что при температуре наружного воздуха -3°C температура воздуха внутри жилых помещений уже не соответствовала норме, установленной Правилами № 354. Следовательно, при уменьшении температуры наружного воздуха, в случае непринятия соответствующих мер, температура воздуха внутри жилого помещения также будет уменьшаться.

Довод Общества о рекомендательном характере температурного графика сетевой воды на границах эксплуатационной ответственности, утвержденного постановлением администрации г.о.г. Шахунья № 1413 от 07.11.2017, несоответствие которому выявлена температура теплоносителя в ходе спорной проверки, судом обоснованно отклонен.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 190-ФЗ организация отношений в сфере теплоснабжения должна формироваться на основе таких принципов как обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.

В соответствии с частью 1 статьи 6  Федерального закона № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий поселений к отопительному периоду, утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов.

Пунктом 7 части 3 статьи 23 Федерального закона № 190-ФЗ предусмотрено, что уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения.

В соответствии с вышеназванными положениями действующего законодательства постановлением администрации г.о.г. Шахунья №1413 от 07.11.2017 утвержден рекомендуемый температурный график сетевой воды на границах эксплуатационной ответственности теплоснабжающих организаций и потребителей городского округа город Шахунья Нижегородской области.

При этом утвержденный органом местного самоуправления рекомендуемый температурный график сетевой воды соответствует температурному графику сетевой воды котельных Шахунского филиала АО «НОКК», утвержденному Обществом и согласованному с администрацией г.о.г. Шахунья.

Так согласно температурному графику, утвержденному органом местного самоуправления, и температурному графику, утвержденному теплоснабжающей организацией, при температуре наружного воздуха -3С0 температура теплоносителя в подающем трубопроводе должна составлять +57С0. Однако, как установлено в ходе проверки, температура теплоносителя на вводах в спорные многоквартирные дома составила от +43 С0 до +38 С0 в подающем трубопроводе, что не соответствует вышеназванным показателям.

Пункт 1 оспариваемого предписания, возлагающий на Общество обязанность по восстановлению температуры теплоносителя на вводе в дом, направлен в первую очередь на восстановление надлежащего качества услуги по отоплению, оказываемой собственникам помещений спорных МКД.

Следовательно, данное требование предписания от 15.11.2018 не может нарушать прав и законных интересов теплоснабжающей организации, так как обязанность Общества по предоставлению потребителям коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества императивно установлена нормами действующего жилищного законодательства.

Также является правомерным требование Инспекции, изложенное в пункте 2 оспариваемого предписания в части проведения перерасчета в связи с оказанием коммунальных услуг по отоплению ненадлежащего качества.

Порядок перерасчета установлен Правилами № 354.

С учетом изложенного вынесенное уполномоченным органом предписание соответствует законодательству, является исполнимым и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Доводы заявителя получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и не опровергают законность и обоснованность принятого им судебного акта.

Совокупность двух условий, необходимых для признания обжалуемого заявителем предписания недействительным, в данном случае, отсутствует.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.

Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.

Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.01.2019 по делу № А43-48196/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Нижегородская областная коммунальная компания» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.

Председательствующий судья

М.Б. Белышкова

Судьи

А.М. Гущина

Т.В. Москвичева