ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-2525/2021 от 28.04.2021 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

06 мая 2021 года                                                   Дело № А43-33065/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2021 года.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мальковой Д.Г., судей Ковбасюка А.Н., Наумовой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.02.2021 по делу
№ А43-33065/2020, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью «Навашинсксельхозхимия» (ОГРН <***>,
ИНН <***>) к Министерству лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области (ОГРН <***>,
ИНН <***>), с привлечением третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Федерального агентства лесного хозяйства, о признании недействительными сведений ГЛР и о признании незаконным бездействия уполномоченного органа, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Навашинск-сельхозхимия» (далее – истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области (в настоящее время переименован в Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, далее – ответчик, Министерство) о признании недействительными сведений Государственного лесного реестра в части пересечения земельного участка с кадастровым номером 52:51:0500008:67 с лесным участком в квартале 93 Ардатовского участкового лесничества Мухтоловского межрайонного лесничества с кадастровым номером 52:51:0500008:65; о признании недействительными сведений Государственного лесного реестра в части пересечения земельного участка с кадастровым номером 52:51:1000007:224 с лесным участком в квартале 108 (выд. 12-20, 22-25) Майданского участкового лесничества Мухтоловского межрайонного лесничества; о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в невнесении изменений в сведения Государственного лесного реестра в части устранения пересечений границ земельного участка с кадастровым номером 52:51:0500008:67 с лесным участком в квартале 93 Ардатовского участкового лесничества Мухтоловского межрайонного лесничества с кадастровым номером 52:51:0500008:65; о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в невнесении изменений в сведения Государственного лесного реестра в части устранения пересечений границ земельного участка с кадастровым номером 52:51:1000007:224 с лесным участком в квартале 108 (выд. 12-20, 22-25) Майданского участкового лесничества Мухтоловского межрайонного лесничества; об обязании ответчика привести сведения Государственного лесного реестра в части границ лесного участка в квартале 93 Ардатовского участкового лесничества Мухтоловского межрайонного лесничества с кадастровым номером 52:51:0500008:65 в соответствие со сведениями ЕГРН в части границ земельного участка с кадастровым номером 52:51:0500008:67; об обязании ответчика привести сведения Государственного лесного реестра в части границ лесного участка в квартале 108 (выд. 12-20, 22-25) Майданского участкового лесничества Мухтоловского межрайонного лесничества в соответствие со сведениями ЕГРН в части границ земельного участка с кадастровым номером 52:51:1000007:224.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства.

Решением от 24.02.2021 Арбитражный суд Нижегородской области исковые требования удовлетворил.

Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять по делу новый судебный акт.

Оспаривая законность принятого по делу судебного акта, заявитель указал, что в материалы дела представлены надлежащие доказательства, подтверждающие отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, а именно свидетельство о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, информация из государственного лесного реестра в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств. Заявитель настаивает, что образованием земельных участков с кадастровыми номерами 52:5160500008:67, 52:51:1000007:224 нарушаются права Российской Федерации, поскольку границы земельных участков имеют пересечение с границами земель лесного фонда, право собственности на которые принадлежит Российской Федерации. Межевание спорных земельных участков проведено с нарушением требований законодательства, без учета материалов лесоустройства, в отсутствие согласования границ земельных участков с собственником в лице Российской Федерации, что существенно нарушает экономические права и интересы Российской Федерации как собственника лесных участков в составе земель лесного фонда на владение, пользование и распоряжение такими землями. Также указывает, что спорные земельные участки с назначением «земли сельскохозяйственного назначения» поставлены на кадастровый учет после 01.01.2016, всвязи с чем положения пункта 3 статьи 14 Закона № 172 неприменимы и вывод суда о приоритете сведений ЕГРН сведениям ГЛР в данном случае неправомерен.

В отзыве на апелляционную жалобу истец выразил несогласие с позицией ответчика, полагая доводы заявителя несостоятельными, просил обжалуемое решение оставить без изменения.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 52:51:0500008:67 и 52:51:1000007:224 (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения).

16.12.2019 Общество обратилось к ответчику за разъяснениями относительно принадлежности лесных угодий, находящихся на земельном участке с кадастровым номером: 52:51:0500008:67 (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадь: 6 060 005 кв.м) и на земельном участке с кадастровым номером: 52:51:1000007:224 (категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадь: 653 795 кв.м).

В ответе исх. № 414-406555/19 от 26.12.2019 ответчик сообщил, что земельный участок с кадастровым номером: 52:51:0500008:67 имеет пресечения с землями лесного фонда в квартале 93 Ардатовского участкового лесничества Мухтоловского межрайонного лесничествас кадастровым номером 52:51:0500008:65; в ответе исх. № 414-406545/19 от 26.12.2019 указано, что земельный участок с кадастровым номером: 52:51:1000007:224 имеет пресечения с землями лесного фонда в квартале 108 (выд. 12-20, 22-25) Майданского участкового лесничества Мухтоловского межрайонного лесничества.

