ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 01АП-2980/2022 от 26.05.2022 Первого арбитражного апелляционного суда

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир

02 июня 2022 года                                                       Дело № А43-37812/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая  2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2022 года.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Богуновой Е.А.,

судей Новиковой Е.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Нижэкология-НН» и товарищества собственников жилья «Нижнепечерская, 10»(подписанная адвокатом Ильиной О.А.) на решение Арбитражного суда Нижегородской области по делу №А43-37812/2020, по иску общества с ограниченной ответственностью «Нижэкология-НН» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к товариществу собственников жилья «Нижнепечерская, 10»  (ИНН <***>, ОГРН <***>) при участии третьих лиц – товарищества собственников жилья «Верхнепечерская, 15/1», общества с ограниченной ответственностью «Марс-ОВ», о взыскании долга и неустойки и по встречным исковым требованиям о внесении изменений в договор №НЖ/293/18 от 27.11.2018,

при участии представителей от сторон:

от истца –  ФИО1, по доверенности №5 от 10.01.2022 сроком действия до 31.12.2022, представлен диплом ДВС 1292575 от 01.02.2002, свидетельство о заключении брака от 01.06.2007;

от ответчика – ФИО2, председатель ТСЖ, протокол правления от 17.04.2021, выписка из Устава ТСЖ от 18.05.2022

Ильина О.А., адвокат, по доверенности от 25.01.2022 сроком действия до 25.01.2023, представлено удостоверение адвоката №2346 от 08.06.2016;

от третьих лиц - представители не явились, извещены,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Нижэкология-НН» (далее – ООО «Нижэкология-НН», Региональный Оператор, истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось к товариществу собственников жилья «Нижнепечерская, 10» (далее – ТСЖ «Нижнепечерская, 10», Товарищество, ответчик) взыскании 1368 руб. 66 коп. неустойки за период с 16.05.2019 по 05.04.2020 (с учетом уточнений иска в порядке статьи 49 АПК РФ).

Определением суда от 29.01.2021 принято к производству встречное исковое заявление ТСЖ "Нижнепечерская, 10" к ООО "Нижэкология-НН" о внесении изменений в договор №НЖ/293/18 от 27.11.2018 (в преамбулу договора, в пункты 1, 2, 4, 5, 5.1, 6, 7, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 20, 22, 23, 24, 26, 33;  исключении из договора пунктов 3, 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 8, 9, 10; дополнении пунктами 5.3, 16.1, 16.2, 24.1)

Решением от 23.03.2021 Арбитражный суд Нижегородской области первоначальный иск ООО «Нижэкология-НН» удовлетворил в полном объеме.

Встречные исковые требования товарищества собственников жилья «Нижнепечерская, 10» удовлетворил частично.

Не согласившись с принятым решением, Региональный Оператор и Товарищество обратились с апелляционными жалобами в Первый арбитражный апелляционный суд, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Оспаривая законность принятого судебного акта, Региональный Оператор в апелляционной жалобе указал, что не согласен с принятым решением в отношении редакции Приложения 1 к договору, утвержденной в столбцах «Периодичность вывоза твердых коммунальных отходов», «Периодичность вывоза крупногабаритных отходов» а также ввиду отсутствия в Приложении 1 к договору информации о том, что на месте накопления твердых коммунальных отходов расположен, помимо прочих, 1 контейнер-сетка желтого цвета объемом 1,1 куб.м, предназначенный для раздельного накопления товариществом твердых коммунальных отходов.

По мнению истца, предлагаемый Товариществом вариант вывоза отходов - «...кроме вторника и четверга» не будет действительно безопасным для населения и окружающей среды, тогда как периодичность, установленная нормативными документами, базируется на проведенных при их разработке необходимых расчётах и исследованиях.

Истец, ссылаясь на пункт 12 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства от 12.11.2016  №1156, пунктом 13 СанПиН 2.1.3684-21 считает, что нормативно допускается транспортировать КГО по заявке, но заявки должны подаваться потребителем с регулярностью, не нарушающей действующие нормы и правила. В связи с чем считает, что спорный пункт нужно дополнить словами «… но не реже периодичности вывоза, установленной действующими санитарными нормами и правилами».

