г. Владимир
04 июля 2019 года Дело № А79-6900/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 27.06.2019.
В полном объеме постановление изготовлено 04.07.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Москвичевой Т.В., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества «Торфяночка» (ОГРН <***> ИНН <***>) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.03.2019 по делу № А79-6900/2018, принятое судьей Павловой О.Л. по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества «Торфяночка» о признании незаконным отказа администрации города Чебоксары в предоставлении земельного участка.
В судебном заседании приняли участие представители Садоводческого некоммерческого товарищества «Торфяночка» – ФИО1 по доверенности от 01.06.2018 сроком действия 3 года (т. 3, л.д. 145), ФИО2 по доверенности от 01.06.2018 сроком действия 3 года, администрации города Чебоксары – ФИО3 по доверенности от 29.12.2018 № 29-01-8102 сроком по 31.12.2019.
Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом, Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары, Бюджетное учреждение Чувашской Республики «Чебоксарское лесничество» Минприроды Чувашии надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Садоводческое некоммерческое товарищество «Торфяночка» (далее - СНТ «Торфяночка», Товарищество, заявитель) 19.04.2018 повторно обратилось в администрацию г.Чебоксары Чувашской Республики (далее – администрация) с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с условным номером 21:01:040212:ЗУ1 площадью 73 347 кв.м, расположенного в районе улиц Брикетная, Озерная, Песчаная, Центральная, для ведения садоводства в безвозмездное пользование сроком на 5 лет без проведения торгов на основании пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс, ЗК РФ).
Письмом от 09.06.2018 № 6067 администрация сообщила, что в настоящее время Комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки администрации города Чебоксары повторно рассматривается вопрос об изменении территориальной зоны садоводства, огородничества и дачного хозяйства (СХ-3) на зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1) с межеванием данной территории.
СНТ «Торфяночка» обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к администрации о признании незаконным отказа в предоставлении СНТ «Торфяночка» земельного участка, выраженного в письме от 09.06.2018 № 6067, обязании предварительно согласовать предоставление заявителю земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; признании незаконным решения администрации о повторном рассмотрении вопроса об изменении территориальной зоны.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 28.03.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом, руководствуясь статьями 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), Земельного кодекса, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии совокупности условий для удовлетворения заявленных Товариществом требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, СНТ «Торфяночка» обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой и уточнением, в которых просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
Товарищество отмечает, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что земельный участок с условным номером 21:01:040212:ЗУ1 площадью 73 347 кв.м с видом разрешенного использования «ведение садоводства» расположен в нескольких территориальных зонах.
По мнению заявителя, оспариваемый отказ администрации не мотивирован, в нем лишь сделана ссылка на публичные слушания, которые основанием для отказа не являются.
Кроме того, заявитель считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что письмо от 16.01.2019 № 20246 фактически является дополнением к оспариваемому письму от 09.06.2018 № 6067.
Подробно доводы приведены заявителем в апелляционной жалобе и поддержаны представителями в судебном заседании.
Представитель администрации в судебном заседании возразил против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся представителей иных лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и уточнении к ней, заслушав в судебном заседании представителей лиц, явившихся в судебное заседание, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 ГрК РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7); градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (пункт 9).
Правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается в том числе нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно части 2 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что на карте
градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Пунктом 3 части 3 статьи 8 ГрК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Частью 1 статьи 18 ГрК РФ предусмотрено, что документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
В соответствии с частью 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
В силу части 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Как следует из материалов дела, решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 23.12.2014 № 1787 утвержден генеральный план Чебоксарского городского округа, в соответствии с которым земельный участок с условным номером 21:01:040212:ЗУ1 находится в жилой зоне, в зоне сельскохозяйственного использования, в зоне рекреационного назначения.
Из Правил землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.03.2016 № 187, следует, что данный земельный участок расположен в территориальной зоне (СХ-3) «Зона садоводства, огородничества и дачного хозяйства» и частично попадает в территориальную зону (Ж-3) «Зона застройки среднеэтажными жилыми домами».
Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем пять лет.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован статьей 39.14 ЗК РФ.
Названный порядок предполагает, в частности, принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ).
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка регламентирован в статье 39.15 ЗК РФ, пункт 1 которой содержит требования к содержанию заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а пункт 2 - к перечню документов, прилагаемых к такому заявлению.
Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В силу пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить в том числе к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31 , пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.
Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности (пункт 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017).
Как было указано выше, согласно генеральному плану спорный земельный участок находится в трех зонах: в жилой зоне, в зоне сельскохозяйственного использования, в зоне рекреационного назначения.
Поскольку в рассматриваемом случае схема расположения земельного участка разработана без учета генерального плана, что не соответствует положениям пункта 2 статьи 11.10 Земельного кодекса.
Следовательно, при указанных обстоятельствах у администрации отсутствовала обязанность предварительно согласовывать предоставление СНТ «Торфяночка» спорного земельного участка и утверждать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (часть 1 статьи 33 ГрК РФ).
С учетом пункта 1 части 2, пункта 4 части 3 статьи 33 ГрК РФ суд первой инстанции обоснованно указал, что Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом вправе вносить предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, правильно установив юридически значимые обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, пришел к обоснованному выводу о том, что решение администрации, выраженное в письме от 09.06.2018 № 6067, соответствует требованиям закона и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Кроме того, судом обоснованно принято во внимание, что письмом от 16.01.2019 № 20246 администрация вновь отказала Товариществу в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка, дополнив отказ иными основаниями. Данный отказ не был обжалован заявителем.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных СНТ «Торфяночка» требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Доводам, приведенным в апелляционной жалобе, судом дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного апелляционная жалоба СНТ «Торфяночка»по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Государственная пошлина в сумме 1500 рублей, излишне уплаченная по чеку-ордеру от 29.04.2019, подлежит возвращению Товариществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.03.2019 по делу № А79-6900/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Садоводческого некоммерческого товарищества «Торфяночка» – без удовлетворения.
Возвратить Садоводческому некоммерческому товариществу «Торфяночка» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одну тысячу пятьсот) рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 29.04.2019.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья | М.Б. Белышкова |
Судьи | Т.В. Москвичева |
Ю.В. Протасов |