26.06.2020 Общество направило претензию в орган исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченный в области лесных отношений, с требованием внести изменения в Государственный лесной реестр в части описания местоположения границ и площади лесного участка с кадастровым номером 52:51:0500008:65, имеющего пересечение с земельным участком Общества с кадастровым номером 52:51:0500008:67, а также в части описания местоположения границ и площади лесного участка в квартале 108 (выд. 12-20, 22-25) Майданского участкового лесничества Мухтоловского межрайонного лесничества, имеющего пересечения с земельным участком Общества с кадастровым номером 52:51:1000007:224.

Указанная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило Обществу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.

При разрешении возникшего между сторонами спора суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (пункт 3статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации; часть 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ).

Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 4.2 статьи 1 Закона № 221-ФЗ), часть 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ).

В соответствии с частью 8 статьи 22 Закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В силу статьи 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

Согласно статье 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8 Лесного кодекса РФ).

Согласно пункту 1 Положения о Департаменте лесного хозяйства Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 31.12.2010 № 964, Департамент лесного хозяйства Нижегородской области является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере лесных отношений, а также осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в указанной сфере в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии со статьями 67-69 Лесного кодекса РФ местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.

Согласно части 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре.

Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006
№ 201-ФЗ лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Положениями части 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007
№ 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» также предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

По смыслу приведенных норм права все лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством.

В силу частей 5, 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 «О введении в действие лесного кодекса» № 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ) информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в частности, из реестра объектов недвижимости.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017
№ 280-ФЗ), если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.

Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

Принятие данного Федерального закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений Государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.

На основании части 6 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017
№ 280-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН в порядке, установленном Федеральным законом от 13.06.2015
№ 218-ФЗ, и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2023 года приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах (часть 7 названной статьи).

Из приведенных положений следует, что собственник земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в Государственный лесной реестр на основании Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что данным законодательством установлен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

В случае, когда принадлежащий землепользователю земельный участок в соответствии со сведениями государственного лесного реестра или лесного плана субъекта РФ относится к землям лесного фонда, а по данным ЕГРН, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов принадлежит к другой категории земель, например, землям сельскохозяйственного назначения, приоритет отдается сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.

В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

По представленным в материалы дела доказательствам судом установлено, что предыдущим собственником спорных земельных участков являлось открытое акционерное общество «Кужендеевское».

Государственным актом на право пользования землей от 25.11.1985 серии А-1 № 072974, выданным Исполнительным комитетом Ардатовского районного Совета депутатов трудящихся Горьковской области, ОАО «Кужендеевское» на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены земли площадью 5241 га в границах согласно плану землепользования. Земля предоставлена для сельскохозяйственного использования.

В приложенном к данному Государственному акту от 25.11.1985 плану землепользования содержится схема и описание границ смежных землепользований.

При этом Чересполосный участок № 1 «Каркалейский» на указанном плане землепользования соответствует спорному земельному участку с кадастровым номером 52:51:1000007:224 (соответствие выявлено при сопоставлении с выпиской из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:51:1000007:224).

Согласно описанию границ смежных землепользований Чересполосный участок № 1 «Каркалейский» от точки А до точки Б на указанном плане землепользования граничит с землями Вознесенского лесхоза, а от точки Б до точки А – с землями совхоза «Каркалейский».

В свою очередь, Чересполосный участок № 2 «Дубровский» на указанном плане землепользования соответствует спорному земельному участку с кадастровым номером 52:51:0500008:67 (соответствие выявлено при сопоставлении с выпиской из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:51:0500008:67).

Согласно описанию границ смежных землепользований Чересполосный участок № 2 «Дубровский» от точки А до точки Б на указанном плане землепользования граничит с землями гослесфонда Кулебакского лесхоза, а от точки Б до точки А – с землями Мухтоловского мехлесхоза.

Согласно экспликации земель АО «Кужендеевское» Ардатовского района по состоянию на 01.01.2009, предоставленной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в лице Управления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области в состав указанных земель в том числе входили лесные залежи 718 га.

В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица, за исключением поименованных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести в собственность (в редакции закона от 30.12.2008) в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В 2011 году на основании пункта 7 статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного производства» от 24.07.2002 № 101-ФЗ статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» ОАО «Кужендеевское» обратилось в администрацию Ардатовского муниципального района Нижегородской области с заявлением о предоставлении в собственность вышеперечисленных земельных участков.