Кроме того, заявитель указал, чтоТовариществом не представлены доказательства, подтверждающие утилизацию раздельно накопленных ТКО способами, не нарушающими законодательства. Отметил, что ООО «Марс-ОВ», с которым и Товарищества заключен договор от 01.11.2020, не имеет права на принимать раздельно накопленные ТКО ни на обработку, ни на утилизацию. Полагает, что договор с ООО «Марс-ОВ» является ничтожным.  

Подробно доводы истца изложены в апелляционной жалобе.

Товарищество в своей апелляционной жалобе сослалось на то, что расчет пенинеобходимо производить в соответствии с пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, ответчик полагает, что оплата услуг по спорному договорудолжна осуществляться по цене, определенной для сортирования отходов Решением РСТ по Нижегородской области от 30.09.2019 года № 39/5.

По мнению апеллянтав рассматриваемом споре применению подлежала формула, предусмотренная п. 9(4) приложения № 2 к Правилам №354. Однако суд не применил данную норму при разрешении спора.

Подробно доводы ответчика изложены в апелляционной жалобе.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей от третьих лиц,   надлежащим образом извещенных  о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.

Как следует из материалов дела,27.11.2018 ООО "Нижэкология-НН" (Региональный оператор) и ТСЖ «Нижнепечерская, 10» (Исполнитель коммунальных услуг) заключили договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) № НЖ/293/18, в силу пункта 1 которого Региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а исполнитель коммунальных услуг обязуется оплачивать услуги Региональногооператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Полный перечень многоквартирных домов, находящихся в обслуживании Исполнителя коммунальных услуг установлен сторонами в Приложении N 2 к договору.

Согласно пункту 4 договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО -01.01.2019.

Под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного Региональной службой по тарифам Нижегородской области, в установленном законом порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Начисление платы по договору производится с даты начала оказания услуг, указанной в пункте 4 договора (пункты 5, 5.1 договора).

Исполнитель коммунальных услуг оплачивает оказанную региональным оператором коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с ТКО, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации - ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за истекшим месяцем (пункт 6 договора в редакции протокола разногласий от 23.11.2018 , л.д.17 том 1).

Стороны в пункте 15 договора согласовали условие о произведении учета объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема. Нормативы накопления ТКО, устанавливаются нормативно правовыми актами, принятыми Правительством Нижегородской области.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения исполнителем коммунальных услуг обязательств по оплате договора Региональный оператор вправе потребовать от Исполнителя коммунальных услуг уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день, предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки (пункт 22 договора).

В период с 01.04.2019 по 30.04.2019, 01.11.2019 по 31.07.2020 ООО "Нижэкология-НН" оказало Товариществу услуги по вывозу ТКО, по оплате которых у Товарищества возникла задолженность в сумме 145 017,15 рублей.

ООО "Нижэкология-НН" направило в адрес ТСЖ «Нижнепечерская, 10» претензию №25930 от 12.08.2020 с требованием оплаты задолженности и пени.

Отсутствие добровольного удовлетворения претензии послужило основанием для обращения ООО "Нижэкология-НН" в арбитражный суд с исковыми требованиями.

Повторно оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), согласно части 1 статьи 24.7 которого региональные операторы заключаютдоговоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.

Обязанность заключения договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрена статьями 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 24.6 и 24.7 Закона N 89-ФЗ и пунктами 4, 8 (11), 8 (12) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее – Правила №1156).

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1 , 4 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами; статус регионального оператора присваивается на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) (пункт 2 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).

Согласно статье 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой.

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (статья 330 ГК РФ).

В пункте 22 договора стороны согласовали, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем коммунальных услуг обязательств по оплате договора Региональный оператор вправе потребовать от Исполнителя коммунальных услуг уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день, предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.

Согласно нормам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Материалами дела подтверждается просрочка исполнения обязательства по оплате оказанных услуг, которая Товариществом не оспаривается, в связи с чем требование истца о взыскании неустойки является правомерным.  

Согласно расчету истца неустойка за период с 16.05.2019 по 05.04.2020 составила 1368 руб. 66 коп.

