г. Владимир
«31» марта 2021 года Дело № А79-9424/2020
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В.,
рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Первая Транспортная Медиакомпания» (ИНН 2130042598, ОГРН 1082130009411) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 29.12.2020 по делу № А79-9424/2020, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Первая Транспортная Медиакомпания» о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела госавтодорнадзора по Чувашской Республике Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 10.09.2020 № 200071.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики установлено, что 20.07.2020 и 17.08.2020 обществом с ограниченной ответственностью «Первая Транспортная Медиакомпания» (далее по тексту - Общество) согласно путевым листам от 20.07.2020 № 58 и от 17.08.2020 № 94 при использовании карты маршрута регулярных перевозок 21ЧР №004689 со сроком действия с 01.05.2020 по 01.05.2025 осуществлялась регулярная пассажирская перевозка по межмуниципальному маршруту № 189 «Чебоксары («Роща») - Шешкары» транспортным средством ГАЗ Луидор 225019, соответствующих малому классу, государственный регистрационный знак К201СС/21 с использованием автобуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок.
Материалы проверки направлены в Территориальный отдел госавтодорнадзора по Чувашской Республике Средне-Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее по тексту – Управление, административный орган).
Усмотрев в действиях Общества признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Управления 03.09.2020 составило в отношении него протокол об административном правонарушении №200084 и вынесло постановление от 10.09.2020 № 200071 о привлечении Общества к административной ответственности по части 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением от 29.12.2020 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права.
По мнению Общества, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку использование на маршруте транспортных средств с иными характеристиками было вызвано чрезвычайной ситуацией, а именно распространением новой коронавирусной инфекции.
Указывает на неприменение судом первой инстанции статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как считает, что совершенное им административное правонарушение является малозначительным.
Управление отзыв на апелляционную жалобу в установленный законом срок не представило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за использование автобуса, трамвая или троллейбуса с иными характеристиками, чем те, которые предусмотрены картой маршрута регулярных перевозок.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с допуском хозяйствующих субъектов к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ (далее – Федеральный закон № 220-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Частью 8 статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ предусмотрено, что государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок.
В силу части 2 статьи 17 названного Закона право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Карта маршрута регулярных перевозок представляет собой документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (пункт 20 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ).
В части 3 статьи 17 Федерального закона № 220-ФЗ определено, что карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту.
Пунктом 7 части 4 статьи 28 Федерального закона № 220-ФЗ установлено, что порядок оформления, переоформления карты маршрута регулярных перевозок установлен статьей 28 Федерального закона № 220-ФЗ. В карте маршрута регулярных перевозок, помимо прочего указываются характеристики транспортных средств, предусмотренные в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок.
Согласно пункту 7 Приказа Минтранса России от 10.11.2015 № 332 «Об утверждении формы бланка карты маршрута регулярных перевозок и порядка его заполнения» в пункте 6 карты маршрута указываются характеристики транспортного средства, влияющие на качество регулярных перевозок, предусмотренные в отношении данного маршрута реестром маршрутов регулярных перевозок.
В силу пункта 28 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ под характеристиками транспортного средства, влияющими на качество перевозок, следует понимать наличие низкого пола, кондиционера, оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, электронного информационного табло, системы контроля температуры воздуха в салоне, системы безналичной оплаты проезда, оборудования для использования газомоторного топлива и иные характеристики.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 26 Федерального закона № 220-ФЗ к характеристикам транспортных средств, отнесены - виды транспортных средств, классы транспортных средств, экологические характеристики транспортных средств, максимальный срок эксплуатации транспортных средств, характеристики транспортных средств, влияющие на качество перевозок, предусмотренные решением об установлении или изменении маршрута регулярных перевозок, государственным или муниципальным контрактом и (или) заявкой на участие в открытом конкурсе, поданной участником открытого конкурса, которому выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
В соответствии с пунктом 14 частью 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ класс транспортных средств - группа транспортных средств, характеризующихся определенными габаритами в части длины (особо малый класс транспортных средств - длина до 5 метров включительно, малый класс транспортных средств - длина от более чем 5 метров до 7,5 метра включительно, средний класс транспортных средств - длина от более чем 7,5 метра до 10 метров включительно, большой класс транспортных средств - длина от более чем 10 метров до 16 метров включительно, особо большой класс транспортных средств - длина более чем 16 метров).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 35 Федерального закона № 220-ФЗ к полномочиям Российской Федерации относится осуществление государственного контроля (надзора) в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при организации регулярных перевозок, в том числе проведение проверок соответствия технических характеристик транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок.
Проведение проверок соответствия технических характеристик транспортного средства сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок, в силу части 4 статьи 35 Федерального закона № 220-ФЗ осуществляются в процессе выполнения регулярных перевозок.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики установлено, что победителем по итогам открытого конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту № 189 «Чебоксары - Шешкары» было признано Общество.
На осмотр Обществом были представлены транспортные средства - Автобусы LOTOS 206, соответствующие среднему классу, количество мест для сидения 27 и общей вместимостью 72.