02.09.2013 между администрацией Ардатовского муниципального района Нижегородской области (продавец) и ОАО «Кужендеевское» (покупатель) заключен договор купли-продажи № 39, по акту приема-передачи от 03.12.2013 продавец передал в собственность покупателя земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером 52:51:0000000:75.

22.04.2015 ОАО «Кужендеевское» и ООО «Навашинсксельхозхимия» по результатам проведения торгов № 208210 в процедуре конкурсного производства заключили договор купли-продажи № 177 от 22.04.2015, в соответствии с пунктом 1.1 которого продавец обязуется передать в собственность покупателя недвижимое имущество, указанное в пункте 1.1 настоящего договора, а покупатель – принять в собственность это имущество.

Согласно пункту 1.4 договора недвижимое имущество, являющееся предметом купли-продажи по настоящему договору, включает в себя в том числе земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь 41 975 906 кв.м, адрес местонахождения объекта: Нижегородская область, Ардатовский район, ОАО «Кужендеевское», кадастровый номер 52:51:0000000:75. Указано, что данный земельный участок принадлежит продавцу на праве собственности согласно свидетельству 52-АЕ 248123 о государственно регистрации права, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области 09.12.2013, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09.12.2013 сделана запись регистрации
№ 52-52-03/032/2013-227.

Впоследствии Обществом принято решение от 01.12.2016 разделить земельный участок с кадастровым номером 52:51:0000000:75, на 22 обособленных земельных участка, в том числе:

- 52:51:1000007:224, площадь 653 795 кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, адрес (описание местоположения): Нижегородская область, Ардатовский район, ОАО «Кужендеевское».

- 52:51:0500008:67, площадь 606 005 кв.м, категория земель -земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования -для сельскохозяйственного производства, адрес (описание местоположения): Нижегородская область, Ардатовский район, ОАО «Кужендеевское».

Право собственности на сформированные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 52:51:0000000:75 земельные участки с кадастровыми номерами 52:51:1000007:224 и 52:51:0500008:67 оформлено надлежащим образом, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 22.12.2016.

Согласно межевому плану от 23.12.2010, подготовленному в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 52:51:0000000:75, указанный первоначальный земельный участок состоял из 22 частей, границы и координаты данных частей земельного участка также были уточнены и четко установлены в соответствии с данным межевым планом, в соответствии с которым:

1) В составе земельного участка с кадастровым номером 52:51:0000000:75 находилась часть 52:51:1000007:ЗУ 1 общей площадью 653 800 кв.м, в акте согласования местоположения границ земельного участка в отношении части земельного участка с кадастровым номером 52:51:1000007:ЗУ 1 площадью 653 800 кв.м, видно, что границы с землями лесного участка были согласованы ранее при проведении кадастровых работ на земельный участок с кадастровым номером 52:51:1000010:9.

Согласно официальному сервису «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» по адресу в сети Интернет: https://rosreestr.gov.ru/wps/portal/onlinerequest земельный участок с кадастровым номером 52:51:1000010:9, категория земель: земли лесного фонда, площадью 6 031 583 кв.м, расположенный по адресу Нижегородская область, Ардатовский р-н, уч-к 5, кв Мухтоловское межрайонное лесничество, Майданское участковое лесничество имеет статус «аннулированный» и снят с кадастрового учета 05.04.2011.

2) В составе земельного участка с кадастровым номером 52:51:0000000:75 находилась часть 52:51:0500008:ЗУ2 общей площадью
6 060 000 кв.м, в акте согласования местоположения границ земельного участка в отношении части земельного участка с кадастровым номером 52:51:0500008:ЗУ2 площадью 6 060 000 кв.м, видно, что границы с землями лесного участка были согласованы ранее при проведении кадастровых работ на земельный участок с кадастровым номером 52:51:0500008:63.

Согласно официальному сервису «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» по адресу в сети Интернет: https://rosreestr.gov.ru/wps/portal/onlinerequest земельный участок с кадастровым номером 52:51:0500008:63, категория земель: земли лесного фонда, площадью 94 353 500 кв.м, расположенный по адресу Нижегородская область, Ардатовский р-п, уч-к 1, кв Мухтоловское межрайонное лесничество, Ардатовское участковое лесничество имеет статус «аннулированный» и снят с кадастрового учета 05.04.2011.

Изложенное свидетельствует о том, что согласование границ с землями лесного фонда имелось.

Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» утверждено «Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения».

Пунктом 4 указанного Положения установлено, что использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается в целях, предусмотренных пунктами 1 - 10.1, 13 - 15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации.