Расчет пени произведен истцом в соответствии с положениями пункта 22 договора и Типовой формы договора на оказание соответствующих услуг, судом проверен и признан верным.

Поскольку доказательства оплаты неустойки, как того требует статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик суду не представил, в связи с чем суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения требования истца о взыскании пени в сумме 1368 руб. 66 коп.

Доводы Товарищества о необходимости применения положений статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации подлежат отклонению апелляционным судом.

Приведенный ООО "Нижэкология-НН" порядок расчета неустойки соответствует неустойке, установленной действующим законодательством.

Пункт 22 Типового договора, содержащий положения об ответственности в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате, полностью идентичен пункту 22 договора, заключенного между сторонами.

Апелляционным определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 09.06.2020 NАПЛ20-108 «Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2020 NАКПИ19-948» в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 22 формы Типового договора было отказано. Верховным Судом Российской Федерации установлено, что принятый Правительством Российской Федерации порядок исчисления размера неустойки не противоречит части 14 статьи 155 ЖК РФ, так как подлежит применению к правоотношениям между региональным оператором и лицом, уполномоченным собственником твердых коммунальных отходов на заключение договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе управляющей компанией.

Из материалов дела также усматривается, что в процессе рассмотрения дела ТСЖ «Нижнепечерская, 10» заявило встречный иск о внесении изменений в договор №НЖ/293/18 от 27.11.2018 (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).

Обосновывая требование встречного иска, Товарищество указало на реализацию им права на раздельный сбор ТКО и несоответствие положений договора требованиям законодательства в связи с существенным изменением обстоятельств. Из представленной в материалы дела выписки из протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: ул.Нижне-Печерская, 10, следует, что собственники приняли решение в целях снижения расходов на вывоз мусора оборудовать контейнерные площадки, а также организовать раздельный вывоз мусора. При этом в соответствии с соглашением о совместном содержании и ремонте контейнерных площадок от 01.01.2017, заключенном между ТСЖ «Верхнепечерская, 15/1» и ТСЖ «Нижнепечерская, 10», обеспечение надлежащего технического и санитарного состояния контейнеров и контейнерной площади между домами осуществляется указанными ТСЖ совместно.

Письмом от 30.01.2019 года ТСЖ «Нижнепечерская, 10» предлагало региональному оператору заключить дополнительное соглашение о расчете платы исходя из фактически вывезенных контейнеров, указывая на раздельное накопление ТБО. Письмом от 11.03.2020 Товарищество повторно просило заключить дополнительное соглашение об изменении порядка объема коммунальных отходов.

Указанные обращения ТСЖ оставлены со стороны регионального оператора без удовлетворения.

Рассмотрев встречные требования Товарищества о внесении изменений в договор, суд первой инстанции счел возможным их удовлетворить частично. 

Пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

В силу норм статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

На основании пункта 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

В соответствии с пунктом 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.

В соответствии с пунктом 19 Правил №1156 в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, потребители обязаны осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов.

Согласно пунктам 4.2, 4.3 постановления Правительства Нижегородской области от 05.06.2018 N 407 "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Нижегородской области" при организации раздельного накопления ТКО применяется двухконтейнерная (двухпоточная) система раздельного накопления ТКО, при которой морфологические компоненты ТКО: бумага, картон, различные виды пластика, металл, стекло, текстиль размещаются в специальном сетчатом контейнере желтого цвета. Компоненты ТКО, не подлежащие размещению в сетчатом контейнере, размещаются в контейнере зеленого цвета. Решение о раздельном накоплении ТКО, образующихся в МКД, принимается на общем собрании собственников помещений в МКД.

Пунктом 4.3 указанного порядка предусмотрено, что принятое решение о раздельном накоплении ТКО обязательно к реализации для потребителей, органов местного самоуправления, региональных операторов по обращению с ТКО. В целях организации транспортирования ТКО принятое решение о раздельном накоплении ТКО направляется региональному оператору по обращению с ТКО в течение 10 дней.

Согласно подпункту «б» пункта 13 Типовой формы, утвержденной Правилами №1156, потребитель обязан обеспечивать учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).

Подпунктом «а» пункта 5 Правил N505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:

-        нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;

-        количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

В целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 настоящих Правил (пункт 6 Правил № 505).