Вместе с тем, 20.07.2020 и 17.08.2020 были установлены факты использования при осуществлении регулярных пассажирских перевозок по межмуниципальному маршруту № 189 «Чебоксары («Роща») - Шешкары» транспортных средств ГАЗ Луидор, соответствующих малому классу.
Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики Обществу направлена претензия об осуществлении перевозок с использованием транспортных средств, соответствующих заявленным на участие в конкурсе.
Указанные обстоятельства подтверждаются актами проверок от 20.07.2020, от 17.08.2020, фотоматериалом, картой маршрута (л.д. 72 - 73), путевыми листами (л.д. 74 – 77), претензией Минтранса Чувашии (л.д. 80 - 81), письмом (л.д. 69), протоколом об административном правонарушении № 200084 от 03.09.2020 и Обществом по существу не оспариваются.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 5 статьи 11.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылку Общества на часть 1 статьи 29.1 Федерального закона № 220-ФЗ и наличие чрезвычайной ситуации в виде новой коронавирусной инфекции, а также введения режима ограничений указами Президента России и Главой Чувашской Республики.
Согласно части 1 статьи 29.1 Федерального закона № 220-ФЗ в случае принятия в соответствии с законодательством Российской Федерации мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения или по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, повлекших ограничение использования отдельных остановочных пунктов маршрута регулярных перевозок, и (или) ограничение использования отдельных участков автомобильных дорог, по которым осуществляется движение транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, и (или) существенное сокращение объемов перевозок по маршруту регулярных перевозок, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту, вправе на срок действия этих мер принять решение об изменении данного маршрута в отношении пути следования транспортных средств, их класса и (или) характеристик, перечня остановочных пунктов, сокращения количества выполняемых рейсов либо о прекращении осуществления регулярных перевозок по данному маршруту, если иное не предусмотрено указанными мерами.
Указом Президента РФ от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации и в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации с 30 марта по 3 апреля 2020 года были установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» были установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы в период с 4 по 30 апреля 2020 года, а также органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлена возможность самостоятельно, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения коронавирусной инфекции в субъекте, реализовывать комплекс ограничительных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с указом Главы Чувашской Республики от 28.03.2020 № 84 «О дополнительных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)» действовавшим в период с 31.03.2020 по 02.04.2020, с 28 марта 2020 года была приостановлена: деятельность кинотеатров (кинозалов), театров, детских игровых комнат и детских развлекательных центров, ночных клубов (дискотек), иных аналогичных объектов, иных развлекательных и досуговых заведений, а также плавательных бассейнов, фитнес-центров и других объектов физической культуры и спорта; работа ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания, за исключением дистанционной торговли; работу объектов розничной торговли; работа салонов красоты, парикмахерских, косметических, СПА-салонов, массажных салонов, соляриев, бань, саун и иных объектов, в которых оказываются подобные услуги, предусматривающие очное присутствие граждан.
Аналогичные нормы содержал и указ Главы Чувашской Республики от 03.04.2020 № 92 «О комплексе ограничительных и иных мероприятий по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Чувашской Республики», действовавший в период с 03.04.2020 по 19.06.2020.
Частично сохранились ограничения в отношении указанных объектов и в указе Главы ЧР от 20.06.2020 № 166 «О мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Чувашской Республики».
Как верно указал суд первой инстанции, вышеперечисленными указами ограничений использования отдельных остановочных пунктов маршрута регулярных перевозок, и (или) ограничений использования отдельных участков автомобильных дорог, по которым осуществляется движение транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, не вводилось. То есть, в отношении осуществляемого Обществом вида деятельности ограничений не вводилось.
При этом Обществом также не представлено доказательств существенного сокращения объемов перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 29.1 Федерального закона № 220-ФЗ лицо, принявшее в соответствии с частью 1 настоящей статьи решение, обязано в день принятия такого решения уведомить об этом установившие данный маршрут, в рассматриваемом случае, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и владельцев остановочных пунктов, включенных в состав данного маршрута.
В подтверждение данного обстоятельства Обществом представлена копия письма от 15.06.2020 (л.д. 9) без каких-либо доказательств, свидетельствующих о его направлении Минтрансу Чувашии.
При указанных обстоятельствах, у Общества отсутствовали основания для самовольного изменения класса транспортных средств используемых на маршруте № 189 «Чебоксары - Шешкары».
При изложенных обстоятельствах, вывод административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава вменённого правонарушения соответствует материалам дела.
Оценив характер правонарушения и роль правонарушителя, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о невозможности применения к совершенному Обществом правонарушению статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду его малозначительности.
Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено
Наказание назначено в пределах, установленных законом, и с соблюдением срока давности.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и обстоятельств дела.
Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Уплата государственной пошлины при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности законом не предусмотрена.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 29.12.2020 по делу № А79-9424/2020 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Первая Транспортная Медиакомпания» оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Т.В. Москвичева