При этом не допускается размещение в соответствующих лесах зданий, строений, сооружений, не предусмотренных пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом в соответствии с пунктом 7 данного Положения правообладатель в течение 2 лет со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» или со дня регистрации права на соответствующий земельный участок вправе направить уведомление об использовании лесов, расположенных на таком земельном участке, с указанием вида или видов использования лесов с учетом положений пункта 4 настоящего Положения в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, а также в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. В случае направления такого уведомления наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания древесно-кустарниковой растительностью не является признаком неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 4, 7 Положения об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения», Общество направило соответствующие уведомления от 06.11.2020 об использовании лесов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 52:51:1000007:224, площадью 653 795 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, по адресу: Нижегородская область, Ардатовский р-н, ОАО «Кужендеевское», вид права: собственность (№ 52-52/103-52/277/504/2016-945/1 от 22.12.2016) и земельном участке с кадастровым номером 52:51:0500008:67, площадью
6 060 005 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, по адресу: Нижегородская область, Ардатовский р-н, ОАО «Кужендеевское», вид права: собственность (№ 52-52/103-52/277/504/2016-960/1 от 22.12.2016) принадлежащих Обществу, согласно пункта 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ – для заготовки древесины.

Данное уведомление направлено в соответствии с требованиями пункта 7 Положения в следующие органы: Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области (подтверждается соответствующей отметкой от 06.11.2020 о принятии); Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области и Республике Марий Эл (подтверждается соответствующей отметкой от 06.11.2020 о принятии) и Федеральную служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (подтверждается почтовой квитанцией и описью вложения в ценное письмо); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (подтверждается почтовой квитанцией и описью вложения в ценное письмо).

Изложенное позволило суду первой инстанции справедливо констатировать, что Обществом совершены необходимые действия по уведомлению компетентных органов об использовании лесов, находящихся на земельных участках с кадастровыми номерами 52:51:0500008:67 и 52:51:1000007:224, принадлежащих Обществу на праве собственности.

Также из материалов дела следует, что Общество приобрело вышеуказанные земельные участки на основании Договора купли-продажи № 177 от 22.04.2015.

Земельные участки с кадастровыми номерами 52:51:1000007:224 и 52:51:0500008: выделены из состава ранее существовавшего земельного участка с кадастровым номером 52:51:0000000:75, при этом дата внесения номера в государственный кадастра недвижимости 29.09.2006 (подтверждается п. 6 кадастрового паспорта земельного участка от 04.04.2011).

Данный земельный участок относился к категории земель сельскохозяйственного назначения, на нем изначально имелись лесные массивы (подтверждается экспликацией от 01.01.2009) и смежные границы с землями лесхозов (подтверждается государственным актом от 25.11.1985).

Права предыдущих правообладателей (ОАО «Кужендеевское») на первоначальный земельный участок с кадастровым номером 52:51:0000000:75 возникло до 1 января 2016 года.

Дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости, свидетельствует о том, что данный земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет ранее, чем кадастровый номер лесного участка в квартале 93 Ардатовского участкового лесничества Мухтоловского межрайонного лесничества 52:51:0500008:65, при этом земли лесного фонда в квартале 108 (выд. 12-20, 22-25) Майданского участкового лесничества Мухтоловского межрайонного лесничества в ЕГРН не зарегистрированы.

Учитывая изложенное и в силу вышеприведенных норм материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что принадлежность образованных земельных участков (спорных) к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН.

Из материалов дела видно, что границы земельного участка с кадастровым номером 52:51:0500008:65 (земли лесного фонда, находящиеся в собственности Российской Федерации) установлены и определены в соответствии с лесным законодательством, но в силу требований земельного законодательства не считаются установленными, поскольку идентификация лесных участков осуществлялась на основании материалов лесоустройства. Выпиской ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 52:51:0500008:65 подтверждено наличие в графе «Особые отметки» записи «Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства».

Факт наложения границ земельных участков, зарегистрированных в ЕГРН, с землями лесного фонда согласно сведениям ГРЛ ответчиком не оспаривается.

При этом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено документальных доказательств, подтверждающих факт неиспользования спорных земельных участков по целевому - сельскохозяйственному назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных пунктом 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 «О введении в действие лесного кодекса» № 201-ФЗ оснований для исключения сведений о лесных участках из государственного лесного реестра и приведения таких сведений в соответствии со сведениями из ЕГРН, в связи с чем правомерно удовлетворил предъявленные Обществом требования в полном объеме.

Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы – установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Аргументы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, коллегия судей изучила и признала юридически несостоятельными, ибо все они сводятся к иным, нежели у суда, трактованию норм действующего законодательства и оценке фактических обстоятельств спора. Однако наличие у заявителя собственной правовой позиции по спорному вопросу не является основанием для отмены принятого по делу судебного акта.

Следовательно, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.02.2021 по делу № А43-33065/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.

Председательствующий судья

Д.Г. Малькова

Судьи

Е.Н. Наумова

А.Н. Ковбасюк