На основании пункта 8 Правил № 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 настоящих Правил.

Исходя из положений вышеуказанных норм, принимая во внимание, что Правилами №505 предусмотрена возможность определения объемов при раздельном накоплении исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, при наличии принятого собственниками решения о раздельном накоплении ТКО, которое является обязательным для реализации в силу вышеуказанной нормы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в данном случае имеются предусмотренные законом основания для внесения изменений в договор №НЖ/293/18 от 27.11.2018 в связи с существенным изменением обстоятельств.

Предметом апелляционного обжалования со стороны Регионального Оператор и Товарищества являются пункты 5, 15 и Приложение №1 к договору. 

Как следует из материалов дела, согласно пункту 5 договора №НЖ/293/18 от 27.11.2018 года под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного Региональной службой по тарифам Нижегородской области, в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.

При организации раздельного накопления ТКО применяется двухконтейнерная (двухпоточная) система раздельного накопления ТКО, при которой морфологические компоненты ТКО: бумага, картон, различные виды пластика, металл, стекло, текстиль размещаются в специальном сетчатом контейнере желтого цвета (далее - сетчатый контейнер). Компоненты ТКО, не подлежащие размещению в сетчатом контейнере, размещаются в контейнере зеленого цвета (пункт 4.2Порядка N 407).

Товарищество просило внести изменения в данный пункт, настаивая на том, что оплата услуг Региональному Оператору должна осуществляться по цене, определенной для сортирования отходов на основании решения РСТ Нижегородской области от 30.09.2019 №39/5. 

Суд первой инстанции пункт 5 договора сохранил в редакции, предложенной ООО "Нижэкология-НН", за исключением абзаца второго предлагаемой редакции пункта 5 договора, в котором указаны единые тарифы на услугу регионального оператора при раздельном накоплении. Апелляционный суд соглашается с позицией суда первой инстанции в силу следующего.

В пункте 39 Правил N 1156 определено, что в целях обеспечения утилизации ТКО потребители вправе заключать договоры на оказание услуг по утилизации ТКО с региональным оператором, индивидуальным предпринимателем и (или) юридическим лицом, осуществляющими деятельность по утилизации ТКО, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

По информации ТСЖ «Нижнепечерская, 10» на контейнерной площадке Н-492 установлено два зеленых контейнера для накопления смешанных отходов и два желтых (сетчатых) контейнера. Контейнерная площадка Н-492 обустроена и содержится товариществом совместно с ТСЖ «Верхнепечерская, 15/1» по соглашению от 01.01.2017 года. Месячный объем вывезенных смешанных отходов делится между товариществами пополам. С сентября 2020 года полезные компоненты ТКО из желтого сетчатого контейнера вывозит ООО "Марс-ОВ" по договору от 01.11.2020 года.

Решениями РСТ по Нижегородской области для ООО "Нижэкология-НН" утверждены единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО и единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО при раздельном накоплении.

Расчет единого тарифа осуществляется в порядке, предусмотренном Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 N484 (далее - Основы ценообразования), и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с ТКО, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 N1638/16.

На территории Нижегородской области органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами является РСТ Нижегородской области.

В соответствии с пунктом 8 Основ ценообразования тарифы могут дифференцироваться по муниципальным образованиям, видам ТКО, а также технологическим особенностям в соответствии с территориальной схемой обращения в отходами субъекта Российской Федерации.

Такая дифференциация должна соответствовать принципу, предусмотренному пунктом 2 статьи 24.9 Закона 89-ФЗ (компенсации экономически обоснованных расходов).

Таким образом, законодательством Российской Федерации установлена возможность дифференциации тарифов в зависимости от видов ТКО, в том числе при их раздельном накоплении.

В соответствии с Порядком накопления твердых коммунальных отходов раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО потребителями по морфологическим компонентам с целью выделения вторичных материальных ресурсов и складирование разделенных морфологических компонентов ТКО на контейнерных площадках в соответствующие контейнеры, предназначенные для раздельного накопления ТКО, предусмотренные пунктом 4.2 настоящего Порядка.

При организации раздельного накопления ТКО применяется двухконтейнерная (двухпоточная) система раздельного накопления ТКО, при которой морфологические компоненты ТКО: бумага, картон, различные виды пластика, металл, стекло, текстиль размещаются в специальном сетчатом контейнере желтого цвета (далее - сетчатый контейнер). Компоненты ТКО, не подлежащие размещению в сетчатом контейнере, размещаются в контейнере зеленого цвета (п. 4.2. Порядка).

Руководствуясь данными нормами права решениями Региональной службы по тарифам Нижегородской области, ООО "Нижэкология-НН" в установленном законом порядке утверждены: единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (при раздельном накоплении).

При этом единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО при раздельном накоплении, установленные решениями РСТ Нижегородской области, подлежат применению в отношении фракций ТКО, отсортированных и накопленных в сетчатом контейнере желтого цвета, предусмотренном Порядком накопления отходов, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 05.06.2018 N 407, для раздельного накопления следующих морфологических компонентов ТКО: бумага, картон, различные виды пластика, металл, стекло, текстиль, что подтверждается письмом Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 14.02.2021 г. N Исх-516-69723/20.

Таким образом, в целях осуществления расчетов по договорам на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в случае осуществления потребителями раздельного накопления твердых коммунальных отходов, к смешенным ТКО накапливаемым потребителями в зеленых контейнерах применяется единый тариф регионального оператора, а к морфологическим компонентам ТКО, накапливаемым в специальном сетчатом контейнере желтого цвета применяется единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (при раздельном накоплении).

Аналогичная правовая позиция выражена в постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.12.2021 по делу NА43-1614/2021 (ТСЖ "Народная, 50" и ООО "Нижэкология-НН").

Поскольку ТСЖ «Нижнепечерская, 10» передает ООО "Нижэкология-НН" отходы, накапливаемые в контейнерах зеленого цвета, расчеты между сторонами должны производится с применением единого тарифа регионального оператора.

Согласно пункту 15 договора стороны согласились производить учет объема и(или) массы ТКО в соответствии с Правилами №505 следующим способом: расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема. Нормативы накопления ТКО, устанавливаются нормативно правовыми актами, принятыми Правительством Нижегородской области.

Товарищество предлагало данный пункт изложить в следующей редакции: «15. Стороны согласились производить учет объема смешанных отходов расчетным путем исходя из количества и объема зеленых контейнеров вывезенных с площадки Н-492 в соответствии в графиком вывоза, определенном в Приложении I к Договору».

Арбитражный суд Нижегородской области изложил указанный пункт в следующей редакции: «15. Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема установленных контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов».

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы Товарищества по данному пункту, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.   

Пунктом 8 Правил N 505 установлено, что при раздельном накоплении и сборе сортированных ТКО, несортированных ТКО, крупногабаритных отходов, коммерческий учет ТКО, в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО, осуществляется только в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческого учета расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.

Материалами дела подтверждается осуществление ТСЖ «Нижнепечерская, 10» раздельного накопление ТКО, следовательно, коммерческий учет ТКО должен производиться в зависимости количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Суд апелляционной инстанции в данном случае не усматривает противоречия в редакциях Товарищества и суда, а также трудностей в практическом исполнении договора, поскольку при раздельном накоплении ТКО объем оказанных услуг Регионального Оператора будет определяться исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, с учетом исполнения периодичности вывоза ТКО.

Как следует из материалов дела, Приложение 1 к договору "Информация по предмету договора" принята судом в следующей редакции:

1. Объем и место накопления твердых коммунальных отходов.

Наименование

объекта

Объем (куб.м.)

принимаемых твердых

коммунальных

отходов в год

Периодичность вывоза

твердых коммунальных

отходов

Периодичность

вывоза

крупногабаритны

х отходов

Место (площадка)

накопления твердых

коммунальных

отходов

Место накопления

крупногабаритных

отходов

город Нижний

Новгород, ул.

Нижне-

Печерская, 10

соответствии с

пунктом 15

договора с учетом

количества и

объема

контейнеров,

установленных в

месте (площадке)

накопления

твердых

коммунальных

отходов, а именно:

- для накопления

смешанных

твердых коммунальных

отходов - 1 зеленый

контейнер объемом

1,1 куб.м.;

- для накопления

крупногабаритных

твердых

коммунальных

отходов - 1

специальная

площадка объемом

23,6 куб.м.

С учетом

среднеднесуточной

температуры наружного

воздуха в течение 3-х

суток:

при температуре +5

градусов и выше -

ежедневно,

при температуре +4

градуса и ниже -

ежедневно, кроме

вторника и четверга

по заявке

город Нижний

Новгород, ул.

Нижне-Печерская,

10, площадка Н-

492

специальная

площадка

объемом 23,6

куб.м.,

находящаяся по

адресу: город

Нижний

Новгород, ул.

Нижне-

печерская, 10

При изложении приложения №1 в указанной редакции судом принято во внимание то, что в состав ТКО входят как смешанные отходы, так и крупногабаритные отходы, неизбежно образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, в связи с чем редакция истца по встречному иску, согласно которой в Приложении № 1 указаны только смешанные отходы не отвечает требованиям действующего законодательства.

Относительно объема принимаемых ТКО, судом первой инстанции правомерно принята редакция ответчика по встречному иску (с учетом совместного содержания контейнерной площадки двумя ТСЖ - 1 контейнер объемом 1.1 куб.м.), за исключением указания на раздельно накопленные ТКО из желтого (сетчатого) контейнера, поскольку последние вывозятся другой организацией на основании договора с ТСЖ. Поскольку ТКО из желтого контейнера (сортированные отходы) вывозятся иным лицом, правовых оснований для включения указанного контейнера в объем обязательств Регионального Оператора во вывозу ТКО (раздел таблицы – объем принимаемых региональным оператором твердых коммунальных отходов) не имеется.  

Относительно установления периодичности вывоза суд первой инстанции правомерно отметил, что в соответствии с пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21 срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5°С и выше - не более 1 суток; плюс 4°С и ниже - не более 3 суток, в связи с чем обоснованно счел возможным принять условие о периодичности вывоза ТКО в следующей редакции: при температуре +5 градусов и выше - вывоз осуществляется ежедневно, при температуре +4 градуса и ниже - ежедневно, кроме вторника и четверга.

Указанная периодичность вывоза ТКО при температуре +4 градуса и ниже (ежедневно, кроме вторника и четверга) не нарушает требования пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21.   

В пункте 12 Правил №1156 предусмотрено, что вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования. Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В письме Минприроды России от 11.10.2019 N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО" разъяснено, что в связи с тем, что площадки для складирования КГО могут быть расположены не в непосредственной близости от источника их образования, пунктом 12 Правил N 1156 предусматривается, что потребители имеют самостоятельную возможность доставить КГО на площадку для их складирования, определенную договором на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором. КГО подлежат вывозу региональным оператором в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО.

С учетом указанного периодичность вывоза КГО обоснованно принята судом первой инстанции в редакции - "по заявке", как не противоречащая вышеуказанным положениям Правил №1156.

Ссылка Регионального оператора на то, что договор от 01.11.2020, заключенный между ТСЖ «Нижнепечерская» и ООО "Марс-ОВ", является недействительным (ничтожным), поскольку данная сделка совершена в обход закона с противоправной целью, обоснованно отклонена судом первой инстанции со ссылкой на пункт 39 Правил N 1156 и письмо Минприроды России от 15.01.2019 N 12-50/00189-ОГ "Об обращении с ТКО".

Доводы Регионального Оператора об обратном, заявленные в суде апелляционной инстанции, отклоняются как основанные на неверном толковании норм материального права.

Обстоятельства дела, собранные по делу доказательства исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ и получили надлежащую правовую оценку, изложенную в обжалуемом судебном акте.

Выводы суда являются верными, сделанными на основании анализа фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, установленных судом при полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.

Учитывая вышеизложенное, апелляционная инстанция считает решение суда законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.03.2022 по делу №А43-37812/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Нижэкология-НН» и товарищества собственников жилья «Нижнепечерская, 10» (подписанная адвокатом Ильиной О.А.) - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий судья                                              Е.А. Богунова

Судьи                                                                            Е.А. Новикова

                                                                                         Ю.В. Протасов